pROFI, ...... Пусть оркестр сыграет произведение, идеально интонируя в тональности, при концертном ЛЯ в 431Гц. А потом сыграет это же произведение, идеально интонируя, при концертном ЛЯ в 440Гц. Услышим ли мы изменение предполагаемого абстрактного замысла произведения? Станет ли «синева» какой-нибудь «желтизной»?
Станет.
По порядку мыслями чужими:
Строи то были не только "ЛЯ в 431Гц"
«Самый ранний французский стандарт ля=380 герц…….
1826 году в Лондоне для ноты “ля” был установлен стандарт 422 Гц, а в 1845-м уже 455 Гц. Во Франции нота “ля” равнялась 435 Гц, а в Америке в это время она была приблизительно 460 Гц. Сейчас стандартом в большинстве стран признана частота 440 Гц, принятая на штудгардской конференции еще в 1834 году».
Как же звучало?....мы можем только догадываться…
Ясно одно:
Не так.
Музыка, инструменты,строи были у людей сообразно своего времени….
Между прочем И.Бах писал свой хорошо темперированный клавир для строя Веркмайстер3,утверждённый музыкантами в 16хххх каком то году…у этого строя нет между тонами равного 100 центного удаления.
(кто имеет синтезаторы топ-класса сейчас предпочитают переключаться в этот прекрасный строй…)
Цитирую дальше:
- Как люди с абсолютным слухом воспринимают игру в старинной темперации, где нота «Ля» звучит не на частоте 440 Гц, как в современной музыке принято, а чуть ниже?
Отвечу:
«Современный абсолютник угадывает не те ноты…
У меня абсолютный слух. Когда я начал слушать записи Леонхардта, Копмана, Арнонкура, у меня было отторжение, потому что я слушал, допустим, в до мажоре, а звучит это в си мажоре….»
-«при низких строях и жильных смычках страдает при смене постановки – интонация (это проблема левой руки) и качество звука (возникают новые ощущения в движении смычка).
-Аутентично-это обязательно играть меланхолично,сдерживая современные эмоции не выходя за пределы mezzo piano.
-Как отнесся бы Бах к современному роялю? Так же, как и к современному органу. Он с энтузиазмом приветствовал бы совершенство механики, но качеством звука был бы не особенно доволен. Когда парижский инструментальный мастер Себастьян Эрар изобрел в 1823 году механизм двойной репетиции, характерный для современного рояля, стала возможной тонкая нюансировка удара - именно то, что заставляло Баха предпочитать слабый клавикорд полнозвучному клавесину.
Однако в дальнейшем, совершенствуя фортепиано, преимущественное внимание обращали на силу звучности, непомерно возросшую. Чем громче становился звук, тем беднее делалась его окраска, так что современный рояль уже ничем не напоминает звук клавишных инструментов времен Баха. Звук потерял ясность и прозрачность, которую давал резонанс от деревянного корпуса; его характер определяется теперь металлической конструкцией.
Чем глуше звук инструмента, тем менее пригоден он для полифонической игры, где каждый голос должен четко вырисовываться, дабы слушатель без особого усилия ясно воспринимал его в общем движении всех голосов. Как мало пригоден наш рояль для исполнения многоголосных пьес, в частности баховских, впервые замечаешь, слушая прелюдии и фуги на хорошем клавикорде или клавесине. Клавикорд - струнный квартет в миниатюре; на нем пластично выделяется каждая сталь. На клавесине линия голосов выделяется сама собой: звук, получаемый от задевания перышком струны, является значительно более острым, чем на нашем фортепиано».
-Вас поразила бы и подвижность темпа в старинной музыке….
Студенты на лекции вздрагивают, когда слышат исполнение, например, Шестой симфонии Бетховена в оригинале и в подлинном темпе».
Вобщем скорее всего в те времена было всё тихо,медленно,без современных эмоций и крика…
Но очень полифонично с ясным прозрачным звуком с тональностями как и сейчас ориентированными только на инструментальные тесситуры…
И раз современные абсолютники не те ноты слышат из того далёка,из их тональностей-значит и цвета были другие и чувства...
Простите за сумбурность...