Dorico – нотный редактор от Steinberg (1 онлайн

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
Сделал выборочный перевод из дневников «Making Notes» результатов сравнительного тестирования нотных редакторов: 14 тестов нотных редакторов. По Дорико беседуем здесь, по общим вопросам — там.
--------------
Где-то, и не однажды, я разглагольствовал о том, что Дорико связан с КвикТаймом. И ведь ни один же программист меня не поправил! В написании программного кода Дорико используется Qt («кьют») — межплатформенный фреймворк, никаким образом от технологий Apple не зависящий.
--------------
Ссылка на память: https://notat.io/ — форум издательских наборщиков (энгрэйверов). Место, где обсуждают правила и стандарты нотной записи, ищут способы придать актуальный лук лигам, и проч., и проч..
 
Последнее редактирование:

izagleyzer

Active Member
26 Ноя 2008
451
94
28
58
Moskva
izagleyzer.wixsite.com
Похоже, их вообще не волнуют эти мелкие неудобства
Да.. Очень жаль. Ведь имхо по факту именно такие вещи, (которые либо бесят, либо доставляют какое то удовольствие, ) определяют выбор пользователя. )
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
именно такие вещи, определяют выбор пользователя. )
Для неопытного пользователя – да. Но следует различать неудобство набора и количество необходимой пост-правки. Разумеется, я буду мириться с первым, чтобы избежать второго. Тут, конечно, многое от психологии зависит и от привычки к грамотно набранным текстам. Меня графические неточности при наборе бесят так, «что кушать не могу». Реально, в Финале я их правил сразу, потому что не мог оркестровать дальше, видя эти вездесущие мелкие уродства. Наверно, кто-то может откладывать правку такого рода на потом, но у меня никогда не получалось. Эта постоянная дополнительная трата времени, это постоянное отвлечение на несовершенства мира все время сбивало с «музыкального настроя». Собственно, к тем 14-ти тестам можно добавить еще три по столько, и результат будет таким же. Сейчас работа в нотном редакторе стала для меня значительно комфортнее — при всех «но».

В принципе, я понимаю дорийцев. Они гонят функционал и исправляют то, что не работает (плохо работает, глючит, вызывает зависания и т.п.). А то, что работает, пусть и с неудобствами, откладывают. Откладывают на потом даже то, что внутри имеет логическую ошибку, но визуально незаметно и не приводит к крашам (последнее, что я им выловил, как раз из этого рода, но оно оказалось им известным и висит в Стимах уже больше года).
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: izagleyzer

izagleyzer

Active Member
26 Ноя 2008
451
94
28
58
Moskva
izagleyzer.wixsite.com
Наверно, кто-то может откладывать правку такого рода на потом, но у меня никогда не получалось.
Да. безусловно вопрос психологии. Однако имхо опасно!!!... Можно серьезно застрять, и забыть куда шел!!))))) Ну это я больше про себя.)))
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
СОВЕТ ДНЯ: НЕЗАВИСИМАЯ ДИНАМИКА В РАЗНЫХ ГОЛОСАХ.

168262


Предположим, что сами ноты уже набраны, хотя и динамику, и ноты можно набирать одновременно, прямо из каретки. Если набирать динамику обычным способом, то она будет при воспроизведении воздействовать на все голоса. По умолчанию динамика от голосов независима (voice independent). Если же для каждого голоса нужна своя динамика, то делаем так.
  1. Выделяем 1-й up-stem voice, входим в каретку.
  2. Shift+D ► f> ► Alt+Enter (с Альтом!)
  3. Двигаем каретку (пробелом или стрелкой вправо — поведение программы будет разным, результат одним и тем же).
  4. Shift+D ► p ► Alt+Enter (с Альтом!)
  5. Здесь удобнее (но не обязательно) выйти из каретки, пока набранная динамика выделена, и сразу отправить динамику первого голоса наверх (F).
  6. Снова входим в каретку (или идем в начало такта — Ctrl-Стрелка влево), переходим в 1-й down-stem voice (V).
  7. Shift+D ► p< ► Alt+Enter (с Альтом!)
  8. Двигаем каретку (пробел или стрелка вправо).
  9. Shift+D ► f ► Alt+Enter (с Альтом!)
  10. Если на этапе 5 флип не был сделан, то двухголосная динамика будет показана не полностью (вилка будет только одна). Ничего страшного, выделяем динамику верхнего голоса (она автоматически сгруппирована и выделится вся) и делаем ей флип (F).
При проигрывании все это воспроизводится (в смысле, при воспроизведении все это проигрывается) ;-)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Antonio и izagleyzer

Йота

Member
15 Фев 2019
52
8
8
1) Как увеличить отступ от заголовка к нотоносцу только для одного фрагмента. Нужно в освободившееся пространство впихнуть строку-две текста. Использую опцию и шаблон заголовка для размещения фрагментов на одной странице.

2) Есть произведение с однотипным мотивом исполнения. Чтобы не набирать всё произведение с повторяющейся мелодией хочется указать в нотном тексте сам мотив а под ним весь текст произведения. Как лучше, быстрее и в какой последовательности это сделать?
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
1) Как увеличить отступ от заголовка к нотоносцу только для одного фрагмента.
Вариант 1 (плохой). Engave ► Staff spacing (третий значок сверху). Просто сдвинуть нотные станы и освободить место для текстового фрейма. Создать текстовый фрейм, вписать текст и отформатировать.
Вариант 2 (правильный). Уменьшить размер нотного фрейма на нужной странице так, чтобы он заканчивался до заголовка следующего фрагмента. В этот момент название фрагмента будет показываться неверно — не обращаем внимания. Создаем новый музыкальный фрейм от нужного места (оставив пространство для текста) до конца страницы и меняем ему буквы на такие же, как были (LA на MA, например) (unlink не трогать, чтобы закрыть диалоговое окно, просто кликните в стороне). Номер справа от букв тоже не трогать, если что. Название заголовка в этот момент восстановится. (Обратите внимание, как только вы впервые затронули фрейм, справа у этой страницы появился красный уголок, означающий, что это страница больше не привязана к темплейту и можно с ней делать что угодно. Чтобы вернуться к темплейту, нужно справа выделить эту страницу и нажать на корзину — все нетемплейтное форматирование будет потеряно, разумеется.)
Теперь можно создать новый текстовый фрейм или увеличить тот, в котором стоят токены фрагмента, вписать нужный текст и отформатировать.
Чтобы не набирать всё произведение с повторяющейся мелодией
Перво-наперво подготовить в текстовом редакторе лириксы с разбиением на слоги, неразрывными пробелами и прочим нужным форматированием. Скопировать в буфер.
Выделить первую ноту мелодии, Shift-L, повторять Ctrl-V, глядя как Дорико по слогам уменьшает буфер и вставляет слоги. Пропускать ноты на распевах стрелкой вправо, где нужно. Вставлять линии расширения (lyric extender lines) пробелом, где нужно. По окончании первого куплета перейти к первой ноте, Shift-L, стрелка вниз — номер куплета сменится на '2'. Вбиваем второй куплет.
 
Последнее редактирование:

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
Как я и предполагал :) Сроки были настолько жесткие с выпуском 3.0, что осталось море багов. Сегодня выложили 3.0.10, сильно поправленную (один список исправлений — 4 страницы), и ее-то уже и дают продегустировать всем желающим. Разумно, чо.
 

ecosoft

Well-Known Member
8 Авг 2013
516
513
93
Питера
Разумно. Проверим её "на вшивость" :)
Уже заметил, что не реализовали несколько MIDI-каналов на один инструмент. Да, по голосам сделали, но для инструментами с двумя нотоносцами два VST/MIDI не установишь. Ладно, этот трабл можно обойти.
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
но для инструмента с двумя нотоносцами два VST/MIDI не установишь.
Установишь. Но пока вижу хороший шанс на путаницу с голосами. У меня сейчас у фортепиано два голоса в правой руке, один в левой. Так вот, тот, который в левой, он up-stem 2 в Play mode (в каретке он просто дефолтный up-stem). Добавил второй голос в левую руку и третий в правую. В правой он стал up-stem 3 в Play mode (в каретке он up-stem 2 ). А второй голос в левой руке стал down-stem 2 (дефолтный down-stem в каретке).

Т.е. нумерация голосов в левой руке начинается со вторых up и down голосов, если они раньше не оказались заняты в правой руке.

Ну, ты там протестируй получше и расскажи нам :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ecosoft

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
СОВЕТ ДНЯ.

168353


Чтобы не получить такое чудо чудное, диво дивное, октавную линию тоже надо делать voice specific. В данном примере: выделить октаву, Shift-C ► 8ba ► Alt-Enter (с Альтом!). А то, если без альта, будет как на картинке.
Вот же черт этот Дорико: даже уродство аккуратно рисует!

===========================
Напоминалка всем, кто только присматривается. Привыкать к Дорико не просто, и чем больше опыт работы в предыдущих редакторах, тем хуже. Начните с пробной версии Dorico Elements. В ней нет режима Engrave, ну да и бог с ним. Научиться вбивать текст это не мешает. Когда истечет месяц, возьмите пробник Dorico Pro. Итого у вас два месяца пробных, а не один. Со второй версией это был самый выгодный маршрут, чтобы определиться, надо оно вам или нет. Надеюсь, что правила не поменялись.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: V_ad_im

alexshur

Well-Known Member
5 Дек 2006
895
327
63
www.galileemusic.com
за две недели работы часто дорико 3 про на маке 10,12,6 не вылетает а крутиться колесо и програма в ожидание и выход из положения сделать Force Quit, начал искать на форуме подобную проблему и нашел у человека то же самое. Думаю что грешит как Halion, после того как отрубил его програма не тормозит
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
Думаю что грешит как Halion,
У меня на ПиСи всю дорогу такая же фигня, и еще очень у многих. Глючит не сам Галион, а VST Audio Engine. Эту штуку пишет не британская команда, а немецкая. Сколько не присылали на бета-форум логи зависаний, со стороны Дорико никаких ошибок не выявлено. Дорико вроде как фризится (для пользователя), а по логам он в полном порядке и ожидает ответа от этой аудиомашинки, которая уже мертва.

Еще один момент. Процитирую себя из частной переписки, лень пересочинять.
Для просмотра скрытого содержимого необходимо Войти или Зарегистрироваться.
Сейчас стало получше, редко бывает, что ничего не сделаешь, но сохраняться и перезапускаться посреди работы — удовольствие ниже среднего.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: alexshur

V_ad_im

Well-Known Member
1 Ноя 2006
2.251
1.789
113
45
Думаю что грешит как Halion
ещё бывает, что когда он так крутит колесом, где-то на заднем плане, за дорико, висит окно, в котором Halion спрашивает, где искать такую-то библиотеку - т. е. ждёт от нас ответа, но мы об этом не знаем)
 
  • Like
Реакции: alexshur

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
где-то на заднем плане, за дорико, висит окно,
Т.е. проблема с менеджментом окон и ты можешь на то окно переключиться, если будешь знать о нем? Напиши им, если это регулярно происходит. На PC я такого не видел.
 

V_ad_im

Well-Known Member
1 Ноя 2006
2.251
1.789
113
45
Напиши им, если это регулярно происходит.
уже писал им где-то. Не уверен про регулярно, но несколько раз так было. Теперь, когда вижу колесо, сначала ищу, нет ли где запрятанного окна. Ещё бывало пару раз, что когда надо было что-нить быстро сделать в дорико, невзирая на капризы энжин, просто убивал её в панели задач (точнее - в программе Activity monitor)..)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: alexshur

izagleyzer

Active Member
26 Ноя 2008
451
94
28
58
Moskva
izagleyzer.wixsite.com
А как вообще новый инструмент создать? Подскажите пжалста. Добавляю группу. - создаю пустой набор, и получаю редактирование ударных. И не могу сдвинуться с этой точки! А понадобилась домра.))
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
А как вообще новый инструмент создать?
Как ни странно, легально никак. Можно лезть в файл (не знаю названия), там несложный html, и вручную, копируя форматирование, создавать инструменты. Некоторые так делают, но я еще не разбирался с этим. Остальные занимаются фейком — загружают скрипку и называют ее домрой. Главное, выбрать такой инструмент для фейка, которого нет в партитуре — чтобы Дорико не начал нумеровать их (нумерацию можно отключить, но только глобально, и это не всегда годится).
О внесении в список инструментов домр я их персонально просил, дал все данные о современном (трехструнном) семействе домр. Это было еще до выхода D.3, и мне ответили, что — «обязательно, но не сейчас».
 
  • Like
Реакции: izagleyzer

Antonio

Well-Known Member
9 Ноя 2003
3.603
992
113
46
Quito
musclass.online
Есть ли в Дорико ноты в скобочках? Хочу обозначить таким образом ноты, которые почти не звучат. О "мертвых" нотах знаю, это немного не то, "мертвые" заглушенные, а то, что мне нужно это ноты в аккомпанименте, которые почти не слышны, потому что очень тихо играются.

И направьте, пожалуйста, где копать, хочу 4 такта в строке, а Дорико делает 3. И пространство перед первой строкой не нашел где регулируется.
 

Antonio

Well-Known Member
9 Ноя 2003
3.603
992
113
46
Quito
musclass.online
... В Рипере любую функцию можно просто по поиску найти в самой программе. Почему все так не делают? )
 

izagleyzer

Active Member
26 Ноя 2008
451
94
28
58
Moskva
izagleyzer.wixsite.com
Не пойму в чем проблема! Любой проект с использованием группы "штатных" балалаек, (попробовал 3 варианта) даже при условии отключенного вст, тормозит нечеловечески! То есть даже просто акколада! нот не писал еще!
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
Ура! Ну наконец-то пошли вопросы, на которые нет ответа! :)
Есть ли в Дорико ноты в скобочках?
Кажется, нота в скобках есть только на ударных инструментах (ghost note).
Да, хорошо бы иметь такую опцию везде, только у меня что-то большие сомнения, что скоро это появится в Дорико. Я бы не рассчитывал. Дориканские упертые головы можно прошибить либо книжкой Гульд, где будет описано использование нот в скобках по такому назначению (для очень тихих нот), либо неединичные примеры такого использования в нотах, изданных серьезными издательствами. В Гульд я даже не представляю, как такое искать, при первом подходе ничего подобного не обнаружилось.
Придется вам использовать динамические обозначения или давать словесную рекомендацию. Ну или фейковать: создать текстовый элемент (Alt-X) ► набрать ( ) (три пробела между скобками для ноты без случайных знаков) ► шрифт Academico (по умолчанию), кегль 7,5 ► двигать скобки на нужное место в режиме Engrave. Это будет выглядеть точно как ghost-нота на нотоносце для ударных. Но. Видеться на правильном месте такие скобки будут только в страничном режиме Write или режиме Engrave, в Galley View они будут не на своем месте. Копировать их можно в режиме Write (Alt-Click), двигать снова в режиме Engrave. В общем, геморрой тот еще.

NB В шрифте Academico до сих пор нет кириллицы! Как, кстати, и греческого алфавита. Зато наличествуют все китайские и японские иероглифы. (Кто видит в этом дискриминацию православных, тот я.) Поэтому: никогда — до особой команды из штаба — не используйте этот шрифт для кириллических надписей. Дорико не может контролировать, какой шрифт будет подставлен вашей OS. А хуже всего то, что в таком случае непредсказуемо может поменяться начертание и других текстовых элементов на выведенном pdf. На экране вы этого не увидите, да и в пэдээфке можно проглядеть.

В Рипере любую функцию можно просто по поиску найти в самой программе.
Давно просят об этом.
Любой проект с использованием группы "штатных" балалаек, (попробовал 3 варианта) даже при условии отключенного вст, тормозит
Много аранжирую для народного оркестра, но не смог с уверенностью связать тормоза с наличием балалаек. Тормозить Дорико может и без них. Если перезапуск Дорико не помогает, лучше не выгружать VSTi, а загрузить Silence-темплейт (Play mode ► Play ► Playback template...)
 
  • Like
Реакции: Antonio и izagleyzer

Antonio

Well-Known Member
9 Ноя 2003
3.603
992
113
46
Quito
musclass.online
либо неединичные примеры такого использования в нотах, изданных серьезными издательствами.
В гитар про это даже на горячей клавише "о" висит... И, кстати, отлично проигрывается. Это бы их не убедило? )
 

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
1.813
3.393
113
Moscow
В гитар про это даже на горячей клавише "о" висит... Это бы их не убедило? )
В Гитар Про? Ну нет, конечно! :))
Логика дориканцев в принципе понятна: не давать пользователю делать ничего, что не имело бы семантики. Одному захочется скобки к ноте, другому цветочки и котиков. Но этот подход, доведенный до фанатизма...
Это точный термин. В джазе сплошь и рядом встречается.
Это мне известно. Но дориканцы считают, что ноты-привидения бывают только у ударных инструментов. Ну, или они планируют ввести такую опцию для всех инструментов в будущем, но о своих планах дориканцы не распространяются. Наверняка им что-то такое придется сделать, когда они займутся инструментарием для набора схем и примеров для учебников и научных трудов. То, что такой инструментарий будет создан, было заявлено. Но вот когда...
 
  • Like
Реакции: ecosoft и Antonio

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)