Классика – что слушать?

Смотрел на днях 38й парфенон, и просто обзавидовался, пуская слюни на обзор зальцбургского оперного фестиваля.
И, что-то ностальгия на меня такая нагрянула - полез искать Золото Рейна alla Scala с Баренбоймом у пульта. Он в 2010-м, наверное, прокатился по стране, а кто-то снял прямую трансляцию с Mezzo, с французскими субтитрами. Короче, с того времени я Вагнера дико полюбил, тщетно пытался посмотреть весь цикл, но регулярно натыкался на ощущение "не то", так вот задела меня эта постановка.
Короче, сегодня решил по тихой грусти ну хоть первую оперу пересмотреть, а, ба! на самизнаетегде по запросу "wagner barenboim" выскакивает BD-издание всей тетралогии 2015 года!
Короче, вот, качаю и предвкушаю отличную ночь :Dle18:


 
  • Love
  • Like
Реакции: Gerain9 и Al Soloviev
Да, а вчера искал мультоперы operavox, чтобы вместо Щенячьего Патруля богомерзкого у нас в школе детям ставили, пока родители болтают.
Нашел непосмотренную в их интерпретации Кармен - оторваться не смог. Тоже шедевр, хоть они и покромсали бедного Бизе)
 
Жан-Филипп Рамо «Галантная Индия» (немножко Wiki не помешает, чтобы понимать, что это за жанр такой — опера-балет).
Пятиминутный отрывок из современной постановки в стиле Krump.


Интервью с Бинту Дембеле, хореографом оперы-балета Жана-Филиппа Рамо Галантные Индии в постановке Opera de Paris.
-----
Другая версия (тоже французы), на этот раз целиком, с голыми тетями и дядями, но можно просто слушать без картинки.


Третья версия: люди-дикари и сопрано с трубкой в зубах на третьей минуте.
 
Последнее редактирование:
Я фанатею в последнее время от 14-й симфонии Шостаковича. Что ещё в таком стиле можно послушать? Ну то есть музыки симфонической много всякой хорошей, но вокал и понятный тест выводят это на совершенно другой эмоциональный уровень


13-я, конечно, тоже нравится, но она попроще, повеселее, градус накала совсем не тот
 


Вот ещё из того, что очень зашло. Жалко, что такая короткая
 
До-минорный фортепианный Бетховена, Крыстиан Цимерман и Леонард Бернстайн. Оба красавчеги, и никакого пафоса — играют и играются. У пианиста запас прочности такой, что, кажется, захочет — сыграет еще в два раза быстрее, или медленнее, или тише, или пафоснее, или проще. Мой внутренний Станиславский безоговорочно верит его фразировке.




На самом деле основная специализация Крыстиана — Шопен, тут он просто велик. Жаль, что он не любит записываться, поэтому в сетях его мало. Все четыре баллады Шопена:



Кому интересно, та же запись баллад (и даже чуть получше качеством) с нотами, но мне в кои-то веки было интересней смотреть на пианиста.

Здесь, уверен, нет восьмилетних юных виолончелистов, и тогда не совсем непонятно, к кому я обращаюсь, но вчера с полумладшим Первую балладу прослушали как историю, как сюжет (баллада, все-таки). Смотрели, как одна тема сталкивается с другой, как они обе сталкиваются с третьей, как главная тема начинается меланхолией (почти «Октябрь» Чайковского), и как она за пару страниц текста становится бурей.
А финал баллады (последняя минута) прослушали раз десять. Там, где каждый герой баллады пытается сказать что-то свое, но договориться герои так и не смогли. Я пародировал прочтение Цимермана, играя на клавишах и меняя характер этих заключительных реплик (пострашнее, пожалобнее, «погромче-потише» и т.п.) и меняя паузы между репликами (паузы это же важно, да?). Что понял мой восьмилетний виолончелист из показа, я не знаю. Такие семена долго всходят, и прорастут ли вообще... А взойдут, так поди докажи потом, что это ты посеял.
 
Петер Шрайер, тенор (29/VII 1935 — 25/XII 2019). Кажется, с самого детства знал его записи.
Немного деликатного пения вам в ленту: Роберт Шуман «Любовь поэта».



Тридцатилетний Роберт Шуман так влюбился, так влюбился в пианистку Клару Вик, что в 1840-м году женился на ней. И, до этого писав только фортепианную музыку, за год написал аж четыре вокальных цикла (альбома, по-вашему). Среди них как раз «Любовь поэта», как бы написанная от своего имени, и «Любовь и жизнь женщины», как бы написанная от лица любимой-невесты-жены. Как-то странно говорить про Шумана, что тут хит на хите и хитом погоняет, но примерно так оно и есть.
Шуман с Кларой, кстати, давали совместные концерты в 1844-м в Москве и Питере. Может, кто застал...

Исполнений для сравнения (сравнительное слушание — наше все) в интернете вагон. Но есть одно, которое доставляет тепло и свет прямо мне в душу и там взрывает и взрывает уж сколько лет кряду. Женское исполнение мужского цикла: Лотте Леманн, немецкая певица, поссорившаяся с Германом Герингом и уехавшая в Америку. Запись 1944 года, американская. Ну а где еще можно было записывать Шумана в 1944-м? Старая запись, да. Аккомпанирует Бруно Вальтер, по своей еврейской случайности бежавший от нацистов из Европы (Берлин, Лейпциг, Вена, после аншлюса Франция — везде достали, после начала Второй мировой — США).
От голоса Лотты я исчезаю, или становлюсь никем. Не уверен, что мои предпочтения разделят другие мужчины, но мне пофиг.



Лотта Леманн записала и «Любовь и жизнь женщины», еще в Европе, в Лейпциге (1928), с инструментальным ансамблем.


Оба цикла Шумана в исполнении Лотты Леманн (1888–1976) издавалась на виниле в недешевой серии «Сокровищница исполнительского искусства». Мало кто Лотту знал в СССР, и я смог купить уцененную пластинку. Единственная фотография на конверте и небольшая аннотация — вот и все, что я знал об этой певице. А не так давно я нашел снятый на пленку (1961) мастеркласс Лотты. Здесь она уже в возрасте бабушки, но еще кое-что может показать молодым.
 
  • Like
  • Love
Реакции: irma-kanu и PianoIst
Наверно, тоже в эту тему.
Я не оркестровый музыкант, а потому никогда не видел, как какой-нибудь известный дирижер репетирует что-нибудь крупное «с нуля», да еще и не со своим оркестром. Как он лепит целое, что говорит музыкантам? Вот, достаточно известный дирижер Бернстайн с каким-то немецким молодежным оркестром разучивает Первую симфонию Шостаковича:



А здесь «Весну священную»:



От 47'00": «Хрис-тос вос-кре-сье... (...) из мёрр-твыиххь... Не надо только вот это: лик Дюка Эллингтона!»
 
В предверии Нового Года и связанных с этим делом неновогодних настроений, с возрастом хочется послушать чего-то не шибко сложного и уж тем более весёлого, но как минимум чего-то светлого для не самых грустных воспоминаний, размышлений и таких же мечтаний. Нашла я себе под Новый Год такую музыку - Валентин Сильвестров "Багатели". Знаю, что он писал много симфонической музыки начиная с 60-х и что-то слушала. Но зашли его фортепианные минималистические фортепианные багатели. Их слушаю обычно под Новый Год все подряд, хотя самая первая - любимая.

 

Вложения

чего-то светлого для не самых грустных воспоминаний, размышлений и таких же мечтаний.
Хороший хоровой концерт тоже должен подойти :) Можно просто слушать (качество записи очень приличное), а можно смотреть за поочередной работой четырех дирижеров-хормейстеров, еще раз убеждаясь, что работа дирижера — напоминать о том, что было на репетициях. После симфонического Бернстайна хоровики кажутся людьми с другой планеты.
Мое личное открытие — Дмитрий Смирнов, он в этой программе и один из хормейстеров, и автор.

00’15”
John Ward — Come sable night
Robert Lucas de Pearsall — Lay a garland
Herbert Howells — Requiem aeternam
дирижер Федор Леднев

12’00”
Jacobus Arcadelt — Il blanco у dolce cigno
И. Стравинский — Богородице Дево, радуйся
А. Глазунов — Любовь
Русская народная песня «Прощай, радость, жизнь моя!» (обр. Д. Смирнова)
дирижер Дмитрий Смирнов

25'15"
свящ. Андрей Бондаренко — Ныне отпущаеши
Андрей Саврицкий — Метелица
Eric Whitacre — A Boy and a Girl
дирижер Ольга Янум

38’30”
Д. Смирнов — четыре фрагмента из цикла на стихи Набокова:
1. Маркиза. 2. Влюбленность. 3. Ангел. 4. Утихнет жизни рокот жадный
дирижер Николай Романов

55’50”
А.Бабаджанян — Верни мне музыку (обр. для джаз-хора Д. Смирнова)
дирижер Дмитрий Смирнов
 
Письмо про новый инструмент (челесту). Пётр Чайковский — Петру Юргенсону (1891):

«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком… Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Купить его можно только в Париже у господина Мюстэля… Так как инструмент этот нужен будет в Петербурге раньше, чем в Москве, то желательно, чтобы его послали из Парижа к Осипу Ивановичу. Но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают, раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами.»
 
Pierre Phalèse (1510 – 1575) — это не композитор, а издатель. А кто композитор, сие мне не ведомо.
Bransle — бранль, круговой танец (вроде хоровода).



 
  • Love
  • Like
Реакции: PianoIst и Gesser
Страшный-ужасный Джон Кейдж — 4 пьески для домашнего музицирования (1940).
Играть на чем угодно, что под руку попадется, и немножко «петь». С листа такое — слабо? :)

 
  • Like
Реакции: Timo и PianoIst
1) Дэвид Брюс — The Lick Quartet. Сочинение современное, но совсем не авангард, слушается очень легко. Сыгранность квартета, ни разу не сбившегося с такой ритмики, поражает.



В теме «Популяризация» упомянут подкаст Дэйвида Брюса в ютьюбе.

2) В той же теме — мой небольшой разбор пьесы Sky Macklay «Many, Many Cadences».
 
лутшынький (как по мне) из франц. перенасыщистов. ян робен.
 
  • Like
Реакции: dr-music
Отсутствовавший несколько месяцев по неуважительной причине @dushah разместил в посте #207 (чуть выше) хороший образец африканского минимализма. Но, как обычно, поленился написать (или хотя бы перевести) несколько строчек вводного текста для непосвященных. Восполню.
В этой пьесе встретились первые голландские колонизаторы XVII века (барочный клавесин и виола да гамба) и коренные племена
(мбира и флейта). Клавесин перенастроен на одну из традиционных африканских систем настройки (их много насамделе), а потому звучит микрохроматически. В этой пьесе строй такой:
G standard pitch
F# -40 cents
E -40 cents
D -15 cents
A +14 cents
B -40 cents
A -29 cents

Микрохроматика — это не фальшь, это другой слух, другой опыт и другое слышание. Попробуйте войти внутрь и прислушаться, перенять и прожить. Не пойдет — ну и ладно. В микрохроматике многие композиторы искали новое качество, новую красоту, и это вовсе не придурь «зажравшихся моральных уродов» (©).

Сравнительное слушание сегодня немного странное. Александр Скрябин, одна прелюдия (но никто не мешает послушать все).



Иван Вышнеградский (Вики), который должен был остаться русским композитором, но стал французским, четвертьтоновый подвижник, считавший себя последователем и учеником Скрябина, хотя они и не были знакомы. У Вышнеградского, как и у Скрябина, тоже есть цикл «24 прелюдии», только для четвертьтонового фортепиано. Специальный инструмент Вышнеградскому создать не удалось, и цикл исполняется на двух инструментах, настроенных со сдвигом.
Одна только прелюдия №5, но в ютубе есть и весь цикл.



Какая-то значимая часть меня живет в обеих этих прелюдиях и не хочет оттуда уходить.

P.S. В теме «Джаз и "фирмачи": пытаемся разобраться» в посте #174 — о микротоновом джазе и саксофоновый фокус с делением октавы на 128 частей.
P.P.S. В посте #630 темы о Дорико — экстремальный пример (видео) с делением октавы на 12 000 ступеней. Не музыка, демонстрация возможностей нотного редактора, но все равно интересно.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dushah
Отсутствовавший несколько месяцев по неуважительной причине @dushah разместил в посте #207 (чуть выше) хороший образец африканского минимализма. Но, как обычно, поленился написать (или хотя бы перевести) несколько строчек вводного текста для непосвященных.
приичины отсутствия персонажа — глупость вступившего в дискуссию с профаном, и равноценная (как минимум, а при внимательном рассмотрении — кратная, пожалуй) ей — вахтёра — оставим в стороне: вряд ли для кого-то в этой ситуации разлука была тягостной. считая основным содержанием своей деятельности взаимодействие с красотой (зачастую паразитарного свойства) далеко не всегда очевидным способом, персонаж dushah считает возможным указывать на зоны взаимопроникновения этой самой красоты и нашего уёбищного мира. это совсем не предполагает какие-то объяснения, просветительские аспекты, и тэдэ: умный тонкий сам найдёт нужную ему информацию, и отрефлексирует, вплоть до вещей малодоступных и напрочь отсутствующих в этих ваших интернетах (вот, кстати, занятная штука, да?), а дураку всё выложи в готовом (измельчённом и почти переваренном) виде, он его поглотит и так же лехко высрет, забудет значит. это из моего боле-менее успешного 25-летнего пэдагогического опыта. так шо не буду объяснять и переводить, выбачтэ. это принципиально
 
Последнее редактирование:
  • Love
  • Like
Реакции: ARSound и dr-music

Сейчас просматривают