Про негармоничность и кривую Рейлсбека я в курсе. Кстати, насколько я понимаю, когда мы настраиваем струну по такой же ноте в соседней октаве по биениям, мы добиваемся совпадения частот грамоник разных номеров, например, основной тон ля второй октавы со второй гармоникой ля первой октавы (или вообще боле высокие гармоники). И из-за негармоничности дальше и набегает разница к краям клавиатуры.
А по поводу моего вопроса: когда я сам пытался настривать пианино, замечал такой эффект.
1)Настраиваем среднюю струну в хоре на желаемую частоту (по тюнеру, или по биениеям с нотой соседней октавы -не важно).
2)По этой средней струне в унисон по биениям настраивем остальные струны в хоре.
И вот что я замечал: хор на слух звучит в унисон. Биений нет. Но если заставлять звучать струны хора по одной, глуша остальные, то их частота немного отличается. Т.е. по отдельности они звучат по-разному, а вместе звучат чисто в унисон. Как будто все-таки подстраиваются друг под друга.
Примерно по тому же принципу, как в этом ролике с 05:00: синхронизируются метрономы, настроенные сами по себе на немного отличающиеся частоты.
А по поводу моего вопроса: когда я сам пытался настривать пианино, замечал такой эффект.
1)Настраиваем среднюю струну в хоре на желаемую частоту (по тюнеру, или по биениеям с нотой соседней октавы -не важно).
2)По этой средней струне в унисон по биениям настраивем остальные струны в хоре.
И вот что я замечал: хор на слух звучит в унисон. Биений нет. Но если заставлять звучать струны хора по одной, глуша остальные, то их частота немного отличается. Т.е. по отдельности они звучат по-разному, а вместе звучат чисто в унисон. Как будто все-таки подстраиваются друг под друга.
Примерно по тому же принципу, как в этом ролике с 05:00: синхронизируются метрономы, настроенные сами по себе на немного отличающиеся частоты.