@ecosoft, на Ваши вопросы невозможно ответить, не сказав кратко о предыдущем опыте работы в нотных редакторах и не оговорив область музыки, к которой имеешь интерес.
Мне трудно сравнивать Дорико с Сибелиусом, я из пользователей Финале. Когда связался с Финале, это не было выбором – про Сиб еще никто и не слышал. И о том, что Финале создавался для издателей, а не для композиторов, я тоже прочитал и лично убедился сильно позже. На то время существовал удобный, но глючный Encore (обанкротившийся на версии 4.0, именно в нем я делал композиторский диплом в консе), был Score для DOS-мазохистов и Score Perfect для Atari, который не работал с лазерными принтерами. Несколько раз я пытался перейти на Сиб, но работа каждый раз заставляла оставаться в привычном редакторе. Последний раз чуть было не перешел, но узнал о покупке Сибелиуса Авидом, и вопрос был снят.
Если говорить о моих требованиях к нотному редактору, то они таковы.
1) Возможность быстро и не прибегая к доработке в векторных программах записать музыкальную мысль любой сложности с учетом всего, что было открыто и придумано в ХХ веке в академической музыке (той, что в англоязычных странах называется contemporary classical music): алеаторика, пропорциональная нотация, полиметрия, микрохроматика, расширенные (extended) исполнительские техники – вот это все.
2) Максимум горячих клавиш, минимум мышиной возни и возможность вызвать по месту почти любую функцию. И да, я за самодостаточность базового функционала: десятки и сотни плагинов (особенно платных) – это ужас и кошмар. Тут на днях увидел плагин-монстр для Финале (он еще не выпущен и цена вопроса не объявлена), который выравнивает разом все, что не умеет автоматом делать сама программа... Очередная попытка оживить труп горчичниками. Вот этого быть не должно.
3) Мне абсолютно все равно, как программа проигрывает файл, никогда в жизни этим не пользовался. У меня обычно сначала запущен Кубейс с привычным рояльным звуком, а уже оттуда virtual MIDI cable идет в Дорико (как до этого в Финале). Так сделано, потому что мне часто приходится снимать диктанты. Дорико при таком раскладе вообще не добирается до аудиокарты, и меня это ну нисколечко не беспокоит.
Для чего лично мне могло бы чисто теоретически понадобиться проигрывание, так это не для проверки текста (proofplay) в аранжировках песенок, а для проверки времени звучания разделов в авторской музыке. Если я и ошибаюсь (о чем могу знать только я как автор), то в пропорциях разделов – что-то при живом исполнении может оказаться несколько затянутым, а что-то недоразвитым. Но это только предположение, что проигрывание мне могло бы в этом помочь, ибо живаго это живаго, многое зависит от того, с каким интересом (энергетикой, блин!) музыканты отнесутся к той или иной части музыки. Да и сам нотный редактор должен тогда уметь воспроизводить алеаторику (алгоритмически), мультифоники, тотальное divisi (с переменным разделением) и проч., а этого пока вообще нигде нет. И предполагать, что для вот этого всего когда-нибудь будет создана супер-реалистичная монструозная сэмплерная библа, нет никаких оснований. А, значит, ждать что-то можно только от технологии физмода (NotePerformer или еще что-то), с соответствующими потерями в реалистичности, но с выигрышем в потенциальном наличии огромного количества исполнительских техник, в сравнительной нетребовательности к компьютерным ресурсам и в скорости работы.
4) Я полностью разделяю философию дориканцев, что нотный редактор это не DAW, что это принципиально другой продукт. Ноты как интерфейс между музыкантами, человек → человек, а не MIDI-колбаски и контроллеры как интерфейс человек → машина. Соответственно, внутренние алгоритмы нотного редактора должны работать не на правильное отображение хорошо звучащего MIDI-мокапа (с трейлерно-голливудской музыкой и так нет особых проблем при переносе через MusicXML), а в обратную сторону – на озвучку правильно записанного текста. А это задача на порядки более сложная – если иметь в виду не трейлеры и попсу, а всю музыку, все типы музык, когда-либо записывавшихся нотами.
5) Минимум затрат на графическую вычитку, на изготовление партий, на верстку. Все, что имеет сложившиеся правила записи, должно вставать на место и выравниваться автоматом. Не плагинами, не мышкой, а само.
Наверняка что-то я упустил, но по всем перечисленным пунктам я вижу в Дорико очень большой задел на будущее. Если дориканцы не сбавят темпа (или маркетологи Ямахи не станут вставлять им палки в колеса), то, мне кажется, через пару версий даже разговора не будет о том, какой редактор лучше. Но это сугубое имхо, моя личная ставка и прогноз.
если я не смог обычными штатными средствами Dorico (последней редакции) написать партию баяна (особенно для левой руки) и настроить для него карту экспрессии?
Если есть возможность, расскажите, какая именно задача стояла и как она была решена. Здесь едва ли достаточно опытных пользователей, которые открыли бы Вам глаза на что-то, что Вам не известно про Дорико. Но хотя бы как вопрос к мирозданию… Информация о том, что невозможно сделать в Дорико, или о том, что делается с огромными трудностями, гораздо ценнее для присматривающихся к программе, чем восторги апологетов.
восхищаются настолько обычным функционалом, что я не понимаю от чего такой восторг, когда данный функционал имеется давно в простом Guitar Pro и бесплатном MuseScore.
Дорико в текущей версии еще не полностью покрывает базовый функционал. Я работаю в нем – как по минному полю хожу: не знаю, где сломаюсь или зависну часа на четыре в поисках решения. То, что я перешел на Дорико, это моя личная тяга к экспериментам. На самом деле никому не советовал бы, не взвесив все за и против, переходить на Дорико до версии 3.0.