Классика – что слушать?


Муза

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила;
Она внимала мне с улыбкой, и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
 
Прошу прощения - я опять с вопросом.

Не подумайте, что выделываюсь - но вспомнил, что когда-то мне нравилась Губайдулина.
Я, вроде, и не был никогда поклонником авангардной музыки. Помню - Шнитке мне был никак, слушал из старания.

А С.А.Г. вдруг - ну очень близко. Заходит без масла - легко, как баховский ХТК.
Даже фортепианное - а я этот инструмент не очень люблю.

Возможно, уважаемые знатоки подскажут еще композиторов в подобном ключе?

Спасибо.
 
Не подумайте, что выделываюсь - но вспомнил, что когда-то мне нравилась Губайдулина.
Кто склонен так думать, в эту ветку не заходит (и слава богу). Жаль, @dushah выпилился с форума (недолго троллила старушка), он бы сейчас накидал имен. А мне хоть бы как-то понять, что именно в Губайдулиной нравилось...
Я бы с Эдисоном Денисовым познакомился, если еще не (опера «Пена дней», например; чем позднее опус, тем лучше, начинал Денисов с голимой математики). У него, как и у Софьи Асгатовны, тоже есть отличные саундтреки, и он не подменял музыкальное театральным, как зачастую Шнитке.

А еще я не так давно нарыл офигенского (и, судя по биографии, абсолютно **анутого) Клода Вивье (Claude Vivier). Пока не выбрал лучшее для своего блога, т.ч. можно все подряд слушать.
 
а как ты относишься к Тарковскому?
Вопросики ты задаешь... И мне надо теперь как-то коротко ответить (оффтоп же), а это непросто.
Отношение к Тарковскому смешанное, как и у многих. Его ощущение времени, отношение к цвету, к кадру, к монтажу мной воспринимается уж точно без отторжения. Послевкусие от редких пересмотров его картин ценю, а способность «жить медленно» считаю ценным и редким человеческим (не только киношным) качеством.
В то же время диалоги в его работах – невероятно напыщенны, пафосны, пусты и часто просто глупы. Это раздражает неимоверно. Возможно, причиной невосприятия словесных умствований Тарковского является моя глубокая неприязнь к социальной группе «шестидесятники», с которой я ничего не могу (и не хочу) поделать.
 
Последнее редактирование:
Спасибо.
А мне бы понять, как объяснить, что мне в САГ понравилось )))

Мне они сразу трое тогда попались - Шнитке, Денисов и Губайдулина.
А я - любитель Хендрикса и Лед Зеппелин. Но старательный. Поэтому слушал внимательно всех троих - еще на пластинках. И вот - про Денисова ничего не помню. Про Шнитке - что было скучно. А Губайдулину съел легко и с удовольствием, как мороженое.

Может, дело в том, что музыку я воспринимаю не как звуки, а как образы или ощущения? Я имею в виду, что не раз замечал, что сам ее "додумываю" даже при прослушивании. А при воспоминании о прослушанном - уж точно.
 
Губайдулину съел легко и с удовольствием, как мороженое.
(...)
что музыку я воспринимаю не как звуки, а как образы или ощущения?
Чой-то я подумал, что трудно со стороны подобрать пару к Губайдулиной, ибо эти пары свои у каждого и идут с детства или с первого знакомства. Ну как огурцы-помидоры, лук-чеснок, груши-яблоки, кабачки-баклажаны :)

Не знаю, можно ли вообще воспринимать музыку как звуки. Звуки — объективная реальность, а дается она нам именно что в образах и ощущениях. Воспринимать музыку как звуки это вроде как вообще не воспринимать ее.

Кажется самым важным, что музыка это прежде всего работа со временем. Она меняет наше восприятие физического времени, и это может нам нравиться или не нравиться. И если посмотреть пристально не на саму музыку, а на тех, кто ее воспринимает, то можно представить, что у каждого есть своя индивидуальная шкала темпово-временных ощущений, зависящая от темперамента, гормонального фона и нейромедиаторной активности каждой рассматриваемой особи. Мы все представители вида homo sapiens s., и разброс параметров у нас не столь уж велик и ограничен природой (эволюцией). Тем не менее, у каждого из нас свой предел возбужденного или успокоенного состояния, свой предел скорости восприятия событий (скорости их различения и (ре)конструкции взаимосвязей между ними), свой объем кратковременной памяти и ее скорости обмена с долговременной.
Попробую пояснить, к чему я веду. Вот я — достаточно крупный самец сапиенса, и, если одним словом, то я скорее тормоз, чем попрыгунчик. Чтобы динамично вздрючивать мое количество мяса, гормонов тупо не хватает. Поэтому какие-то временные проживания могут быть для меня органически недоступны — быстрый танец, например. Я сейчас не про красоту танца, танцевальные навыки и восприятие со стороны, а про физическую его недостижимость для меня. В то же время у меня достаточно большая кратковременная память, и я (предположительно) лучше многих могу воспринимать длинные мелодии как целое («Вокализ» Рахм., «Болеро», Ария из ре-мажорного Концерта Баха, и т. п.), в то время как у других те же мелодии распадаются в восприятии на пусть и красивые, но все же фрагменты. Там, где у автора (в задумке и реализации) и у меня (в восприятии) — единый период, у иного — аж трехчастная форма. Кстати, я вполне отдаю себе отчет, что когда я ругаю чью-то интерпретацию «Вокализа» за несобранность, я могу вообще быть не понятым оппонентом — просто я слышу фрагментарность мышления исполнителя, несобранность целого, а он нет. И это не вопрос вкуса, как кому-то хотелось бы представить, а вопрос разницы в физиологии.

Про физические ограничения я сказал, но они не приговор. Ничто не мешает развивать себя и пытаться выходить в музыке за пределы собственного естества. Сергея Прокофьева едва ли можно назвать спортивным и подтянутым человеком. По свидетельству современников, он не умел маршировать. Не не хотел по политическим, там, или каким другим соображениям, а физически не мог вовремя ступить ногой. (Хорошо, что его в армию не взяли!) Но это не помешало ему написать кучу балетов, довольно неплохих, да и много другой очень драйвовой музыки.

Еще про физику. С учетом моей физики, какие-то эмоционально-временные состояния-ощущения могут быть для меня крайне редки или вовсе недостижимы. Но они могут мне нравиться или нет, и тогда я буду либо стремиться достичь их, а то и превзойти с помощью музыки («расширять сознание», прости господи), либо буду избегать музыку с неприятным или неестественным для меня ощущением времени.
Поскольку я ни слова не сказал о технике композиции, стилях и жанрах, а только о времени, то отсюда есть одно простое следствие: какие-то музыки могут совпадать по организации времени, отличаясь только событиями в этом времени (материалом). Предельно упрощая: у авангардиста событиями будут какие-нибудь кластеры, а у рокера-альтернативщика — модальные попевки. Так что ничего удивительного, что любитель Губайдулиной может найти близкое себе у Фрэнка Заппы или наоборот.

Губайдулина, она какая? Медленная, наверно. Словаря для описания таких состояний, тем более целых музыкальных судеб, у меня нет, и для столь крупного помола я беру самые детские слова, буквально первые попавшиеся. Губайдулина как раз мне почти никогда «не заходила», хотя саундтрек к «Маугли» гениален, а когда я в 90-е набирал на компьютере ее детские пьесы для домры (что-то там на татарском материале), получал отдельный кайф, многое было сделано весьма остроумно. Но если бы я попытался в своей музыке стать столь же медленным и протяженным, как Г. в «Страстях по Иоанну», то я или быстро впал бы в скуку, либо просто струсил — ну как можно так долго тянуть одно и то же, все же умрут от скуки. А Губайдулиной нормально, купается в своем ощущении времени, ей комфортно. Губайдулиной доступен для созерцания масштаб Солнечной системы (луч света от Солнца до Нептуна летит более четырех часов), а мне — только масштаб Дефолт-Сити с пригородами, да и то фрагментарно. Как-то так.

P.S.
А вот, кстати, хорошая пара к картошке Губайдулиной — Уствольская Галина Ивановна.
 
Последнее редактирование:
Ну... написали вы интересно, но довольно сложно для меня. Возможно, вы правы и все так и происходит. Но я прокомментировать не смогу.

Мне гораздо ближе "укроп - петрушка". Во всяком случае, на языке подобных символов, я бы себя обозначил, как "что угодно с чем угодно". Например: "колбаса - мандарин".

Нет, правда. Я вытягиваю нравящиеся мне вещи из самых разных музык. Как, почему это происходит - не знаю. Ну, вот, люблю я Хендрикса - причем не того, которого все знают, а вот, например, такого:


И люблю баховский ХТК. И Hair Of The Dog от Nazareth. И. вот - Губайдулину. И альбом 2016 года от бешеных Anaal Nathrakh. И ту сладенькую Strike the Viol маньерного Генри Пёрселла. И Заппа, а как же - но очень не весь. И Douce Dame Jolie в именно этом исполнении:


Так, что не знаю, чем меня Губайдулина взяла. Уствольскую послушаю, спасибо - но не факт, что она к моей "картошке" подойдет ))
 
Последнее редактирование:
Мне кажется если бы у меня в голове было бы хоть немного как у Вас я бы ходил и ржал над остальными людьми))
Нет, у меня нигде ничего нет. Не сложилось (не так складывал).
Поищите статьи Бориса Филановского (и/или подпишитесь на него в ФБ). Вот он — голова. Можно еще (это более слабая рекомендация) Сергея Невского с Митей Курляндским пошукать по интернету, у них очень неглупые интервью. Ну и далее по ссылкам...
Я-то не ученый, скорее популяризатор. Ничего нового сообщить народу у меня нет.
 
Последнее редактирование:
Гэбриел со своим столоверчением показался совсем каким-то анинджойбл. Очень бедно всё, до неловкости.
А Чечилия Бартоли с Вивальди, принесенная ветром на форум по команде камрада dushah — невероятна.
 
  • Like
Реакции: dushah
@Gesser, щаз подсказку напишу. Вот есть время бытовое — берем чашку, ставим на стол — 11 секунд, зубы чистим — не меньше полутора минут, и т.п.. Такое время не интересно. А есть художественное, измененное. В телесериалах время почти бытовое, а потому не требует ну никакого усилия для восприятия и легко доступно ширнармассам. А есть такие штуки, где время вывернуто наизнанку — например, опера. То, что не важно, проходит в опере быстро. «Сеча при Керженцах» у Крымского-Персикова — две армии встретились и как следует помутузили друг дружку – идет всего около двух минут, просто потому, что не об этом опера. Время сжалось. А какая-нибудь ария какой-нибудь взгрустнувшей барышни может длится восемь минут, или даже четырнадцать, и потому мы можем рассмотреть чуйвства героини, как под увеличительным стеклом. Ну и сопережить этим чувствам во всех нюансах, если собственная переживалка не перегорела.
Так вот, сложность оперы (как жанра, т.е. любой оперы), делающая ее для многих недостижимой или непостижимой — в этом ее особом времени. Если прийти к опере с секундомером для сериала, то тогда выапще не понятно, зачем это уродство существует. А если знать, что в опере так принято, если не ждать постоянного экшна, а именно ждать этих остановок времени (которые вовсе не несоразмерности и не дефекты либретто), если находить в них кайф...

У Бартоли меня поразило в этот раз актерское — как долго она может держать одно состояние. Как она не выходит из него даже во время довольно долгих оркестровых проигрышей («ну, пока тут у меня пауза, я вам поулыбаюсь» — вот без этого). Как она второй раз проходит ту же музыку — если я не тупанул, то там огромный кусок повторяется (а то и вовсе реприза в нотах стоит). И вот публика уже хлопает, а Чечилия еще — там.
 
Последнее редактирование:
Я сторонник того, что "начинать" лучше с современой музыки. Это обусловлено тем, что мысли и чувства современников нам априори должны быть ближе и понятнее, чем мысли и чувства людей прошлого-позапрошлого столетий. Мы с современниками существуем в более схожем "контексте". А вот список сочинений у каждого будет свой (к слову, у @dr-music замечательный блог, я многое услышал впервые и с большим интересом). Если провести аналогию с рок музыкой - в академической музыке тоже очень много течений, жанров, поджанров и всего прочего. Есть более "лёгкая" современная музыка, есть более "тяжёлая", а есть и совсем "тяжеляк". Что одному драйв - другому смерть:)

Вот, например, можно послушать философские размышления о божественном в "Берлинской мессе" Арво Пятра, "красивая" в классическом понимании слова музыка. А кто знает нотки - поставьте на паузу и поиграв отдельно каждую партию изумитесь, как из столь простых "кирпичиков" композитор создаёт гораздо более сложное общее звучание:

Или уже приводимое мной здесь же сочинение японца Такаси Ёсимацу "Плач по токи" (композитор написал эту музыку уже около 40 лет назад, но на мой взгляд она и сегодня звучит достаточно свежо и убедительно, как плач по хрупкой красоте, постепенно покидающей, по мнению автора, этот мир. Он вдохновился фотографией самой последней птицы токи, про которую прочитал в газете, что она умерла)

Ну, раз уж меня занесло в Японию, можно послушать и более "свежего" автора, достаточно молодой ещё Даи Фудзикура и его Второй концерт для фортепиано с оркестром (есть так же в блоге у @dr-music, но оставлю его и в своём посте, так как всё-равно планировал вставить), гораздо более терпкий автор, но с очевидным колористическим уклоном в сочинении и очень ярким оркестровым языком:

И вдруг вспомнилась очень симотичная миниатюра Акихико Мацумото "№2 Пульс" для фортепиано и электроники из цикла "Preludes for Piano Book 1":

А раз уж зашла речь об электронике, потрясающее сочинение Александра Дюрупт (Alexndre Durupt) "Убийцы" для ударных, трубы, тромбона и лайв-электроники. Идея более-менее очевидна, достаточно посмотреть и "впустить" это в себя: https://youtu.be/wcd4pG7rPkQ

Из отечественных авторов тоже многих можно вспомнить.

Например замечательная пьеса "Колыбельные танцы" для ансамбля упомянутого уже Дмитрия Курляндского: На мой вкус звучит как погружение в параллельную вселенную, говоря простым языком)))

P.S. если это будет интересно - я с удовольствием присоединюсь и продолжу импровизацию на тему "что послушать")), но пока вынужден остановиться и отвлечься. Музыки много, в том числе хорошей, в том числе классической или современной, главное заинтересоваться!
@Lenny Moria, А можете посоветовать что-нибудь ещё на подобии Такаси Ёсимацу "Плач по токи". Извините, я не музыкант, а как называется этот музыкальный жанр, сонорная музыка? Просто временами очень напоминало саундтреки из фильма "Микрокосмос", моего самого любимого. https://www.youtube.com/watch?v=2jHrJ54dRjU&list=PLbs8uj3rbWf34Tc-cHtgO_uhIBpDf_V--&index=5&t=0s . Заодно мог бы вот такую музыку предложить к прослушиваю, тоже чем-то напоминает этот загадочный жанр https://www.youtube.com/watch?v=bXJ0-CkfmhU .
 
а я удосужился текст прочитать!
Ну вот и поделился бы здесь с народом. В местах, куда торговая плесень не заползает (здесь, например), было бы хорошо чуть сокращать дорогу тем, кто за тобой идет. За твоими знаниями по Вики и Гуглу бегать — проще застрелиться сразу.
 
@Lenny Moria, А можете посоветовать что-нибудь ещё на подобии Такаси Ёсимацу "Плач по токи"

Можно поискать ещё музыку Takashi Yosimatsu просто по запросу, хотя у него в последнее время стиль стал более "академично-филармоническим", пожалуй прям равно-удачное сочинение я у него так и не встретил. Можно попробовать послушать композиторов прибалтики, например Peteris Vasks 'Pianoscapes' , но это всё очень условно "похоже". Иногда Петерис Плакидис, например его "Голоса ветра и крови", или Пярт бывают более-менее близки (субъективно). У минималистов можно поискать ещё похожее "звучание". Вообще прелесть композиторской музыки сегодня во многом заключается именно в штучности сочинений, когда клонов нет или даже не может быть. Мне, например, очень нравится кантата "Голоса замерзшей земли", композитор Александр Раскатов, но даже для него самого это не самое характерное по стилю сочинение. И в целом в жанре современной академической музыки это нормальная ситуация.

как называется этот музыкальный жанр

Современная музыка. Я предпочитаю не уточнять, что "академическая", так мне как-то органичнее, но да, академическая современная музыка. Именно Йосимацу уже не очень "современная", уже почти сорок лет прошло, но этот жанр в лучших проявлениях весьма долго сохраняет признаки "свежести")) По технике это сочинение сочетает в себе признаки достаточно полярных направлений минимализма, нео-романтизма, сонорной музыки и даже, если я не путаю, автор говорил об элементах сериализма.
 
  • Like
Реакции: ARSound
На пластинке Пркфв играл свою «Токкату». По тем временам (а это чуть не 20-е годы, но могу соврать, пластинки под рукой нет) это было жестко, грубо, скандально-нахально. Не уверен, что это именно та запись (эта — уреставрированная вхлам, а ту я о-очень давно слушал), но потратьте пять минут.
Посмотрел комменты к данному видео. Там народ пишет, что это не аудиозапись, а Piano Roll, т.е. записано на механическом пианино. Это как бы MIDI начала 20-го века. На сколько я понимаю, эта технология не записывала velocity. Ну и не факт, что бумажный рулон, на который производилась запись, вращался очень стабильно, из-за чего темп мог причудливо плавать.
 
Там народ пишет, что это не аудиозапись
Да, все правильно, я тоже прочитал комменты. Но ту запись я не нашел, а эту не опознал внутренним слухом как искомую. То, что над этой поработали электронщики, даже не главное. Ощущение времени не то. В той записи не было каких-то ритмических неопрятностей, свойственных MIDI, но при прослушивании складывалось ощущение, будто пианист какую-нибудь из «Песен без слов» Мендельсона играет, а не что-то брутально-ритмичное. Ну и шумов на той было – мама не горюй, как и на любой другой записи того времени.

Очень трудно описывать то, что слушал больше тридцати лет назад. Каждое слово может оказаться враньем...
 
Последнее редактирование:
Ох, кайфанул сейчас под Дафнис и Хлоя. Помню в Гнесинке, когда играли эту сюиту где-то ...не помню уже где...в Чайковского что-ли...
прям до мурашек пробирало. Сейчас тоже. Ещё тогда нравилась "запрещённая" гармония. :D

 
если есть ещё подобного рода выходы - в познавательном ключе
Таких «выходов» очень мало. Хотел написать, что, мол, и людей, таких как Наталья Сац, сейчас уже не делают, но я сам в эту банальность не верю...

Альфред Корто играет «Детский уголок» Клода Дебюсси. Фильм Марселя Л’Эрбье 1936 года.

Пару слов, чтобы этот замечательный фильм было еще интересней смотреть.
Альфред Корто — знаменитый и очень влиятельный пианист своего времени. Известен так же сотрудничеством с режимом Виши и симпатиями к Рейху. В послевоенной Франции был персоной нон грата.
Одна из пьес цикла «Детский уголок» француза Дебюсси — «Golliwogg’s Cakewalk». Я играл ее классе, наверно, в четвертом ДМШ. Помню, что в советские времена еще можно было узнать, что кэйк-уок это танец, хотя вариант «пирожное-прогулка» тоже был популярен. А вот Голливог всегда путался с Голливудом (о котором, впрочем, тоже мало кто что знал), что на выходе давало совсем уж фантасмагорическое «голливудское пирожное-прогулка». Как название музыкальной пьесы — ну да, самое то для изысканного француза. Только годы спустя я узнал, что Голливог это некрасивая, страшная, зубастая и злая кукла-негритенок с улыбкой до ушей, популярная во многих странах в начале ХХ века, когда на негритосов еще можно было посмотреть в зоопарке. В фильме она есть. (Вы против расизма? Не извольте волноваться, #metoo.)
А еще я не знал в детстве, что в этой пьесе Дебюсси троллит дух немца Вагнера: в медленной середине пьесы цитируется «Тристан и Изольда» (с тем самым знаменитым «тристановым аккордом»), и Дебюсси комментирует цитату развеселым плям-плям-плямом.

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Gesser, Al Soloviev и Vosk
тристановский аккорд это элементарная доминанта с 9-ой, но без основного тона. Вагнер вапче любил басы убирать, напрочь причём. Если бы не любил, его знаменитые Валькирии не полетели бы..)
 
тристановский аккорд это элементарная доминанта с 9-ой
Это только твой метод усвоения тристановского аккорда. Скорее, даже не усвоения, а мнемонический способ его построить.

Был такой немецкий теоретик Эрнст Курт, а от него осталась книжка «Кризис романтической гармонии в «Тристане» Вагнера» (1920). По долгу учебы я ее читал. Целый большой раздел книги Курт занимается тем, что берет все места, где у Вагнера встречается этот аккорд, смотрит, какую тональную функцию аккорд исполняет (включая би- и даже три-функциональность), а потом систематизирует результаты наблюдений. И получается у него, что этот аккорд у Вагнера может исполнять любую тональную функцию и разрешиться в любую тональность.

Ну вот и приехали. Много-много лет композиторы игрались с тем, что усложняли гармонию, альтерировали все, что только можно, чтобы усилить тональные тяготения и получить новые краски. И доигрались: аккорд, который тяготеет и может разрешиться (или вообще не разрешиться) куда угодно, на самом деле никуда вовсе не тяготеет. Если нет различения устойчивое — неустойчивое, то системы или композиторской практики на этом не построишь. Сие означает простой диагноз: классико-романтическая тональная система мертва, сколько бы она еще не протрепыхалась после. Книжка Курта, написанная почти через 60 лет после оперы Вагнера, описывает уже результат вскрытия патологоанатомом.

Кстати, известное язвительное замечание Римского-Корсакова о Вагнере — «монотония роскоши» — как раз об этом. Точнее не скажешь, гармоническая роскошь действительно стала монотонной. Книжку Курта Р.-К. никак не мог прочитать, ибо помер за дюжину лет до ее публикации. Он и без книжки все чувствовал.

А еще сие означает, что появление Шенберга-Веберна с их додекафонией (эволюция требовала любой другой новой системы, а возникла додекафония) стало исторически неизбежным примерно с 1859-го года (год написания «Тристана»). В русской традиции к тому же (к серийной технике) шла линия Александра Скрябина и Николая Рославца, но она была прервана известными событиями.

P.S. Воск, но если тебе так хочется, пусть тристанов аккорд будет «элементарной доминантой с 9-ой...». На кладбище никто не против.
 
Последнее редактирование:
в субдоминанту он перемещается. Которая что? Правильно - тоника относительно тоники, если последнюю рассматривать как доминанта. Поэтому налицо скрытый конфликт. Вагнер этим хитрым приёмом просто старательно избегал ладовых тяготений.
И при чём тут кладбище, что за профисианальный писсимизъм такой? ..)
 
я тут немного в уме проанализировал этот аккорд (насколько мне хватило ума)), и пришёл к интересному выводу.. Он содержит тритон и кварту, мелод. голос у кварты. И не смотря на то, что тритон обязан разрешиться в соседние звуки (либо сжаться, либо расшириться), ведущая роль в разрешении (ладовом тяготении) принадлежит мелод. голосу кварты. Имено он решает куда разрешить весь аккорд. И получается интересная картинка - куда угодно.. )) Причём без особых потерь в правилах голосоведения гармонии.
Вот что можно делать с аккордом, если убрать из него ладовую основу.. Откровенный матриархат получается. :Dle25: :D
 
  • Like
Реакции: PianoIst

Сейчас просматривают