@Catcher Sounds, просто зацепился за Вашу реплику, дабы побороться немного с... с собственным впечатлением от прочитанного в этой веткеЯ думаю, что человек или человеки придумавшие это были очень умными, т.к. соединили все основные лады в одной клавиатуре (от каждой ноты свой лад), а чёрные расставлены так чтобы от любой ноты можно было построить любой из основных ладов.
Система ладов сложилась задолго-задолго до клавиатуры любого типа. Если понимать разницу между понятиями звукоряда (это буквально ряд, набор звуков) и лада (звукоряд плюс иерархическая структура звуков в ряду), то понять это довольно просто. Пять квинт вверх от любого тона и одна вниз (с октавными поправками) — и мы получаем привычный семиступенный звукоряд. (Квинта — совершенный консонанс, совершеннее только октава, квинтовый обертон часто слышен даже нетренированным ухом, и поэтому она — самый естественный выбор для наших предков для построения звукорядов.) А выделяя в звукоряде при пении/игре/сочинении музыки тот или иной тон большей длительностью или большей громкостью, причем более-менее регулярно в пределах одной песни, мы делаем этот тон главным, а остальные подчинёнными — так образуется лад. В семитоновом звукоряде по самому дизайну содержатся все лады. Звукоряд один, но каждый из тонов может быть главным, и количество ладов равно количеству тонов. Для сравнения: более древняя пентатоника как звукоряд (набор из пяти тонов) — одна, а ладов в пентатонике может быть пять, просто в европейской музыке у них нет своих имён. Ну, не пользуются европейцы пентатоникой.
Однако строить по квинтам — это пифагорствовать. А если натуральничать, то есть извлекать обертона из одного богатого звука, то тоны получатся почти те же, но всё же не те, и эту разницу ещё древнегреки рефлексировли. «Ми» натурально извлекается из «до» как соотношение частот 5:4, что равно 80:64, и это одна большая терция. А пифагорствующие выводят «ми» пятью квинтами, и у них получается ((3/2)^4) : (2^2), что равно 81/64, и это другая большая терция. Разница между двумя такими большими терциями, если не путаю, называется дидимовой коммой. (Вы таки не поверите, но
Пифагорствующие считают, что их терция (и всё остальное) лучше, а им отвечают, что у них квинты с октавами не сходятся. Что это за строй такой кривой? Не, ну правда же, двенадцать квинт не равны семи октавам, так как (3/2)^12 больше, чем 2^7. Эта разница называется пифагоровой коммой.
А теперь представим, что мы, дабы усложнить и дабы сделать ещё слаще сочиняемую нами мелодию, решили сохранить лад — к примеру, ионийский (мажор, по-нашему), — но построить его от другого тона, от «соль», а не от «до». Такая смена у нас модуляцией называется. Если петь, то оно просто, голосом легко подправить интервал. Голос «сам» его подправит (при наличии слуха). А если у нас лады-порожки на струнном инструменте уже установлены на звукоряд от «до», и на нашей дудочке дырочки прорезаны тем же образом, то интервалы при игре в ладу от «соль» становятся похуже, пофальшивее. И чем дальше отклоняемся — в ре-ионийский, в ля-ионийский, в ми-ионийский и т.д., то разница с тем, как мы расположили бы лады и дырочки, если бы строили звукоряд от главного сейчас тона, накапливается. И очень быстро становится неприемлемой.
За человеческую историю сколько только методов усреднить строй не предлагалось, и каждый из них, позволяя чистенько играть что-то одно, в другом случае давал грязь. Сошлись в итоге на абсолютном, я бы сказал, социалистическом равенстве: делим октаву ровно на 12 частей (логарифмически, ессна) и таким образом ровнёхонько размазываем грязь нанослоем по всем интервалам. Получилось ни нашим, ни вашим: ни пифагорствующие, ни натуральничающие не найдут в этом строе ни одного чистого интервала, кроме октавы. Корень двенадцатой из двух — иррациональное число, искать в таком ладу гармоничные соотношения тонов бессмысленно по определению. И это как раз причина того, что строй исторически довольно долго не приживался, несмотря на предлагаемые удобства. Удобства — это то, что в этом строе модулировать можно куда угодно, и везде одна и та же родная, привычная грязь.
ваш Кэп
Последнее редактирование: