VSL Duality Strings карты для Дорико сделали на отвали на 3 с плюсом, могли бы и заморочиться для дориканцев. проц 40 как минимум штрихов нужно дописывать
Справедливости ради: думаю, что включить вообще всё в карты экспрессий принципиально невозможно, и дело не в лени венцев. Возьмём, для примера, короткие ноты. В нотном тексте для обозначения всего разнообразия коротких нот используется совсем немного символов: стаккато, стакатиссимо, стаккато-тенуто. Пожалуй, всё. Ещё под лигой короткие ноты могут быть.
В партиях струнных старорежимный «бумажный» композитор почти никогда не обозначает стаккато это или спиккато, струнники сами решают по контексту (или по указанию дирижёра), как играть. Причем в большинстве случаев — особенно в подвижном темпе — предпочитая спиккато, исполняемое «с воздуха», а не более тяжёлое стаккато, исполняемое «со струны». Для слушателя же это просто короткие ноты. А вот со стороны производителей библиотек номенклатура изделий в классе «короткие ноты» составляет десятки «штрихов». Стаккато такое и сякое, спиккато быстрое, небыстрое, лёгкое, потяжелее, с такими и с сякими атаками и релизами. Весь этот зоопарк идёт от принципиального несовершенства сэмплерной технологии, пытающейся континуальное заменить дискретным. Справиться с этим зоопарком, да ещё и по-разному организованным у каждого производителя и в каждой отдельной библиотеке, нотному редактору не под силу. Да и, пожалуй, вовсе не нужно. Дорикане и так сдвинули процесс с мёртвой точки своими особыми картами экспрессий. По крайней мере, некоторые производители худо-бедно озаботились дориканскими картами экспрессий для своих библиотек. Быстро всё забывается, но ещё недавно они в сторону нотных редакторов и вовсе не смотрели. А уже сегодня для базового набора штрихов в Дорико вполне работает подмена библиотек «на ходу» (к примеру, Halion Orchestra ► NP, и обратно).
Сейчас очень трудно представить, как это будет работать лет через пять-десять. Когда MIDI 2.0 станет заметным явлением ежедневно, а не только на выставках NAMM. Позволю себе пофантазировать...
Пусть у меня подгружен в Дорико какой-нибудь венский струнный оркестр, в котором «много вариаций». Оркестр при загрузке передал в Дорико-9 полный список того, что у него есть, но это произошло автоматически, я об этом не забочусь. Затем я нарисовал стаккатные точки над нотами, и Дорико автоматом (как сейчас) поставил короткий штрих, прописанный по умолчанию в карте экспрессий. В принципе, этого достаточно для proof playback, но если я хочу сделать полноценный оркестровый мокап, то я иду дальше.
Не снимая выделения со стаккатных нот, я жму правую кнопку мыши, и у меня вылезает привычное dimension-окошко из венского оркестра, в котором убрано всё, что не «короткие штрихи». Наличие точно такой же картинки, как в Синхрон-плейере, пожалуй, важно: если я привык к библиотеке, я так быстрее сориентируюсь. Простой ч/б список был бы хуже.
Дальше я выбираю «spiccato agile - normal attack - soft release», и Дорико сам ставит видимую только в виде флажка (signpost) Playing Technique, соответствующую этому пресету. В карту экспрессий я не заглядываю, тем более не редактирую её. И не думаю о «взаимно исключающих группах» — в полной версии Duality Strings от таких групп и компьютер с ума бы сошёл. Скорее всего, такие постоянно скрытые PT должны существовать отдельно от обычных PT и должны называться немного по-другому — что-нибудь вроде Secondary Playing Technique, SPT).
Я слушаю, что получилось, понимаю, что немного промахнулся, кликаю на уже стоящий флажок, снова вижу картинку из Синхрон-плейера с отфильтрованными длинными нотами, и выбираю «normal release». Слушаю, остаюсь доволен, иду дальше.
Так, пожалуй, было бы удобно. Понятно, что все эти SPT перестанут работать должным образом, если я поменяю библиотеку сэмплов. Ну тогда надо отфильтровать устаревшие SPT и удалить, и начать заново. Хотя даже сейчас можно создать ещё одного группового исполнителя, загрузить струнные из другой библиотеки, скопировать туда весь нотный материал со всеми флажками, отключить в микшере лишний струнный оркестр — до выяснения, какой оркестр лучше звучит, и отредактировать SPT в копии.
Такое вот чтиво написалось у меня сёдни.