Планы и организация пространства

  • Автор темы Автор темы Rarr
  • Дата начала Дата начала
А я вот совершенно не могу слушать некоторые современные джазовые записи, где совершенно нет пространства и для "интима" планы отсутствуют:-(
Типа, рояль стоит на кухне, контрабасист сидит на крышке рояля, вокалист на шее пианиста, сакс выглядывает с холодильника, а барабаны чего-то царапаются из коридора
Люди воссоздают атмосферу маленького клуба, где столики рядом со сценой. Не все же в тысячниках работают.:)
 
Так поделитесь!
Делюсь ))
Причем с учетом специфики РММ ;)
Записи Синатры метко названы Model of Perfection. Какие же составляющие этой модели?

Ну, понятно, что прежде всего - это сам Артист. Том Дорси, руководитель бэнда, вспоминал первое прослушивание Фрэнка - "Он еще не допел первые четыре такта, а мы уже поняли, что он станет великой звездой."

Теперь - об "оболочке" процесса. Прежде всего - ПОМЕЩЕНИЕ. Если в то время лейблы проводили запись в арендованных холлах, церквях и т.п. помещениях, пытаясь ПРИСПОСОБИТЬ их, то Синатру записывали в специально ПОСТРОЕННОМ студийном комплексе Capitol - в основном в знаменитой студии А.

В отличие от большинства студий того времени, Capitol в числе первых стали записывать на магнитную ленту (рекордеры Ampex 200 со скоростью 30ips - 76cм/сек). Для микширования сигналов служили кастомные консоли на 10-12 каналов с четырьмя регуляторами EQ на каждом.

Далее - персонал. Штатным продюсером Capitol был Войл Гилмор - великолепный психолог, умевший создавать комфортную атмосферу для обеспения лучшего результата.
Recording engineer'ом стал Джон Палладино, который до работы в студиях Голливуда был известным аранжировщиком. В его послужном списке - работа с Nat King Cole и другими звездами.

Теперь - микрофонный парк. Немалый вклад в "саунд Синатры" внес Neumann U47, который поступил в продажу в 1949 году.
До этого практически все записи производились на ленточный RCA44, но Палладино считал, что нужны более "яркие" микрофоны - и U47 стал решением. особым бонусом стала переключаемая диаграмма направленности.

Обычный сетап Палладино выглядел так: RCA44 на группу Reeds (5 саксофонов); RCA44 или U47 на группу тромбонов (4 инструмента); RCA44 на 4 трубы, RCA44 на рояль, один RCA77 над ударными, Altec639 на контрабас и U47 (или Altec639) на акустическую гитару.
На струнные (до 16 исполнителей в секции) стоял один U47 с диаграммой омни.

Рассадка исполнителей отличалась от сценической - например, духовики сидели не в шеренгу, а вокруг микрофона.

Нахождение верной позиции для микрофонов было очень важным, особенно учитывая использование разных инструментов группы деревянных.

И по словам Палладино, запись была настоящей академией для аранжировщиков, постоянно выявляя "подводные камни", которые нужно было обходить.

В те времена у ЗР не было в распоряжении огромной массы микрофонов, да и технических средств в целом.
Но сегодняшняя практика использования кучи ближних микрофонов не дает того правдоподобия, объема и динамики, которые достигаются натуральным акустическим балансом источников.

Ценность богаство тех записей еще и в том, что исполнение было слитным, одновременным - без каких-либо овердабов. Синатра записывался, стоя перед сценой, лицом к оркестру - для четкого визуального контакта.
Для звукоизоляции применялись гобо - ширмы с прозрачным окном.

Синатра не признавал редакцию и монтаж - даже в той степени, которая применялась тогда (склейкой фрагментов нескольких дублей), ограничиваясь выбором из нескольких ЦЕЛЬНЫХ дублей.

Так что результат, который мы слышим сегодня - это честная фиксация исполнения, без каких-либо трюков и фокусов...

Бывали, конечно, ситуации, просто невозможные на сцене - например, в одном из произведений тромбоновое соло должно было быть очень громким - но при этом из-за маленького роста тромбонист не мог стать ближе всех к микрофону, висящему на подвесе.
Тогда Синатар предложил решение: тромбонисту принесли ящик, на который он и вскарабкался. По словам продюсера, больше всего он боялся, что тромбонист рухнет с ящика и разобьет себе губы - что вызовет дорогущий судебный иск. А если при этом он бы еще и поломал кому-то Страдивари... ))))

За смену записывалось несколько прозведений (по 2-3 дубля на каждое) - а на одной из сессий Синатра записал 15 (!) безупречных треков. И каждые несколько месяцев выпускался очередной альбом Синатры. Вот так-то, малята ;)

Были, правда, и редкие случаи "множественных попыток", из-за крайней требовательности Синатры к самому себе.

Например, при записи "Under my skin" было записано 4-5 полных дублей. При этом всего дублей было аж 22!
Синатра пропевал всего несколько нот и останавливал запись - хотя никто, кроме него самого, не слышал каких-либо изъянов...

Ну, и кратенько о ревербераторах. Прощу прощения, что влез с ответом ))
думаю, что в 50-х только в крутых очень студиях начали использовать EMT-250. Он в начале 50-х и изобретён был.
Ошибочка ;) В 1957 был создан EMT140 - сначала моно версия, потом 140ST (1961). Это натуральный плейт, который действительно не встретишь в домашних или проджект-студиях - хотя бы из-за габаритов. Весит эта байда больше 250кг, и размеры требуют отдельной комнаты. Ну, и обслуживание, само собой, посложнее, чем для плагинов )))) Там, кроме электроники, еще и движущиеся части ))
Самое интересное, что и сегодня эти устройства встречаются в рабочем состоянии ;) Я как-то выкладывал на форуме примеры, любители винтажа порой просят задействовать :) Кстати, один из форумчан по характеру звучания почти угадал конструкцию ))

Интересно и то, что НМВ (и не только мой) звучит 140 куда интереснее, чем ЕМТ250. Тот был одним из первых цифровых устройств (1976), со всеми вытекающими ))) Правда, ценится и сегодня, хоть и на любителя... В 70-е он стоил 20 килобаксов, сегодня - 10. ;) Выпущено было всего лишь 250 экземпляров, но найти еще можно.

Хотя ЕМТ250 - это же не только ревербератор, но и мультиэффекторный агрегат.
С имитациями не сталкивался, а вот оригинал весьма интересен, благодаря самой конструкции. Например, сигналы там подаются на отдельные физические выходы

Кроме ЕМТ, применялись и другие решения - например, с 1981 работал на консоли Роланд, там стоял встроенный пружинный ревербератор - такой же, как на Хаммондовских органах. А кроме этого, у меня был и внешний Roland RE-501 - комбинация пружинного ревербератора, аналогового хоруса и ленточного эхо.
Помнится, были в 70х и аналоговые дилеи - но недостатком было ухудшение частотки при увеличении задержки. С появлением первых цифровых дилеев и ревербераторов ситуация в этом смысле улучшилась. Только шумели поначалу нещадно, гады ))
 
Последнее редактирование:
>вот здесь действительно практически один план) передний )

-- Очень странно. В копеечных ушах для Скайпа - слышно минимум 4 плана....
 
кручу настройки ревера, пытаясь "поженить" его с пространством микса).
Трюк очень прикольный, мне здорово помогает.
СПАСИБО! Метод мне очень приглянулся. Попробовал чуть расширить его: в многодорожечном миксе поотключал все прямые синалы и оставил только реверы, пытаясь насторить их так, чтобы друг другу не мешали и создавали "взаимодополняющие" объемы. Определенно в этом есть смысл!
 
Последнее редактирование:
в многодорожечном миксе поотключал все прямые синалы и оставил только реверы, пытаясь насторить их так, чтобы друг другу не мешали. Определенно в этом есть смысл!
+1. ;) Да и послушать только wet сигнал каждого из ревербераторов, представляющий собой сумму отборов, также очень полезно.
 
Я не говорю о самодельных реверах, переделанных с магнитофона "Нота", а именно студийные. Вот пытюсь вспомнить что тогда было на студиях звукозаписи от "Мелодия", и "что-то с памятью моей стало..."

Не скажу конкретно за "Мелодию", но у нас в те времена кажется пользовали просто эхо-камеры, то бишь длинные подвалы с микрофонами и динамиками. Кстати, имхо, весьма дельная схема...
 
Кстати, о Capitol: cначала в их студиях использовались натуральные эхо-камеры (целых 8 штук с разными параметрами). Проектировал их сам легендарный Лес Пол.
Потом в комплекс закупили три ЕМТ140, а в 70х добавили еще и пару ЕМТ250.

Американские студии в плане технического оснащения были куда более продвинутыми, чем европейские (в частности, британские, та же Abbey Road) - которые у нас почему-то считают cамыми-пресамыми.

Кстати, для любителей неподдельного винтажа - могу обеспечить не только ЕМТ140, но и натуральную эхо-камеру. ;)
 
СПАСИБО! Метод мне очень приглянулся. Попробовал чуть расширить его: в многодорожечном миксе поотключал все прямые синалы и оставил только реверы, пытаясь насторить их так, чтобы друг другу не мешали и создавали "взаимодополняющие" объемы. Определенно в этом есть смысл!
Да. Ещё у меня когда ревер на отдельной шине - бывает полезно включить соло только эту шину и слушать её, играясь с посылами отдельных инструментов, пытаясь поймать ощущение... Когда на большом концерте за кулисами в туалете единый звук слышишь... Сложно объяснить, проще покрутить и сделать... ))
 
  • Like
Реакции: ganytch
Какие ревербираторы использовались в 50-х, 60-х прошлого века

Сначала, собственно тон-залы, используя дальние микрофоны.
Затем догадались сделать отдельное помещение - эхо-кмнату.
Потом Листовые EMT 140(1957г)/ 240
Пружинные - AKG BX-10 /15/20 Spring Reverb(конец 60-х)

Первый цифровой ревербератор придумал
Manfred Schroeder of Bell Telephone Laboratories ( 1961 )
Ну и понеслась...:
EMT 244/245/250(1976г)
Lexicon 224(1978)
AMS RMX 16
(1981)
Eventide SP2016(1982)
Lexicon
480L ( 1986)
Roland R-880 (1989)
......................................
Вот здесь подробней -
http://www.vintagedigital.com.au/effects/digital-reverbs/page/4/

Первую приличную цифровую запись в 1978 году сделали на цифровом рекордере фирмы 3M ,
который они сделали в паузах между продажами своей липкой ленты Scotch !-:)
И это им настолько понравилось, что уже в 1979 Ry Cooder записал свой альбом на ......
32 -х(!!!) канальном цифровом рекордере 3М !
 
который они сделали в паузах между продажами своей липкой ленты Scotch
Ну, справедливости ради надо сказать. что 3М делали не только липкую ленту, но и магнитную, а также флоппи-диски... Так что опыт в производстве магнитных носителей информации у них был ))
 
На тему визуализация планов... и просто безумно красиво
Да, действительно красиво. Хотя КМК видео больше о красоте, чем о планах :-)

"Приходи ко мне, Жужу!
Я с тобою полежу
И, быть может, покажу
Все фигуры Лиссажу" (с)
 
А вообще главное в построении пространства это не столько ревер сколько правильная эквализация, совместно с балансом. Главное найти триаду инструментов создающих внутреннюю (концептуальную) силу песни и привести их уровни в такое отношение в котором эта сила максимально проявит себя. А всё остальное можно просто расставить так чтоб как минимум не мешало, а лучше помогало триаде жить.
 
  • Like
Реакции: Jeremy Woods и smirniy
@Tenet, каждый сам себе решает что "главное", как художник, например. ;) Ваш вариант - это само собой разумеющееся.
 
Главное найти триаду инструментов создающих внутреннюю (концептуальную) силу
А если таких инструментов больше? Или меньше? (Более сложный случай)) Концептуальной силы не будет, что ли? ;)

КМК триада - лишь частный случай, как сказали выше - а в реальности количество инструментов, создающих внутреннюю концептуальную силу, может выражаться любым целым числом. В определенных пределах, разумеется ))
 
Последнее редактирование:
Главное найти триаду инструментов создающих внутреннюю (концептуальную) силу песни и привести их уровни в такое отношение в котором эта сила максимально проявит себя.
Поделитесь, как вы ищите эту триаду ? Хорошо бы с примером...
 
Иногда точно слышу "кто в хате главный", а иногда приходится методом тыка:) хотя и тут на самом деле всё быстро: благо если аранжировку разделить на элементы, то выбор оказывается не велик.
 
Хм... какой вам пример нужен? Видео на котором запечатлено то как я слушаю сырые треки и размышляю над тем "кто тут главный" и потом решаю это? Или вам нужны ссылки на конкретные законченные работы с моими комментариями? Если первое- то не получится :) да и глупо как то будет выглядеть....
А если второе- то легко. Но это тоже мало что даст, так как выбор субъективен. Это же творчество!
Вы лучше сами попробуйте: это интересное и полезное времяпровождение :)
 
А если второе- то легко. Но это тоже мало что даст, так как выбор субъективен.
Кое в каких объективных оценках здешнее сообщество как правило сходится.
Так что - милости просим примерчики!
 
Разговор то идёт о субъективном восприятии.
Безусловно, но есть пространство или его нет в миксе - разберутся более-менее все плюс минус одинаково.
А вот какое должно было бы быть в этой или той композиции - вот тут уже субъективизм.
Просто говорить об этом всём без примеров, это всё равно как прийти на встечу с друзьями и поговорить о шашлыке, пиве и кто по крепче.... - могут не понять.
 
Ничего не понимаю.... я где то выдвинул доктрину о том какое должно быть пространство в любой или какой то конкретной композиции? Я лишь рассказал рецепт который использую сам. И даже не являюсь его первооткрывателем. Если вам не нравится, то готовьте как вашей душе угодно :) на то оно и творчество
 
  • Like
Реакции: smirniy
такое чувство что меня кто то пытается дро..кануть :))) ну давайте песню (только не из 2 х инструментов) и ткну пальцем:)))
Только смысл какой? Во первых это будет моё субъективное мнение, а во вторых оно может отличаться от мнения человека который сводил. И даже если это будет мой трек, то посторонний всегда может иметь другое мнение:)
 
  • Like
Реакции: smirniy

Сейчас просматривают