Классика – что слушать? (2 онлайн)

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.657
5.667
113
Moscow
Давно назревшая тема: что слушать из серьезной (академической, классической, симфонической, камерной, оперной, хоровой) музыки. Что затронуло – делитесь. Что вызвало вопросы – спрашивайте. Если кому-то что-то советуете, по возможности называйте конкретное исполнение. Просто совет послушать «Бориса Годунова» или из Моцарта, там, что-нибудь – не очень приветствуется (особенно для музыки, существующей в десятках и сотнях исполнений).

Начали здесь про фортепианный Концерт Шостаковича, и всего на двух форумных страницах уже упомянуты
Перотин, Бах, Вивальди, Гендель;
Гайдн, Моцарт, Бетховен;
Шуберт, Шопен, Чайковский, Метнер, Рахманинов, Скрябин;
Лист, Венявский, Паганини;
Бизе, Мусоргский, Вагнер, Дюка;
Гаврилин, Свиридов, Щедрин;
Сати, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Губайдулина, Шнитке;
Шенберг, Веберн, Штокхаузен, Бэббитт, Кейдж;
Christophe Bertrand, Филановский, Furrer, Ali Can Puskulcu;
Таривердиев, Бабаджанян, Эшпай, Андрей Петров;
Гласс, Найман;
Мартынов, Батагов, Айги, И.Крутой, Эйнауди;
Э.Л.Вебер, Рыбников, Артемьев, Каравайчук…
Хорошо бы продолжить. Наверно, есть смысл перенести сюда все, что не касается Концерта Шостаковича и Мацуева, но – на усмотрение модератора. (@Vosk ?)

Ссылки (список будет пополняться):
1) https://classic-online.ru/ – маст хэв, очень большой список сочинений, часто приложены ноты. Заплатить 300 рублей за год или 1000 пожизненно стоит того.
2) Мой блог по contemporary classical music: https://julybosanova.livejournal.com/
В этот блог в ЖЖ нерегулярно, непоследовательно и с плохой пока индексацией скидываю то, что счел интересным из музыки последних лет сорока. Не более одной десятой из прослушанного. В основном в этом блоге contemporary classical music (можете продолжать называть это «авангардом»), совсем немного классики (либо исполнение поразило, либо прошел мимо, когда был молодым и глупым), либо что-то аранжировочное (совсем редко).
О вкусах спорить не хочу, блог создан для личного потребления, но открыт для всех. Чистые «математические» композиторы (условные Милтон Бэббитт и Карлхайнц Штокхаузен) имеют небольшие шансы попасть в блог. Минималистов (особенно постсоветских) в нем нет и никогда не будет. Но если вы найдете красоту в этой или в этой пьесе, то, скорее всего, что-то найдете и в остальных.
Ну и, разумеется, эта музыка требует слушания-участия. Освободите время, прокрутите в голове один-два раза «4'33"» Кейджа (что-то вроде чистки зубов перед свиданием), примите удобное положение, и тогда...
P.S. И да: я не вступаю в переговоры по поводу размещенного в этом блоге. Не нравится – до свидания.
3) В Фейсбуке есть сообщество Contemporary Classical Music. Сочинений выкладывают много, не все достойно внимания. На английском.

И для затравки: ВCЯ ИСТОРИЯ МУЗЫКИ В 65 КАРТОЧКАХ.
К этим карточкам есть академические претензии, да и не может быть все включено в небольшую колоду. Но для первоначальной ориентировки – хорошая штучка. (Из четырех авторов «картотеки» Борисом Филановским написаны вставки, отмеченные восклицательным знаком – они особенно ценны.)
 
Последнее редактирование:

PianoIst

Well-Known Member
19 Май 2010
4.108
4.165
113
29
Kirchberg, kreis Zwickau
soundcloud.com

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.754
113
51
Королёв, Москва
medici.tv
Mezzo
Mezzo live HD


В Фейсбуке есть сообщество Contemporary Classical Music. Сочинений выкладывают много, не все достойно внимания.
- Человек он, конечно, неприятный...
- А ты у него спроси - он тебя считает приятным человеком? (с "Визит к Минотавру")
 
  • Like
Реакции: dr-music

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.657
5.667
113
Moscow
- А ты у него спроси - он тебя считает приятным человеком?
Не, не спрошу, не интересно! Но, кмк, намек понял :)
В случае с сообществом в ФБ все прозаичнее: один тащит как современное написанное в 1920-х, другой свое первое студенческое сочинение, а третий любимую попсу (не прочитав правил сообщества). Очень много мусора. Далеко не каждый день у меня есть возможность заниматься еще и такой предварительной фильтрацией – до личной-вкусовой.
 

V_ad_im

Well-Known Member
1 Ноя 2006
2.759
2.358
113
48
дежурное радио - перешёл на него после того, как разлюбил наше Орфей: http://adagio.fm/ (слева на странице нажать кнопку HTML, затем на плей)
Там бывают иногда слабенькие треки, типа слащавых easy lestening, но иногда очень даже интересные мелькают неведомые записи
 
  • Like
Реакции: irma-kanu

alexgavel

Member
20 Мар 2019
79
28
18
42
обязателен к прослушиванию вокальный шедевр Vivaldi "Stabat Mater" RV 621
желательно в исполнении контратенора Carlos Mena, лучше в студийном (безупречном) варианте
я слушал и в женском исполнении это произведение, но контратенор как-то ближе к бесполым ангелам
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.657
5.667
113
Moscow
Недавно затрагивал тему сравнительного слушания (несколько исполнений одного произведения подряд). Давайте попробуем.

Дакен, Луи Клод – «Кукушка». Маленькая, всем известная пьеса, переложенная, кажется, для всех существующих инструментов и постоянно играемая в ДМШ.
Можно ли как-то необычно проартикулировать эту заигранную музыку? Сложность в том, что любым попыткам поиграть с агогикой (ускорения-замедления) препятствуют ровные шестнадцатые в другой руке, которые не могут прерываться (ручеек или шелест).
Предлагаю два нестандартных исполнения (усредненные «правильные» найдете сами, их вагон). Меньше пяти минут на оба.

Дьёрдь Цифра – пианист совсем незавидной судьбы (ознакомьтесь), в молодости я никогда даже не слышал о нем. Фантастический виртуоз и автор головоломных переложений.
Все «ку-ку» у него разные, от нервных опережающих, до отстающих и отдаляющихся. Запись 1982-го года.


А второе исполнение – Сергей Рахманинов. Я не понимаю, как он настолько нагло замедляет на каждом «ку-ку» и при этом не теряет инерции в шестнадцатых. Гений, наверно. Запись 1920-го года.

 
Последнее редактирование:

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
321
63
Tokyo, Japan
Я сторонник того, что "начинать" лучше с современой музыки. Это обусловлено тем, что мысли и чувства современников нам априори должны быть ближе и понятнее, чем мысли и чувства людей прошлого-позапрошлого столетий. Мы с современниками существуем в более схожем "контексте". А вот список сочинений у каждого будет свой (к слову, у @dr-music замечательный блог, я многое услышал впервые и с большим интересом). Если провести аналогию с рок музыкой - в академической музыке тоже очень много течений, жанров, поджанров и всего прочего. Есть более "лёгкая" современная музыка, есть более "тяжёлая", а есть и совсем "тяжеляк". Что одному драйв - другому смерть:)

Вот, например, можно послушать философские размышления о божественном в "Берлинской мессе" Арво Пятра, "красивая" в классическом понимании слова музыка. А кто знает нотки - поставьте на паузу и поиграв отдельно каждую партию изумитесь, как из столь простых "кирпичиков" композитор создаёт гораздо более сложное общее звучание:
Или уже приводимое мной здесь же сочинение японца Такаси Ёсимацу "Плач по токи" (композитор написал эту музыку уже около 40 лет назад, но на мой взгляд она и сегодня звучит достаточно свежо и убедительно, как плач по хрупкой красоте, постепенно покидающей, по мнению автора, этот мир. Он вдохновился фотографией самой последней птицы токи, про которую прочитал в газете, что она умерла)
Ну, раз уж меня занесло в Японию, можно послушать и более "свежего" автора, достаточно молодой ещё Даи Фудзикура и его Второй концерт для фортепиано с оркестром (есть так же в блоге у @dr-music, но оставлю его и в своём посте, так как всё-равно планировал вставить), гораздо более терпкий автор, но с очевидным колористическим уклоном в сочинении и очень ярким оркестровым языком:
И вдруг вспомнилась очень симотичная миниатюра Акихико Мацумото "№2 Пульс" для фортепиано и электроники из цикла "Preludes for Piano Book 1":
А раз уж зашла речь об электронике, потрясающее сочинение Александра Дюрупт (Alexndre Durupt) "Убийцы" для ударных, трубы, тромбона и лайв-электроники. Идея более-менее очевидна, достаточно посмотреть и "впустить" это в себя: https://youtu.be/wcd4pG7rPkQ

Из отечественных авторов тоже многих можно вспомнить.

Например замечательная пьеса "Колыбельные танцы" для ансамбля упомянутого уже Дмитрия Курляндского: На мой вкус звучит как погружение в параллельную вселенную, говоря простым языком)))

P.S. если это будет интересно - я с удовольствием присоединюсь и продолжу импровизацию на тему "что послушать")), но пока вынужден остановиться и отвлечься. Музыки много, в том числе хорошей, в том числе классической или современной, главное заинтересоваться!
 
Последнее редактирование:

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.657
5.667
113
Moscow
Немножко детства вам в ленту, а то достали уже своим авангардом.
Сергей Прокофьев «Петя и волк», телефильм 1976-го года (СССР).
Геннадий рождественский, читает Наталья Сац.

 

irma-kanu

Active Member
7 Июл 2005
254
159
43
Тема чудесная. Чисто по-женски тронул данный состав, играющий музыку Лигети, что я никогда не слушала - ну авангард и фиг с ним. А тут просто без отрыва от экрана, да и познавательно - может кто-то не видел).
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.657
5.667
113
Moscow
может кто-то не видел
Я не видел :) Но Лигети написал это, когда ему тридцатник был, еще до того, как до авангарда дозрел :)

Тоже в режиме «может кто не видел»: Барбара Ханниган исполняет более позднего Лигети (опера написана в 1977, здесь только отрывок).
 
Последнее редактирование:

irma-kanu

Active Member
7 Июл 2005
254
159
43
@dr-music, классный сэр Раттл и конечно, Барбара Ханниган, которую больше привыкла видеть в черном парике, чёрном платье и с другим оркестром. По-хорошему театрально, гротескно и смешно. Но вообще поймала себя на мысли, что не так уж эти две вещи, написанные в разное время, отличаются по почерку, настроению и общему посылу. И в достаточно традиционном квинтете Лигете был уже самим собой, просто более классичным, менее радикальным. Но стиль уже присутствует, читается. И, конечно, и там и там "театральщина" в видеоряде очень помогает восприятию музыки.
 
  • Like
Реакции: dr-music

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.657
5.667
113
Moscow
Но стиль уже присутствует, читается.
И соглашусь, и не очень. Нам «карты уже открыты», мы знаем кто автор и кто исполнитель, и эту пленку назад не отмотать. Но если дать послушать «Багатели» средней руки меломану (меломану в вакууме, ага), но без видео, с предложением отгадать автора, то подозреваться будут многие: и Прокофьев, и Стравинский (после русского периода), и Хиндемит, и Бриттен, и Барток — причем все с оговорками, что это, мол, скорее всего, не они, но похоже. А в исполнении квартетом саксофонов — и США, и даже джаз могут померещиться (еще один привет Стравинскому).
Лучше всего из Лигети знают и с чем его имя ассоциируется, это все же... ну, «Атмосферы», например, «Lux Aeterna» (свыше миллиона просмотров, кстати), «Реквием»...

Я не против театрализации изначально нетеатрального. Если кому-то эти театральные костыли помогут выйти из гетто легкой музыки, то и замечательно. (Было бы странно быть против в эпоху, когда, если нет клипа на песню, то и самой песни вроде как нет.)

Однако сегодня я открывал для себя довольно позднего Лигети, которого внимательно никогда не слушал, и мне он нравится. «Гамбургский концерт» – кончерто-гроссо для натуральных валторн с оркестром и «Концерт для скрипки» (Копачинскую нафиг, предлагаемое мной исполнение лучше). Заодно выяснил, что изначально Лигети написал Musica ricercata (текст на англ.) — 11 пьес для фортепиано. Позже восемь из них были переложены для баяна каким-то французом, а шесть – самим Лигети для духового квинтета, и получились «Шесть багателей». А еще выяснилось, что вторая часть Скрипичного концерта это вариации на Багатель №3, только замедленный и опущенный на две октавы. Так-то Лигети поработал с собственным материалом спустя 40 лет.

Ну а кому пофиг на Лигети, слушайте сегодня «Торжественную мессу» папаши-Моцарта.

 
Последнее редактирование:

irma-kanu

Active Member
7 Июл 2005
254
159
43
@dr-music, большое спасибо за примеры и отсылки к истории. Да - Лигети гораздо более многогранен и популярные в ютубе ролики с его музыкой не могут полностью отразить весь масштаб его творчества. Как и у многих людей, желание категоризировать отдельные объекты, у меня присутствует, но хорошо, что есть более продвинутые умы, которые время от времени помогают шагнуть за пределы этой привычки).
 
  • Like
Реакции: Kristine Gelene и dr-music

слепой гонщик

Well-Known Member
23 Мар 2011
988
340
63
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Во, у меня дочка кипятком ссыт, меньше, чем два раза подряд не слушает)
Хех, ваша дочка...

Моя мама! 87 лет, дети войны, сталинская молодежь и верный ленинец. Из крестьян. Зыкина, Лещенко, Кобзон и немного ранней Пугачевой - по озорству и на праздники.
Поставил ей. Глаза удивленные и - два раза. Кипятком.

Ну, и я тоже. Велика сила искусства.

Давно здесь не был. Рад вернуться. И огромное вам спасибо за эту ветку.
[DOUBLEPOST=1560367494][/DOUBLEPOST]Господи, просила меня скачать ей еще музыки этих Les Musiciens de Saint-Julien.
Где их взять-то?
 

слепой гонщик

Well-Known Member
23 Мар 2011
988
340
63
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Так, поправка - заказали не именно Les Musiciens de Saint-Julien, а "таких же красивых песен".
Can you help me?
 

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.248
685
113
Хех, ваша дочка...
Моя мама! 87 лет
[DOUBLEPOST=1560367494][/DOUBLEPOST]Господи, просила меня скачать ей еще музыки этих Les Musiciens de Saint-Julien.
Где их взять-то?
У меня на рипите была))))))))))) Дочке тоже понравилось)))))))
Вот ещё похожее
[DOUBLEPOST=1560372339][/DOUBLEPOST]
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 2)