Зашел сегодня на ФорумКлассику посмотреть, есть ли там что-нибудь о Дорико. Нашел восемь страниц пустой болтовни и только одного реального пользователя. Примерное содержание ветки: «буржуины только наживаются на нас, две кнопочки добавят и снова бабла требуют», «ничего нет лучше Сибелиуса», «зачем нужен еще один редактор, когда есть уже [ххх]...» Я даже не попытался вспомнить свой логин от ФК, хотя у меня и возникло желание написать что-нибудь вроде «здесь был Вася».
Сегодня попробую рассказать об инфраструктурных вещах и стандартах, касающихся любой нотонаборной программы. Надеюсь, это даст начальное представление, почему выходят новые версии редакторов и что там может быть нового кроме «двух кнопочек».
Одной из причин нежелания связываться с Дорико является отсутствие «народной» версии. И дело даже не в дороговизне (и некоторой вполне устоявшейся привычке к халяве) – тут все очевидно, набило оскомину и не стоит обсуждения. Дело в другом. На постсоветском пространстве мы все привыкли, что у любого заказчика, в любом оркестре есть Finale или Sibelius, а если вдруг нет, то все прекрасно знают, где их взять. Понятно, что с Dorico этот номер не прокатит. И тогда каким образом отправлять файл заказчику (помимо PDF), если документ набран в Дорико? А если оркестру через год-другой понадобится странспонировать партитуру под другого певца, тогда что, за полторы копейки (а чаще забесплатно) самому переделывать и партитуру и партии? С Финалом-то и Сибелиусом в оркестрах обычно сами справлялись.
Вот об этом и поговорим.
Существует такая группа
Music Notation Community Group (MNCG). В ее задачи входит разработка и поддержка форматов и спецификаций для настольных, мобильных и онлайн нотных редакторов. Сопредседателями группы являются Michael Good, Daniel Spreadbury, Adrian Holovaty, я их всех упомяну позже. То, что Даниэль входит в сопредседатели, доричанам важно. Всего в группе порядка трехсот участников.
Формат MusicXML
Изобретатель формата – Майкл Гуд (
Michael Good), один из сопредседателей MNCG, вице-президент подразделения MusicXML Technologies в компании MakeMusic (той самой, выпускающей Finale). Цель разработки формата – сделать возможным семантическое структурирование набранной партитуры для обмена документами между разными приложениями и для архивации набранной музыки.
Мне не нравится слово «значок», я буду использовать слово «глиф» (glyph).
Семантическое – не вдаваясь в айтишные подробности, – означает, что, к примеру, глифы «mF», «sFz» или «subP» являются не просто абстрактными глифами, которые можно вставлять в произвольном порядке, а относятся к определенному классу, в данном случае к классу динамических оттенков. Глифы «.» «-» и «>» относятся к другому классу – к артикуляциям (исполнительским техникам, в терминологии Дорико), и т.д.. Между классами существуют определенные связи, которые также задаются, описываются в этом формате. И только создание такого языка описания нотного документа, в котором все элементы текста будут семантически связанными, может позволить обмениваться данными между программами. Без создания такого языка (и формата) набранный нотный документ остается вещью в себе, вернее, вещью внутри конкретного нотного редактора, и через десяток-другой лет этот документ, возможно, вообще нечем будет открыть.
Количество программ, поддерживающих этот формат, уже перевалило за две сотни. Текущая версия спецификации MusicXML – 3.1. В Dorico уже очень неплохо реализован импорт MusicXML, над ним активно работают, а вот экспорт пока остается в рудиментарном состоянии. (На данном этапе это означает, в частности, что начав работу в Дорико и не справившись с управлением, вы не сможете без потерь перейти в другой, привычный редактор.)
Формат MNX
Формат MNX – пока еще находится только в стадии разработки. Его автор Джо Берковиц (
Joe Berkovitz), президент компании, выпускающей нотный онлайн-редактор
Notefly, сопредседатель W3C Audio Working Group и до недавнего времени сопредседатель MNCG (см. выше) объявил о начале его разработки в июле 2016 года. Сейчас развитие формата (и заодно кресло сопредседателя MNCG) подхватил украинский американец, живущий в Амстердаме, Адриан Головатый (
Adrian Holovaty) – веб-подвижник и музыкант, создатель обучающего сайта
Soundslice. Аббревиатуру MNX создатели расшифровывают как «Music Notation X», где X означает XML, eXtended или «что угодно еще, что вам придет в голову при виде буквы X».
Какие ставятся цели.
1. В формате MusicXML семантически описывается только европейская традиция, т.е. прежде всего музыка XIX – нач. XX века (Conventional Western Music Notation). Все остальные типы нотации – средневековые, авангардные, национальные, какие угодно – по сути остаются несемантизированными. На данный момент при наличии соответствующих шрифтов изобразить в редакторе можно многое, но в другой нотный редактор или на веб-страницу это многое не перенесется. Задача MNX как раз и заключается в том, чтобы семантизировать все.
2. Формат MNX будет состоять из нескольких слоев. Первый слой будет посвящен самой нотации (семантизированной графике). Второй слой – исполнительский, он позволит задавать, например, параметры гуманизации или свинга, и все они тоже смогут переноситься в другой редактор или на интернет-сайт. Третий слой это слой аудио, его назначение мне пока неизвестно (но можно пофантазировать; или попытаться проследить, чем занимается Джо Берковиц в своей W3C Audio Working Group).
3. Полной обратной совместимости с MusicXML, по понятным причинам, быть не может, но цель создать надежный механизм автоматической конвертации MusicXML в MNX поставлена.
Выпуск первой спецификации MNX намечен на конец 2019 года.