Dorico – нотный редактор от Steinberg

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
Нас учили по книге Ф.Дудка "Основы нотной графики". Всю литературу по вопросу можно скачать отсюда (точка вместо запятой):
noty-bratstvo,org/node/6766
Уважаемого доктора я просил бы не загружать файлы на Яндекс (он блокируется в Украине). А то не все музыканты еще и кантуперщики )))
 
  • Like
Реакции: izagleyzer
не загружать файлы на Яндекс (он блокируется в Украине)
Подумаю об этом. Но в любом случае можно написать в личку – и я вышлю файл на почту жителям Украины, мне не лень.

А зачем запятые в адресе? Тут есть значок «цепь» (седьмой слева), туда копируется ссылка «без конспиративных штучек». Так же удобнее!
 
Линк можно добавить после 10 сообщений. Мне осталось еще 4 )))
 
Кстати, у меня и у Йоты (мы знакомы) при запуске Дорико блокирует звуковое оборудование (youtube), а для трансляции Sopcast еще и картинку. Кто-то пробовал с этим бороться? Win10.
Я поставил специально для для Дорико драйвер asio4all, может еще как то лечится, но это первое что пришло в голову)
 
Есть партитура в четыре голоса на двух нотоносцах + партия соло, но соло начинается не сразу, а немного позже. Обязательна ли пустая строка нотоносца для партии соло в самом начале произведения или можно задать начало нотоносца для соло с нужного места? И как это лучше сделать?
 
И как это лучше сделать?
Вижу два варианта. Первый, если это строка divisi, то divisi и делать с того места, где нужно, и убирать там, где дополнительная строка исчезла. Для этого нотоносец должен быть групповым (при создании нотоносца использовать «Добавить группу исполнителей» в режиме Настройка; если нотоносец создан при помощи «Добавить сольного исполнителя», создать строку divisi будет невозможно) .
Вариант второй – отдельная строка, не оформляемая как divisi. Тогда ее нужно создавать с самого начала, а потом прятать.
 
  • Like
Реакции: Йота
Часто в хоровых партитурах встречаются моменты, когда один голос солирует, а другие голоса "гудят" в фоне и лишь изредка меняют высоту фонового "гудения" и это всё отбито бревисами. Но проблема в том, что не всегда размер такта для соло совпадает с размером других партий, которые отбиты бревисами. Например, набрали мы партию для соло в свободном размере и переходим к набору других голосов, которые создают фон. И тут загвоздка, в одном такте должно быть два бревиса, но размер такта который продиктованный партией соло меньше чтобы можно было вместить два бревиса. Как тут быть? А бывает и наоборот, когда нужно один бревис и еще остается пустое пространство в такте.
 
Вроде можно двигать ноты
по-горизонтали. Нет?
 
И тут загвоздка, в одном такте должно быть два бревиса, но размер такта который продиктованный партией соло меньше чтобы можно было вместить два бревиса. Как тут быть? А бывает и наоборот, когда нужно один бревис и еще остается пустое пространство в такте.
Скрытыми (нижняя панель) мультиолями. Выбирать, где удобнее их поставить – в солирующем голосе или на бревисах.
 
  • Like
Реакции: Йота
как собственно видео файл ему скормить?
В меню Воспроизведение -> Треки должна стоять галочка на «Видеотрек». Перетащить файл из браузера прямо на видеодорожку в режиме Воспроизведение.
Удалить видеофайл – правым кликом по нему - > Открепить.
 
Последнее редактирование:
Толковые сообщества в Фейсбуке (англ.):
1) https://www.facebook.com/groups/dorico/ – очень быстро кто-нибудь отвечает, если возник вопрос по Дорико (более 4 000 участников);
2) https://www.facebook.com/groups/musicengravingtips – сюда с вопросами о том, как лучше/правильней нотировать в непростых случаях, вне зависимости от нотного редактора (более 20 000 участников).
Если я ничего не путаю, оба сообщества требуют одобрения модераторов на вступление. Сообщества весьма активны и могут заполнить своими постами всю ленту ФБ. Тем не менее кажется небесполезным вступить в сообщества и сразу отказаться от подписки, при этом сохранив возможность писать туда, когда возникнет нужда.
 
Последнее редактирование:
@izagleyzer, в режиме Настройка правой мышью по фрагменту (flow) в нижней панели, там меню про видео. Наверно, это основной способ.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: izagleyzer
интересно, пользует ли кто Дорико с русским интерфейсом?
Я сижу на русском.
Много случаев, когда графа менюшки уже закончилась, а фраза на русском только до середины видна.. И не каждый программер соглашается "расширить и углУбить" графику, чтобы в какой-то там ещё стране всё влезало.. Для наших длинных слов нужна не только страна, которая широка и много в ней полей и рек, но и большущий интерфейс на громадном экране..
Согласен, но в Dorico, пока, всё нормально: менюшки, окошки, кнопки, лейблы элементов управления и поля ввода, вроде бы, "резиновые".
И такая еще штука. Если я переключился на русский интерфейс и нахожусь в русской раскладке, то я продолжаю пользоваться английскими хоткеями, хотя на самом деле вбиваю русские. Все отлично. А вот если я переключусь на английскую раскладку (при русском интерфейсе), то хоткеи не работают.
Я в русском интерфейсе с английской раскладкой клавиатуры. В параметрах Dorico установлено Язык клавиатуры: Английский. Все английские горячие клавиши работают.

Dorico - Parameters.jpg

Какие у кого основные предпочтения и/или требования к Dorico: может только типографское, т.е. написать партитуру, распечатать и раздать музыкантам (безразлично, что там Dorico играет), важен ли звук инструментов, или достаточно NotePerformer, критично или нет управление VSTi (артикуляции по кейсвичам, MIDI CC, карты экспрессии)? Применяете ли вы плагины обработки звука в микшере? Задаю такие вопросы по причине неясности актуальности своих требований к современному нотному редактору, к тому же, как преподносят Dorico сами разработчики, "флагману" нотных редакторов. В моём видении: современный нотный редактор должен обеспечивать не только написание нот партитуры, но и качественное звучание виртуальных и аппаратных инструментов, технические возможности гибкой настройки программы, программирование. У меня "смутные сомнения" на счёт своих требований: может я слишком многое хочу? Например: нормальный управляемый микшер, или как в Сибелиусе таймлайн, правильно сформированный обмен данными через MIDI и MusicXML v3 как в MuseScore (обмен на высоте), корректная работа VSTi, гибкая рабочая настройка барабанных карт и карт экспрессии, ReWire и мн., мн. другое. У меня мнение: специализация Dorico - это скрипки, дудки, фортепиано, перкуссия, и всё это в типографском направлении, т.к. остальное не работает или работает "криво". Может я ошибаюсь?

Лично я не понимаю, о каком "флагмане" идёт речь, если я не смог обычными штатными средствами Dorico (последней редакции) написать партию баяна (особенно для левой руки) и настроить для него карту экспрессии? Кто-либо пробовал серьёзную настройку этих карт? Я скажу так: там "гланды удаляют через ж..." Если бы я в прошлом не был бы программистом, и в своё время не изучил технологию MIDI-сообщений и любимую "выручалку" MIDI-OX, то вряд ли у меня получилось написать скрипты обработки MIDI-сообщений. Мне всё же удалось реализовать в Dorico правильную нотацию для баяна и заставить корректно играть VSTi. В Сибелиусе это реализовать гораздо проще (программная объектная модель Сибелиуса для меня - это сказка!).

Или же Dorico вполне достаточный продукт? Иногда всплывает мысль: разработчики переписывают по памяти Сибелиус (ну всё сразу не вспомнить :D ). На форуме Dorico, лично у меня создалось впечатление, что там сплошь подхалимы: восхищаются настолько обычным функционалом, что я не понимаю от чего такой восторг, когда данный функционал имеется давно в простом Guitar Pro и бесплатном MuseScore. Но критику там ооооочень не любят, и сразу вешают на автора критического высказывания ярлык "хам". Возможно, это из-за языкового барьера, или менталитет слишком уж разный: если, посылая кого-либо "далеко и надолго", вы не поздоровались, не поблагодарили и не попрощались - вы хам и грубиян! Но, если всё перечисленное выше вы выполнили, добавив, что не хотите этого делать и вам очень жаль, то всё нормально - этикет соблюдён. (Один чел написал: я назвал бы вас заносчивым ослом, но не буду этого делать :D )

В общем, очень хочется слышать мнения профессионалов: кто как использует Dorico. Хватает функционала или нет?

PS: Я, к сожалению, не могу слышать оркестр, только смотря в ноты - таких способностей не смог развить по разным причинам, грешен. :oops: Но если бы обладал такими способностями, то мне было бы достаточно нотных листов и карандаша с ластиком. :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dr-music
@ecosoft, на Ваши вопросы невозможно ответить, не сказав кратко о предыдущем опыте работы в нотных редакторах и не оговорив область музыки, к которой имеешь интерес.
Мне трудно сравнивать Дорико с Сибелиусом, я из пользователей Финале. Когда связался с Финале, это не было выбором – про Сиб еще никто и не слышал. И о том, что Финале создавался для издателей, а не для композиторов, я тоже прочитал и лично убедился сильно позже. На то время существовал удобный, но глючный Encore (обанкротившийся на версии 4.0, именно в нем я делал композиторский диплом в консе), был Score для DOS-мазохистов и Score Perfect для Atari, который не работал с лазерными принтерами. Несколько раз я пытался перейти на Сиб, но работа каждый раз заставляла оставаться в привычном редакторе. Последний раз чуть было не перешел, но узнал о покупке Сибелиуса Авидом, и вопрос был снят.

Если говорить о моих требованиях к нотному редактору, то они таковы.
1) Возможность быстро и не прибегая к доработке в векторных программах записать музыкальную мысль любой сложности с учетом всего, что было открыто и придумано в ХХ веке в академической музыке (той, что в англоязычных странах называется contemporary classical music): алеаторика, пропорциональная нотация, полиметрия, микрохроматика, расширенные (extended) исполнительские техники – вот это все.
2) Максимум горячих клавиш, минимум мышиной возни и возможность вызвать по месту почти любую функцию. И да, я за самодостаточность базового функционала: десятки и сотни плагинов (особенно платных) – это ужас и кошмар. Тут на днях увидел плагин-монстр для Финале (он еще не выпущен и цена вопроса не объявлена), который выравнивает разом все, что не умеет автоматом делать сама программа... Очередная попытка оживить труп горчичниками. Вот этого быть не должно.
3) Мне абсолютно все равно, как программа проигрывает файл, никогда в жизни этим не пользовался. У меня обычно сначала запущен Кубейс с привычным рояльным звуком, а уже оттуда virtual MIDI cable идет в Дорико (как до этого в Финале). Так сделано, потому что мне часто приходится снимать диктанты. Дорико при таком раскладе вообще не добирается до аудиокарты, и меня это ну нисколечко не беспокоит.
Для чего лично мне могло бы чисто теоретически понадобиться проигрывание, так это не для проверки текста (proofplay) в аранжировках песенок, а для проверки времени звучания разделов в авторской музыке. Если я и ошибаюсь (о чем могу знать только я как автор), то в пропорциях разделов – что-то при живом исполнении может оказаться несколько затянутым, а что-то недоразвитым. Но это только предположение, что проигрывание мне могло бы в этом помочь, ибо живаго это живаго, многое зависит от того, с каким интересом (энергетикой, блин!) музыканты отнесутся к той или иной части музыки. Да и сам нотный редактор должен тогда уметь воспроизводить алеаторику (алгоритмически), мультифоники, тотальное divisi (с переменным разделением) и проч., а этого пока вообще нигде нет. И предполагать, что для вот этого всего когда-нибудь будет создана супер-реалистичная монструозная сэмплерная библа, нет никаких оснований. А, значит, ждать что-то можно только от технологии физмода (NotePerformer или еще что-то), с соответствующими потерями в реалистичности, но с выигрышем в потенциальном наличии огромного количества исполнительских техник, в сравнительной нетребовательности к компьютерным ресурсам и в скорости работы.
4) Я полностью разделяю философию дориканцев, что нотный редактор это не DAW, что это принципиально другой продукт. Ноты как интерфейс между музыкантами, человек → человек, а не MIDI-колбаски и контроллеры как интерфейс человек → машина. Соответственно, внутренние алгоритмы нотного редактора должны работать не на правильное отображение хорошо звучащего MIDI-мокапа (с трейлерно-голливудской музыкой и так нет особых проблем при переносе через MusicXML), а в обратную сторону – на озвучку правильно записанного текста. А это задача на порядки более сложная – если иметь в виду не трейлеры и попсу, а всю музыку, все типы музык, когда-либо записывавшихся нотами.
5) Минимум затрат на графическую вычитку, на изготовление партий, на верстку. Все, что имеет сложившиеся правила записи, должно вставать на место и выравниваться автоматом. Не плагинами, не мышкой, а само.

Наверняка что-то я упустил, но по всем перечисленным пунктам я вижу в Дорико очень большой задел на будущее. Если дориканцы не сбавят темпа (или маркетологи Ямахи не станут вставлять им палки в колеса), то, мне кажется, через пару версий даже разговора не будет о том, какой редактор лучше. Но это сугубое имхо, моя личная ставка и прогноз.

если я не смог обычными штатными средствами Dorico (последней редакции) написать партию баяна (особенно для левой руки) и настроить для него карту экспрессии?
Если есть возможность, расскажите, какая именно задача стояла и как она была решена. Здесь едва ли достаточно опытных пользователей, которые открыли бы Вам глаза на что-то, что Вам не известно про Дорико. Но хотя бы как вопрос к мирозданию… Информация о том, что невозможно сделать в Дорико, или о том, что делается с огромными трудностями, гораздо ценнее для присматривающихся к программе, чем восторги апологетов.

восхищаются настолько обычным функционалом, что я не понимаю от чего такой восторг, когда данный функционал имеется давно в простом Guitar Pro и бесплатном MuseScore.
Дорико в текущей версии еще не полностью покрывает базовый функционал. Я работаю в нем – как по минному полю хожу: не знаю, где сломаюсь или зависну часа на четыре в поисках решения. То, что я перешел на Дорико, это моя личная тяга к экспериментам. На самом деле никому не советовал бы, не взвесив все за и против, переходить на Дорико до версии 3.0.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Antonio и ecosoft
@dr-music Отлично сказано! Спасибо!

Очередная попытка оживить труп горчичниками. Вот этого быть не должно.
+100500

В скором времени я подготовлю сообщение о том, как реализовать партии баяна (аккордеона), согласно нотации. Осталось решить некие орг. вопросы, и опубликую.
 
  • Like
Реакции: V_ad_im и dr-music
подготовлю сообщение о том, как реализовать партии баяна (аккордеона)
про баян крайне интересно! видел лишь ролики Уве Швайгера с препарацией кубейса для нотации левой клавиатуры, но руки ещё не дошли попробовать. А в Дорико и подавно поле непаханное.

с общими ощущениями от программы - согласен, я уже упоминал про тормознутость программы и сырость кода. Но я иду к нотам со стороны секвенсоров (то есть такие же запросы к миди и VST), возможно у тех, кто изначально с чисто типографскими задачами начинает пользоваться программой, ощущения другие..?)

на мой взгляд только два способа ввода нот наиболее органичны - это перьевой ввод на сенсорных экранах (т. е. как будто на бумаге рисуем ноты), либо игра на клавиатуре в рилтайме, с соблюдением ритма. Первого в Дорико и на горизонте нет, а второе пока только-только появилось, в очень полуфабрикатном состоянии.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ecosoft
Пока трактат про баян пишется...
Часть нотных головок в октавах я набрал мелким шрифтом, и в партитуре есть пояснение, что октавами следует шарашить только при повторе. Сломал мозг, пытаясь понять, почему в фортепианной партии все нотные головки одинаковы. Заграница мне на этот раз помогла, объяснила, что надо 'propagate properties' сделать в режиме «настройка». Но мозг пока не принимает этой логики. Что в следующий раз я не замечу, для чего пропагэйт обязательно должен был бы быть сделан (я уже по англо-русски изъясняюсь)? Или его всегда теперь делать от греха подальше?

Octavas nHeads.jpg

Какая-то неведомая мне граница отделяет то, что из набранного является основным текстом и перейдет в партии автоматом, а что является опцией макета и требует переноса вручную. Запишите меня в пограничники.
 
Последнее редактирование:
Иногда всплывает мысль: разработчики переписывают по памяти Сибелиус
Что-то я не сразу понял, что это очень смешно!
=========
А я пока обнаружил, что невозможно в фортепианной партии нарисовать лигу на пассаже из левой руки в правую, если ноты не находятся в одном голосе и не перенесены в режиме Cross Staff. В принципе, логично: если хочется хорошего легатного исполнения, то это и должен быть один голос. Но – очередной повод проапдейтить прошивку у нотного наборщика.
И тогда понятно, почему перенос в режиме Cross Staff делается немодифицированными клавишами (N и M), а перенос «насовсем» – модифицированными (Alt-M и Alt-N). Использование переноса Cross Staff явно поощряется.
Самое интересное, что эти же клавиши Alt-M и Alt-N работают для переноса чего угодно (например, для динамики).
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ecosoft
А я пока обнаружил, что невозможно в фортепианной партии нарисовать лигу на пассаже из левой руки в правую, если ноты не находятся в одном голосе и не перенесены в режиме Cross Staff.
Может я чего-то не понял, но у меня с этим проблем не было: с левой на правую и обратно, голоса разные.
Dorico - Slur.jpg
это перьевой ввод на сенсорных экранах
вполне вероятно, что они это будут реализовывать, т.к. ориентируются на Win10. Здесь мне видится некая взаимосвязь.
Пока трактат про баян пишется...
вчера для этой задачи приобрёл-таки баян от Ильи Ефимова. С аккордеоном от него же обработка будет та же.
 
Может я чего-то не понял, но у меня с этим проблем не было
Разобрался. Если выделены только крайние ноты, то работает (клавиша S), если задета хоть одна посередке или выделен весь пассаж – отдельные лиги рисует.
А вот схватить уже существующую лигу за конец и вытянуть в другую руку (на другой стан) не получается, если нотки в разных голосах. Эх-х...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Antonio и ecosoft
А вот схватить уже существующую лигу за конец и вытянуть в другую руку (на другой стан) не получается, если нотки в разных голосах. Эх-х...
Сейчас под рукой нет Dorico. А если лигу сделать (протянуть) на одном голосе, а потом голос поменять?
 
Как побороть проблемку наложения лирики при наборе бревисов? Гифку прилагаю.

03.gif
 
Последнее редактирование:
Дориканские новости: в версии 3.0 НЕ будет улучшения экспорта MusicXML. Читай, его по-прежнему просто не будет. Возможно, будет позже, в 3.х.х. Ну а чо, правильно, не должно быть выхода из этой заманухи!
А если лигу сделать (протянуть) на одном голосе, а потом голос поменять?
Лига рвется, вот и все дела.
побороть проблемку наложения лирики при наборе бревисов?
По такой гифке с трудом можно догадаться, что там происходит. Бревис во втором голосе портит всю картину? И потом не выравнивается? А мультиолей нет?
Набрал какую-то двухголосную чушь из бревисов и прочих картошек, подтекстовал оба голоса еще большей чушью – проблем не увидел.
Если хотите, можете прислать мне файл (сократив, оставив только проблемные такты), я утром-днем посмотрю. (мой-никнейм@яндекс)
 
Последнее редактирование:
Дориканские новости: в версии 3.0 НЕ будет улучшения экспорта MusicXML. Читай, его по-прежнему не будет. Возможно, будет позже, в 3.х.х. Ну а чо, правильно, не должно быть выхода из этой заманухи!
Вот не любят производители делать нормальным обмен MusicXML, особенно экспорт. Как же они трясутся за автономность работы в своём продукте!
На самом деле в MusicXML ничего сложного нет, абсолютно. С точки зрения программирования, формирование текстовых файлов в формате XML - это простая процедура. К тому же, авторы этого формата MusicXML уже придумали структуру и правила.
Что интересно: дориканцы отшили Win7 (типа, старьё), а обмен MusicXML используют старой второй версии. Вот авторам MuseScore с коммерческой точки зрения терять нечего - у них обмен на третьей версии MusicXML, и работает правильно.
Такой же подход, как к экспорту MusicXML, у многих производителей к реализации MIDI-Out в VSTi. Редко, кто его делает - боятся, что пользователь спрыгнет с их продукта.
 
@ecosoft, два то ли возражения, то ли дополнения по поводу MusicXML.
Первое, техническое. Да, сам по себе выгон XML является тривиальной задачей. Но для этого должно выполняться одно условие: программа своими внутренними алгоритмами должна соответствовать спецификациям. В стандарте MusicXML несколько десятков типов только текстовых полей с разным назначением. Причем, текстовые обозначения могут выглядеть неотличимо, могут быть набраны одним шрифтом и вести себя одинаково в партитуре, но темпы это темпы, смена инструмента это смена инструмента, и т.д. Далеко не во всем нотные программы соответствуют этим спецификациям, и не всегда возможно переписать половину программного кода, получив непредсказуемое количество несовместимостей. Причем те программы, что стартовали позже, соответствуют стандарту MusicXML лучше (Сиб лучше Финала, а MuseScore лучше Сиба). В Финале можно создавать сколько угодно своих классов текстовых обозначений, фантазия ничем не ограничена. Ну и как программа должна выкидывать это в MusicXML? Хорошо, что мало кто из пользователей Финале создает эти классы...
С Финалом вообще странная вещь: MakeMusic является главным спонсором разработки спецификаций MusicXML, и при этом сам редактор Финале самый архаичный из присутствующих на рынке (хотя с XML работает неплохо в обе стороны). Может, в MakeMusic уже смирились с проигрышем? Любой продукт имеет свой жизненный цикл, и... Ну помрет когда-нибудь Финале, и ладно, а на век нынешних работников и так хватит – пол Голливуда на Финале, куча церковных и военных организаций США крепко подсажены, студентам США по $99 раздают полную версию...

Второе, футуристическое. Как бы не препятствовали производители нотирующих программ бегству своих клиентов, сильно заигрываться в эту дурацкую игру они не могут. Будущее – в огромных нотных базах в сети, где каждый может найти любую партитуру и сам за час изготовить партии из нее, если это требуется. (Платно или бесплатно, не имеет никакого значения.) Сетевые нотные стартапы пока не приносят прибыли, но их инвесторы столбят место на рынке. А участие в этом глобальном нотном интернет-архиве немыслимо без поддержки MusicXML. Все до единого производители это отлично понимают, не исключая хозяев Дорико. Сейчас дориканцы, несомненно, имеют некий дополнительный профит с того, что, начав работу в их довольно сырой программе, наборщик никуда не сбежит. Но я уверен, что весь код Дорико пишется в соответствии с самыми последними спецификациями, и в какой-то момент в Штейнберге очень быстро смогут прикрутить к Дорико отлично работающий выгон XML. Когда с основным функционалом уже не будет проблем.

Так вот я сегодня думаю.
 
  • Like
Реакции: ecosoft
Как побороть проблемку наложения лирики при наборе бревисов?
Поработал с файлом, выслал. Теперь обо всем по порядку. Я позволил себе немного самодеятельности, но, поскольку все отменимо, извиняцца не буду ;-)
1) Почему у Вас версия 2.2.0? Последняя 2.2.1.
2) Поменял размер нот на размер 3 (был 2), стало чуть мельче, но зато уместил весь файл на одну страницу (объединив музыкальные фреймы).
3) Чтобы выиграть немного вертикального пространства, поработал с фреймами. Обращаю внимание, что фреймы могут налезать друг на друга, поэтому основной музыкальный фрейм я дотянул почти до самого верха и совсем до низа. Вроде нет конфликта между названием произведения и самими нотами. У текстового фрейма с названием сочинения была недостаточная высота, и буквы снизу «подъедались» (р, ц) – исправил.
4) Мне категорически не нравится выравнивание по центру больших порций текста под бревисами. Выделил все подтекстовки под бревисами (с нажатым Контролом), в режиме Верстка поставил им выравнивание по левому краю, а чтобы сымитировать выравнивание по центру первого слога, поставил сдвиг по оси Х, равный -1. Можно поиграть с этим значением. Выделите любой подбревисный текст в режиме Верстка, и в нижней панели посмотрите, как это сделано.
5) Теперь по главной проблеме. Дорико в какой-то момент не справляется с количеством информации на одной системе, которую требуется выровнять, и начинает игнорировать подтекстовку как наименее значимую. Особенно, когда идут унисоны бревисами (ваш случай). Решения два. Первое: писать шире. Но простых путей мы не ищем, и тогда второе: надо поиграть с Параметрами подтекстовки в Опциях верстки. Там есть раздел «Расположение на листе», а в нем параметр «минимальная дистанция между соседними словами». По умолчанию он был равен 1, и Дорико просто не мог справиться с проблемным тактом, т.к. параметр запрещал ему сдвигать слоги ближе друг к другу. Я поставил 3/4, и выравнивание заработало. Еще там есть параметры, касающиеся дефисов, но их я не трогал (не ваш случай).
6) Я дописал недостающий басовый голос, вроде не ошибся с гармонией. Можете просто переиграть сочиненные мною ноты: выделить первую неправильную, войти в режим Каретки, нажать клавишу L, после чего на миди-клавиатуре (или на обычной клавиатуре) быстренько того-эцсамое.
7) По поводу шрифтов ничего не посоветую. Я композитор/аранжировщик, а не наборщик/издатель, шрифтами сильно не заморачиваюсь. Кегль 14 хорош, крупнее не надо.

Update: Нашел в других интернет местах, что так записывают в богослужебной музыке – бревис с кучей подтекстовки, выровненной по центру, а по краям та же звуковысотность «нормальными» длительностями. Век живи, век учись...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Йота
Установил для пробы NotePerformer. После перезапуска программы Дорико завис на логотипе с текстом внизу его: Suspend ASIO: true и дальше не запускается.
NotePerformer удалил а Дорико и штатные инструменты воспроизведения переустанавил и перезагрузился. Ничего не помогает. Дорико даже не хочет запуститься. Во дела!
 

Сейчас просматривают