Dorico – нотный редактор от Steinberg

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
Здравствуйте, господа!
Привет! Сколько лет, сколько зим!
Щаз (уже очень скоро) Дорико возьмет с нас сколько-то денюжки за промежуточный апгрейд, и с Expression Map все сразу станет са-а-всем по-другому.
 
Надо поднять вопрос на оффе по поводу синхронизации по таймингу. Возможно, что эта тема уже существует. Честно говоря, за такое я бы заплатил. Пока существует единственная технология синхронизации нотного редактора с DAW, пусть не по прямому функциональному назначению - это ReWire, но дорийцы с ReWire возиться не будут. Оно понятно почему: сама по себе технология ReWire нахрен не нужна (здесь я имею в виду передачу аудиопотока из одного редактора в другой).
К сожалению, кустарным путём (MIDI-маршрутизаторы, трансляторы, скрипты) такая задача плохо решается - слишком много неточностей, пострадает быстродействие. Впрочем, поэкспериментировать можно, какие у кого идеи?
 
но дорийцы с ReWire возиться не будут
И правильно делают. Во-первых, патенты — ну их нафиг, во-вторых, сами Пропеллеры в последнем Ризоне тоже забросили возиться с Ревайром (если я ничего не путаю).

Идея с синхронизацией мне, как и Вадиму, тоже непонятна. Судя по разговорам и проговорам, дорикане готовы уже в следующих версиях посмотреть в сторону пользователей Кубейса. Основной функционал Дорико уже набрал (или почти набрал), так что даже я теперь не боюсь, что Дорико будет испорчен в угоду DAW-писателям.
У меня нет своего видения, как может быть объединен или интегрирован функционал Кубейса и Дорико. Может быть вызов через протокол а-ля ARA2. Или специальные Дорико-треки в микшере Куба (а то и в окне аранжировки). По части музыкального времени (независимые размеры тактов и проч.) Дорико настолько мощнее, что музыку из Дорико так вот напрямую в Куб и не вставить. Хэзэ, что там в Штейнберге смогут придумать.
 
на данный момент я знаю 3 способа синхронизации между программами - по MTC, по ревайру и по протоколу JACK. Рейвайр можно уже хоронить (да, так и есть - его разработчики уже не включили его в посл. версию Ризона). JACK - штука любопытная, но редкая на данный момент. Вот тут на видео пример синхронизации программы Bitwig. И законодателям моды штейнбергам наверняка неохота будет использовать сторонний формат - они скорее свой какой-нить придумают, если им приспичит. Но в данной ситуации непонятно, для чего. Как вариант - могут пойти по пути Presonus, где можно кидаться партиями и целым проектом между Studio One и Notion. Но это удобно разве что для того, чтобы оформить ноты в нотном редакторе после того, как аранжировка уже сделана в DAW. А для работы над аранжировкой в нотном редакторе - неудобно.
 
я пока саму основную идею не понял. Зачем синхронить Дорико с DAW? чтобы что? чтобы редактировать одни и те же ноты два раза? один раз в DAW, а другой - в Дорико?
зачем два раза? достаточно одного!)))) Музыку (то, что должно звучать) делаю в кубе есесно, а то что должно быть в нотах-в дорико! Раньше справлялся и кубовским редактором. нужно признать , что для DAW он достаточно продвинут., но все таки проблем много, и решить можно далеко не все. Так что лично для меня синхронизация была бы МЕГА удобна!!!!! Просто запарился ноты вручную за музыкой двигать!) Тот же ревайр в работе с сибелиусом вполне решает эту маленькую проблему!
 
Просто запарился ноты вручную за музыкой двигать!) Тот же ревайр в работе с сибелиусом вполне решает эту маленькую проблему!
опишите, пожалуйста, процесс, хотя бы вкратце - пока не понимаю, как это происходит с ревайр. Ревайр же можно для двух задач использовать: 1) чтобы просто две программы синхронно бежали 2) чтобы одна программа играла звуками другой. Какой из случаев имеется в виду?
 
Последнее редактирование:
опишите, пожалуйста, процесс, хотя бы вкратце - пока не понимаю, как это происходит с ревайр
Меня интересует только что бы они синхронно бежали. звук с дорико мне не нужен. Процесс очень прост. делаю аранжировку к примеру , затем нужно часть инструментов заменить живаго. или подмиксовать, или вообще все живьем сыграть. для этого нотки нада.) драг н дропом перебрасываю нужные "клипы" в дорико и редактирую. таким методом получаю партитуру. В процессе такой работы удобно когда оба редактора синхронизованы по тактам. Вот собственно и все, что мне нужно для счастья!)
 
  • Like
Реакции: V_ad_im
Дорико 3.5. Платный апгрейд (60 баксов/евро). Очень кратко о самых важных нововведениях. Подробнее в файле справки и в истории версий, английские названия для поиска я привожу.

1) PBD, pitch before duration. Новый способ ввода нот: теперь можно вводить длительность после высоты, как это было в Финале (бывшие финалисты получили, наконец, нехилую тактильно-мозговую компенсацию), а не только высоту после длительности, как это было в Сибелиусе и во всех предыдущих версиях Дорико. Клавиша для переключения между режимами — «K», слева появилась новая кнопка-индикатор. Можно указать режим по умолчанию, который будет включаться при запуске Дорико. Для этого нового режима есть свои опции в Настройках: когда вводить ритмическую точку, что выделено после ввода новой ноты и т.д..
Это важное улучшение: в новом режиме не нужно выходить из режима ввода нот (каретки), если хочется проверить фразу, поимпровизировать, не вводя текст. Предполагается, что смена режимов пользователем будет происходить достаточно часто. Если длительности одинаковые, удобнее старый режим.
PBD пока не работает на табулатурах.

2) Усовершенствования Карт Экспрессии, они теперь, по меньшей мере, полностью рабочие. Особый выигрыш для библиотек вроде Hollywood Orchestra, где возможно переключение техник исполнения второго плана (add-on level), напр., con sordino — senza sordino в HS, в то время как основная техника (base level) — напр., legato или sustain — не меняется или меняется независимо. Можно экспортировать карты экспрессии из Кубейса или Дорико дрэг-н-дропом.

3) Play mode. Улучшения в редактуре велосити (режим Воспроизведение), отдельная линия-строка для ПитчБенда, автоматизация, генерируемая Дорико, показывается наравне с добавленной пользователем, причем пользовательская показывается на затемненной подложке для различения.

4) Генерал-бас (figured bass, цифрованный бас) — примерно 0% пользователей этого форума заинтересуются этим функционалом, но, тем не менее, он теперь есть. Издатели барочной музыки в восторге, остальные пожимают плечами и проходят мимо. Новый поп-овер Shift-G для ввода генерал-баса, соответствующие новые строки в Фильтрах. Поскольку разночтений, а точнее, разных традиций записи цифрованного баса в XVII–XVIII веках было очень много, то предусмотрено два способа ввода: один «литературный» — что вводишь, то и получаешь — что-то вроде Forced Duration в ритмике. Такой способ пригоден для точного воспроизведения изданий тех веков. Второй, «нормальный» способ — Дорико использует алгоритмы для правильной записи, опираясь на «средний по барокко» свод правил.
Точно так же, как и аккордовые символы, генерал-бас по умолчанию относится к глобальному уровню. Но можно, как и с аккордовыми символами, перейти на локальный уровень клавишами Alt-L и вернуться на глобальный клавишами Alt-G. Для разового перехода на противоположный уровень следует нажимать Alt при выходе из поп-овера.
Можно вводить и символы аккордов (Am7 или G/B), они автоматически будут переведены в символы генерал-баса.

5) Конденсация групповых исполнителей (только в Dorico Pro) теперь возможна, работает в том числе и с divisi.

6) Редакторы вертикальных и горизонтальных линий (только в Dorico Pro). Вообще, допилено все, связанное с линиями, баги с выравниванием исправлены.
 
Последнее редактирование:
7) Глобальные и локальные свойства опций. Серьезные изменения с мало кому до конца понятным и, в целом, неудобным «Размножением свойств» (Propagate properties). Теперь изменения опций (то, что в нижнем окне) можно делать сразу глобальными, для всех раскладок, а можно локальными, т. е. только для текущей раскладки. Появился фильтр для показа только глобальных или только локальных опций.
[Правило (вроде как) простое: если у опции нет включалки-слайдера, то она всегда глобальная, если слайдер есть, то опция может быть и глобальной, и локальной.]

8) Простые и системные текстовые обозначения теперь могут быть видимыми в партитуре и скрытыми в партиях (и наоборот), появилась опция для этого.

9) Появился поиск-фильтрация в опциях (в нижней панели), клавиша Alt-8. Если нижняя панель скрыта, то можно сочетанием Alt-8 сразу открыть ее с фокусом на фильтрации и начать вводить название искомой опции. Количество опций растет по мере развития программы, и без поиска уже становилось некомфортно.

10) Появилась возможность индивидуально прятать нотные станы (в том числе и не пустые). В режиме Верстка вставляем Разрыв фрейма (Shift-F) и жмем Enter или дабл-кликаем. Раздел свойств раскладки, раньше называвшийся «Hide Empty Staves», теперь называется «Видимость нотоносца» («Staff Visibility»).

11) Clef and transposition overrides (только в Dorico Pro). Появилась возможность создавать варианты партий для тех случаев, когда неизвестно, какой исполнитель придет на запись или выступление. Например, я не знаю, кого удастся продюсерам позвать на запись — тромбониста или тенор-саксофониста. Я могу написать одну строку в партитуре (скажем, я как композитор хочу тромбон и для него и пишу), а раскладок-партий сделать две: одна из них, тромбоновая, будет как в партитуре — басовый ключ и транспорт in С, а другая, тенор-саксофоновая, будет в скрипичном ключе и в транспорте in B. Для создания дополнительной партии набирать текст заново мне не придется, для этого есть Переопределение транспозиции и ключей в режиме Настройка (кликнуть правой мышью по Раскладке-партии...). Там же можно перенести форматирование с одной такой (уже готовой) партии на вновь созданную, текст-то в них практически идентичен.

12) Hollywood-style parts. «Голливудский стиль» партий. В свойствах раскладки можно сделать так, что по окончании нотного текста до конца листа будут идти пустые нотные строки, куда можно вписывать по ходу репетиции изменения в тексте.

13) Blank staves. Музыкальный фрейм теперь может быть не привязан ни к одному фрагменту (т.е. может быть пустым), и в этом случае его можно заполнить нотными строчками. Удобно для педагогических целей, когда надо оставить место ученику для выполнения задания. Также удобно для создания нотной бумаги с любым количеством нотных станов и любым размером нотного стана.

14) Graphic slices (только в Dorico Pro). Создание графических слайсов — новый раздел и новая функция в режиме Верстка. Позволяет создать «фото» небольшого раздела партитуры и тут же сохранить его в графическом формате (PNG, TIFF, PDF, SVG) для использования на сторонних ресурсах. Захват экрана, чтобы разместить нотный пример на форуме, больше не требуется.

15) Octave reminder clefs. Ключи с транспозицией, т.е. ключи с цифрами 8, 15 или 22 (с повышением/понижением на октаву/октавы) теперь могут быть не только «декоративными», но также могут использоваться для транспозиции (например, как замена длинной «8------va»). Для изменения настройки добавлена новая страница в Опциях нотации.

16) Cues. Теперь можно добавить дирекцион из партии, содержащей divisi. Важно, если, например, партии Скрипок Ia и Скрипок Ib изготавливаются отдельно и требуется показать вступление Ia в партии Ib.

17) Цвет фона (один для партитурных раскладок, другой для раскладок-партий) и цвет подложки (один для режима Верстка, другой для режима Запись — не перепутаешь, где находишься) теперь можно задавать самому.

18) Появились долгожданные фильтр (Ctrl+L) и поиск (Ctrl+F) во всех дориканских Опциях (Верстки, Воспроизведения, Нотации, Раскладки, Ввода нот). Перемещение по найденному/отфильтрованному — Ctrl+G (вперед) и Ctrl+Shift+G (назад).

19) Включение и выключение конденсации, ввод нот и редактура при включенной конденсации, равно как работа с документами, состоящими из многих фрагментов, стали значительно быстрее.

20) Нажатие и удержание клавиши «обратный слэш» (/) временно убирает с экрана всю служебную информацию, позволяя увидеть страницу «как она есть», не переходя в режим Печать.
 
Последнее редактирование:
21) Ввод мультиолей. Специально для русских пользователей (сделано по просьбе dr-music!) теперь можно вводить в поп-овер не только «5:4e», чтобы получить квинтоль восьмыми, но и «5 4e». (Если уже выбрана длительность «восьмая», то вводить «e», разумеется, не обязательно.) Пробел вместо двоеточия в 100500 раз удобнее на русской клавиатуре. Можно еще и так вводить: «5/4e».
Напоминалка: w – целая, h – половинка, q – четверть, e – восьмая, ну и дальше – x, y, z (1/16, 1/32, 1/64).

22) Сross-staff slurs. Улучшена прорисовка лиг, переходящих на новый нотный стан. Для сохранения прорисовки лиг соответствующая опция выключена для проектов, созданных в предыдущих версиях, и включена в новых. Всегда можно включить.
Много других улучшений в прорисовке лиг и ритмических ребер.

23) Used chord diagrams grid. Появилась возможность автоматического показа всех используемых во фрагменте гитарных диаграмм перед документом в отдельной таблице, поскольку они занимают много места, но очень часто повторяются (касается прежде всего поп- и рок-музыки).

24) Прочие улучшения для гитаристов, вроде возможности связывания последовательных guitar bends в цепочку, показа hammer-on и pull-off и в табулатурах, и на нотном стане, и проч., и проч..


P.S. Вопщем, пользователи лицензионного Сибелиуса молча завидуют скорости развития Дорико и продолжают неизвестно на что надеяться, а пользователи Финале, опережая cибилянтов на одну эволюционную стадию, просто вымирают как класс. Так-то вот.
Хотели Дорикане эту версию 4.0 обозвать, но релиз 3.0 был только в сентябре, и потому все же решили денюжки поменьше попросить, а то перед людьми (пользователями) неудобно. Это так Дэниэл в интервью сказал.
 
Последнее редактирование:
P.S. Вопщем, пользователи лицензионного Сибелиуса молча завидуют скорости развития Дорико и продолжают неизвестно на что надеяться
Откуда такое самонадеенное утверждение? Кого вы спросили, прежде чем такое утверждать? Я, например, ничему не завидую.
А надеюсь только на свои творческие силы, чтобы писать музыку.
Конкретно про Дорико.
Смотрел в её сторону лишь только потому, что хотел лучшего звука, чем в Сибелиусе, не более того. Банк данных семплов, библиотека - вот что меня интересовало и интересует по сегодняшний день. А чем набирать ноты -мышью, или закодированными кнопками на клаве - это не есть для меня первостепенно.
 
Интересно, сколько ждать придется, пока триалы раздадут!
 
Откуда такое самонадеенное утверждение? Кого вы спросили, прежде чем такое утверждать? Я, например, ничему не завидую.
СамонадеЯнное.
Завидовать можно скорости развития программы, качеству поддержки и качеству отображения нот сразу после ввода (а не после редактуры). Эти три пункта и вызывают интерес, а могут и зависть вызвать. Особенно у тех, кто платит ощутимые деньги за лицензию и поддержку (Вы к ним не принадлежите).
Я не знаю ни одного человека, который вернулся бы с Дорико обратно в Финале. Я знаю многих перешедших с Сибелиуса, но колеблющихся и продолжающих использовать Сибелиус наряду с Дорико, особенно для старых проектов — но никто и не говорит, что Дорико уложил Сибелиус на лопатки. Только вот поддержка Авида и поддержка Штейнберга — вещи несравнимые.

@Iwand, в теме «Сравнение нотных редакторов» вы были, с этими постами («14 тестов...») могли ознакомиться (хотя и сейчас не поздно), с тезисом «Ноты это интерфейс «человек — человек», а не «человек — машина», изложенным, например здесь (да и ранее в той же теме) точно знакомы. Заводить ту же волынку заново мне не интересно.

А надеюсь только на свои творческие силы, чтобы писать музыку.
Нотный редактор не для написания (=сочинения) музыки, а для ее записи. Причем тут творческие силы? Чем удобнее ввод и чем автоматически грамотнее запись, тем лучше.

Смотрел в её сторону лишь только потому, что хотел лучшего звука, чем в Сибелиусе, не более того.
Озвучка партитуры — вспомогательная функция нотного редактора. Вы просто не являетесь ЦА топового нотного редактора, вот и все.

Интересно, сколько ждать придется, пока триалы раздадут!
Триалы раздают обычно сразу после выхода первого патча (3.5.1). Недели через две-три, ориентировочно.
Сдается мне, что так происходит по медийно-психологическим причинам. На бета-форуме за время написания новой версии были обнаружены десятки, если не за сотню, багов и несоответствий. Но на бета-форуме обстановка очень дружелюбная, и там присутствуют, помимо аранжировщиков-композиторов, еще и супер-профи, работающие наборщиками-редакторами на крупные нотные издательства (они-то самые активные и самые полезные бета-тестеры). На бета-форуме ни один баг не является поводом для буйства.
Когда же версия релизится, ее тестирует гораздо большее количество народа, и этот народ далеко не всегда добродушен и конструктивен, и не всегда, увы, вежлив. А триалы — триалы раздаются всем подряд, включая тех, кому просто побаловаться да в интернетах побалаболить, и тех, кто все равно никогда не приобретет программу. Поэтому триалы обычно дают по истечении дополнительного срока на исправление ошибок. Что разумно, кмк.
 
  • Like
Реакции: Iwand
@Iwand, в теме «Сравнение нотных редакторов» вы были, с этими постами («14 тестов...») могли ознакомиться (хотя и сейчас не поздно), с тезисом «Ноты это интерфейс «человек — человек», а не «человек — машина», изложенным, например здесь (да и ранее в той же теме) точно знакомы. Заводить ту же волынку заново мне не интересно.
Да, убедили. Спасибо за развёрнутый ответ.
 
  • Like
Реакции: dr-music
что-то не могу найти - а как отквантовать ноты, которые не для графики, а для воспроизведения? т. е. которые кирпичики в режиме воспроизведения. Записал, например, я фразу на миди-клаве в рилтайме, и хочется, чтобы она ровнее звучала.
 
Последнее редактирование:
а как отквантовать ноты, которые не для графики, а для воспроизведения?
В режиме Play две самые верхние левые кнопочки — Played Duration и Notated Duration. Реквантайз в них по разному работает. А другого ничего я и не знаю.
 
  • Like
Реакции: V_ad_im
Played Duration и Notated Duration.
ну и вот при выбранной Played Duration я пытаюсь отквантовать ноты, чтобы они ровно по сетке начинались (ударные, например) - и их положение никак не меняется.. Я уж молчу о том, что для остальных инструментов нужен не просто квантайз, а лишь частичный. Похоже, этого функционала пока по-просту нету..

кстати, в Дорико всё наоборот устроено, не как в кубейсе:
184663
 
Последнее редактирование:
и их положение никак не меняется..
Да вроде как что-то меняется, но я не понимаю, что именно. Особенно в сочетании с командой Remove playback overrides (которая как-то «не навсегда» removes), настройками в Playback Option и используемыми штрихами (если такие есть).
У тебя скриншот от 2017 года, думаю, он несколько некогерентен контемпоральной диспозиции :)

Все это пока, конечно, дико неудобно.
 
Последнее редактирование:
Да вроде как что-то меняется, но я ничего не понимаю, что именно.
иногда видно, что меняются эти чёрточки под нотами. кстати, что они означают?
по идее должен быть выбор, что квантовать - начала нот, их окончания или их длительность


У тебя скриншот от 2017 года
это всё, что по-быстрому удалось нагуглить на поверхности)
 
я тоже сначала так думал, пока не пощёлкал кнопками Played/Notated и не увидел, что эти чёрточки немного отличаются от Notated..))
похоже на графический глюк? или это результат работы тех самых overrides? но они как раз должны влиять на Played..
 
  • Like
Реакции: V_ad_im
Здравствуйте, подскажите пожалуйста как поменять размер на отдельных станах, с сохранением общей тактовой чертыIMG_20200724_112220.jpg
а то у меня только вот так получается
IMG_20200724_112233.jpg
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте, @Altistt.
Начну с небольшого ворчания: мне крайне не нравится такая запись. В партитуре все красиво, нет лишней черноты и т.п. Но музыкант оркестра, увидевший такую партию, должен иметь дополнительные обозначения — вроде «восьмая равна восьмой с точкой» и vice versa на выходе из такого эпизода. Если темп достаточно быстрый (как, скорее всего, здесь и есть) и дирижер машет «на раз», оно еще как-то худо-бедно прокатит. А если же показывать нужно каждую восьмую... В любом случае здесь будет остановка на репетиции, объяснение дирижера и дорисовка оркестрантами в партиях необходимых обозначений.
Лично я однозначно записал бы ритмический рисунок тех инструментов, у которых возник размер 2/8, восьмыми с точками. Возможно, создал бы обозначение 2/8 (соответствующим шрифтом) в скобках над нотным станом и такое же 3/8 на выходе из эпизода. (В Дорико — текстовым обозначением, или, даже лучше, исполнительской техникой, выглядящей как time signature, но ничего не делающей по части MIDI.) Так же я поступил бы и с чужим текстом, если бы ноты изготавливал для исполнения, а не для издательства.
Но если все же очень хочется получить аутентичную картинку, то тогда так.

Мне не известен способ сделать это в Дорико в пару кликов. В моем примере Флейта отдувается за тех, у кого сохранился размер 3/8, а скрипка представляет тех, у кого произошла смена на 2/8.
1) Первый такт — обычный размер 3/8.
2) Второй такт — всему оркестру ставится размер 2/8, показ размера скрывается в опциях (Ctrl-8).
3) Ноты инструментов, продолжающих играть на 3/8, переписываются (ох, тоска!) триолями и триоли скрываются.
3bis) Если выделить нотный текст второго такта и добавить к выделению триольный signpost, то легко можно скопировать ритм (Ctrl-R), а затем перебить звуковысотное в режиме Lock to Duration.
4) Инструментам, играющим на 2/8, во втором такте ставятся локальные (Alt-Enter на выходе из поп-овера) смены размера 2/8; ага, несмотря на то, что размер и так 2/8.
5) Вводится нотный материал играющих на 2/8.
6) В четвертом такте у меня выход из полиметрического раздела. Но за один раз из него не выйдешь без потерь. Поэтому сначала ставим всем, игравшим на 2/8, локальный размер 3/8 (если сразу общий поставить, то он будет виден на всех нотных станах, а нам это не нужно), а затем
7) в пятом такте ставим общий размер 3/8 и скрываем его в опциях.

Вижу две проблемы, которые придется решать.
1) Тактовые черты. Дело в том, что даже когда тактовые черты в полиметрии совпадают по горизонтальной позиции, применить к ним опцию «Barline joins all staves» невозможно. Тактовая черта после первого такта включением этой опции может объединить флейту и скрипку, после тактов 2-3 — не может, а после такта 4 снова может. Для решения проблемы в режиме Engrave выделяем тактовую черту и ее нижнюю держалку (как на картинке), и клавишами Alt-Стрелка Вниз продляем ее до конца партитуры.
2) MIDI-исполнение партитуры. Если оно нужно, то придется поставить дополнительные темповые обозначения и скрыть их. Вот эти 90-60-90, без них такты на 2/8 будут проиграны в полтора раза быстрее.

185140


Последнее замечание. Если музыка далее по тексту уже набрана, то, чтобы дальше все не сползло при превращении восьмых в триольные восьмые, лучше разделить flow на несколько, а потом объединить их.
Стоит ли такая овчинка такой выделки — решать Вам.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Alexartist

Сейчас просматривают