Вопросы по аранжировке

блин, для мeня aксиомa - aрaнжировщик соврeмeнной музыки = чeловeк, способный нe только рaспиcaть пaртитуру, но и сaунддизaйнeр, исполнитeль, нeмного звукорeжиссёр хотя бы. eсли рeчь об aрaнжировщикaх ТОЛЬКО с точки зрeния того, что он рaботaeт с готовыми тeмбрaми и живыми музыкaнтaми, то это кaк о фотогрaфe говорить, который только нa плeнку снимaeт и фотошоп в глaзa нe видeл. интeрeсно, конeчно, но нaсколько много тeх фотогрaфов нa плeнкe нa сaмом дeлe в 2016-м нужно...
 
Ну нет у меня тайн. Единственный секрет, которым я не делюсь налево и направо - это секрет простаты )))
Ага, мамин муж рассказывал как спец у него преподавал мужик (какое-то программирование). Спросили его студенты, не боится ли он с их стороны конкуренции? на что был получен ответ: "вы ж не делаете ни черта, какая тут конкуренция?"
Да и пообщавшись в разных темах по KSP, что у нас, что на офф форуме NI, понял, что как ты большей части людей не обьясняй - не поймут. А из тех, кто поймет реально что-то сделают - единицы, и это уже будет не конкуренция, а открытый диалог.
Илья, это уже о звукорежиссуре. У аранжировщика ведь другие задачи.
А чем же мы воспринимаем все эти грувы? Есть может у кого-нибудь партия ударных к Jesus Christ Superstar? Я вот только клавир видел, а записи все, судя по всему, переаранжированы каждая по-своему (за исключением двух версий 1973 года, которые просто записаны в разное время). Кстати, обнаружил, что фильмовый вариант звучит гораздо круче, чем оригинальный альбом
Какое дело аранжировщику до настроек ревербератора?
Ну как сказать.... Несведенный оркестр и не звучит. А если еще и вспомнить об аранжировке синтюками - так там вообще надо либо прописывать в сэмплы, либо расписывать процесс настройки от и до.

А по совместной аранжировке - я б плюсанулся. Ну тут надо выбрать сегмент записи, ноты или хост?
Если ноты - то надо скидывать проекты сибелиуса, если хост - думаю, аудиофайл, шины с реверами или IR-сэмплы (если таковые имеются) и клик-трек в миди
[DOUBLEPOST=1452527154,1452526945][/DOUBLEPOST]По поводу сэмпла который грувит - мне кажется дело в этой маленькой паузе на конце )))
 
Ps . Stephan, а от Вас наоборот почему-то позитивчиком веет. Может Вы что-то предложите?
Давать ссылки на какие-то совместные работы не имеет смысла. Кому нужно и интересно и так в курсе, да и указано на треках когда и что игралось (Стефан Василишин, Степан Василишин).
В последние года меня больше интересуют акустические проэкты - христианская песенная лирика, (это дополнение к моим "игнорированным" собеседникам. И основная причина почему не участвую в "балагане" и откровенном хамстве на уровне троллинговых разборок - христианская мораль и воспитание не позволяет это делать. Но при студийном сотрудничестве годами с К.Меладзе (например) мы запросто находили общий язык. )

Я не знаю чем можно поделиться. :)
Ведь все нужно разгребать на составные части чтобы в этом разобраться ("оранжировке" :) ).
Ну хотя бы грубое разделение на песенный аккомпанемент и инструментальная музыка.

Для меня песня - это текст.
Он глава всему. Кому адресован. Сюжет. Ритм. Настроение. Мелодия (на основании ритма текста (!) ). Из этого получается "тембр" и "ритм", образно говоря. Потом у какого вокалиста есть "такой тембр" и характер. Далее выбор инструментов и тембральных красок в них же, для "обрамления" голоса вокалиста. Если на первом этапе все учтено - есть шанс что получится песня. Теоретически, естественно.

Далее желательно побольше инструментов записать живьем. Если нет возможности все "живьем".
А после этого всего начинается "чистка" от ненужных партий (чаще всего такая технология у наших). Это важная часть требующая умения абстрагироваться. Даже если за исполнение уже все проплачено.

Об исполнительском мастерстве - очевидно это отдельная тема.
Инструментальная музыка - также отдельная тема. С "подпунктами", включающими и "музыка для фильма".
Поэтому, чем больше детализации в поставленном вопросе, тем легче будет найти максимально правильные рекомендации.
Писал музыку для фильма от Украины (например) презентации в Уэльсе к "Евро 2012". Ну и что? Обычный текущий проект. Время меняет и вкусы, и взгляды на музыку.

Повторюсь - музыка сложенная из "паттернов" мне неинтересна. Кто-то уже это "использовал" и "выложил". А мне интересно самому творить. Даже на уровне экспериментов помимо текущих работ с CD.
Но сочетание "паттернов" и "живья" таки приходится делать не только мне. :) Все же лучше самому писать МИДИ трек. Развивает "оно" более продуктивно и результативно. И мне это таки нравится. :)
П.С.
Ниже трек из трех инструментов - драмы+перкуссия, бас, А.гитара. Если в коммерческом смысле опять нужно будет что-то писать в другой стилистике - напишется. А пока вот так. Настроения всем! :)
------------
Сорри, неисправимым в "игноре" буду отвечать только после повторного ознакомления с Правилами форума.
 

Вложения

Последнее редактирование:
Можно годами философствовать на отвлеченные темы, а можно сделать то, о чем вроде бы зашел здесь разговор- взять мелодию и постепенно соткать вокруг нее красивое платье.
Знаете - одно другому не помеха ))
Более того - чтобы "ткать красивые платья" (хотя вообще-то ткут не платья, а только ткань для них - опять же о важности терминологии))), нужно прежде определиться с философией и следовать ей.
При этом некоторым удается и поговорить, и сваять что-то осязаемое. ))) Так что и по части "сотканных платьев" я довольно плодовит, уж не сочтите за понты )))

Слишком много НМВ в Ваших текстах лирики.
Ну, так мы ведь не работники Палаты мер и весов или метрологических лабораторий )))
Как в музыке без лирики?
Чтобы найти общий язык с музыкантом, важно знать, что он читает, какие фильмы смотрит, что слушает помимо "обязательной программы"...

И скажу честно - мне интереснее говорить о ПРИНЦИПАХ, а не о каких-то мышиных частностях типа модели используемого плагина.
Поймете принципы - будете владеть предметом.
Меня так учили - а теперь я стараюсь внушить это всем, кто хочет у меня что-то почерпнуть.
 
Хорошо, вот пришла к нам в гости Барышня Артистка ...
Здраствуйте, сделайте мне аранжировку!
И о чем мы её будем спрашивать?

Если по-серьезному - вокал демо, контекст песни (цикл, сингл, короче, где используем и как ее вписываем), если играют живьем - запись коллектива, чтоб понять сильные и слабые стороны.

В конкретном примере я б поработал над партией баса, скучный он, и это ничем не обьяснишь (про то, что звучит он слева, что в наушниках воспринимается мм... странно - спишем на лайв). Не обьяснишь даже "трансовым" состоянием в куплетах. Музыка должна двигаться и дышать.
Фортепианную партию не понял, пианист сидит и играет три ноты паттерном? можно было с таким же успехом и луп пустить.
Немного смущает то, что края панорамы "залиты" гитарами, и я б подумал либо об их проряжении, либо о добавлении чего-то по сторонам, хотя бы более широкой панорамой томов.

Вот эти бы вопросы и задал. Такова была задумка? если была, то почему, и стоит ли ее придерживаться, или вы согласны с моими рекомендациями и т.д.
Потом притирка на высланном мной, скажем, куплете, и доведение до победного после нее.

Кстати, на счет панорамы: я как-то не задал этот очень важный вопрос: "как вы сидите?" Поскольку писал для камерного оркестра (очень камерного, 20 человек в сумме), я предполагал традиционную американскую рассадку, только вторые скрипки почти вровень с первыми, ибо нет дирижера + они обычно так в ряд почти и стояли.
Но на концерте оказалось, что вторые скрипки - самая дальняя секция (там, где у нас обычно деревяхи сидят), первые там где должны быть, альты на месте виолончелей, а виолончели перегораживают вторые скрипки и сидят по центру втроем. Вот так. Баланс был неожиданный.


Вот прям сейчас заниматься побочкой, честно говоря очень неудобно, ибо по карману ударил сгоревший комп, надо упахиваться параллельно с сессией чтоб все разгрести. А вот в конце месяца можно было б)))
Тем более, пока не понятно, кто в деле, что пишем и кто за что отвечает. Просто аранжировать на заданную тему в одного - у меня для того и заказы есть))))
 
А вот господа коллеги-аранжировщики ответьте на такой вопрос.
Который в этой теме так и не прозвучал.
А Вы играете реально, физически на тех инструментах, которыми делаете аранжировку ? Ну хоть как ? Ну хоть чуть-чуть ?
 
  • Like
Реакции: vivo и Beckoff
@ESSE, На половине где-то....
С духовыми у меня пока не сложилось, за исключением издевательства над в меру убитым кларнетом в детстве. Пан-флейта и блок-флейта не в счет.
Главное, мне кажется, точно знать как они вообще играют. что влияет на звукоизвлечение, какие аппликатуры, короче, процесс и его результат))

Вот с клавишными, гитарой, струнными и отчасти с перкуссией знаком лично. Правда на зацен выкладывать совесть позволяет только клавишные)))) Бас в процессе освоения, но пока нет постоянного доступа к интерфейсу, чтоб вплотную взяться, да и бас, кхм... урал. его еще рихтовать ннада.

Ну а потом, на домре в жизни звука не издал, а здесь разве не аунтентично? просто мы с домристом очень долго "варились" вместе, чтобы понять как они живут)) Хорошо, конечно, быть Хиндемитом или Рубинштейном, может к средним годам и получится в плане мультиинструментовости поднажать, но пока не до того
 
Последнее редактирование:
Главное, мне кажется, точно знать как они вообще играют. что влияет на звукоизвлечение, какие аппликатуры, короче, процесс и его результат))
А мне кажется нет. Имхо. Аранжировщик в первую очередь должен быть мультиинструменталистом.
Никогда НЕбарабанщик не "забьёт" так миди партию как человек, который сидел и и играл за барабанами.
НЕбасист не сыграет....ну вы поняли. И т.д. Опять же , это только имхо. И никакие лупы и пр. аранжировку не "вытянут" и не "спасут".
 
  • Like
Реакции: Ivan_k26
@Ilya Prokhorov, Предлагаю создать тему "Ответы по аранжировке", и не с целью какого-либо "просвещения тёмных", а просто описания наблюдений. Там про "кривой грув" можно будет поговорить и всякие такие интересные штуки. У меня лично куча таких примеров и наблюдений, на чем построена крутая и интересная "аранжировка" (предлагаю употреблять слово "фактура", к примеру). Ну или можно ничего не создавать а ответить самому себе здесь. Или тут, например.
 
  • Like
Реакции: M Clis и Ilya Prokhorov
А Вы играете реально, физически на тех инструментах, которыми делаете аранжировку ?
Вопрос с настроением, я так понял. Так, щас по нисходящей попробую составить веселый список
Гитары, Мандолина, Бас гитара.

Далее все на уровне нерегулярных "упражнений", но со знанием "нот": клавишы, Эсный бас, тромбон (периода СА в оркестре :) )
кларнет и сакс (с былого по музылыщу :) )
губная гармошечка (пока только три разных в загашнике) :), с юношеского периода - ударные+прекуссия.

Так, что там еще, ага - "тягание аккордиона" у школьного друга. Пробы извлекать звук на смычковых, но это уже явно реже. Собственно, как и духовые - осталось все с периода "того".
Смешное, что в СА в оркестре мне казалось что только глаза мои видно из-за мундштука. И я "ими" играл больше, чем "вдувал" ноты с басовым резонансом на форте. Картинка довольно яркая у меня до сих пор как воспоминание.

Думаю, что некоторые навыки можно было бы возобновить, но необходимости нет, и возможности также. Хотя всегда при случае хочется поиграть на ударных дабы вспомнить как оно "звук извлекать".

Такой забавный перечень, воспоминания и асоциации. Мне не сильно нравился кларнет в "музылище", просто пришлось "для корочки" в период работы в филармонии. А потом перевелся таки - на "дер-хор". Также отличная практика.
Филармония началась сразу после СА. А там приходилось как и всем тогда - быть "универсальными". Вот и пригодилась сопилочка для "фолк-рок".
На самом деле, мне всегда нравилось хотя бы попробовать на практике любые муз.интсрументы. Благо теперь это можно всегда сделать если не у нас, так в хороших магазинах "там". Советую - всегда пробуйте при случае инструменты и даже хоть немножко, но стоит ими заниматься! Тогда будете более "капризными" и выборочными к семплам по их идентефикации - хорош семпл или нет по "натуральности". Но это не имеет никакого отношения к использованию "синтезированных" звуков, естественно. Для натуральных звуков инструментов в семплах - да. Все нужно "пощупать" на практике живьем и тогда легче "перебирать" семплами.
Теперь от Вас - "алаверды"!. Спасибо заранее! :)
П.С. совсем забыл!
С цымбалами знаком. Даже "познания" использовал в аранже для друга:
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Nady и Slava V
Аранжировщик в первую очередь должен быть мультиинструменталистом.

Баяном владею. Начинал с этого инструмента обучение музыке. Но при записи баянных партий имитация ведения меха с помощью колеса модуляции все равно далека от настоящего инструмента. Где-то на каком-то форуме давно читал мысль, что записывать партии лучше при помощи не только клавишных МИДИ-контроллеров.

И гитарой владею. И при этом позволяю себе иногда записывать аккорды, которые на настоящей гитаре не берутся. При этом остается общая стилизация, арпеджио ( "по-фортепианному" гитарным тембром точно не играю, да и вообще, многие тембры сами диктуют, как ими играть, тембрами Родеса или рояля по-разному получается импровизировать)

Можно, не держав в руках ни одной дудки, просто придумать партию духовых, напеть ее типа "пара-па-ба-бап-па-а-м". ))

Примерно году в 1999 аранжировал одну народную песню, просто взял накрученный мной тембр, который одновременно "и домра, и балалайка" (зависит от того, как играть), записал тщательно, на отдельном треке "трямц - вниз", на другом "трямц- вверх", на третьем - короткий "трямц", а расстояние между нотами аккорда в эвент-листе подправлял, некоторые из преподавателей народной кафедры не сразу догадывались, что играет не записанный оркестр. )))

Вот - https://www.realmusic.ru/songs/1267063

Ну и отвечу полностью на вопрос ESSE.
В школьном ВИА на бас-гитаре играл (то ли "Кавказ", то ли "Бас-2") и те партии, которые тогда придумывал, далеки от того, что сейчас тембрами записываю. У меня цели нет, чтоб это "смог сыграть басист", главное, чтоб было похоже и понятно, что это бас-гитара, по общим ходам и штрихам.

По изучению народных инструментов была немного домра, блок-флейта (українська народна сопілка-прима). Недавно нашел ее (не брал с 5 курса), сразу сыграл мелодию из сериала "Богатые тоже плачут", которую когда-то разучил на слух в день покупки инструмента. ))

Кто-то мне когда-то показывал иностранную группу, у которой на рояльном тембре колесо питч-бенда используется.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Bernard
некоторые из преподавателей народной кафедры не сразу догадывались, что играет не записанный оркестр. )))
Послушал для интереса пример по ссылке. Что могу сказать? Глухота не мешает некоторым становиться преподавателями в музылищах... Я понимаю, что народ у нас невзыскательный, но принять сабж за "записанный оркестр" - это слишком печально.

А вот, кстати, пример хорошего аранжировщика, который в достаточной степени владеет инструментами, для которых пишет. Уже постил в другой теме, но здесь уж очень уместно:


Причем комментаторы отметили, что в каждом последующем ролике у парня прибавляется новых инструментов :)
 
Последнее редактирование:
но принять сабж за "записанный оркестр"



Да это понятно. Это я утрировал. Слушали "проходя мимо" и "сзади колонок", которые от Маяка-231" на тихой громкости буквально в течение нескольких секунд.

Я сам как-то хотел недавно для работы над имитацией подобного состава даже засэмплировать эти тембры, но не стал этого делать, взяв "старую добрую" библиотеку "Russian Masters", которая все равно новее тех моих "тембров 1999 года" (а если быть честным - 1990, год разработки инструмента).


Я понимаю, что народ у нас невзыскательный
Невзыскательность невзыскательности рознь.

Бывает "намана, покатит", а бывает когда тот, кто слушает, искренне восхищается какой-то малой составляющей, которая отвечает за "восторг". Это может быть, например (опять утрирую), тембр "Родеса" из самоиграйки, у которого таких составляющих в 100 раз меньше, чем у настоящего инструмента или современной библиотеки, и человек оценивает это не на уровне " методичного подсчета составляющих", а на уровне "ON/OFF" - или есть это , или нет этого. Есть тембр и есть партия, сыгранная в соответствующем стиле.
методичного подсчета составляющих
Например, выискивание мест, где у баса вместо настоящего скольжения по грифу (которое реализовано в библиотеках типа Скарби) - банальный питч-бенд.


Буквально этой осенью пел я одну известную песню на площади на концерте. Пел под минусовку, которую делал не для себя очень давно. И я бы не сказал, что она мне по всем параметрам нравится. Есть свои фишки, но есть и недоработки. Так вот, есть у меня знакомые коллеги, которым если поставить фонограмму, где играет давно надоевший им сопрано-саксофон из TS10, сразу начинают "а-а-а-а, уберите это" ))))) . А на том концерте, где я выступал, музыканты одной известной харьковской группы, переигравшие много разной музыки, начали высказывать восторг по поводу общего драйва и о том, какое интересное соло. Причем, не сказали "ух как похоже на сакс!", а сказали что-то вроде "английский рожок какой-то или что там у тебя, не знаем, в общем, классно". А просто тема И.Поклада, обыгранная с мелизмами, с модулятором и подтяжками питч-бенда, что часто делается для маскировки т.н. "мидишности".
 
Последнее редактирование:
Примерно году в 1999 аранжировал одну народную песню,
С учетом на год производства - нормально! Мелодично и гармонично. А что касается звуков - это "дело техники" того времени. Не такой богатый был тогда выбор по народных щипковых инструментах в клавишах.
 
@Stephan, AKAI были в 1999 году. :)
И вроде бы как раз из того периода те самые "Russian Master". Но мне тогда было интересно делать тембры самыми интересными способами.

Как делаются на Ensoniq VFX-SD "балалайко-домры". За основу бралась какая-то синтезаторная форма волны, синусоида или треугольная, огибающая громкости в режиме зацикливания. И еще один такой (или с другой формой волны) тембр внутри одного патча, чуть сдвинутый по времени. Ну и плюс громкость, назначенная на "Modwheel". А кроме этого, контроллеры Энсоников "Path Select" позволяют в реальном времени управлять тембром - на отпускание клавиши отдельный сэмпл, получается управляемое тремоло, заводские пресеты мандолины так и сделаны.
[DOUBLEPOST=1452561431,1452560369][/DOUBLEPOST]
по народных щипковых инструментах в клавишах
У В.Зинкевича в "Пісні з полонини" Д.Гершензон примерно в то же время использовал что-то вроде дрымбы.



Так вот, когда меня попросили сделать минусовку этой песни (тоже в 1999 году), мне не оставалось ничего другого, как сделать какое-то подобие дрымбы из какого-то "синтюкового" тембра, назначив управление частотой среза на модулятор.

А тремоло цымбал - на отпускание клавиш.
 
  • Like
Реакции: Stephan Vasylyshyn
А я толком не умею ни на чём играть. Мышка и клавиатура мои инструменты)))))
Но при этом ты же знаешь рабочий диапазон и приёмы игры на инструментах, которыми "мышкуешь" ))) Иначе ж никак
 
А вот, кстати, пример хорошего аранжировщика,
Кому как. С одной стороны, парень действительно гений и Музыкант. Но такая музыка никогда не станет мэйнстримом. Это артист из категории: чиккория-дэйввекл-джонпатитуччи. И изначально тут задача не в написании хороших песни, а во "взрывании мозга" путем различной музыкальной эквилибристики. Для меня это своего рода спорт и трюкачество. В этой музыке очень много снобства и некоторого высокомерия из категории "а вам слабо так?". Один раз посмотреть-послушать, сказать "вау" и забыть. Такую музыку я никогда не стану слушать каждый день, даже будучи в достаточной степени "музыкальным извращенцем и гурманом".

Собственно по теме: есть крутые аранжировщики, которые вообще ни на одном инструменте играть не умеют, при этом создают целые новые музыкальные стили и направления, и хиты на все времена. Например, Лиэм Хоулетт из The Prodigy.
 
Когда материал Prodigy начнут играть на бульварах уличные музыканты, тогда я буду считать авторов "великими", при всем моем уважении к битмэйкерам с туманного альбиона. Про будущие римэйки на этих ребят, что тоже характеризует гениальную музыку, я помолчу. Пока же, самой "удачный" римэйк на Prodigy сделал Ваня Шаповалов с группой Тату, стырив луп у них.
 
Последнее редактирование:
хотя вообще-то ткут не платья, а только ткань для них
http://www.dezinfo.net/foto/53936-plate-sotkannoe-paukami-iz-shelkovoj-pautiny.html
У Вас фантастическая способность провоцировать собеседника и уводить тему в сторону. Постом ранее я тоже мог указать на Ваше неправильное написание слова "априори", но почему-то не стал этого делать.
 
Но такая музыка никогда не станет мэйнстримом.
И чо? )) Каждая музыка должна стать мейнстримом? Тогда все дружно становимся в кильватер к нашим флагманам (имена подставьте сами))))
Это артист из категории: чиккория-дэйввекл-джонпатитуччи
Неверно в корне. Перечисленные вами артисты - ВИРТУОЗНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ, ну и сочинители музыки по совместительству. :-)
А паренек - АРАНЖИРОВЩИК с самым обычным владением инструментами и заурядным голосом.
А вот мышление, особенно гармоническое - это что-то...
Такую музыку я никогда не стану слушать каждый день
Так никто и не принуждает. :) И думаю, что персонаж ролика, да и весь остальной мир это как-нибудь переживет ))))
 

Сейчас просматривают