Но я вашу мысль уловил, думаю.
А у меня еще мысли есть
Да и, в конце-то концов, я просто развлекаюсь, пописывая эти лонг-ридики. А вдруг что-нибудь интересное для себя самого напишется?
ПОДХОД ВТОРОЙ
Я - художник, я вижу что-то (войну, смерть, любовь, красоту), это волнует меня, заставляет переживать и сопереживать и я как художник эти переживания воплощаю в произведение, самовыражаясь. Таким образом именно человеческие чувства находятся в центре внимания художников.
Все эти слова имеют у Вас очевидную этическую окраску, они означают что-то хорошее (плохое), важное, судьбоносное. Но смотрите, есть очень и очень много других вариантов. Например...
Для религиозного человека важна связь с Богом. (Я сейчас не про конкретную религию, и не о переживаниях по поводу уже созданных произведений искусства на религиозную тему.) Может ли религиозный художник создать произведение, которое будет максимально очищено от всего, вызывающего очевидные эмоции? Создать нечто очищенное, тэкскзть, от всего земного-человеческого — от эндорфинов и кортизола, от лирических секст и золотого хода валторн, от ритмических костылей ритм-группы и сопливого соло саксофона в предсказуемом месте? Может ли создать произведение, в котором не будет ничего, кроме умиротворенного времени и внутренней стройности (очень часто, кстати, изначально просчитанной, но потом, разумеется, выслушанной)? Приходить к Богу с гормонами до ушей — всяко бывает, но как-то оно неопрятно, что ли.
Едва ли эта музыка будет способна вызывать эмоции и «простые чувства», скорее, наоборот, она призвана остановить бесконечную гонку эмоций и чувств. Умиротворение — можно ли его тоже считать чувством или эмоцией?
Кстати, «Всенощное бдение» Рахманинова, насколько я знаю, никогда не используется в богослужебной практике, ибо красота его — земная. Великая красота, спору нет, но не к Богу она ведет.
=======
Хорошо, а просто долгое созерцание, медитация, трансовое состояние разве не свойственно человеку? Три часа, забыв про часы, одному, у водопада… (Из Мортона Фелдмана нам что-нибудь!) Такая музыка тоже не пишется для
передачи эмоций. Она, скорее, капсула, конструкт, в который можно войти или не войти, а войдя — можно измениться.
Для композитора, кстати, это отдельный и тяжелый труд — выслушать все так, что бы ни одна конвенциональная штучка, могущая вызвать привычную эмоцию («лирическая секста» и проч.) не проскочила. В замусоренном акустическом пространстве это действительно не просто.
=======
А созерцание физических процессов, несоразмерных человеку — таких, как тектоническая активность (пострашней войны может быть), столкновения галактик, флуктуации вакуума — разве не может быть областью композиторского поиска? Когда композитором находится, выстраивается какое-то звучание, малоподвижный кластер, массив, который можно воспринимать только как что-то бесчувственно-неумолимое? (Янис Ксенакис) Какая-то эмоция у слушателя, наверно, будет, но она точно не заложена в сочинение, сочинение только показывает самого себя. Человек в масштабе нескольких парсек ведь даже не пылинка, а в Планковском масштабе вообще не существует даже как объект. Но ведь задумывается же человек и о таких вещах?
=======
Можно ли считать чувством состояние «эврика» — как когда доказана теорема? Найден выход из безвыходного? Неожиданным ходом выигранная игра? Давайте поговорим об игре, есть такая человеческая практика (чаще детская, но не обязательно). Сложная тема, чуть издалека зайду — следите за руками.
Известно, что классическая симфония состоит из четырех частей. Четыре — ну, так авторы того времени сосчитали основные «временные скорости», хоть как-то доступные человеку для осознания/переживания/проживания. Симфония потому и считается высшим жанром той эпохи, что все четыре заключены в одном целом.
Какие же четыре? Первая часть симфонического цикла —
драма. В каком-то смысле это жизнь взрослого человека
в реальном времени. Любое говорение о музыке это всегда перевод, толкование, упрощение и допущение. И раз так, то допустимо упростить и сказать, что эта первая часть — о трудностях и их преодолении, и сонатная форма чудо как хороша для этого: тональный конфликт-противопоставление двух тем, их столкновение в разработке и — как результат столкновения — реприза, где происходит снятие тонального конфликта.
Вторая часть — медленная, это —
лирика, погружение во внутренний мир человека (любящего, страдающего, созерцающего — не важно, важно направление взгляда — внутрь). Масштаб времени —
минуты и секунды, но только как бы рассмотренные под магическим увеличительным стеклом.
Финал симфонии — это
эпос. Эпос — он вообще не об отдельном человеке (и уж точно не его эмоциях), эпос — о человеческих поколениях и типическом/архетипическом. Не зря в финалах композиторы часто использовали народные темы — т.е. те, которые в круговом времени не менялись
столетиями.
Осталась еще одна часть, до сих пор мной не названная — Скерцо. Вот она
игра и есть. В ней происходит выход в другое, параллельное время. Когда игрой по-настоящему увлечешься, об «обычном» времени забываешь. Это
простотакошная часть симфонии. Баловство, багателька.
Такой получается у классиков взгляд на человека: драма, лирика, эпос и игра.
Любопытный, кстати, факт: если посмотреть на бетховенские или моцартовские ноты, первая часть (драма) обычно записывается восьмыми-четвертями-половинками, а медленная часть (лирика) — восьмыми, шестнадцатыми-тридцать вторыми и даже еще более мелкими нотками. И не просто так! Можно было бы и кратно записать, да? Чтобы в глазах не рябило от черноты (англичане такую процедуру ink-sаving называют). Всего-то и требуется — метроном пересчитать. Но композиторам важно было записывать музыку медленных частей именно
в минутах-секундах, а не в
неделях-месяцах. Чтобы одного взгляда на ноты хватало для схватывания главного («о чем кино»).
Разумеется, композиторы испытывали на прочность и придумали бесчисленное количество вариантов этой схемы. Выстраивание композитором своей версии симфонического цикла — сродни придумыванию композиции картины у живописца, т.е. самая что ни на есть область творчества. Справедливо ли, что не все слушатели могут воспринять эту часть композиторской работы? Ну да, не все. Не справедливо. Без какой-то интеллектуальной работы тут всяко не обойтись. Сколь-нибудь крупные произведения работают не только с кратковременной памятью (как песенки), но и с долговременной, а объемы и надежность этой памяти у всех разные, и скорость перекачки информации туда-сюда тоже разная. Опять уперлись в физиологию, увы. Но чувство эврики (если оно существует, и если оно — чувство) кого-то может поджидать и на этом уровне.
Об игре еще допишу.