Dorico – нотный редактор от Steinberg

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
Так или иначе, инструмент Force Duration дает возможность получить практически любой «неправильный» ритмический рисунок. Но некий навык планирования, как и когда включать этот инструмент, таки да, требуется.
Да. Спасибо за разъяснения. В общих чертах разобрался.
 
  • Like
Реакции: dr-music
Вопрос! У меня Dorico 3 SE (тот, что бесплатный). Партия скрипки. Нужно штрихи, приемы игры и пр. расставить. Панель справа, выбираю pizz. ставлю в партитуру. Пиццикато не проигрывается (просто легато звучит). Играет Hallion. Как подключить (и можно ли) сторонние библиотеки (контактовские, напр.)- не знаю. Может дело не в Дорико, а в том, что в скрипке Hallion (-а) просто нет этой артикуляции??? Тогда - как?
 
У меня Dorico 3 SE (тот, что бесплатный).
От версии Дорико это напрямую не зависит, механизм воспроизведения в младших версиях точно такой же, как и в Pro. Но недоступность темплейта Pro, основанного на HSO, в младших версиях таки да, имеет значение. Если приобрести HSO отдельно, то темплейт Pro можно будет использовать и в SE.
Мягко говоря, я не являюсь специалистом по Play режиму. Но вижу, что если выбран playback template 'HSSE Elements' или 'HSSE (SE)',
то в Галион «тупо» грузится тембр GM041 Violin, в котором «ничего лишнего» нет. Причем, неважно, создан (в Сетапе) сольный или групповой исполнитель — исполняться партитура будет оркестровым тембром, а не сольным.
В темплэйте 'HSSE+HSO (Pro)' грузятся тембры Violin Solo Combi и Violins 1A Combi соответственно, и переключение штрихов происходит без каких-либо дополнительных усилий.

Библиотеки можно использовать абсолютно любые, но придется создавать свой Expression Map (и я тут не помощник). Механизм Expression Map в Дорико раньше был с большими изъянами, но на бэта-форуме он практически не обсуждается, дорикане допиливают его в фоновом режиме (если допиливают). Придется самому пробовать-проверять, как на сегодня обстоят дела.

------
Если не стоит задача делать готовые мокапы в нотном редакторе, а интересует только проверочное проигрывание партитуры (proof playback), то настоятельно прошу обратить внимание на NotePerformer. Проигрывает партитуры он лучше, чем встроенный проигрыватель Сибелиуса или Штейнберговский Халион. Арни Волландер (автор NP) на постоянной связи с дориканами, и мне нравится, что они все время идут друг другу навстречу в вопросах исправления ошибок. Халион же, по сути, навязан дориканам Штейнбергом и мало приспособлен для проигрывания партитур. Темплейт для НотПерформера в Дорико есть.
NotePerformer можно попробовать бесплатно (с ограничениями), можно покупать в рассрочку, платя по $10,75 в месяц. Работает он со всеми тремя основными редакторами (Сибелиус, Финале, Дорико). Сайт NP, увы, снова доступен для русских только через прокси (я использую Hola free VPN), но Арни пока ничего не может с этим поделать.
Не мое дело рекомендовать, как кому деньги тратить. Но NotePerformer — это вариант «включил и забыл». Очень экономит время и нервы.
 
  • Like
Реакции: Steffl
[automerge]1582905856[/automerge]
исполняться партитура будет оркестровым тембром, а не сольным
Кажется, что исполняется всё-таки сольно. Нужно понять что такое NotePerforme. Я до сих пор в Сибелиусе именно из-за множества неясностей с Дорико. Со временем освою.
 
Коллеги, я в замешательстве. В неравной борьбе с картой ударных дорико, пытаюсь выяснить каким номерам соответствуют ноты в пресетной карте ударных. (Full drum set) Этой информации в опциях редактирования я не нашел.! Ладна. Рисую несколько нот на линейке ударных, и делаю экспорт миди файла. Загружаю в куб, и вижу,.....что там нет Вапче никаких нот!!!!!!! Как это??)))
 
@izagleyzer, вроде бы здесь: Меню Воспроизведение ► Карты ударных ► General MIDI.

Если загрузить Silence Template, то никакая Карта ударных подгружена не будет, и ударные вообще нельзя будет набирать (пока не поставишь в Preferences ► Note Input and Editing ► Percussion Input опцию «Использовать позицию на нотном стане») и нельзя будет экспортировать в MIDI.
У меня загружен не-Silence темплейт, я нарисовал ноты в режиме Воспроизведение прямо на треках (карандашиком или палочкой), экспортировал MIDI-файл и без проблем открыл его в Кубейсе. Рисовал в режиме Воспроизведение умышленно, чтобы не нарисовать случайно нот, которых вообще нет в карте ударных (в режиме Запись это сделать слишком легко).

Как быстро создавать свои темплейты, как в них запихивать нужную карту ударных — не знаю, не изучал.
 
я нарисовал ноты в режиме Воспроизведение прямо на треках (карандашиком или палочкой), экспортировал MIDI-файл и без проблем открыл его в Кубейсе.
Странно. Все перечисленные Вами опции выставлены. Рисовать ноты могу, но при экспорте нот нет. Попробую еще.


вроде бы здесь: Меню Воспроизведение ► Карты ударных ► General MIDI.
Да! Спасибо! Это то, что я искал. Собственно, тогда в экспорте миди и смысла нет.Мне просто в кубе придется сделать карту такую, что бы правильно рисовалась в дорико. Я не пишу, а дроплю из куба.

Спасибо!
 
Рисовать ноты могу, но при экспорте нот нет.
Тут моя неточность, приношу извинения. Рисовать мышкой ноты можно всегда, а вот MIDI-input при темплейте Silence (или при по любой другой причине отсутствующей карте ударных — например, загружен темплейт, в котором нет внутри этой карты) — не работает.
Я задавал этот вопрос в известном месте, ответ был: it is as designed.

Почитайте еще вот об этой области. Сам я не местный, не занимался этим, но напутствие даю, хе-хе. Опции макета (Ctrl-Shift-L) ► Players ► Percussion — установить для Drum Set «Grid» или «Single Line Instruments» вместо «5-line Staff». Это изменение коснется только выделенной раскладки (например, только партитурной, а партия останется нетронутой). Потом можно будет поменять обратно.
Мне кажется, что здесь можно словить некое удобство. В Кубейсе запросто MIDI-трек раскладывается на отдельные треки по звуковысотности — что нам и нужно, каждый ударный инструмент оказывается в отдельной коробочке. Можно после такого разделения поставить треки в «правильном» порядке и экспортировать MIDI (а еще лучше просто перетащить MIDI-парты из окна Кубейса прямо на треки в режиме Воспроизведение Дорико). При какой-то комбинации режимов и опций задача переноса ударных из Куба в Дорико — по идее — должна решаться быстро и удобно. Поищите.
 
Прошу простить. Не получается убрать фермату! Она мля, обязательно у фсех должна быть?) Можно спрятать как то у отдельно взятых исполнителей?
 
Она мля, обязательно у всех должна быть?)
По правилам, она обязательно должна быть у всех, без вариантов. А как играть-то иначе? Один ферматит, а остальные ровно считают — это ж безобразие получится.
Но если таки очень хочется, создайте Прием Игры с символом ферматы без какого-либо MIDI-действия.
 
По правилам, она обязательно должна быть у всех, без вариантов. А как играть-то иначе?

Например- У всех картошка под ферматой, а у солиста пауза восьмая, и игра ад либидум на этой тянущейся ноте. И он на этой паузе хреначит фермату!!! Выглядит дико!)

Но если таки очень хочется, создайте Прием Игры с символом ферматы без какого-либо MIDI-действия
Хочется! , попробую разобраться как это сделать. Спасибо!
 

Вложения

  • fermata.jpg
    fermata.jpg
    46,3 KB · Просмотры: 204
Выглядит дико!)
Нет, выглядит правильно. Тем более в сочетании с обозначением «ad lib.». Правилами запрещено пропускать фермату на отдельных нотных станах. Скорее немного странно (но так не запрещено) выглядит фермата у ударных на нотах, которые в принципе тянуть нельзя.

Если что, то фермату можно двигать по долям: Alt+Right/Left Arrow.
Если что, то в Engrave mode можно фермату подвинуть графически у каждого инструмента отдельно.
Если что, то можно поставить, например, 4 ферматы на последние четыре восьмые у солиста. Тогда Дорико поставит фермату (одну!) у тянущих длинную ноту над этой длинной нотой, а у ударных она будет висеть над половинной паузой.
Если что, то можно в этом такте поставить «rit.», фермату сдвинуть на сильную долю следующего такта («ad lib.» у солиста остается), а на третью долю этого следующего такта поставить «a tempo».

Но это так, варианты к размышлению.
 
Нет, выглядит правильно. Тем более в сочетании с обозначением «ad lib.»
Тем не менее у исполнителей (трех разных) в этом месте сильное недоумение!))


Если что, то фермату можно двигать по долям: Alt+Right/Left Arrow.
Если что, то в Engrave mode можно фермату подвинуть графически у каждого инструмента отдельно.
Если что, то можно поставить, например, 4 ферматы на последние четыре восьмые у солиста. Тогда Дорико поставит фермату (одну!) у тянущих длинную ноту над этой длинной нотой, а у ударных она будет висеть над половинной паузой.
Если что, то можно в этом такте поставить «rit.», фермату сдвинуть на сильную долю следующего такта («ad lib.» у солиста остается), а на третью долю этого следующего такта поставить «a tempo».
Спасибо. действительно есть варианты.)
 
ПунтоСвитчер зло, я знаю, но без него тоже не очень.
не поверишь, но это была одна из весомых причин переезда на Linux) теперь, вне зависимости от выбранного языка caps переключает на англ, shift+caps - на русский. Пока в Китае был - win+shift+caps давал пиньинь
 
Нормально ты спустя год отвечаешь :)
На Линукс или Рипер я перейду в числе последних, когда это будет проверенным и требующим минимального обучения мейнстримом. Ну и когда Дорико под Линуксом заработает :) Жизнь на переучивание, даже минимальное, совсем не оставляет времени...
 
Нормально ты спустя год отвечаешь
Я по ссылке из нотации зашел про Гульду почитать)
Дорико под Линуксом заработает
не, елисенсер под линью не заведется никогда. Ибо стейнберг давно о людях не думает...
 
Последнее редактирование:
Жизнь на переучивание, даже минимальное, совсем не оставляет времени...
Хоть бы на творчество оставляла... Инструменты, хоть и могут вдохновлять, развлекать, как-то влиять на процесс, но всё это влияние далеко на заднем плане... А свободное время и желание творить на переднем, имхо. )
 
Я по ссылке из нотации зашел про Гульду почитать)
Да я понял. (Что-то движок форума через раз уведомляет о том, что есть ответ в отслеживаемых темах).
Там, на самом деле, и предыдущие два поста принципиально (по крайней мере, для меня) важны (тынц), за ними стоит пара недель чтения мною английского интернета (реально забил на работу тогда) и еще пара дней на компиляцию текста для РММ. Жаль, что эти тексты прошли почти незамеченными.
Вот эта близость создателей Дорико академическим кругам, энциклопедичность и деятельное участие во всех движухах, касающихся будущих стандартов, очень сильно повлияла на мой выбор, куда валить с Финале. Одна только систематизация музыкальных символов (SMuFL) чего стоит. При всех сегодняшних оговорках, Дорико дает надежду, что набранный текст сразу после ввода будет записан грамотно. Финале и Сибелиус этого даже не обещают, в этих нотных редакторах в одном случае текст автоматом пишется правильно, в другом — нет. Да, в них можно исправить неверно записанное (потвикать), но только если сам знаешь, как правильно. Я сейчас, разумеется, говорю не про глюки алгоритмов (наползание лиг на штрихи и т.п.), не про типографские красоты (расстояние от тактовой черты до первой ноты, особенности выравнивания текстовых обозначений — то, что обычно относят к политикам нотных издательств), а про, например, стыки нотных головок в двух- и трехголосии на одном нотном стане, про разруливание ритмических сложностей, и, в ощутимой степени, про невозможность без дополнительных усилий сделать неграмотно.
Казалось бы, меня это не так сильно касается, я же вроде как типо грамотный. Но, черт возьми, я каждый день вижу тексты с ошибками, ноты, набранные кое-как, и глаз замыливается. Да и трата времени на твикинг...
С нотами ведь так же, как и в (отечественном) книгоиздательстве — на рынке гигантское количество книг, изданных из соображений экономии вообще без участия редакторов/корректоров. И вот приходит Вася на дорийский форум, и предъявляет: а что это у вас программа ноты не рисует, как мне нужно? А Васю и спрашивают: а где он такое чудо чудное, диво дивное видел? Причем ответ, что, мол, сосед Петя так набирает, не канает. И — рраз! — увесистой книжкой Гульд этого Васю по башке. Понятно, что я в этой драке не за Васю болею.

Инструменты, хоть и могут вдохновлять, развлекать, как-то влиять на процесс, но всё это влияние далеко на заднем плане...
Подписываюсь :)
 
  • Like
Реакции: Mark/Clear
1) Очень странная новость. Программа бета-тестирования Дорико закрыта. Вообще закрыта, для всех. «Всем спасибо.»
Интересно, что с другими продуктами Steinberg...

2) Здесь приоткрываю секреты по приручению Дорико с помощью программы Bome Translator. Если кому хочется вместо музыки заниматься скриптингом, ю а велкам.
 
  • Wow
Реакции: Antonio
Интересно, что с другими продуктами Steinberg...
Несколько остальных прог что-то тоже поисчезали. Но Дорико будут продолжать делать. Возможно это просто какая-нить реорганизация сайта/процесса.
 
@V_ad_im, понятно, что Дорико будут продолжать. Оптимизируют процесс, убирают лишнее. Eсли честно, бета-форум превратился в «how to» форум «для своих». Ну, и или он всегда таким был, или вообще другим быть не может по природе человеческой. Там всего с десяток человек было с правильными мозгами, супер-профи от издательского дела, которые поднимали общие, а не свои частные вопросы. Остальные же...
Общения с этим десятком человек мне будет сильно не хватать, хотя я и был там почти всегда «молчаливым привидением» (©). Какой-то я очень сильно грустный стал в ночи, сам от себя не ожидал. На русских форумах общения такого уровня дотошности нет.
 
Сам еще этот обзор не видел
В комментах по делу написано: слишком большой акцент на новичков, мол, без справки не сообразишь. За 8 месяцев, которые автор обзора (якобы) изучал программу, мог бы хотя бы до механизма поп-оверов добраться. Так нет же, мышкой все таскает и ругается...

Последнюю минуту, впрочем, могу пересматривать бесконечно. 1h 06'35" — текст на фоне падающих акций Авида: «The next time Sibelius crashes... it'll be forever!» ;-)
 
  • Like
Реакции: Antonio
Ну там не то чтобы прям вот для новичков, сколько описан экспириенс со стороны условного новичка, который, в том числе, приходит\переходит с Sibelius\Finale.
 
Последнюю минуту, впрочем, могу пересматривать бесконечно. 1h 06'35" — текст на фоне падающих акций Авида: «The next time Sibelius crashes... it'll be forever!» ;-)
Если захотите на досуге поднять себе настроение, рекомендую его же обзор на Sibelius ) Пару локальных мемов появились на свет, Сибелиусу при этом сильно досталось (но строго по делу)
 
Сибелиусу при том сильно досталось
По Сибу - я смотрел обзор. Я сам из бывших финалистов, и когда взвешивал, куда перейти, много чего пересмотрел. Сейчас ни на пол процента не разочарован.
И все же этот обзор более прикольный, чем содержательнвй\справедливый.
 
Здравствуйте. Есть ли у кого-нибудь из присутствующих решение двух задач:
1. В размере 2 /4 при попытке уместить две секстоли в такте Дорико Про 3 позволяет это сделать только если секстоли записаны восьмыми нотами, а не шестнадцатыми, как было бы правильно, на мой (и Шуберта) взгляд. Если записать секстоли шестнадцатыми длительностями, то обе секстоли занимают лишь половину такта, то есть четвертную долю. Сибелиус справляется с этим пунктом именно так как надо. Как исправить эту странность в Дорико?
2. Это же произведение Шуберта Дорико отказывается экспортировать в аудио. Пишет: "Ошибка экспорта аудио". При тех же самых настройках всю остальную музыку Шуберта в том числе экспортирует нормально. Прикол в том, что я не поленился, переустановив и операционку, и Дорико, заново набрать злополучное "Куда?". Однако, получил такое же уведомление об ошибке экспорта. Что бы это такое могло быть?

179846
 
Последнее редактирование:
Вот добавляю скриншот того же произведения, набранного мною в Сибелиус. Секстоли "шестнадцатыми" - именно такие, как надо нам с Шубертом. Экспорт в аудио работает:

Снимок экрана 2020-04-26 в 12.05.09.png
:

179868
 
Если записать секстоли шестнадцатыми длительностями, то обе секстоли занимают лишь половину такта, то есть четвертную долю.
Даже интересно, как это у Вас получилось.

Правильная последовательность клавиш в каретке, первый вариант:
4 ; 6:4 Enter ► длительность, лежащая в основе мультиоли, задается клавишей, которая была нажата последней перед входом в мультиольный поп-овер (в нашем случае «4»). Эта клавиша задает и основу мультиоли, и то, какими длительностями пойдет набор дальше.

Вариант второй, иногда он удобней:
; 6:4 4 Enter ► в этом варианте длительность, лежащая в основе мультиоли, задается внутри поп-овера после дроби, последней цифрой. После выхода из поп-овера набор продолжится той длительностью, клавиша которой была нажата до входа в поп-овер (это могут быть и не шестнадцатые).

На второй вопрос ответа не знаю, ни разу ничего не экспортировал.
 

Сейчас просматривают