Dorico – нотный редактор от Steinberg

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
@Antonio, очень симпатичная пьеса получилась, поздравляю! Не звучит как для совсем начинающих :)

Расхождение с текстом (сравниваю с тем вариантом, старым, что у меня есть): в третьем такте и аналогичных последняя восьмая то «до», то «ля».
Антон, если это возможно, пришлите финальный вариант. Я только дочери дам на разбор, а больше никому-никому. Подросток, ей последние полгода тоже гитара понадобилась, хотя вообще-то она скрипачка, и неплохая.

update: Мелодическая нота в первом такте под 2-й вольтой (фа#) должна (по правилам) продолжиться от последней восьмой в 9-м такте, и к ней должна походить вязка «из ниоткуда». Дорико это делать НЕ умеет, придется фейковать. Например, включить Laissez vibrer и перетащить ее в Engrave, или еще как-то. Этот случай как раз легкий для подделки, бывает намного хуже.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Antonio
@Antonio, очень симпатичная пьеса получилась, поздравляю! Не звучит как для совсем начинающих
Спасибо, доктор, в этом задумка. Стараюсь писать так, чтобы звучало интересно и современно, но игралось предельно легко. Мне кажется, что на это должен быть спрос. Может я ошибаюсь, но точно не пожалею, так как и мне в работе пригождается и удовольствие от процесса большое.
Темп для совсем начинающих надо понизить, конечно, но пьеса действительно очень простая, на втором месяце обучения можно браться.

пришлите финальный вариант. Я только дочери дам на разбор, а больше никому-никому
Совсем не жалко, с удовольствием пришлю последний на сегодня вариант, мне кажется, что он финальный, но знаю, что это не так. :)
 
Со скобочками тяжеловато... Слетают при любом изменении, каждый раз двигать приходится. Буду искать другие варианты и ждать, вдруг разработчики в эту сторону посмотрят.

Неделю изучаю программу, по видео, по печатному мануалу и на практике, часов 5-7 в день. Уже довольно уютно себя чувствую, в пределах гитарной темы, конечно. Так что сложность относительна, думаю значительно попроще, чем какой-нибудь DAW или фотошоп освоить.
 
значительно попроще, чем какой-нибудь DAW или фотошоп освоить.
С Дорико сложно именно после других редакторов. Очень многое сделано просто издевательски наоборот. В Финале ритмические хоткеи отличаются на один шаг, а это гарантирует месяцы ошибок — пальцевая память перезаписывается мучительно долго. А менять клавиши я тоже не хочу, потому что с каждой версией добавляются новые, а я использую почти весь функционал Дорико (кроме воспроизведения).
Планирую запрограммировать миди-контроллер для основных функций Дорико. К середине ноября, если календарь не сломается, выложу сюда, что получится.
 
Лично для меня: если бы Аробасы сделали настройку динамики и что-то наподобие карт экспрессии... - мне б тогда другого нотатора и не нужно. Полтора года назад в переписке со мной они поинтересовались: хотел бы я видеть в Guitar Pro возможность внедрения VST? Я всеми возможными словами попытался их отговорить от этой трижды ненужной затеи. А вот назначение MIDI-сообщений на техники исполнения и пр. - это крайне необходимо. VST/VSTi в нотаторе - это зло.
Гитар Про? Ну нет, конечно! :))
+ :D
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dr-music
@ecosoft, Саш, на самом деле дорикане изучили или просто (должность обязывает) знакомы, кажется, со всеми сколь-нибудь приличными редакторами, включая мертвецов вроде Encore. Но я отдельный злорадный кайф поймал, когда после нескольких месяцев говорильни, что, мол, они первые в мире делают автоматическую конденсацию, какой-то чел поймал их на том, что в Лилипонде («Есть в старом парке черный пруд, там лилии цвету-у-у-ут...») эта функция существует как минимум с 2003-го года (!). И этот чел где-то даже раздобыл файл справки Лилипонда тех лет, где описывалось, как с этим функционалом работать.
Так что вторые они :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ecosoft
Это что, простите?
Чтобы делать из партитуры оркестровые партии, ноты каждой валторны (и многих других инструментов, валторна здесь только для примера) должны быть на отдельном нотном стане. А в дирижерской партитуре норма — на одном нотном стане писать две валторны, а то и все 4. Так и читать ноты легче, и партитура получается компактнее — можно кегль покрупнее взять, и традиция — рукописные ноты ВСЕ так написаны.
И вот всю дорогу наборщики нот вынуждены были создавать отдельные нотные станы: на одних писали валторны по отдельности, на других — двух- и более-голосие. В партитуре прятали ненужные станы, а партии делали из спрятанных. Это отдельный невероятный геморрой по копированию, по двух-трехголосию на строке (ну ты знаешь!), это необходимость вносить правку сразу в два места — а, значит, и удвоенные шансы наделать ошибки, это страшно неэкономное использование экрана. Собственно, многие (особенно в киномузыке, в 99 случаях из 100 весьма простой) стали писать неконденсированные дирижерские партитуры. В кино обычно все сроки истекли «вчера», поэтому композиторы и оркестровщики просто забили на конденсацию — некогда.
И вот дорикане взялись автоматизировать процесс. В меню Edit теперь можно поставить галочку напротив слова «Condensing». Работает это все пока... Кхм. Вощем, до версии 3.1 этим можно только баловаться, а пользоваться — разве что в совсем простых случаях. В текущей версии на то, как Дорико конденсирует, влиять почти невозможно. В следующем апдейте можно ждать появления каких-то инструментов для ручного управления конденсацией (и усовершенствования самого алгоритма).

Condensing staves — я не знаю, как это будет по-русски. Вроде нет традиционного термина. За неимением других слов, так и зовем — «конденсация».

Реально, очень большая сложность — автоматически определять, где как конденсировать. На протяжении одного оркестрового опуса 4 валторны могут записываться (в зависимости от сложности рисунка и схожести ритма) и на двух станах (2+2), и на 4-х, и по схеме 3+1, и на одном стане (если все в унисон). Алгоритм должен сам определить точки смены режимов конденсации и увязать это с версткой страниц. А еще алгоритм должен сам определять унисоны, если есть, и проставлять в партитуре, какая или какие валторны играют в данный момент («1.», «2-4 a3», «a4», и т.п.). И повторять эти обозначения в скобках на каждой левой (четной) странице, чтобы дирижер не листал партитуру в поиске этих обозначений. А еще нужно грамотно проставлять/скрывать паузы для неиграющих в данный момент инструментов в соответствии с правилами. Все вместе это настолько сложно, что никто (почти никто!) никогда и не брался за разработку такого алгоритма. Если дориканский алгоритм заработает должным образом и будет управляем (опции плюс ручное вмешательство), это будет очень круто.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Antonio
Так что вторые они :)
Ну да, вторые... были... когда делали Сиб :D

Condensing staves — я не знаю, как это будет по-русски. Вроде нет традиционного термина. За неимением других слов, так и зовем — «конденсация».
Русскоязычном интерфейсе - уплотнение. Но по смыслу больше всего подходит компоновка.
 
Последнее редактирование:
что бы в аккордовых символах все таки си было как H?
Engrave Option (Ctrl-Shift-E) ► Chord Symbols ► Chord root ► Appearence of B and B flat (третья сверху позиция).
В русскоязычном интерфейсе - уплотнение.
Да, так. Но я никогда не слышал это слово раньше. Т.е. это не русский термин, а перевод, и каким словом не переведи, все равно привыкать надо. @V_ad_im его знает... Может, так наборщики в старых советских издательствах и называли? :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Antonio
Записываю песенку в ми миноре, знаки при ключе забыл поставить, случайные тоже не писал. Вот что получилось:

169053

Искуственный интеллект? :)
 
Искуственный интеллект?
А ты с миди-клавиатуры набиваешь? Если так, то знаки любой редактор ставит сам. Другой вопрос, что Дорико может сначала не тот знак поставить (например, фа-бекар вместо правильного ми-диеза), а при вводе следующей ноты поправить его. А еще Дорико ставит знаки с учетом того, что уже на других станах набрано (не в 100% случаев, но в большинстве этот алгоритм работает правильно). Правильная стратегия при наборе — поправить фа-бекар на ми-диез сразу же, при первом появлении, а дальше у всех остальных инструментов или голосов ми-диез должен выбираться уже автоматически.

Мне нравится, что можно поменять ключевые знаки через поп-овер Shift-K, и ничего никуда не странспонируется. Это как раз удобно, когда забыл знаки поставить или ищешь, какую тональность лучше выбрать, если идут сплошные модуляции. И совсем волшебная вещь, что можно смену ключевых знаков выделить и двигать по ритмической сетке — тогда знаки сменятся посреди такта. Так тоже бывает. Но как же неудобно было добиваться этого в старых редакторах!
А для смены знаков с транспонированием или для транспонирования со сменой знаков есть команда «Write ► Transpose...» с калькулятором в правой части.
Еще удобное, чего не было в Финале: если нужно странспонировать всю песню, а в ней уже есть несколько смен тональностей, то как раз эта команда делает все за одно обращение к диалоговому окну: выделить весь документ, настроить в диалоговом окне интервал транспонирования, разрешить менять знаки.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: izagleyzer и Antonio
СОВЕТ ДНЯ: не те ключевые знаки у транспонирующих инструментов. Локальная смена тональности.

Моя текущая работа: тональность ми-мажор, трубы in B оказываются записанными в тональности с шестью диезами (фа-диез мажор), да еще и повышенных ступеней в тексте много, а это с большой вероятностью дубль-диезы в транспорте. Поскольку фа-диез-мажор с шестью диезами энгармонически равен соль-бемоль мажору с шестью бемолями, то хорошо бы партию труб записать все же в тональности с шестью бемолями. Так и трубачам привычнее, и повышенные ступени будут бекарами, что гораздо легче читается.

Проблема решается так. Калькулируем в голове, что ми-мажор равен фа бемоль-мажору — тональности с восемью бемолями в ключе. Ну или с одним дубль-бемолем и шестью бемолями, как кому приятнее. Идем к первому такту, выделяем первый элемент на стане трубы (нота или пауза, в моем случае это делается сразу на двух нотных станах), жмем Shift-K ► 8f ► Alt-Enter (с альтом!). С нажатым Альтом тональность становится локальной и не затрагивает другие нотные станы. Все, дело сделано, мы видим стан трубы в тональности фа-бемоль мажор. В транспорте это будет соль-бемоль мажор, тональность с шестью бемолями — искомая.
Что хорошо, так это то, что все остальные смены ключевых знаков (если таковые есть в произведении) остаются глобальными, и нотные станы труб не превращаются в навечно отделенные от остальных в тональном плане, как это происходит в Финале. В Финале, если один раз инструменту поставить локальную тональность, придется вручную проставлять смены тональностей по всему произведению, на общую смену тональности эти станы больше не реагируют.

Дорико не стал делать энгармонические замены, в восьмибемольной тональности все ноты остались с диезами (случайными знаками). Выделяем их все, нажимаем «Alt+=». Всё.

Об энгармонических заменах.
Клавиши «Alt+=» энгармонически заменяют ноту (или ноты) в сторону бемолей: си => до-бемоль => ре-трижды-бемоль.
Клавиши «Alt+-» энгармонически заменяют ноту (или ноты) в сторону диезов: до => си-диез => ля-трижды-диез.
Не представляю, кому могли бы понадобиться четырежды-альтерации. Их и нет.
 
Последнее редактирование:
по смыслу больше всего подходит компоновка.
Компоновка, по моим ощущениям, значит раскладывание, эту партию туда, а эту сюда, имхо, уплотнение больше подходит по смыслу.

Не представляю, кому могли бы понадобиться четырежды-альтерации
А 3 альтерации для чего могут понадобиться?
 
А 3 альтераци для чего могут понадобиться?
Это прежде всего запас прочности нотного редактора для таких вот «экстремальных» тональностей и транспортов. Дорико гарантированно сохранит нужную высоту ноты (не убьет ее)... А вот даже не высоту, а ступень: если ступень была, к примеру, VI-й низкой, она ею же и останется в любом транспорте, пусть запись и будет поначалу жутковатой. Такой подход позволяет сохранить все мелодические ходы. К примеру, малая секунда никогда не станет увеличенной примой, что явно испортило бы мелодический рисунок. А пользователь легко сможет отредактировать получившийся текст и убрать лишнюю альтерацию. В Финале этого запаса прочности нет.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Antonio
Неделю изучаю программу, по видео, по печатному мануалу и на практике, часов 5-7 в день. Уже довольно уютно себя чувствую
Дядь Антон, я какую неприятную вещь подумал. А не дорого будет приобретать Дорико Про только ради гитары? В Дорико Элементс нет режима Engrave. Вообще нет. И как же быть со скобочками?
Дядь Саш, в докомпьютерную эпоху не было самой процедуры перевода несконденсированной/нескомпонованной/неуплотненной партитуры в уплотненную. Партитура просто набиралась, и ради другого вида ее можно было только перенабрать. Вот и слова не было. Дядя Вадим выбрал слово, и оно подходит. Ну и хорошо, будем привыкать. Я тоже себя заставлю переучиться.
 
Похоже я правильно понимал слово компоновка. ;) Оно не подразумевает уплотнения, слияния каких-то деталей, хоть и не исключает. В целом можно использовать, но уплотнение точнее, т. к. прямо указывает на задачу.


А не дорого будет приобретать Дорико Про только ради гитары? В Дорико Элементс нет режима Engrave. Вообще нет. И как же быть со скобочками?
Дорого, конечно. Но я буду покупать только если проект станет выгоден. Пока работаю в пробных версиях, надеюсь никто на меня за это не обидится.) Без Энгрэйва я уже и не представляю, как писать, точно не для публикации. Там же вся КОМПОНОВКА!)
 
Без Энгрэйва я уже и не представляю, как писать,
Для меня очевидно, что должна быть промежуточная версия Дорико, баксов за 250 — с Энгрейвом, но без конденсации, без возможности создавать многочастные композиции в одном документе, без специфически типографских опций, без чего-то еще, не ущемляющего настоящего среднего пользователя. Но этот вопрос, увы, никак не зависит от команды разработчиков.
 
Доброго времени суток, коллеги. В Dorico Pro 3 появилась возможность управления velocity, но можно ли изменять общий уровень, сохраняя при этом ранее созданные внутренние «волны» крещендо/диминуэндо, я понять не могу. То есть, допустим, мне необходимо сделать крещендо/диминуендо вручную, прямо в окне velocity и я делаю его при помощи линии или карандаша. В результате я теряю разницу между значениями velocity сильных и слабых долей так же, как и все ранее мной установленные относительные значения. Есть ли в Dorico Pro 3 возможность сохранять ранее созданную «динамическую жизни» внутри куска, который я хочу в целом приглушить, сделать ярче или применить к нему крещендо/диминуэндо? Cubase и Logic такую возможность мне дают, но мечтается обойтись без них. Чтоб был понятнее мой вопрос:
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте, @kafkindom.
Нет, таких продвинутых возможностей в Дорико пока нет. И вопрос этот несколько (или значительно) сложнее, чем в любой из DAW. Не думаю, что так уж сложно было бы встроить какой-то логический процессор, который преобразовывал велосити привычным для пользователей DAW способом. Но поскольку Д. это нотный редактор, то написанные ноты имеют приоритет над midi-информацией, полученной из живой игры или midi-импорта. И здесь возникают области для конфликтов. Предположим, наборщик (композитор, аранжировщик) набрал ноты вообще без информации о velocity, с компьютерной клавиатуры. Он расставил графические динамические обозначения, акценты и т.п. и теперь хочет послушать, что получилось. Разумеется, он не ждет, что набранный нотный текст зазвучит как готовый mock-up, скорее ему нужен нераздражающий механистичностью proof-playback (проигрывание для поиска ошибок). И для этого в настройках Дорико (Playback Options) есть какие-то регулируемые параметры интерпретации нотного текста — как укорачивать ноты под штрихи, как исполнять акценты, как относиться к нотам, расположенным на сильных или слабых долях такта, и т.п. Разумеется, каждый VSTi имеет свою динамику, и одинаковые настройки для всего невозможны — что уже проблема. А теперь представим, что есть еще предзаписанная «авторская» информация о велосити и тайминге, значительная часть которой вовсе не должна быть отражена в нотах, но которую хотелось бы не потерять в playback. (Простой пример — swing, который в своем уме никто не станет записывать триолями, но, разумеется, свингом проблема не ограничивается. Собственно, любая историческая эпоха, стиль, автор, произведение потребуют своих «настроек»).

Что следует ожидать в будущем. В Дорико 3 должны быть доведены до ума карты экспрессии, сейчас там значительная часть полей просто нарисована и внутренне не подключена. Но это скорее доработка уже обозначенного функционала (missing functionality) и исправление ошибок (fixing bugs). Наверно, появятся какие-то инструменты для управления велосити а-ля используемые в DAW — это программистски как раз не сложно, дошли бы руки. Но самое интересное, о чем вскользь обмолвился Дэниэл — должна появиться дополнительная строка (lane) под каждым треком в Play mode для управления преднастройками из Playback Options на ходу. Никто не знает, как это будет выглядеть. Но если дорикане придумают удобный инструмент-прослойку между текстом записанным и его исполнительской интерпретацией, это может оказаться бомбой решить очень много проблем. Обещаний по срокам здесь нет никаких, все произойдет «in due course» — по мере развития. И я бы уж точно не ждал появления этого инструмента раньше Дорико 3.2, основная цель 3.1 это инструменты управления и общая оптимизация Уплотнения (condensing staves).

P.S. Прошу прощения за занудство и объяснение очевидных вещей. Стиль у меня такой на форуме — отвечая на частные вопросы, отвечать на будущие еще не заданные (другими пользователями). Чем меньше сообщений в ветке, тем от нее больше толку, имхо.
 
Здравствуйте, @kafkindom.
Нет, таких продвинутых возможностей в Дорико пока нет. И вопрос этот несколько (или значительно) сложнее, чем в любой из DAW. Не думаю, что так уж сложно было бы встроить какой-то логический процессор, который преобразовывал велосити привычным для пользователей DAW способом. Но поскольку Д. это нотный редактор, то написанные ноты имеют приоритет над midi-информацией, полученной из живой игры или midi-импорта. И здесь возникают области для конфликтов. Предположим, наборщик (композитор, аранжировщик) набрал ноты вообще без информации о velocity, с компьютерной клавиатуры. Он расставил графические динамические обозначения, акценты и т.п. и теперь хочет послушать, что получилось. Разумеется, он не ждет, что набранный нотный текст зазвучит как готовый mock-up, скорее ему нужен нераздражающий механистичностью proof-playback (проигрывание для поиска ошибок). И для этого в настройках Дорико (Playback Options) есть какие-то регулируемые параметры интерпретации нотного текста — как укорачивать ноты под штрихи, как исполнять акценты, как относиться к нотам, расположенным на сильных или слабых долях такта, и т.п. Разумеется, каждый VSTi имеет свою динамику, и одинаковые настройки для всего невозможны — что уже проблема. А теперь представим, что есть еще предзаписанная «авторская» информация о велосити и тайминге, значительная часть которой вовсе не должна быть отражена в нотах, но которую хотелось бы не потерять в playback. (Простой пример — swing, который в своем уме никто не станет записывать триолями, но, разумеется, свингом проблема не ограничивается. Собственно, любая историческая эпоха, стиль, автор, произведение потребуют своих «настроек»).

Что следует ожидать в будущем. В Дорико 3 должны быть доведены до ума карты экспрессии, сейчас там значительная часть полей просто нарисована и внутренне не подключена. Но это скорее доработка уже обозначенного функционала (missing functionality) и исправление ошибок (fixing bugs). Наверно, появятся какие-то инструменты для управления велосити а-ля используемые в DAW — это программистски как раз не сложно, дошли бы руки. Но самое интересное, о чем вскользь обмолвился Дэниэл — должна появиться дополнительная строка (lane) под каждым треком в Play mode для управления преднастройками из Playback Options на ходу. Никто не знает, как это будет выглядеть. Но если дорикане придумают удобный инструмент-прослойку между текстом записанным и его исполнительской интерпретацией, это может оказаться бомбой решить очень много проблем. Обещаний по срокам здесь нет никаких, все произойдет «in due course» — по мере развития. И я бы уж точно не ждал появления этого инструмента раньше Дорико 3.2, основная цель 3.1 это инструменты управления и общая оптимизация Уплотнения (condensing staves).

P.S. Прошу прощения за занудство и объяснение очевидных вещей. Стиль у меня такой на форуме — отвечая на частные вопросы, отвечать на будущие еще не заданные (другими пользователями). Чем меньше сообщений в ветке, тем от нее больше толку, имхо.

Спасибо за обстоятельный ответ. Замечу, что для меня как раз многое в Дорико не так уж и очевидно. На его покупку меня сподвигли два обстоятельства: «бескостыльная» возможность безразмерной нотной записи и драматическая история увольнения целой команды Сибелиуса. Теперь я как бы зритель представления про Сибелиус и Дорико с неочевидным, на мой взгляд, финалом в перспективе.
 
@kafkindom:
"....«бескостыльная» возможность безразмерной нотной записи...."
О чем речь? Можно примеры?
 
О чем речь? Можно примеры?
Когда никакого регулярного метра нет и тактовые черты ставятся (если вообще ставятся) там, где автор сочтет нужным.
с неочевидным, на мой взгляд, финалом в перспективе.
Что неочевидного? Не превратится ли Дорико в тыкву к пятой версии?
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: progulca
Когда никакого регулярного метра нет и тактовые черты ставятся (если вообще ставятся) там, где автор сочтет нужным.

Что неочевидного? Не превратится ли Дорико в тыкву к пятой версии?

Пример. Взялся я было переписать старую византийско-болгарскую церковную музыку в Сибелиусе, но столкнулся с необходимостью втискивания её в размерные рамки, что оказалось муторно. Тут откуда ни возьмись нарисовался Дорико и проблема исчезла.
Неочевидно ожидаемое побледнение Сибелиуса на фоне набирающего обороты Дорико. В провинции, где я живу, актуальна проблема острой нарастающей нехватки аккомпаниаторов в музыкальной школе: скрипачам и вокалистам тупо некому акомпанировать. Вообще всё не так плохо, а намного хуже. К чему я это? Беру Сибелиус и делаю годные фортепианные «минуса» на всю программу для хорового и вокального классов. Делаю быстро и, конечно, с учётом своего аккомпаниаторского опыта. Интернет нифига не поможет, ибо в нём либо попсовые «минуса», либо страшные караоке. В Дорико, по-моему, заложена какая-то очень детская артикуляция, ну, эти сильные и относительно сильные доли и прочее, которую я надеялся оживить через непосредственную редакцию velocity. Увы, нет такой возможности, как выясняется, и опять нужен условный Лоджик. Вот как раз с задачей производства таких аккомпанементов Сибелиус справляется лучше, чём Дорико, так как скорость набора в обеих программах одинакова, а вот гибкости управления звуком через velocity у Сибелиуса больше. Опять же, речь только о моём опыте общения с программами.
 
  • Like
Реакции: Mark/Clear и dr-music

Сейчас просматривают