Ну опять-таки мы говорим о тембральном восприятии, а не об абстрактном различении звуков или тональностей... С точки зрения тембров (выбранных инструментов) - конечно важен выбор тональности, а вот с точки зрения некого абстрактного восприятия (которое как мне кажется у кого-то есть, у кого-то нет, а у кого есть - оно у всех разное) - так вот с этой точки зрения - все без разницы. Если произведение играть чистыми синусоидами (у них нет тембра), то я думаю неэкстримальная транспозиция мало на что повлияет...
Короче, если убрать тех.сторону выбора тональности, то у нас остается какая-то тонкая философская материя :о)
Ой,ой,ой…
Про органы не наслышаны?
Ну те что в храмах христианских…
Это и есть самый яркий представитель воспроизведения «синусоиды» и самый капризный инструмент не только в выборе тональностей,но и в микрохроматическом подстрое.
Почему?
Cинусоида не несёт в себе обер и унтер тонов и посему требует сверхточного соблюдения голосоведения и дидима (чистого натурального строя),а отсюда требует выверенной тональности.Сумма синусоид создаёт новые авторские тембра.
Богатейшими электронными тембрами можно завуалировать фальш изложения,небрежность тональную и не знание предмета,а за синусоиды не спрятаться.
На них только мастера…
Не зря же брэндовые музыканты при изложении многонотия разворачиваются к родесам и хаммондам и предельно внимательны к тональностям (у блюзовых клавишников в приори неустойчивая тональность с одним бемолем…Ч.Кориа,Д.Бенсон,Х.Хэнкок вообще предпочитают музыку политонального склада (политональность - одновременное звучание двух и более тональностей.)
А всё потому что музыка это «тонкая философская материя»-книга,где тональности её увлекательные страницы,а тембра слова в чувственный текст через голосоведение сложённые…
p.s.
Попробуйте сыграть «собачий вальс» в другой тональности…Вам точно не понравится..
И ещё:
У кого-нибудь есть книга Шуман "Характеристика тональностей" в электронном варианте?
В догонку несколько чужих мыслей:
«-Ми-бемоль мажор считается в музыке "морской тональностью".
-У Моцарта нет тональностей с 5 знаками.
-У Бетховена тема финала (Ода к радости) начинается с фа-диеза. F -- Freude -- "радость". -Даже наивысшая радость, потому что диез. Случайность? Думаю, нет.
-Тональность предпoлaгaет инструментальные тиссетуры.
-Медные увереннее себя чувствуют в бемольных тональностях, а струнные (вот и гитара тоже…) в малодиезных».