Фух, ребят, читаю я вот это всё и прям тяжело на душе. Чёто у вас такой кавардак в голове, что прям плохо становится. Во-первых, что за различия между тональностью и ладом. Тональность значит до-мажор а лад ре-дорийский, так чтоли????? Вообще тональность, чтобы было ясно - это тоника+лад. До+мажор, фа+бемоль, ре+ионийский. И т.д. Мажор и минор это тоже лады, если что. Во-вторых, знаки и правда ставят для упрощения задачи. То есть если стоит один бемоль - конечно не обязательно это фа-мажор или ре-минор. Может быть вообще что угодно. Даже ми
) Насколько я помню, кажется у Прокофьева в одном произведении при ключе 2 диеза - соль и до. В третьих - ну пора уже признать, что в современной музыке, начавшейся уже в 18 веку имеет смысл говорить скорее о красках ступеней, ну или иначе их можно назвать микроладами, вроде бы ясно должно быть об чём речь; - потому как всё делают по настроению, и от жёсткой архаичной системы лада и нахождения в нём - не осталось и следа. Или что получается - вот здесь мы для красочки взяли четвёртую высокую в мажоре - вроде как лидийский, а вот сейчас параллельный минор усугубили второй низкой - вот значит и фригийский. То есть у нас тут же лад чтоли поменялся? Но тогда, чёрт побери, объясните мне, образованному человеку, а чем же тогда эти так сказать лады отличаются от просто альтераций??? Вот я и подожду обоснованного ответа. Мы можем говорить о красках, которые привносят эти альтерации, или это можно назвать микроладами, но суть от этого не меняется.
Далее, если мы принимаем во внимание джазменов, котрые чаще других пользуются термином "лады" - там если приглядеться всё настолько быстро меняется и настолько условно... Например, мы можем играть до-дорийский на тонике до. Но мы также можем и играть соль-мажор на тонике до. Это в большей степени сопоставления тональностей, нежели композиция, написанная в том или ином ладу.
Надеюсь после этого наступит некоторое прояснение. Прикладываю "азы", которые многим здесь просто срочно требуются.