Классика – что слушать?

Поймал себя на мысли , что последнее произведение звучит , как-бы с конца на начало ( реверсивное воспроизведение ).
И чем большее кол-во раз прослушивал - впечатление усиливалось
 
Нашумевшее исполнение Шестой Чайковского Теодором Курентзисом, оказывается, уже пол года лежит в открытом доступе. Когда последний раз искал, находились только отрывки.
Тщательность, с которой работает Курентзис + современные технологии записи в результате дали то, что слышна вся партитура в деталях. Дополнительная нагрузка на мозг, если в эти детали вслушиваться. И да, предупреждение: очень большой динамический диапазон, даже в Ютубе. Настраиваешь громкость, чтобы слышать PPPPP, потом на FFFF приходится уворачивать (слушал в подготовленном помещении с защитой соседей).



Вдруг кому для сравнительного слушания. Под спойлером а) версия Челибидаке, который всегда очень долго готовил свои программы и часто замедлял темпы до почти непереносимых: вместо «стандартных» 45-ти минут его версия идет больше часа (ценю эту запись), и б) Гергиев – ради партитуры на экране (не слушал).


 
У Курентзиса не слышал ни одной заслуживающей внимания работы, с самого его начала, когда он тусовался в Мариинке.
Это по какому критерию? А вдруг поднавтыкался за годы после Мариинки - уж давненько торчит в Перьми с 2011 и с неплохим русским оркестром. И многие типа А. Батагова ему гимн поют)
 
@dr-music, большое спасибо за возможность анализа нескольких дирижёров. Замедленный Челибидаке очень хорош и по звуку и по мысли, но уж больно медленный, а вот моно-Гергиев - абсолютно классный - всё нравится, Курентзис - да, детальный но, имхо, Чайковский совсем не тот композитор, для которого детальность так хороша - как в фотошопе хочется эффект блюр применить.
 
  • Like
Реакции: dr-music
И многие типа А. Батагова ему гимн поют)
Многие — поют, это есть. И не только Батагов, но и в интернет-тусе «популярных авангардистов» — выходцев из России хор довольно стройный. Примерно понятно почему: для них важен жест, размышления на тему «текст — контекст», детское желание что-нибудь перевернуть, «чтобы освежить» (Седьмую Шостаковича — стоя, и т.п.). Но тут мы переходим на личности, кто для кого авторитет, а это скользкое место. Батагов для меня точно не авторитет, но если мы начнем это обсуждать...
Пока лично мне ни разу не захотелось переслушать Курентзиса. Но я текстоцентричен, автор для меня приблизительно в миллион раз важнее исполнителя :)

Курентзис - да, детальный, но, имхо, Чайковский совсем не тот композитор, для которого детальность так хороша - как в фотошопе хочется эффект блюр применить.
Я только один раз был на концерте Курентзиса, и как раз на Чайковском. Концерт для скрипки — прикольно (Копачинская с дирижером придумали такое детское, наивное, репетиционное «знакомство с текстом»-исполнение, но после него я Копачинскую скорее избегаю), «Ромео» — никак, «Франческа» — очень хорошо.

Замедленный Челибидаке очень хорош и по звуку и по мысли, но уж больно медленный
У меня выражение «второе исполнение», или «второе слушание» — практически, мой внутренний термин (абсолютно невнятный и негодный для внешнего употребления, но за незнанием лучшего, использую его). Означает он примерно следующее: если некто любит какую-то музыку и знает ее наизусть, то возникает возможность «второго исполнения», когда исполнителем умышленно нарушаются темпы, или соотношения голосов, или штрихи — специально для такого слушателя. Чтобы высветить (бла-бла-бла)... Я бы не советовал новобранцам начинать знакомство с Шестой ПИЧ с Челибидаке. А вот когда и если «произойдет любовь», тогда — может быть.

Кмк, Горовиц играет на том же поле: самый ходовой репертуар, все наизусть знают представляемые сочинения, ну вот вам второй голос, поданный как главный. Юношей я тащился от Горовица («ах, где мои семнадцать лет!»), сегодня — не могу слушать. Сейчас я только иллюстрирую тезис о «втором исполнении», а не сравниваю Челибидаке с Горовицем. Второе исполнение может быть и неудачным (по задумке, не по реализации), и глупым. Более того, у второго исполнения намного больше шансов оказаться неудачным, или глупым.
 
Последнее редактирование:
Означает он примерно следующее: если некто любит какую-то музыку и знает ее наизусть, то возникает возможность «второго исполнения», когда исполнителем умышленно нарушаются темпы, или соотношения голосов, или штрихи
Это не ремиксом называется?
Вот Горовиц был как бы 2nd edition, но тогда 1st edition - это что? Есть что-то внятное по классической музыке - ну такой путеводитель, где мы можем понять, что вот это хорошо слушать при первом знакомстве с определённым произведением? Конкретные исполнители, наиболее по мнению муз.критиков близкие в интерпретации к оригиналу?
 
@irma-kanu, нет, думаю, что такого путеводителя нет. Очень много зависит от того, кто возьмет за руку да покажет, как оно тут все. Не часто бывает, чтобы слушал, слушал человек рокешник всю жизнь, а потом вдруг без помощника сам пришел к классике (по критикам). Да и меняются стандарты со временем...
Еще немного сравнительного слушания. В СССР выходила пластинка «Играют ученики Есиповой» – это такая знаменитая тетя, у которой среди учеников и Сережа Прокофьев числился. На пластинке Пркфв играл свою «Токкату». По тем временам (а это чуть не 20-е годы, но могу соврать, пластинки под рукой нет) это было жестко, грубо, скандально-нахально. Не уверен, что это именно та запись (эта — уреставрированная вхлам, а ту я о-очень давно слушал), но потратьте пять минут.


По нынешним временам – развязное, «пьяное» исполнение. Едва ли вообще приемлемое. Особенно если сравнить с тем, как сейчас играют. Ван Юйцзя, например (взял первое попавшееся из костоломных).


Кажется, исторически первое (авторское) исполнение стало вторым :)
 
Последнее редактирование:
Плохо, что Прокофьева - пианиста категорически мало. Его понимание "времени" в исполнении абсолютно недосягаемо. А что первично: оригинал или копия на айфоне, тут у каждого свой зоопарк.
 
Отлично организованная пьеса для четырех импровизаторов. А что тут можно сказать?
Если кому-то важно, это запись 1983-го года с концерта в Мюнхене (в описании ролика не указано).

У меня претензия одна: почему во втором же такте, при заявке темы, ре-бекар вместо ре-бемоля (пам, пам, рам — па-пам; пам, пам, рам — ПА-пам)? По запарке, наверно.
 
Ну она, кстати, очень даже музыкальная. Помню слушал "Вальс" Равеля в её интерпретации, она тоже много слышит и "проявляет" неочевидных линий в тексте. После неё сразу же тогда решил переслушать исполнение Гульда, но опасался, всё же Ванг очень эффектно прозвучала. Гульд, конечно, сумел донести свою интерпретацию настолько убедительно, что я теперь лучше помню его исполнение, чем её. Но! Безотносительно великих музыкантов прошлого, сами по себе её интерпретации бывают очень интересные, помимо очевидной технической акробатики.
 
Ну она, кстати, очень даже музыкальная.
Ну еще бы я с этим спорил! Небольшие издержки коммуникации: я чьим-то исполнением иллюстрирую какой-то свой тезис, но ни в коем случае не низвожу статус исполнителя до иллюстратора моих мыслишек :)
 
Позвольте высказаться новичку в академической музыке.

Мне нравятся эти азиатские девочки. Вот эта Wang. И еще попадалась японка, которая плачет и смеется, когда играет на рояле. Мне импонирует их техничность и старательность. И еще, мне показалось, японцы с особенным пиететом относятся к западной музыкальной культуре - хоть к классике, хоть к рок-музыке.

Но, когда я их слушаю, появляется ощущение ненастоящего. Удовольствие проходит очень быстро и возникает чувство, будто я в цирке, а не на концерте. Не знаю, как выразиться, но это не проникает, не берет за душу, не оставляет отпечатка - а обычно впечатление от прослушанного я ношу несколько дней.

Может быть это - просто предвзятость?
 
  • Like
Реакции: noshyn
Может быть это - просто предвзятость?
Не, не. Правильно всё, подобные мысли много у кого возникают, и не только у новичков.
Тут другое дело: общая тенденция роста музыкальной культуры на Дальнем Востоке на лицо. Так что не обязательно нынешняя ситуация с подражательностью (некой "вторичностью") будет и в дальнейшем.
 
Ван Юйцзя, например

У меня претензия одна: почему во втором же такте, при заявке темы, ре-бекар вместо ре-бемоля (пам, пам, рам — па-пам; пам, пам, рам — ПА-пам)? По запарке, наверно.
Вот да, а зачем, только если случайно, а если нет, тогда вся крутость произведения теряется - в ре бемоле была какая-то брутальность, торжество и безнадёга одновременно, а в ре - безволие, малодушие и схематичность.

Пркфв играл свою «Токкату».
С большим удовольствием, спасибо

Как будто другая вещь, и безумно круто надо сказать. Кроме того нельзя не отметить уместную подачу проблемы роботизации в южноазиатских странах, тяжёлый труд женщин на малобюджетном производстве, феминизм и насилие над безымянным пальцем и мизинцем.
А вообще женская любовь к Прокофьеву - интернациональна - взять хотя бы Марту Аргерих - люблю в её исполнении прокофьевские концерты для ф-но с оркестром. Особенно 3-й, ну вот этот, с Плетнёвым .
Может не идеально по технике - возраст и всё такое, но Марта - просто классная).
 
Шикарный дуэт. А ведь ей сейчас 78. Да и Баренбойму 77. Зажигают ребята)
 
  • Like
Реакции: James Kru
@Gesser, так проблема с Тимофеем или с Рахманиновым? Или с романтической фортепианной музыкой вообще (она многим «не заходит»)? Кстати, нет ни у кого никаких обязательств любить Рахманинова. Каждому свое, я, например, не могу слушать оперу XIX века — в любом исполнении невыносимо скучно.
Попробуйте более позднего, хорошо настоянного Рахманинова, с оркестром:



или без оркестра:



Есть соблазн поиграть с именами. Чик Кореа из тех, у кого достаточно сложный, длинный синтаксис, в чем-то опирающийся на Рахманинова с его длиннющими мелодиями и модуляциями. Чик Кореа в лучших выступлениях в наименьшей степени виртуозный поливальщик по гармониям, он прежде всего настоящий зодчий длинной музыкальной мысли (за что его очень люблю). Попробуйте это замечательное исполнение Андрея Коробейникова воспринять как импровизацию на тему, только не в джазовой, а позднеромантической традиции. Там и аккорды местами почти джазовые. А на пафосные (местами) октавы закройте глаза, тогда так не стыдно было.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Spartak и Gesser
Не заходит чего то фортепьянный Рахманинов
У меня были очень сложные взаимоотношения с Рахманиновым по ранней молодости он вообще не заходил никак, умом понимала - гений и ничего не чувствовала. Как выяснилось позднее, надо было просто в кого-то безумно влюбиться и послушать именно в этот период много Рахманинова по работе и с того времени - всё - самый любимый композитор. И нет разницы - фортепианный, оркестровый, вокальный Рахманинов. И уж если однажды Рахманинов зашёл, то это любовь на всю жизнь - за всех не ручаюсь, но у многих)
 
  • Like
Реакции: ARSound и Gesser
Ирма, откройте ноты его Рапсодии и просто попробуйте поперекладывать пальцы на самой знаменитой его вариации. Не торопитесь ). Вы поймёте что такое Рахманинов.
 
Если ничего не путаю, в 18-й вариации Рахманинов вроде как темку Паганини повернул задом наперёд - Вы про это? Или я что-то другое должна ощутить в плане понимания Рахманинова?
 
@irma-kanu, нет, я имел ввиду поиграть самой, пальчиками :) Причём именно теми пальчиками, которые выписаны самим Рахманиновым. Чтобы почувствовать всю пластику их переплетений. Ибо любить это одно, но при этом ещё и понять, это другое.. И да, 18-я вар.
 

Сейчас просматривают