Лады и для чего они нужны?

  • Автор темы Автор темы Remy
  • Дата начала Дата начала
Так вот, до-мажор состоит из:
до натурального мажора (ионийского лада)
ре дорийского минора
ми фригийского минора...

О, нет, други! До-мажор состоит только из до-мажора :)

В данный момент на работе и нет времени пояснить подробнее, но не могу видеть как вводят человека в заблуждение.
 
Да ребяты, тяжело тут всё... вот где мысль народная творит... ладно, попробуем быстро.

1. Лады - то что нам досталось от древностии лет - того как музыка развивалась из песенных интонаций - там ведь как было - в какой звук чаще вернулись - там и центр. Народа тёмный был, сайдчейна не был тогда.
2. Потом где-то с развитием клавишных - клавесина и органа - стала преобладать гармония - стали более очерченными гармонические функции и тяготения.
3. Ну и стали очерчиваться мажор - как "весёлый" и минор - как "грустный". Остальные как-то иногда использовались как краски, но в общем отошли на второй план.
4. Ну и далее это дело теоретики немного поклассифицировали, и объяснили нам простым смертным как какой звукоряд называется.
5. Ну и сейчас что мы имеем - используются мажор и минор (в попсе как верно замечено - только ля минор), остальные - для стилизации в основном. В джазе опять же всё кому что нравится - повышенная 4, пониженная 2 и т.д.

Пысы - блюзовая гамма - это пентатоника с 5й пониженной, т.е. в до: до мибемоль фа фадиез соль сибемоль до. Ну и всякие расширения опять же по вкусу. Пентатоника это лад из 5 ступеней, в котором отсутствуют звуки образующие тритон.

Пыпысы - ссылки по теме вот вот вот и вот
 
Роман.
Уж ты то знаешь...
Чтобы играть электронику современно,надо ныне всем играющим и сочиняющим изучать хроматический лад и два его шеститоновых целотоновых ряда.
А после изучения всей этой премудрости,играть всем звукорядом....умело эту игру гармонизировать....т.е. заменять мажоры и миноры старых уважаемых надоевших слуху ладов на определённые созвучия....
Сформулировал грубо....так что не придираться.:drinks:
 
Ну это Вы опять эти Ваши системы продвигаете... Ну они же всё равно умозрительные.... Не знаю короче)))
 
Alex Vortex, отнюдь. :russian_ru:

А по теме вроде всё объяснено да и я кучу ссылок дал. Что-нибудь ещё? :wink:

Ну и блин, может хоть тут без выяснялок обойдёмся? :ireful2:

(Если что я москонсу закончил, хоть и не по теору - у меня понтов по определению больше должно быть)
 
То есть если играть гамму до мажор от ноты ре, получится дорийский лад. В нем написано огромное количество как современной музыки, так и народной.
Если говорить о старом роке (60-70-х) то там дорийский минор можно встретить чаще чем натуральный. Я бы посоветовал на этот лад особое внимание обратить. Он не такой уж экзотичный.
И хорошо бы найти человека, который смог бы поподромней изложить материал лично иначе много буков получается.
По ладам была отличная книжка
А. Осейчук-Школа джазовой импровизации для саксофона
годится не только для саксафона а для любого инструмента, что бы уловить фишку, зачем и почему

И совет: почаще делай музыкальный анализ люьимых произведений. Либо ноты раздобыв, либо мидишник либо просто подбирая со слуха. Какой лад, где какие ступени в мелодии и всякое такое, ИМХО без этой практики теоретические понятия о ладах мало пользы принесут
 
Последнее редактирование:
С гаммами - понятно.
А с ладами, по прежнему нет. Что же это такое и в чем их отличие от гамм?

Гамма - это, как было сказано, название движения по ладу от первой ноты к последней и обратно. То есть пробежались по ладу вверх-вниз - вот тебе и гамма. Ежели по ладу ходить вразброс - то это уже как бы мелодия. То есть гамма - это просто тупо прямолинейная мелодия вверх-вниз в каком-либо конкретном ладу. Такая вот связь лада и гаммы :)

Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии

Абсолютно верно. И это меню, как указывают другие форумчане, нужно понимать, оно нацеливает и определяет...
 
О, нет, други! До-мажор состоит только из до-мажора :)

В данный момент на работе и нет времени пояснить подробнее, но не могу видеть как вводят человека в заблуждение.

если в гармонии C мажорной, к примеру, песни тонический аккорд, играется натуральный мажор от C, другими словами, ионийский лад. Если гармония сменилась на Dm, играется дорийский от ре, и так далее. Это все примитивно изложено, повторяю, но для начала так. Заметь что ноты те же самые, только первая ступень теперь ре, и от нее пляшем. Это и есть дорийский лад.


Remy, решай сам, кому верить.

*********************************************

Беда в том, что в наши грустные времена академическая теория описывает устройство архивной музыки. Она, конечно, касается общих, базовых вопросов, но обяснить, чем руководствуется Вася Мотоцыклов, выбирая для песенки лупы из своей обширной коллекции, не всегда может.

Для RomanD, который
Если что я москонсу закончил, хоть и не по теору
фраза
Если понимать тональность шире - это совокупность ладов
- ересь, я полагаю. Он внятно проиллюстрировал академическое отношение к ладам, в этом же ключе высказывается Bernard.

tim_ka из другого лагеря.
Ладами широко пользуются для построения импровизации
Это уже явно джазовый подход. Собственно, джазовая теория тем и ценна, что интонации джазовые ещё живы, ею можно пользоваться повседневно. Но "джазовая теория" - уже что-то условное, не такой монолит, как великая академическая ладотональность.

А после расцвета джаза в середине ХХ века думать вообще перестали. Ну, Штокгаузен не в счёт - не мейнстрим.

Но вот для чего они нужны и как их можно применить так и не понял (применить знание этих ладов)

О-ох. Ну, для разрядки - несколько примерчиков звучания ладов.

Например, в фригийском ладу частенько играется фламенко.
Правда, любят они мажорной терцией его подкрашивать.
Та-а-ак:
http://www.youtube.com/watch?v=AqRjtSp3UzM&feature=related

А вот характерная фригийская интонация в риффе в песенке посвежее:
http://www.youtube.com/watch?v=QtTj4cramPM

Не удержусь, уж если речь о дорийском ладе - слово старику Дэвису. Это великая So What - гимн модального джаза:
http://www.youtube.com/watch?v=qlIU-2N7WY4&feature=related

Ну и, опять же, посвежее песенка - вступление и начало припева - дорийский лад:
http://www.youtube.com/watch?v=ytWIZHxolI0&feature=related

Лидийский лад... Ну, для начала, убьём некрасивый тритон в мэйдж-септаккорде:
http://www.youtube.com/watch?v=bs31uv6yphQ
Кстати, кажется, есть такие видео на все лады - не проверял.

А вот песенка, в которой характерную лидийскую окраску создаёт гитарный ход (глиссирующая терция):
http://www.youtube.com/watch?v=xb-Nacm-pKc

Миксолидийский лад в качестве нижнего слоя чёрного блюзового пирога:
http://www.youtube.com/watch?v=SzlpTRNIAvc

Практически, в чистом виде миксолид:
http://www.youtube.com/watch?v=-wYmq2Vz5yM
 
  • Like
Реакции: Remy и Lickweed
apunctum, ну как бы да)) сообщение про то что если гармония сменилась на Ре - играется дорийский это конечно сильно)) Я вот к вопросу о совокупности ладов хотел бы некую разделительную линию провести. Всё же надо разделять лады так сказать народной музыки - дорийский лидийский и т.д. от современных ладовых конструкций, чаще всего встречающихся вероятно в джазе, как самой подвижной в этом плане сфере применения новаций, но так же по необходимости красок появляющихся и в других жанрах. И то, что они могут фрагментарно включать в себя эти, скажем, "архаичные", лады - не означает что на них стоит ориентироваться. Нужно скорее просто знать об их существовании. Я вот ещё немного истории приведу. Есть такая интересная вещь, как фольклорные экспедиции - вот побывав в 2х из них, я увидел некоторые интересные вещи. Лад песни может состоять из 5 нот. Или из 6. Других там просто нет. Не всегда же были песни как "чёрный ворон". Например - (не помню слов) - ми ми ре, ми ми до, ми ми ре, ми ми до. И всё. Вся песня. Вот из таких образцов собственно эти лады и складывались. Или песня в ре-миноре, ноты ре ми фа соль ля си. А до нету. В мелодии. Вот и получается вроде как дорийский. И так во всём. Это вот к вопросу как это всё появилось.

Теперь чуток про современость. Сейчас я так понимаю, что называют уже сами характерные ступени. Например если взята 2я пониженная -"здесь вот немного фригийского".Или говорят - "используется дорийский". Ну это будет означать минор с мажорной субдоминантой. Или в джазе мажорный аккорд с 4й повышенной назвать лидийским. Ну это будет неверно, т.к. аккорд у нас исходит из структуры широких трезвучий, а лад это всё же лад. Он тем и лад, что там ни туда ни сюда. Вообще музыка именно в ладах (фригийский, лидийский, миксолидийский) звучит достаточно "архаично", "по-древнему". А когда уже идёт речь про тональность, как совокупность ладов - всё же мне кажется имеет смысл говорить про расширенную тональность. Ведь формально никто не запретит сделать мажор с 4й повышенной и 7й пониженной одновременно. (тем более что так и делают) Так что хотя и джазмены и говорят - лады, но строго это альтерации в тональности. Конечно так можно говорить, но имея ввиду понимание различий. Вот)) Сорри за многабукаф, как сумел передал.
 
  • Like
Реакции: Remy и Lickweed
Дорогой apunctum, какие два лагеря, какое академическое отношение? Я даже муз. школу не заканчивал. Просто хотел бы обратить внимание на путаницу, которая у Вас возникает при смешивании понятий звукоряд и лад.

Цитата: "Если понимать тональность шире - это совокупность ладов"

Если речь идет о совокупности ладов с единой тоникой, например, до мажор, до минор, до лидийский, до фригийский и другие лады с тоникой до, то вышеприведенное выражение верное.

Но если понимать его как (цитата): "до-мажор состоит из: до натурального мажора (ионийского лада), ре дорийского минора, ми фригийского минора..." и далее по тексту, то это выражение не имеет смысла с позиции любой теории как академической, так и джазовой, да и любой другой.

Тональность не может состоят из семи (!) тональностей.

Вероятно, Вы хотели сказать другое - если от ноты ре дойти по белым клавишам вверх до следующего ре - то получится гамма ре дорийского лада, от ми к ми по белым - гамма ми фригийского лада и т.д. Это верно.

Только эти лады не являются составной частью до мажора - они просто пользуются общим звукорядом - это разные тональности и разные лады. Одновременно (в вертикали) они могут сосуществовать лишь в условиях политональной музыки, которую вряд ли подразумевали в данном обсуждении.

Цитата: "То есть, если ты обыгрываешь в тональности до мажор G7 (соль-мажорный септаккорд), ты находишься в миксолидийском ладу." Ошибочное представление вытекающее из ошибочного же посыла предыдущей цитаты. Нельзя одновременно находится в до мажоре и в соль миксолидийском! G в до мажоре - доминанта, стремящаяся к разрешению, а для соль миксолидийского это - тоника, которой в общем некуда не стремится.

К тому же G7 можно обыграть не только "миксолидийским" ладом (правильно выражаясь звукорядом от соль к соль), но и "локрийским" (от си к си), "дорийским" (от ре к ре). А можем обыграть и ми минорным арпеджио или хроматической гаммой от ля - в каком тогдада мы ладу? Да во все том же - до мажор натуральном :).

Этот ошибочное восприятие могло возникнуть,например, из методики обучения, при которой удобно запоминать аппликатуру обыгрывания аккордов называя их соответствующими ладами. В такой методике нет ничего плохого, надо лишь понимать, что это условность. Реальные лад или тональность функционируют иначе и, как правило, не меняются со скоростью смены аккордов. Если речь не идет о модальном джазе и прочих Штокгаузенах. А она и не идет: "обыгрываешь в тональности до мажор G7 (соль-мажорный септаккорд)" - самый что ни на есть "архивный" пример :) Да и сами эти сабжевые лады уж на что архивные - лет им 300-400 как минимум, а вот гармонический минор намного современней их будет. Вообще на счет современных ладов это к pROFI - даст Вам ссылочек на такие лады - закачаетесь :)
 
Последнее редактирование:
Лад это не тональность, вы подменили понятия. В современной музыке они вообще имеют весьма опосредованное отношение друг к другу.
 

Вложения

Лад это не тональность, вы подменили понятия. В современной музыке они вообще имеют весьма опосредованное отношение друг к другу.

Как не крути,а натуральные лады-это "вариации мажорной гаммы"....
Так что определение "опосредственны" весьма смелое,частное...
Хроматическая гамма-это и одновременно хроматический лад.
Как не "омерзительно" это звучит,для некоторых музыкантов с мышлением консонансового века....:laugh2:
 
Как не крути,а натуральные лады-это "вариации мажорной гаммы"....
Так что определение "опосредственны" весьма смелое,частное...
С той же степенью правдоподобности можно утверждать, что Победа - это "вариация Жигулей".
Система средневековых модусов была сформирована задолго даже до зачатков тональной формации.
 
Путанница из-за того, что ионийский и эолийский лады частенько называют натуральными мажором и минором, из-за того что они совпадают с соотв гаммами в данных тональностях. На самом деле тональность - это знаки при ключе, не более. А лад на ней - это уже система устойчивых тонов, напряжений и разрешений. Он может совпадать с основным ладом тональности, что случается в наше время чаще всего в только детских песенках, а может и не совпадать, что случается сплошь и рядом. Почему-то никого не смущает играть мажорный аккорд в минорной тональности, например фа мажор в ля миноре, причем играть его можно хоть 20 тактов. А вот предложение соотв лад на этот аккорд почему то вызвало возмущение поиграть - в данном случае лидийский. И будет звучать, вот удивление то, в минорной тональности мажорный лад.
 
Система средневековых модусов была сформирована задолго даже до зачатков тональной формации.
С этой точки зрения можно говорить, что "Победа" - вариация средневековой кареты. И я с этим не спорю, кстати.
 
  • Like
Реакции: Alex Vortex
«Тональная формация»?
М-ммм….
В России термин "тональность" не был употребителен даже еще в конце XIX века. Так, без него обходятся оба лучших русских учебника тональной гармонии-Чайковского и Римского-Корсакова.
У нас (в России) с Танеева термин закрепился,и живёт-преподаётся (пока уютно) между средневековыми модусами и искусственными ладами века нынешнего.
Живёт по правилу:
тоника + лад = образуют определённую тональность.
Живёт,но ныне уже не царствует…
Оказалось что кроме аккордо-гармонической тональности есть ещё и другая мелодическая а«тональная формация»,живущая не по правилам консонанса.
Называется она "модальность" (мodalität)-мелодизм на основе современных искусственных ладов без объединения центральным звуком или созвучием…..
Великие из прошлого (упомянутые Чайковский и Римский-Корсаков) это чувствовали,современные великие (Шнитке,Губайдуллина,Денисов) это претворили….
И многие современные электронные музыканты взяли за основу мышления.

Так что «Победа"-это не вариация средневековой кареты.
Это очередная победа эволюционеров в музыке,победа над косностью остановившегося в развитии мышления.
Движение вперёд на основе жизненных ЛАДов нового века.
Не могут быть "дети глупее родителей".
Иначе музыке "кирдык"!
 
pROFI, у меня нет желания вступать с вами в терминологическую войну, я просто напомню - термин лад - отечественная разработка, а на западе... как вы думаете, какое понятие его заменяет?)
А вы сейчас мешаете всё в кучу.
 
pROFI, у меня нет желания вступать с вами в терминологическую войну, я просто напомню - термин лад - отечественная разработка, а на западе... как вы думаете, какое понятие его заменяет?)
А вы сейчас мешаете всё в кучу.

Это вы начали рассуждать,показывая познания,говоря словами из учебников за первый класс...
Человек спросил о практической пользе натуральных ладов.
Посоветовать сочинять "русский шансон или русскую попсу" у меня язык не повернётся.
Я конкретно указал человеку на конкретное пособие и современное ладовое направление,которое понятно и может принести не старомодную помощь.
 
может принести не старомодную помощь
Нужно еще постараться, чтобы оно не принесло вред. Что, к сожалению, встречается чересчур часто. Благодаря таким вот "послам доброй воли" (дословно - я добрый, послал и свалил). Вам ведь совершенно до лампочки результат - что будет если человек без базовых (!) знаний последует вашему совету?
 
Нужно еще постараться, чтобы оно не принесло вред. Что, к сожалению, встречается чересчур часто. Благодаря таким вот "послам доброй воли" (дословно - я добрый, послал и свалил). Вам ведь совершенно до лампочки результат - что будет если человек без базовых (!) знаний последует вашему совету?

Почему Вы решили что Remy не имеет базовых знаний?
Почему Вы решили что "посол доброй воли" я,а не Вы?
Многим я тут на форуме помог....письма мне тому подтверждение и темы поднятые в форуме мной.
Говорить так в мой адрес-расписываться в бессилии своих аргументаций и неуважении к спокойному антогонисту,оскорбительное неосознанное желание перейти на личность.
Впрочем вещайте (вас больше),Вам "не до лампочки"....
Отдохну....
 
ну как бы да)) сообщение про то что если гармония сменилась на Ре - играется дорийский это конечно сильно))
Но если понимать его как (цитата): "до-мажор состоит из: до натурального мажора (ионийского лада), ре дорийского минора, ми фригийского минора..." и далее по тексту, то это выражение не имеет смысла с позиции любой теории как академической, так и джазовой, да и любой другой.

Ю. Н. Холопов, Гармония: теоретический курс,
СПб, "Лань" 2003, стр. 237

Благодаря мощному тяготению к центру системы гармоническая тональность как бы вобрала в себя и подчинила себе прочие (модальные) лады в качестве своих ступеней, "внутриладов" (термин Б. В. Астафьева; см.: Музыкальная форма как процесс. С. 346). Например, пребывание на V ступени мажора привносит миксолидийскую окраску лада, на II ступени - дорийскую; бывший (ренессансный) фригийский лад с мажорным трезвучием на I ступени в качестве так называемого "фригийского оборота" вошёл в состав гармонического минора и т. д. Смена ступеней тональности есть, таким образом, смена микроладов; то, что прежде могло охватывать целое произведение (и быть, тем самым, формующим моментом), теперь становится мелкой деталью, элементом иной системы. Прежний элемент формы становится материалом для формы более высокого порядка, тональность теперь - формующий принцип преобразованного модального материала. Таким образом, мажор и минор как новые типы лада обобщили исторически предшествовавшие им лады, явившись воплощением новых принципов ладовой организации.
 
Все говорят об одном и том же. Только не договорились о терминологии. Если основываться на практических применениях ладов музыкантами из США, например (приходилось сотрудничать в концертных проектах со студийными музыкантами практикующими и в Европе), то почти все основываются на понимании ступеней, в первую очередь. Так для них привычнее и нет проблем при смене тональностей.
Если речь идет об обычной схеме, не более, построения всех знакомых нам ладов на ступенях гаммы от звука "до", то это вовсе не значит, что при смене аккорда на конкретной ступени лада (гармонизированные гаммы) будет играться соответствующая гамма. Для обучения и понимания основ этой схемы - подходит вполне. На самом деле это вовсе не так. Именно понимание музыки через ступени лада и отличает нашу совковую теорию ("гаммовую" :))) от понимая этой теории музыкантами на западе. Ориентация на тональной системе построения музыки годится только для "а-минорной" музыки. Чтобы понимать суть построения изнутри, нужно переориентироваться на понимание ступеней и их взаимодействие.
Вот такое понимание "притяжения" у нас, и у них...
 
............понимание музыки через ступени лада и отличает нашу совковую теорию ("гаммовую" :))) от понимая этой теории музыкантами на западе. Ориентация на тональной системе построения музыки годится только для "а-минорной" музыки. Чтобы понимать суть построения изнутри, нужно переориентироваться на понимание ступеней и их взаимодействие.
Вот такое понимание "притяжения" у нас, и у них...

Да.
 
Лад это не тональность, вы подменили понятия. В современной музыке они вообще имеют весьма опосредованное отношение друг к другу.

Лень перечитывать собственный же пост, чтобы посмотреть называл ли я лад тональностью. Лад - это, конечно, не тональность. Лад имеет тональность. Лада вне тональности не существует. Если мы говорим о тональной музыке. В одной тональности может быть применено много ладов - это будут одноименные лады, то есть с одной тоникой. Но не может быть в одной тональности лады разных тональностей - это нонсенс.

Вот простая последовательность в до мажоре T -S -D.

Значит ли по Вашему, что взяв субдоминанту мы модулировали в тональность фа лидийского наклонения, а взяв доминанту - в тональность соль миксолидийского наклонения?
 
...........
Лад - это, конечно, не тональность. Лад имеет тональность. Лада вне тональности не существует. Если мы говорим о тональной музыке. В одной тональности может быть применено много ладов - это будут одноименные лады, то есть с одной тоникой. Но не может быть в одной тональности лады разных тональностей - это нонсенс.
.............

Да.
 
Вот простая последовательность в до мажоре T -S -D.

Значит ли по Вашему, что взяв субдоминанту мы модулировали в тональность фа лидийского наклонения, а взяв доминанту - в тональность соль миксолидийского наклонения?

Ещё раз процитирую Холопова
Смена ступеней тональности есть, таким образом, смена микроладов
 
Прежний элемент формы становится материалом для формы более высокого порядка, тональность теперь - формующий принцип преобразованного модального материала. Таким образом, мажор и минор как новые типы лада обобщили исторически предшествовавшие им лады, явившись воплощением новых принципов ладовой организации.

А вы все по старинке величаете смену аккорда сменой лада. Кто из нас тяготеет к "архивному устройству музыки"?
 
Холопов не дописал фразу:«в этой тональности»,не стал "разжёвывать":
«Смена ступеней тональности есть, таким образом, смена микроладов…..в этой тональности»
Посему Ю.Н.Х. и говорит не «лад»,а «микролад».
Отдельный взятый «лад» имеет неопределённую тональность,а «микролад» существует на правах ступени в конкретной тональности.
 

Вложения

  • Picture_1.png
    Picture_1.png
    2,2 KB · Просмотры: 100
  • Picture_2.png
    Picture_2.png
    2,2 KB · Просмотры: 90
  • Picture_3.png
    Picture_3.png
    2,3 KB · Просмотры: 93
Холопов не дописал фразу:«в этой тональности»,не стал "разжёвывать":
«Смена ступеней тональности есть, таким образом, смена микроладов…..в этой тональности»
Посему Ю.Н.Х. и говорит не «лад»,а «микролад».
Отдельный взятый «лад» имеет неопределённую тональность,а «микролад» существует на правах ступени в конкретной тональности.

Аминь.
 

Сейчас просматривают