Всем доброго дня и дружелюбного настроения. Три месяца работаю на N100P. Подготовил два отзыва. Один написан в первые дни прослушивания, второй - недавно, спустя три месяца. Заранее прошу не ругать и не смеяться, я обычный рядовой провинциальный музыкант с кое-каким стажем
"эвересты" не покорял.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
(1) N100P. Первые пару дней прослушивания.
Мониторы N-monitors N100P. (+ усилитель Hafler P1000, звуковая карта Presonus Firestudio Mobile). День первый. Март 2015. Прослушивание длилось свежими ушами примерно час, не больше. На средней (умеренной громкости), а также на тихой. Расстояние для начала небольшое - треугольник в 1.30 метра.
1) Больше всего бросается разница в звучании/обработке вокала у разных исполнителей. А у некоторых российских исполнителей эту обработку ну ооочень слышно. Особенно, когда переборщили с фильтрацией эквалайзерами, будто излишне повырезав узкими "Q" всё подряд, либо наоборот добавив, - ненатуральный тон/окраска голоса сразу бросается в уши. У кого вокал звучит натурально, те просто радуют слух ровным приятным звуком, не больше. Очень хорошо слышно, где расположен вокал в миксе относительно инструментов. Где вокал ну оочень близко, а где красиво утоплен/отдалён. Толстый или тонкий. N100P эту разницу показывают отлично. В отличии от мониторов Yamaha HS80m/HS50m, KRK Rokit 5/6/8, KRK VTX6, M-Audio Studiophile BX8a deluxe, Adam A5x/A7x, Focal CMS65. Хотя и все эти мониторы показывают её по-разному - лучше/хуже друг друга. Но N100P как-то более по-консервативному сухо - как двапальца, не приходится привыкать. Даже возник интерес какое-то время повыяснять являются ли всяческие новые бросающиеся «в глаза» нюансы нарочными "штрихами" саундпродюсеров или нет. Нюансов вокала для меня очень много.
2) Понравился очень артикулированный бас. Что интересно, то даже на средней громкости очень хорошо читаются бочки и бас-инструменты, а также их разделение + присутствие/отсутствие самых нижних гармоник баса: в тех треках, где они есть, чувствуется более "широкий" масштабный завершённый звук. (!) И это на семи то дюймах казалось бы. Такой аккуратненький отклик низких частот. ФИ (или ПИ) очень хорошо сбалансирован со всем остальным вышестоящим спектром. Дефицита в бас-барабанах в электронных жанрах не чувствуется. И в хорошо сведённой акустической музыке хорошо различим приятный пинок даже от самых глухих бочек.
3) Реверберация. Помещения читаются очень хорошо. Не просто звучит какой-то там хвост дающий заполнение, а слышится именно характер помещения и как заканчивается хвост. В некоторых композициях даже хочется сказать: "а вот здесь файе старого клуба с деревянными полами, здесь багетная мастерская, здесь безликий плэйт, а здесь голос записан в ужасной комнате с порхающим эхом". Я стал отчётливей слышать "обрубленную" гейтированную реверберацию на ударных. Слышно сухой дилей использован или мокрый. Длительность реверберации перестала быть загадкой - многие моменты, которые прежде я мог услышать только в наушниках, теперь даже ещё лучше слышны на этих парнях.
4) Мне очень нравится всё, что происходит в нижней середине. Я люблю очень трепетно относиться к этому диапазону. Он для меня часто наиболее важный и я люблю в нём как следует поковыряться. Но самое приятное, что этот диапазон очень грамотно сбалансирован с другими, тут то и дорисовывается полная картина: мягкий "пластилиновый" трек или по-деревянному стучащий, резиновый или пластиковый. Например клик/шлепок/щелчок/пластик на бочках в разных жанрах очень хорошо связан с этим плотным низким диапазоном и их хочется воспринимать сообща. Достаточно много нюансов, - начинающему музыканту может показаться всё это сложным.
5) Стерео-поле. Разницу между узкими и по-коммерчески широкими треками слышно хорошо. Хотя окончательную позицию для мониторов я ещё не нашёл. Пока что могу сказать, что на N100P вряд ли что-то можно упустить при работе с панораммой: Слышно и треки в которых всё почти играет в середине, а пара высокочастотных перкуссий разбросана влево-вправо, и как это не красиво звучит. Слышно, как у некоторых излишне вылезают бэк-вокальные партии по бокам. Хотя не знаю ошибка это или нет, может быть просто ещё не привык к этим мониторам, хотя есть много треков, где подобные дела хорошенько фирменно "причёсаны".
6) Разборчивость/детальность хорошая. Раньше, например, без наушников я не понимал до конца как же именно пространственно звучат треки некоторых известных исполнителей/альбомов/продюсеров. Вернее даже сказать думал, что понимал. Имею ввиду и планы анаржировки и ревербы. Кажется это первые мониторы, на которых я смогу ИМЕННО ГРАМОТНО экспериметнировать с этими параметрами БЕЗ наушников.
На акустической музыке чувствуется как вибрируют низкие струны гитар, или, например, как подбубнивает запись армянского дудука то ли от записи с естесственной реверберацией помещения, то ли от неудачного расположения микрофона при записи. Про вокал я уже говорил выше. Все бэк-вокалы прекрасно слышно. Например аранжировки/продакшн Нюши стали поражать больше, чем раньше - можно сидеть и просто по-коммерчески получать наслаждение от прослушивания, рассматривая количество элементов микса, количество планов.
Заметен дисторшн/клипирование/перегруз, возникший у некоторых при мастеринге, чаще на громких нотах вокала, а также в прозрачных аранжировках при ударах бас-баранбана.
Ах вот, что ещё следует отметить! При отклонениях головы при прослушивании кардинально звук НЕ меняется в плане окраса, или лучше сказать, в плане ощущения количества тех или иных частот. Изменяется, разумеется, ощущение трёхмерности, дальше-ближе, планы итп, НО частотно всё в целом почти сохраняется. Это не может не радовать, когда работа идёт именно над тембрами, с эквализацией, а задницу с кресла захотелось поднять. (Но чистить звук кончено же только с основной рабочей позиции. Хотя многие клиенты, сидя на диване, нередко слышали всё то же, что и я). Количество/разница уровня высоких так же очень заметна на слух на любой громкости. Неожиданные всплески высоких частот хорошо заметны, например, в недопричёсанных диэссерами бэк-вокалах. Ну а если уж какая-нибудь перкуссия/тамбурин вылезает поверх остальных высокочастотных составляющих, то ууух, рука тянется закинуть трек в секвенсор и скорей приструнить этот нюанс эквалайзером.
Также важно, что мониторы звучат очень по-приятному ровно. То есть грамотная музыка на них звучит очень сбалансировано. Недостаток высоких или низких заметен сразу.
И вместо того, чтобы привыкать к мониторам какое-то длительное время, достаточно просто стараться редактировать звук так, чтобы он звучал максимально естесственно и, результат окажется наиболее правильным. Я предполагаю, что и характерные частотные перекосы работ, сделанных на других мониторах на них наиболее слышны. Превосходно слышно щелчки/швы "сшитых" сэмплов в не совсем коммерческих треках типа chillout/downtempo или в российской попсе в нарезке дублей обычно на вдохах между фразами. Разница между менее/более громкими элементами микса в некотором материале типа джаза стала более очевидной: каждый инструмент занял элегантно своё место. Кажется теперь я и качественный поп, и джаз полюблю больше. На многих мониторах в других студиях обычно околоджазовая музыка часто просто звучала. Но и класс мониторов, с которыми я сталкивался, невелик и относительно бюджетен.
День второй. Собирался сесть и тщательно искать минусы мониторов. Но в процессе заслушался, забылся и лишь подтверждал вчерашние положительные ощущения )) Да и на мониторах высокого класса я и не работал никогда. Всё, с чем имел дело, перечислил выше + ещё некоторые модели по мелочи. Подкапливал деньги то на Focal Solo6be, то на что-нибудь от Eve Audio. И нисколько не жалею. N-Monitors N100P кажутся универсальными мониторами. Разная музыка на них звучит по-разному даже в одних и тех же жанрах, но качественная музыка всегда звучит безоговорочно хорошо. Что ещё нужно для результативной работы ) Обнаруживаемые недостатки часто оказываются недостатками аудиозаписи.
Думаю, что о серьёзных недостатках следует написать через полгодика использования, когда у ряда клиентов будет в какой-то мере обкатан материал на концертах, радио, в клубах, ресторанах итд, мониторы пройдут самую жёсткую проверку.
Боюсь пока что слушать в большом количестве разновидности тяжёлой рок-музыки. Хочу в отдельно выделенный день и ответственным образом подойти к выверению разницы между говнарьским роком и хорошим продуктом. Всё-таки разделение "слоёв" в электрогитарной музыке - дело особое.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~
(2) N100P. Три месяца работы.
Ну что ж. За три месяца (Март-Июнь 2015) через мой стол заказов прошло многое: от разной мелочи типа свадебных и детских песен с радиорекламками до работы над альбомами поп и рок исполнителей, и даже пост-обработки релизов лейблов. Показать сведённые на N100P работы не просите, - не дорос я ещё хвастаться или гордится своим ремеслом налево-направо, опозорюсь тут среди мЭтров RMM
.
Ожидание спада пелены эйфории от новой покупки прошло очень незаметно, будто ничего особо и не поменялось (о привыкании). Какими слышал нюансы в аранжировках, такими слышу и сейчас. Здесь, видимо, опять-таки нужно отдать должное нейтральности звучания N100P. Работается на этих парнях очень легко: крути-верти, пока звук не начнёт хоть как-то устраивать, и тогда клиент наверняка будет доволен. Есть интересная особенность(!): не смотря на то, что слышно любой мусор, попавший в тракт при акустических записях (всякие скрипы, щелчки), задние планы остаются задними - N100P его не "высушивают", звуча одновременно и ясно и элегантно. С хорошей музыкой можно забыть что звучат мониторы, т.к. звучит музыка. Пересмотрел работу многих используемых плагинов и автоматизации - изменение в 1-1,5 децибела на них достаточно. Видимо я раньше сталкивался только с плохими мониторами
НО не меньше пользы принесло именно прослушивание большого количества разной музыки в качестве референса. Вернее будет сказать, что бОльшую часть времени за все три месяца я только и занимался, что слушал всё подряд в абсолютно разных жанрах. Я не скажу ничего нового, если скажу, что удивили недочётами российские исполнители. Порой даже думается, что есть эдакие пределы допустимого по ошибкам, за которые не будут ругать и жаловаться продюсеры певичек. В первую очередь конечно же слышатся частотные и частотно-динамические огрехи. Особенно в аранжировках/минусовках столичных потоковых студий, где всё делают очень быстро в режиме динамичных очередей из клиентов. Также слышны и смятые транзиенты танцевальных бас-барабанов, когда всё это дело совпадает в транзиентами синтезаторов, баса и прочего. N100P хорошо показывают пространство, хоть и маленькие (7,2 дюйма). В своих текущих на тот момент работах я постоянно корректировал уровень реверберации, так как приходил в ужас от того, что до этого не так уж плохо проходило проверку на нескольких системах. Слышно всё! Какие комнаты на ударных, листовая реверберация или же холл использована на вокалах. Это чудо какое-то. Эта ровнейшая низкая середина с мид-басом то, о чём я мечтал так долго. Вновь купившим предлагаю интересный опыт: при прослушивании музыки делать заметки того, что кажется неправильным, и затем сверять это всё через анализаторы, - будете удивлены совпадениям услышанного и увиденного. Каждый раз, когда я собирался грешить на мониторы, будто они что-то там привносят своё, я оказывался не прав, проверяя услышанное на анализаторах. Например, не равное давление от нот бас-партии, визги от электрогитар, бубнёж в акустической недочищенной музыке. В роли подопытных конечно же стоит брать не очень коммерческую музыку: отечественный поп, шансон, непопулярные джаз/чиллаут, рок. В коммерческих Various_Artists-сборниках зарубежной попсы от Sony/Universal Music вы вряд ли что-то найдёте кроме художественных нюансов, разнокалиберного баланса, окраса итп. Слышна сатурация в треках на ударных, слышны и нелинейные искажения на мастер-треках в громких моментах. Вот тут-то даже западные треки грешны клипингом. Как здорово всё это слышать. Эти мониторы помогают мне развиваться не только в обработке звука, но и как аранжировщику: порой слышно такие нюансы, которые не замечаешь в наушниках. Работают все правила мониторинга. На большой громкости обращаешь внимание на одно, на малой громкости - на другое, на средней громкости - на третье. Если на них и ошибиться, то только в силу своей же глупости, например, стараясь сделать все элементы микса толстыми и заметными.
Многие спрашивают про (не)достаток низких частот. Так вот при рабочей громкости, когда все частоты в достаточном количестве залезают к вам на лицо, грудь, чешут нос итп, недостаток баса вы не почувствуете. Но ооочень хорошо почувствуете разницу в количестве баса между разными треками как и разных исполнителей, так и в альбоме одного исполнителя. Так что можно не боясь подгонять что-нибудь "под одну гребёнку", например, треки компиляции, альбома, dj-микса, подкаста, либо при работе над снятием минусовой копии какого-либо трека, стараясь достичь идентичности. С условием рабочей комнаты конечно же. Мне приходится сидеть в треугольнике 120-130 см. Комната маленькая, 12м, частично заглушенная. И ещё на расстоянии 3 метра также снова собирается более-менее хорошая частотка. Комната у меня маленькая. Поэтому мне и посоветовали не приобретать модель старше. И правильно сделали, за что премного благодарен некоторым людям. А ведь замахивался на взрослые модели. Но с N100P можно работать и в более широком масштабе. Я бы с удовольствием сидел за 3 метра от линии мониторов - там так же хорошо ощущается и барабанная установка, будто стоящая напротив в комнате, и поющая голова хорошо "видна".
Всё, что писал в первом отзыве, после первого дня прослушивания, так же подтверждается и сейчас. Например, достигнув естесственного звучания вокала, можно быть увереным, что оно таким и окажется, и дальше уже отталкиваться от микширования конкретного трека по динамическим обработкам вокала, уровню вокальных высоких/согласных в миксе, отдалённость/близость итп. Это я к тому, что очень много сейчас агрессивных мониторов, к которым приходится привыкать хозяевам и учитывать что и как должно звучать именно на их мониторной системе, чтобы в остальных условиях это звучало сносно. В случае с N100P это не так. Можно не бояться показать готовый материал клиенту, да и вообще с опытным музыкантом сидеть рядом и работать над звуком, пока не начнёт устраивать обоих. Мониторы критического прослушивания? - Да. Очень стал любить слушать западную попсу ради удовольствия. У наших соотечественников 50/50 всяко-разно: то музыка вся далеко, а поющая голова громадна, то высоких частот в голосе до жути много и вокал сидит как бы шапкой сверху, то диэссеры неправильно настроены, ну и перекомпрессия на мастер-шине вдобавок никогда меня так не раздражала. Так что свой материал не пережмёте, звучать будет некрасиво. У одних и тех же исполнителей очень увлекательно наблюдать изменения/рост в звучании от альбома к альбому.
Панорама у этих мониторов тоже замечательная. Лично я в своих условиях отклонение на 1% влево/вправо уже слышу.
Вывод: с этими мониторами я имею хороший потенциал для роста и как аранжировщик, и как звукорежиссёр-самоучка, не смотря на то, что пишу музыку уже 12 лет. Бывают мониторы, которые просто звучат на порядок лучше бытовых систем и, разумеется, на таких уже можно было бы работать и что-то контролировать. Но есть мониторы, которые рассказывают вам об аудиозаписи, о том, как она сделана или о том, как плохо сделана ВАША аудиозапись )). На своём опыте мониторы от N-Monitors N100P я могу лишь сравнить со следующими: Yamaha HS80m/HS50m, M-Audio Studiophile BX8a deluxe (вторая моя пара), KRK Rokit 5/6/8, KRK VTX6, Adam A5x/A7x, Focal CMS65.
Не помню писал или нет. Звуковой интерфейс у меня Presonus Firestudio Mobile, усилитель Hafler P1000 б/у 1999го года производства американец.
Первое время я проверял работы на другой акустике, но в скором времени перестал. Нет смысла. Наоборот, на N100P нужно проверять то, что сделано в других условиях.
P.S.: Решил дописать ещё пару приятных и неприятных моментов для будущих покупателей. Если вы занимаетесь музыкально-звуковой деятельностью недавно, пару-тройку лет, то есть опасность эти мониторы не понять. Вся середина на лицо. Ещё лет эдак семь назад мне бы может быть не хватало бы баса или высоких. Но сейчас я понимаю, что именно с басом и высокими на N100P прогадать сложно. Особенно, если имеется референсный материал. Но главное их достоинство - это всё-таки средние частоты. Хотите сделать полный/толстый/облачный/надутый трек, сделаете так, что и бубнить не будет и в уши залезет. А захотите сделать сухой/далёкий/воздушный трек, тоже получится и без дефицита важных частот, так как нехватка частот, создающая "радио" сразу бросится в уши.