Dorico – нотный редактор от Steinberg

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
@dr-music, Подскажите, а триал активируется через e-licencer, как Кубейс, или там другая система?
У меня Винда 10, Куба никогда на этом компе не было: вместе со всем хозяйством закачался eLisenser, при первом запуске запросил код и активировал пробный Elements2.
 
У Dorico своя логика. Не такая, как у прочих.
Ознакомившись поверхностно с Finale. мне потом было несложно освоиться в Sibelius и Muse Score - без всяких мануалов и советов. А с Dorico с налету не вышло. Я предполагал подобные вещи и, поэтому, создал тему про выбор. Представляю, что если бы я долгое время работал в тех редакторах, мне было бы непросто принять концепцию Dorico.
Все это на уровне "Кузнечика" конечно. Как там в глубинах - даже не представляю.
 
  • Like
Реакции: dr-music
@CAMOBAP, Видимо, для полной версии Dorico все же нужен будет e-licencer вместе с USB ключем.
 
для полной версии Dorico все же
Полная версия может быть активирована как на софтовый е-licenser, так и на железный ключ (донгл). В первом случае программа может быть установлена только на один компьютер. Во втором случае Штейнберг разрешает установить Дорико на 3 компьютера и перетыкать ключ. Лицензию можно позже перенести с софтового е-licenser'a на донгл, обратной дороги нет.
На РММ есть ветки о е-licenser, там точнее ответят на вопросы. Никаких особенностей в лицензировании Дорико нет, все как и у остальных продуктов Steinberg.

Добавил раздел о лицензировании в заглавный пост.
 
Последнее редактирование:
Подсказочки:
1) горячие клавиши от версии 1.2 (для начинающих хватит), PDF-файл на 4 страницы: https://yadi.sk/i/luzQqaKItTsTjA ;
2) Dorico-2.2-popovers (pdf): https://yadi.sk/i/fUs_FdFM54WE5w ;
3) вместе с Дорико поставляется несколько партитур/клавиров, можно начать с них, потвикать, посмотреть, как оно...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: CAMOBAP и izagleyzer
@PianoIst, я не мог не принять такой вызов!
Пара минут ушла у новобранца :)
similasol.jpg


P.S. Дорико пока еще не позволяет вгонять lyrics с расставленными дефисами за один клик из файла, можно только печатать прямо в партитуру. Неудобно.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: PianoIst
Дорико пока еще не позволяет вгонять lyrics с расставленными дефисами за один клик из файла, можно только печатать прямо в партитуру. Неудобно.
Думаю, это временно. Если уж в обычной DAW такое реализовали, хоть и не сразу, то уж в Dorico просто обязаны.
 
то уж в Dorico просто обязаны.
В этом я не сомневаюсь. Думаю, что все алгоритмы – как это должно быть удобно для пользователя – у них давно в целом продуманы, не написан только сам код. Первые несколько месяцев, еще задолго до релиза 1.0, они только рисовали диаграммы и спорили, как оно должно быть реализовано. И лишь наспорившись вдоволь, начали кодировать.
Мм... Я пытаюсь представить их азарт и нервы в то время: они все знают про Сибелиус, но код с собой не унесли, их всех в один день выгнали с работы, но почти сразу наняли в другую компанию... Доказать себе и миру, что они лучшие...
Что касается lyrics, то механизм выравнивания текста уже абсолютно рабочий, осталось приделать разные способы ввода и, возможно, механизм автоматического деления на слоги (но тут проблема с разными языками).

Позже я подготовлю небольшую заметку, на чем основывается мое доверие к команде Dorico. Когда и если наберу ссылок – по второму разу, уже не для себя, искать подчас не проще.
 
Последнее редактирование:
Шрифт Metrico. Если вам требуется набрать ритм вне нотного стана, как текст – например, обозначить переход на Swing, – то шрифт Метрико вам поможет. Несколько примеров на картинке (символ подчеркивания на схеме означает пробел):
metrico_examples.jpg
Шрифт в стадии разработки, бесплатен, но поддержка через PayPal приветствуется.
Совместимость
Dorico: отлично работает на Windows; на Маке из за ошибки в Qt Framework все, что связано с вертикальным выравниванием (циферки мультиолей, например), не работает.
Finale: поддержка OpenType в Финале настолько удручающе непредсказуема («frustratingly erratic»), что нет никаких гарантий...
Sibelius: никто не проверял; предполагается, что все должно работать начиная от версии Sibelius 2018.11 и старше.
По поводу OS информации нет (будет ли работать на Win7 и т.п.).
Установка Win10: правый клик на файле Metrico.otf --> Установить.
https://github.com/fkretlow/metrico

P.S. В 5-м примере на картинке мелкая ошибка, следует набирать «ess ses e.s q».
P.P.S. Тестирование:
В Дорико работает отлично.
В OpenOffice Writer вертикальное выравнивание работает неприемлемо.
В Finale v.26 в инструменте «T» не работает совсем, в инструменте «mF» (где темпы) очень плохо.

У кого есть Winword и Сибелиус актуальных версий, сообщите пжлст в личку, как оно там, я добавлю результат теста в это сообщение. Скопируйте текст (без кавычек) «ee=3qe», назначьте шрифт Metrico. Если обозначение триоли не съезжает в сторону, значит, все отлично. Спасибо.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: izagleyzer
Основная вещь, алгоритм которой прорабатывают в Dorico для версии 3.0, это Combined Staves. То, что до сих пор не удавалось никому. Смысл в том, чтобы в дирижерской партитуре 1.2. флейты были на одной строке, а в партиях отдельно. На данный момент в Дорико, после очень тщательного исследования самых разных партитур, пришли к выводу, что написание алгоритма, во всех случаях верно разделяющего инструменты на партии, невозможно. Т.е. работать все будет в обратную сторону: композитор пишет флейты на разных строчках, а в дирижерской партитуре они грамотно объединятся на одной.
Пользователи расстроены, особенно те, кто пишет на большие составы. Не потому, что в Дорико нехорошие люди-редиски, а оттого что мечта не сбывается. Партитура и так не влезает в экран, а тут еще количество строчек увеличивается (вернее, не уменьшается – все и так вынужденно писали на отдельных строчках, потому что писать на одной в любом софте уж очень неудобно, и рабочего механизма разделения для партий нет ни у кого). Для голливудской простенькой «скорописной» музыки это не такая уж и проблема, и даже стало стандартом, а вот для более сложных партитур...

Сегодня потратил пол дня, чтобы со своим дохлым английским сделать кое-какие предложения, и разместил их на форуме. Предложил, в том числе, концепт Виртуального Композиторского Нотного Стана (Virtual Composer's Staff, VCS). Идея заключается вот в чем: композитор создает VCS для двух флейт и видит их обе на одной строке во время набора. Вот что принципиально в концепте: при вводе нот в режиме VCS Дорико пишет их на настоящие (невидимые в данный момент) строки флейты, а композитор видит одну, на лету скомбинированную. Предполагаю, что в этом режиме Дорико должен работать быстро, так как вообще не должен отслеживать графические неувязки. Единственное, что должен Дорико, так это самым тупым образом отображать все, касающееся Флейты 1, сверху (артикуляции, playing techniques, динамику), а флейты 2 – снизу, пусть и с нарушением правил. В любой момент, как только графических неувязок станет слишком много или по любой другой причине, композитор отключает VCS и видит хорошо набранные две строчки.
Это хоть какой-то способ увидеть партитуры в компактном виде, пусть и в черновой графике. Назад с английского переводить не буду. Кто хочет посмотреть, как мне в течении суток дадут отлуп, могут заглянуть сюда (мой аватар такой же, о VCS вторая половина текста).
=====
Чтобы не заканчивать день на грустной и усталой ноте. Один композер на дорийском форуме создал темплейт для полного симфонического оркестра, и разрешил всем использовать его. Я его тут же стащил, разумеется. Теперь он может стать и вашим.
В отличие от темплейта, который идет вместе с Дорико, в этом темплейте созданы как комбинированные строчки для инструментов, что пишутся на одной строке, дополнительные строчки для изготовления партий. Также в темплейте есть два партитурных layout'а для дирижера (с комбинированными строками) и композитора (с раздельными).
https://yadi.sk/d/XhGiEQR8ARMshw
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: izagleyzer и V_ad_im
Зашел сегодня на ФорумКлассику посмотреть, есть ли там что-нибудь о Дорико. Нашел восемь страниц пустой болтовни и только одного реального пользователя. Примерное содержание ветки: «буржуины только наживаются на нас, две кнопочки добавят и снова бабла требуют», «ничего нет лучше Сибелиуса», «зачем нужен еще один редактор, когда есть уже [ххх]...» Я даже не попытался вспомнить свой логин от ФК, хотя у меня и возникло желание написать что-нибудь вроде «здесь был Вася».

Сегодня попробую рассказать об инфраструктурных вещах и стандартах, касающихся любой нотонаборной программы. Надеюсь, это даст начальное представление, почему выходят новые версии редакторов и что там может быть нового кроме «двух кнопочек».

Одной из причин нежелания связываться с Дорико является отсутствие «народной» версии. И дело даже не в дороговизне (и некоторой вполне устоявшейся привычке к халяве) – тут все очевидно, набило оскомину и не стоит обсуждения. Дело в другом. На постсоветском пространстве мы все привыкли, что у любого заказчика, в любом оркестре есть Finale или Sibelius, а если вдруг нет, то все прекрасно знают, где их взять. Понятно, что с Dorico этот номер не прокатит. И тогда каким образом отправлять файл заказчику (помимо PDF), если документ набран в Дорико? А если оркестру через год-другой понадобится странспонировать партитуру под другого певца, тогда что, за полторы копейки (а чаще забесплатно) самому переделывать и партитуру и партии? С Финалом-то и Сибелиусом в оркестрах обычно сами справлялись.
Вот об этом и поговорим.

Существует такая группа Music Notation Community Group (MNCG). В ее задачи входит разработка и поддержка форматов и спецификаций для настольных, мобильных и онлайн нотных редакторов. Сопредседателями группы являются Michael Good, Daniel Spreadbury, Adrian Holovaty, я их всех упомяну позже. То, что Даниэль входит в сопредседатели, доричанам важно. Всего в группе порядка трехсот участников.

Формат MusicXML
Изобретатель формата – Майкл Гуд (Michael Good), один из сопредседателей MNCG, вице-президент подразделения MusicXML Technologies в компании MakeMusic (той самой, выпускающей Finale). Цель разработки формата – сделать возможным семантическое структурирование набранной партитуры для обмена документами между разными приложениями и для архивации набранной музыки.
Мне не нравится слово «значок», я буду использовать слово «глиф» (glyph). Семантическое – не вдаваясь в айтишные подробности, – означает, что, к примеру, глифы «mF», «sFz» или «subP» являются не просто абстрактными глифами, которые можно вставлять в произвольном порядке, а относятся к определенному классу, в данном случае к классу динамических оттенков. Глифы «.» «-» и «>» относятся к другому классу – к артикуляциям (исполнительским техникам, в терминологии Дорико), и т.д.. Между классами существуют определенные связи, которые также задаются, описываются в этом формате. И только создание такого языка описания нотного документа, в котором все элементы текста будут семантически связанными, может позволить обмениваться данными между программами. Без создания такого языка (и формата) набранный нотный документ остается вещью в себе, вернее, вещью внутри конкретного нотного редактора, и через десяток-другой лет этот документ, возможно, вообще нечем будет открыть.
Количество программ, поддерживающих этот формат, уже перевалило за две сотни. Текущая версия спецификации MusicXML – 3.1. В Dorico уже очень неплохо реализован импорт MusicXML, над ним активно работают, а вот экспорт пока остается в рудиментарном состоянии. (На данном этапе это означает, в частности, что начав работу в Дорико и не справившись с управлением, вы не сможете без потерь перейти в другой, привычный редактор.)

Формат MNX
Формат MNX – пока еще находится только в стадии разработки. Его автор Джо Берковиц (Joe Berkovitz), президент компании, выпускающей нотный онлайн-редактор Notefly, сопредседатель W3C Audio Working Group и до недавнего времени сопредседатель MNCG (см. выше) объявил о начале его разработки в июле 2016 года. Сейчас развитие формата (и заодно кресло сопредседателя MNCG) подхватил украинский американец, живущий в Амстердаме, Адриан Головатый (Adrian Holovaty) – веб-подвижник и музыкант, создатель обучающего сайта Soundslice. Аббревиатуру MNX создатели расшифровывают как «Music Notation X», где X означает XML, eXtended или «что угодно еще, что вам придет в голову при виде буквы X».
Какие ставятся цели.
1. В формате MusicXML семантически описывается только европейская традиция, т.е. прежде всего музыка XIX – нач. XX века (Conventional Western Music Notation). Все остальные типы нотации – средневековые, авангардные, национальные, какие угодно – по сути остаются несемантизированными. На данный момент при наличии соответствующих шрифтов изобразить в редакторе можно многое, но в другой нотный редактор или на веб-страницу это многое не перенесется. Задача MNX как раз и заключается в том, чтобы семантизировать все.
2. Формат MNX будет состоять из нескольких слоев. Первый слой будет посвящен самой нотации (семантизированной графике). Второй слой – исполнительский, он позволит задавать, например, параметры гуманизации или свинга, и все они тоже смогут переноситься в другой редактор или на интернет-сайт. Третий слой это слой аудио, его назначение мне пока неизвестно (но можно пофантазировать; или попытаться проследить, чем занимается Джо Берковиц в своей W3C Audio Working Group).
3. Полной обратной совместимости с MusicXML, по понятным причинам, быть не может, но цель создать надежный механизм автоматической конвертации MusicXML в MNX поставлена.
Выпуск первой спецификации MNX намечен на конец 2019 года.
 
Последнее редактирование:
Стандарт SMuFL
SMuFL расшифровывается как Standard Music Font Layout, стандартная раскладка музыкальных шрифтов. Разработкой спецификаций стандарта занимается все та же Music Notation Community Group.

Немного истории. Первым музыкальный шрифтом с раскладкой на qwerty-клавиатуру считается шрифт Sonata, созданный Клео Хаггинсом (Cleo Huggins) для компании Adobe в 1985 году. Он содержал около двухсот глифов. Последовавшие за ним шрифты Petrucci (автор Steve Peha, это первый шрифт для Finale, 1988) и Opus (автор Jonathan Finn, это первый шрифт для Sibelius, 1993) использовали ту же раскладку.
В 1998 году под музыкальные глифы был выделен регион в таблице Unicode. Но этих символов было всего 220 (коды U+1D100 – U+1D1FF), а это очень и очень мало для нотных дел. По сути это был чуть расширенный набор шрифта Sonata, к которому добавили символы для мензуральной и григорианской нотации.
Единственным коммерчески доступным unicode-шрифтом на сегодня является Adobe Sonata Std, но этот шрифт неполон. Остальные производители нотных редакторов пошли по пути создания разновидностей шрифтов. Например, семейство шрифтов Opus (на 2013 год) состояло из не менее чем 18-ти шрифтов и содержало порядка шестисот глифов, распределенных по всему семейству.

Цель SMuFL – создать основу для универсальной нотной раскладки эпохи Уникода и шрифтов OpenType. SMuFL на данный момент содержит около 2600 основных глифов (начиная с кода U+E000), плюс несколько сотен не обязательных, но рекомендованных глифов, лигатур (сдвоенных глифов) и графических вариантов основных глифов.
Два небольших пояснения. 1) Приведу выдуманный пример варианта основного глифа. Предположим, где-то в Эндонезии скрипичный ключ всегда, традиционно, имеет другую графику. Глиф для его начертания будет считаться вариантом основного, поскольку не имеет своей семантики. 2) Глифы очень похожие или даже абсолютно совпадающие по начертанию (например, вдох-цезура в вокальной музыке и движения смычка вверх у струнников) будут отдельными глифами, каждый со своим местом в таблице Unicode, поскольку семантика у них различна.
Все глифы разделены на 118 групп по принципу отнесения глифов к конкретному классу инструментов, типу музыки или историческому периоду. Деление на группы не имеет никакой другой цели кроме удобства просмотра символов. В каждой группе оставлено достаточно места для дальнейшего расширения. В самой первой версии спецификации SMuFL жестко указано, что местоположение любого глифа в таблице Unicode не может быть изменено в будущем, а также не могут быть изменены имена, уже присвоенные глифам.
Текущая версия SMuFL 1.2. Спецификация 1.3 должна быть объявлена 18 февраля 2019 года.

На настоящее время SMuFL-шрифты поддерживают следующие программы (актуальная для наших краев выборка из списка):
1) Dorico;
2) MuseScore (v.2.0 and later);
3) Finale – планируется поддержка;
4) Logic Pro X (from version 10.1.);
5) MaxScore for Max/MSP;
6) Sibelius – нет информации.

Шрифты SMuFL
Первый шрифт, полностью соответствующий новой спецификации – Bravura, дизайн которого создан Даниэлем Спрэдбори (Daniel Spreadbury), сопредседателем MNCG и маркет-менеджером компании Штейнберг специально для программы Дорико. Шрифт наследует лучшие традиции нотопечатания XIX – нач. XX веков и имеет чуть утолщенные начертания линий, увеличивающие общую «черноту» набранной страницы и улучшающие читаемость с расстояния. Семейство Bravura состоит из двух шрифтов: собственно шрифт Bravura, предназначенный для нотного набора, и Bravura Text, предназначенный для использования в текстовом окружении.
Шрифт Bravura бесплатен для всех (SIL Open Font License). Шрифт является основным в Dorico всех версий. Это самый полный SMuFL-шрифт, он содержит все утвержденные на сегодняшний день глифы и, собственно, является техническим образцом для создания других SMuFL-шрифтов.

Petaluma
– семейство из трех «рукописных» шрифтов. Шрифт вдохновлен стилем и почерком переписчиков Эрни Мансфилда (Ernie Mansfield) и Энн Криницки (Ann Krinitsky) из издательства Sher Publishing. Дизайн разработан Дэном Спрэдбори и Энтони Хьюзом (Хьюз – голос Дорико на ютьюбе). Шрифт Petaluma содержит 1350 глифов и предназначен для нотного набора, Petaluma Text – для использования в текстовом окружении, Petaluma Script – «рукописный» цифробуквенный шрифт. Шрифт Bravura бесплатен для всех (SIL Open Font License). Шрифт присутствует во всех версиях Dorico.

November 2.0 – первый коммерческий (€79) SMuFL-шрифт, созданный композитором и пианистом Robert Piéchaud. Шрифт имеет скругленные окончания линий и своим некоторым умышленным несовершенством на микроуровне имитирует изношенность от многократного повторного использования металлических штампов при традиционной (докомпьютерной) гравировке. Ознакомиться со шрифтом November можно здесь. (Красивый, зараза!)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: smack
Заключение
Мне очень импонирует, что производители Дорико участвуют во всей этой движухе. Если смотреть вперед на несколько версий программы, то грядущее кажется интересным. А вот пользователям Сибелиуса, возможно, стоит задуматься о дальнем будущем, которое все равно наступит быстро: кажется, AVID на этот праздник не зовут...

И последнее. У меня всегда на столе были советских времен еще «Справочники по графическому оформлению нотного текста» (разных лет). Но они очень давно не переиздавались, касались только традиционной западной нотации, были неполны, да и устарели безнадежно. На Западе тоже долгое время не издавались справочники по нотному набору. Но сравнительно недавно была выпущена книга, некая Gould's book, которой на дорийском форуме – в качестве последнего аргумента в спорах – охотно бьют друг друга по голове титаны нотного набора. Я долго не мог понять, что это за книга, поисковики выдавали только Глена Гульда и какую-то гламурную даму по имени Гульда. Но все же нашел. Оказалось, что имеется в виду книга Elaine Gould «Behind Bars: The Definitive Guide to Music Notation». Это такой увесистый том на 650 страниц, где скрупулезно собраны почти все возможные случаи нотации. Сегодня эта книга – библия и энциклопедия нотных издателей. И для меня хороший знак, что при разработке своих алгоритмов в Дорико заглядывают в эту книгу.

Читающим по-английски: большое интервью с Elaine Gould – часть 1, часть 2.
На Амазоне книжка стоит от $60 – как средненький плагин для DAW. Мой экземпляр уже в пути.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: PianoIst и V_ad_im
Metrico, результат в Сибелиусе.
Metrico Swing.png


Надо в формуле ee=3qe вместо ee что-то другое набирать.

Для сравнения, шрифт Metronom:
Metronom Swing.png
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dr-music
@Vovchik, вижу, что не так работает, как ожидалось. А какая у вас версия Sibelius? Автор шрифта указывает Sibelius 2018.11 и старше. Если у вас более младшая, то результат засчитать нельзя. Если с версией все в порядке, пжлст, попробуйте еще раз, поставив пробел перед « ee=3qe» (пробел должен быть набран шрифтом Metrico; что моё предположение в духе Win98, осознаю). Можно без картинки, на словах.
 
Последнее редактирование:
Что там по интеллектуальному разделению рук в фортепианных партиях в Дорико?
Не самый нужный мне режим, но основные свойства такие.

1) Граница разделения задается нотой, по умолчанию это middle С, ее можно поменять в опциях.
2) Можно поменять границу разделения после записи и сделать respell/retranscribe (не пробовал и даже не помню, как эта операция точно называется, но в Help'е попадалась).
3) Удобно то, что простейшими хоткеями M и N выделенная нота переносится в режиме cross-staff вниз и вверх, соответственно. А сочетания Alt-M и Alt-N переносят ноту в режиме move. Я путал поначалу эти хоткеи, но позже разгадал заложенную мнемонику:
нарисуйте мысленно заглавные буквы M и N – последнее движение будет вниз у M и вверх у N. В этом направлении и ноты отправятся!
4) Интеллектуального автоматического разделения на полифонические голоса нет. Но есть возможность вручную выделить часть нот, вырезать их в буфер (Ctrl-X) и тут же сделать Специальную Вставку в другой голос (Paste Special есть под правым кликом мыши). Довольно интуитивно.

P.S. То, как происходит навигация-выбор нот при помощи клавиш-стрелок на компьютерной клавиатуре, далеко не всегда очевидно, давно обсуждается и критикуется на дорийском форуме, и в этой области определенно будут изменения в версии 3.0.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: stsss
попробуйте еще раз, поставив пробел перед « ee=3qe»
Думаю, что версия ни при чем. Непонятно, как с клавиатуры вводить символы восьмушек под вязкой, одна из них номер E230, другая E232 (hex).
Получилось только с помощью Character Map.
Metrico Swing ChMap.png
 
Непонятно, как с клавиатуры вводить символы восьмушек под вязкой,
Во всех протестированных мною программах первые ноты были под ребром, с этим не было проблем. Проблемы были с тем, что триоль влево съезжала.
Думаю, что версия ни при чем.
В описании сказано, что шрифт а) использует возможности OpenType неким нестандартным образом, б) должен работать во всех современных программах, поддерживающих LIGA, CALT и KERN. Я уже никогда не узнаю, что все это значит. Но предполагаю, что автор не просто так назвал версию Сибелиуса. Какой смысл обсуждать заведомо не ту версию?
 
Последнее редактирование:
интересно, пользует ли кто Дорико с русским интерфейсом?
 
с русским интерфейсом
А кстати прикольно! Никогда в жизни я еще не нажимал Shft-Щ! Что удивительно, работает прямо в русской раскладке с включенным PuntoSwitcher. Надо побыть в таком режиме денек. Но у меня голова разорвется от выучивания русских горячих клавиш :) Зато шикарное (кроме шуток) слово мультиоль вспомнил! А то я туплет, туплет... Вадим, это твое словечко?
Перевод абсолютно не раздражает, кстати.
руссое меню.jpg
 
ахах) эти шорткаты, кстати, сами появляются, без какого либо прописывания в GUI русских букв

Но у меня голова разорвется от выучивания русских горячих клавиш :)
так их же, по идее, переназначить можно на любые английские?

Важная штука в Дорико, кмк, это то, как они сделали всякие преференсы - всё разжёвывается, с картинками.


Вадим, твое слово?
слово мультиоль есть в википедии)
 
Последнее редактирование:
слово мультиоль есть в википедии)
Как-то я неправильно прожил жизнь, что услышал его сравнительно недавно. Мне оно нравится, но оно еще не устоялось. Не зря его в кавычки заключают в той же Вики.
так их же, по идее, переназначить можно на любые английские?
Не все так однозначно, надо пожить с этим. В английском они мнемоничны и учатся легко.
И такая еще штука. Если я переключился на русский интерфейс и нахожусь в русской раскладке, то я продолжаю пользоваться английскими хоткеями, хотя на самом деле вбиваю русские. Все отлично. А вот если я переключусь на английскую раскладку (при русском интерфейсе), то хоткеи не работают. Никакой критики пока, надо попробовать привыкнуть.
Думаю, что переназначать – новичку – рано. Надо поработать несколько месяцев, тогда и менять, если выявятся настоящие персональные несовместимости с дефолтными хоткеями. А то, не освоившись, поназаменяешь...
 
одним махом делается
Оба мы в мелочах не поняли друг друга.
Я чуть про другое. Так или иначе я живу между двумя раскладками. Обе нужны, и англ, и рус. И если хоткеи работают в одной, то все равно не работают в другой. Приходится следить, где ты.
ПунтоСвитчер зло, я знаю, но без него тоже не очень. И он, гад, во всех последних версиях непредсказуемо игнорирует запрет переключения раскладки в определенной программе – хоть по заголовку окна, хоть по имени исполняемого файла. И рано или поздно ты оказываешься «не в той» раскладке, жмешь хоткеи, а оно не фунцыклирит нифига.

P.S. Поменял по всей этой ветке «туплеты» на «мультиоли». Так лучше ;)
 

Вложения

  • хоткеи для обеих раскладок.JPEG
    хоткеи для обеих раскладок.JPEG
    23,6 KB · Просмотры: 185
  • Like
Реакции: dr-music
Мультиоль — это изобретение Сергея Лебедева, одного из авторов «Русской книги о Финале».
 
  • Like
Реакции: dr-music

Сейчас просматривают