Фокусы сведения ...

форум можно закрывать )))
Пока не закрыли- просто аранжировщикам нужно делать аранжировки, микс- инженерам миксы, певцам петь, композиторам сочинять, продюсерам продюсировать хиты(а не бюджеты осваивать)...
Наша страна единственная в мире, где програмные директора с радио говорят какая нужна аранжировка, кто и в каких местах должен спеть бэки, и тогда может быть они песню возьмут, если в двух местах текст поменять и сыграть щёточками:-)
 
Посмотрел всю тему, интересно получается. Некоторые советы противоречат друг другу. Но каждый по своему полезен. Родилась интересная аналогия:
Звукорежиссёр - как директор микса. Во многом, его работа - принятие важных решений. Нет безупречных универсальных решений, а неверно принятое решение может всё испортить. Чем больше обоснованных и правильных решений применять или не применять ту или иную обработку, тем лучше микс. Здесь не должно появиться вопросов, почему сводить с помощью пресетных комбайнов плохо - это удел низкоквалифицированного рабочего.

Ну и ещё пара фокусов вдогонку.

Про живительную параллельную компрессию я говорил выше. Напомню и про параллельный дисторшн. На басу и вокале с ним появятся новые краски, что особо удачно прозвучит в агрессивной музыке. Не забудьте хорошенько срезать верх и низ, иначе с этим грохотом и скрежетом испортится весь микс.

Гейты хорошо помогают очистить барабаны от лишнего шума, но некоторые моменты проще обрезать вручную. Управляемым гейтом (ducking) можно сделать настоящее волшебство. Например, убрать бочку из микрофонов рабочего, сохранив при этом тихие ghost notes.

Если в записи барабанщика есть тарелки china и splash, остерегайтесь срезать низ оверхэду "так, как это делается обычно" - эти инструменты довольно серединистые, и с зарезанным низом они в миксе шелестят ровно так же как и тарелки, теряя тело.

Если вы гонитесь за шириной микса, держите в голове одно: чем сильнее различаются треки в стереопаре, тем шире звучание. Раздельная обработка на треках (с чуть разными настройками) скорее всего даст более широкий звук, чем общая для стереопары. Иногда и одним стерео эквалайзером достаточно вырезать один общий резонанс, чтобы хорошо разделить каналы.

Если вы ITB гонитесь за жирным и крупным звучанием, ваше оружие - дисторшн любого вида (эмуляция консолей и магнитофонов, дисторшны и клипперы разного характера) и короткая задержка/реверберация.

С эмуляцией (или использовании настоящих, железных) консолей и магнитофонов заметно проще собрать микс. Всё сразу звучит плотнее, ровнее по динамике и с мягким верхом. Не увлекайтесь этой магией на высоких уровнях, если не хотите получить грязный звук.

Не стесняйтесь автоматизировать всё. Возможно, не стоит вешать компрессор на весь трек, если высокий уровень у одной-двух нот. Кроме "подвижных" фейдеров, подчёркивающих красоту партий и перехода между частями произведения, безграничные возможности открываются при использовании автоматизации в творческих целях. Fade in и fade out, управление фильтрами, эффектами и даже глитчи, здесь вы ограничены только своим воображением.
 
Если Вы три дня составляли скрипичную группу из трёх библиотек с артикуляциями, дивизи и планами; а заказчик попросил "сделать стрингсик помягче" - вешайте хорус и добавляйте дилэй. Если не получится, включите тембр GM 49 или 50.
 
Для "оркестрового" акустического окружения построил себе fx chain - очень удобно. Состоит из двух ревербераторов (отдельно ER и Tail) и трёх специально приготовленных сендов - дальний, средний и ближний план. Каждый сенд содержит дилэй, эквалайзер и отсылает обработанный сигнал на реверы, в разных пропорциях. Такой подход значительно ускоряет работу, не нужно возиться с сендами на каждой группе или инструменте.

дальний - EQ-без изменений, Delay =0мсек, посыл на ER=0дб, Tail=-3дб.
средний - EQ- шельф высоких-3дб Delay=25-35мсек, ER=-3Дб, Tail=-6дб.
ближний- EQ- шельф высоких=-6дб Delay=45-75мсек, ER=-6дб, Tail=-12дб

Цифры взяты с потолка, показывают только сам принцип, в процессе калибровки всё меняется под конкретные задачи. Общий смысл в том, чтобы не использовать три полных ревербератора с разными настройками для разных планов, а всю обработку делать в одном. Одновременно большая гибкость и меньший разброс параметров, картинка как будто более цельная. Иногда переворачиваю стерео на ранних отражениях, а в качестве хвоста использую импульсный ревербератор. Для ранних отражений - Aether, или любой другой, умеющий отключать диффузный хвост.
 
Бывает, что пре-дилэй на ревере вызывает болтанку; особенно на вещах с непостоянным темпом. Попробуйте сайдчейн компрессор на шину ревера с посылом от обрабатываемого сигнала. Атаку на минимум, релизом регулируем скорость появления ревера. Релиз управляет атакой, в общем :)
 
  • Like
Реакции: trx, Arlekin и ny4ok
От себя добавлю.

А) Прежде чем начать собственно сведение, нужно быстро выстроить примерный баланс громкостей, соответственно сразу же создать подгруппы, и правильно назвать дорожки. Теперь нужно послушать эту сырую запись. Отметьте для себя наиболее главные части песни. Расставьте маркеры. Пронумеруйте. Попробуйте представить себе как должна звучать эта композиция. Опирайтесь на жанр, характер. Просто в голове представьте звук. Если у вас хороший вкус - то 30% работы уже сделано!))

Б) Повесьте на мастер многополосный компрессор или кроссовер. Разделите ваш микс на 4 диапазона - низ, нижняя середина, верхняя середина, верх. Временами слушайте каждый диапазон в соло. Каждый диапазон должен звучать правильно (бархатный и сочный низ, яркие, но не режущие слух верха и плотная, насыщенная середина)

В) Не надо добавлять слишком много баса. Гораздо важнее правильно настроить на нем компрессор и эквалайзер. Чтобы это сделать правильно, следуйте простым правилам:
1. У бочки 2 основных диапазона частот - вычислите и прижмите их у баса. Чем ниже частота - тем уже полоса. Не переусердствуйте.
2. Сайдчейн весьма полезно использовать не на весь спектр, а на самый низ (40-60 Гц), остальную часть работы сделает эквалайзер. Короткая атака и релиз, чуть короче бочки.
3. Чтобы бочка звучала жирно и сочно (разумею живую бочку в рок-музыке) - вырежьте у нее достаточно широкой полосой диапазон в районе 280 - 450 Гц, теперь немного добавьте (1,5 - 2 db) основной тон в районе 50 - 90 Гц широкой полосой, и далее добавляем "щелчок" широкой полосой в районе 8 - 9 кГц.
4. Атака и релиз компрессора у бочки и баса должны иметь разные значения.
5. Когда бочка "трахает" бас - это означает, что компрессор настроен правильно.
6. Громкость баса следует постепенно прибавлять из бесконечности, на играющую бочку. Помните, что бас не следует делать слишком громким. Он как бы "продолжает" звучание бочки. Правильно оценить баланс на низах поможет анализатор и включение режима соло на многополоснике, что стоит в мастере.
7. Не режьте у баса слишком много низа. Будьте ж вы людьми!))
 
Ну почему же так? =) Пусть работают, просто ритм и строй может оттачивать другой человек. Я знаком с людьми, которые пишут хорошие заготовки в плане мелодии-гармонии, но не могут из этого сделать цельный продукт с ритмом, качем и сведением.
 
ну дык результ-та во главе угла! :)

по теме: прекрасная тема, уверен многим людям очень полезная.
возможно напишу банальщину - не ругайтесь сильно. :)
к вопросу о пространстве инструментов - заметил, что при параномировании сенда +- как панарама дорожки в мастер, пространсво инструмента становится более "осязаемым". почему пишу +- - если немного "расстроить" панораму посыла, можно получить интересный эффект.
 
Спасибо автору за тему!Очень много полезной информации!
Скажу и от себя)
Часто клиенты просят сделать бэк-вокалы с "шеровским еффектом", но порой простого выставления на каксимум ручки питча бывает недостаточно.
Я попробовал повешать на бэки фленджер (в небольшой пропорции подмешал) и шеровский еффект стал более явным и читающимся в миксе.
 
  • Like
Реакции: Searh4
Правильно настроить компрессор вам поможет следующий прием:

Порог оставьте на нуле и поднимите на компрессоре мэйкап-гейн. Поднимите настолько, чтобы инструмент явно стал вылезать из общего микса. Затем выставьте коэффициент 3:1, немного откройте атаку и сделайте короткий релиз. Теперь потихоньку понижайте порог срабатывания. Усадите инструмент в микс понижая его громкость именно ручкой "порог" на компрессоре. Вы должны четко слышать работу компрессора и в зависимости от темпа композиции, инструмента и желаемого панча выставьте более точные настройки параметров атаки и релиза. Так же не забудьте про рэйшио. Поиграйтесь с настройками. Это поможет более точно чувствовать и улавливать работу компрессора и его предназначение. Вот)

Так же советую перед компрессором использовать обрезной фильтр, а эквалайзер использовать уже после него (компрессора). Ладно, я знаю, что вы и сами в курсе)
 
  • Like
Реакции: AnatoMix
2. Добиваться надо не правильного частотного баланса, - а правильного взаимодействие инструментов в музыке.
Главное - нарулить "взаимодействие".
Частотный баланс игнорировать при этом все же не стоит.
я бы сказал так :
Прежде всего надо добиться правильного взаимодействие инструментов в музыке,
а потом уже и правильного частотного баланса.
 
Хозяйке на заметку.

Если послезвучие тома диссонирует с басом - не спешите его демпфировать, гейтить или тянуть за ADSR. Поцепите на него компрессор с сайдчейн-посылом от баса. Если же том гудит и в оверхедах - тоже сайдчейн посыл от баса, но на динамический эквалайзер.
 
  • Like
Реакции: studio666
От себя добавлю по томам и диссонансам: в своё время, чтобы свести с минимуму лишние, эм, "вибрации", просто настроил томы строго в ноты. Удивительное дело, но если послушать библиотеки ударных, можно заметить, что производители не всегда заморачивались с подстройкой. Достаточно просто параллельно со звуком тома поставить нужную ноту баса и послушать расхождения. Я использовал данные из таблицы Drums Tuning Guide:
Естественно, это сработает с библиотеками ударных в сэмплерах и перед записью живых. С уже записанными живыми барабанами этот трюк не получится использовать.
 

Вложения

Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: LiSICin и Alex B@ss
Kokarev Maxim, да, но если в басу глисс, то перестройкой тома можно только всё испортить. Это может повлечь ещё и перестройку других томов :)
Да, местами можно сайдчейнить лишь мид канал; в сайде бывает лишь высокий шлепок.
 
Чтобы заставить синты звучать более акустически я дублирую дорожку и пропускаю её через гитарный кабинет (или пару кабинетов в стерео), затем смешиваю, задерживая кабинеты на несколько миллисекунд (левый и правый - отдельно), подбирая смещением фазы тембр по вкусу. После этого компрессирую мидбас многополосником с подчеркиванием тела атаки.

Дабл-трекинг для синтов (роллинг-бас например) я делаю рандомизируя на несколько процентов миди-партии для правого и левого каналов

Неплохой способ добавить пространства - разделить ревер на моно-левый и моно-правый и «кормить" их соответствующе - напрмер, FX звуки справа имеют хвост строго справа.

Для оценки баланса можно попробовать представить себе воображаемый размер виртуального инструмента по отношению к соседям: рабочий к бочке, бочка к басу и т.п., так проще быстро определить нужные пропорции

Хотя тема про сведение, но: многополосный лимитер на мастере позволяет лимитировать только низ и нижнюю середину, не трогая «чувствительные» средние и не ломая тарелки, а также сохраняя важную динамику в верхней середине. Трек звучит прозрачнее.

Вообще, эмуляция мастеринговой цепочки на финальной стадии сведения позволяет точнее отстроить в миксе уровень, тембр и пространство инструментов с сильной динамикой, например, снера или синтового плака.
 
  • Like
Реакции: Just_A и AlexseyCrash
Чтобы заставить синты звучать более акустически я дублирую дорожку и пропускаю её через гитарный кабинет (или пару кабинетов в стерео), затем смешиваю, задерживая кабинеты на несколько миллисекунд (левый и правый - отдельно), подбирая смещением фазы тембр по вкусу. После этого компрессирую мидбас многополосником с подчеркиванием тела атаки.
Дабл-трекинг для синтов (роллинг-бас например) я делаю рандомизируя на несколько процентов миди-партии для правого и левого каналов
Неплохой способ добавить пространства - разделить ревер на моно-левый и моно-правый и «кормить" их соответствующе - напрмер, FX звуки справа имеют хвост строго справа.
Интересные фокусы, которые не укладываются в голове, дайте пример!
[DOUBLEPOST=1425355238,1425354941][/DOUBLEPOST]Мне кажется, что самое лучшее сведение в электронной музыке - сухой звук с синта (может быть даже с ревером дилеем) и на него компрессия, сатурация, сайдчейн(по необходимости), эквалайзер (возможно mid\side). Все. С бочкой тоже самое. Это классический звук.
 
Самоя большая проблема с которой я сталкивался это хайгейновые дабл гитары конфликтующие с вокалом. Спасла мид-сайд эквализация. В мид сигнале делаю грубые дыры для вокала, а в сайд- коменсирую получившиеся провалы. И вокал садится легко и гитары сохраняют "зубы" и читаемость.
 
  • Like
Реакции: Searh4 и Alex B@ss
Самоя большая проблема с которой я сталкивался это хайгейновые дабл гитары конфликтующие с вокалом.
+1
Лично мой способ в этом деле - это "управляемый частотный сайд чейн".
Очень помогает когда гитара прописана одной дорожкой и сделать её в "тру стерео" не выходит (сейчас работаю с ТВ проектом, конкурс рок-исполнителей, свожу записанное на площадке "живье", так что такое там не редкость)
Вешаю PRO-MB на дорожку с гитарой, включаю External Sidechain и и выбираю тот частотный участок, на котором особо сильно гитары с вокалом друг-другу мешают (в частности в диапазоне читаемости вокала, ок 2-5 Кгц)
Посылаю сигнал с дороги вокала на боковую цепь PRO-MB и настраиваю диапазон компрессии, атаку и релиз по вкусу и на слух, чтобы не было явного проваливания гитарного звука, а лишь вокал чуть выше "сидел" над гитарой при одновременном звучании.
В итоге получается, что когда вокал не звучит - гитары мочат "как есть", как только вокал появляется - гитары чуть "приглушаются", чуть прячась под вокал и практически ему не мешая.
 
Секреты настройки ревербератора:
1 (и главный) секрет - когда сухой микс готов и вы начинаете искать главный ревер доя ключевого инструмента (например вокала), включите трек на воспроизведение, а возврат с ревера вокала сделайте настолько громко чтобы слышать изменения ВСЕХ параметров.
2 - посыл на ревер должен быть максимальным но не вызывающим перегруз по входу ревербератора. Особенно важно это если вы работаете в 24х битной среде. Почему? Потому что при снижении уровня сигнала снижается разрешение. Это касается всей обработки в посыле.
3- даже если вам нужен один ревер на вокал и малый барабан- сделайте отдельные шины. Предилей для вокала вряд ли подоцдет для сольника.Если надо экономить (но кому это сейчас надо?:/), то можно на один ревер направлять мелодические инструменты, а на другой перкуссионные.
4- вкус - главный критерий. Он есть у всех;)
 
Секреты настройки ревербератора:
1 (и главный) секрет - когда сухой микс готов и вы начинаете искать главный ревер доя ключевого инструмента (например вокала), включите трек на воспроизведение, а возврат с ревера вокала сделайте настолько громко чтобы слышать изменения ВСЕХ параметров.
2 - посыл на ревер должен быть максимальным но не вызывающим перегруз по входу ревербератора. Особенно важно это если вы работаете в 24х битной среде. Почему? Потому что при снижении уровня сигнала снижается разрешение. Это касается всей обработки в посыле.
3- даже если вам нужен один ревер на вокал и малый барабан- сделайте отдельные шины. Предилей для вокала вряд ли подоцдет для сольника.Если надо экономить (но кому это сейчас надо?:/), то можно на один ревер направлять мелодические инструменты, а на другой перкуссионные.
4- вкус - главный критерий. Он есть у всех;)

Здорово! Особенно 4-ый пункт. Нужно обязательно попробовать
 
  • Like
Реакции: skyfall
А я по-старинке автоматизацией громкости прибераю гитары в куплетах.
А я по еще большей старинке :) стараюсь, чтобы сами исполнители обеспечивали необходимую динамику и экспрессию.

Громкость изменить проще всего, но от подачи/звукоизвлечения зависит и тембр, и огибающие, и т.д. и т.п. - все, что делает музыку ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.

А по большому счету в правильном миксе все элементы взаимодействуют друг с другом как партнеры, а не гнобят друг друга посредством различных ухищрений. )))

Правда, для этого требуется еще грамотная аранжировка и культура исполнения...

Как же в старых записях (а в живых выступлениях - и сегодня) в звуковой махине - хорошем оркестре или биг-бэнде - прекрасно слышны ВСЕ партии - при отсутствии сайд-чейнов и прочих фокусов? И куча меди не перекрывает солиста, даже неподзвученного? )))

Я понимаю реалии, но согласитесь - приличная часть сегодняшних фокусов production - это попытки лечения дефектов, приобретенных на предыдущих этапах процесса...

Извините, если офтоп - спрячу под спойлер или вовсе удалю.
 
Последнее редактирование:
вот именно потому что нет ни культуры исполнения, ни культуры записи в некоторых случаях, приходится работать с тем что есть - а там уже зачастую "спасение" вместо сведения :)
вот и изобретаем... фокусы)))))
 
нет ни культуры исполнения, ни культуры записи в некоторых случаях
В оооочень многих некоторых... (Даже не знаю какой смайлик поставить. Есть "Смех сквозь слезы"?)

Спрячу все-таки под спойлер - потому как не совсем о фокусах...
Дело в том, что в музиндустрии кризис перепроизводства. И для обслуживания всей этой массы требуется куча народу. А где его взять? Вот и расплодились экспресс-школы прапорщиков, как в первую Мировую...

Народ в основном учится на полуфабрикатах - чьих-то микс-паках или в лучшем случае - на записанных кем-то сэмплах.
Естественный же путь развития - эволюция, т.е. сначала обучение ЗАПИСИ, а потом уже допуск к сведению.

Практически все монстры индустрии прошли путь от ассистента записи до продюсера.

А сегодняшние "продюссеры" только и знают, что бороться с резонансами, которые они ухитряются найти даже в самых вылизанных коммерческих сэмплах... ))))

Записать же самостоятельно самый простой источник - для них зачастую неразрешимая проблема...

А ведь большую часть проблем микса можно устранить еще "в зародыше" - порой еще на стадии pre-production.
Не зря ведь говорят, что лучшее средство борьбы - хоть с болезнями, хот ьс криминалом - это профилактика...
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают