Так ведь и знал, что без споров не обойдётся. Долго читал эту ветку форума, потому и не хотел ничего писать, и первый отзыв пролежал три месяца. Решил написать потому, что мой один друг меня расстроил, отказавшись по моему совету взять себе N-Monitors N100P и купив по моде KRK VTX6. Комната у меня действительно маленькая. Из акустического оформления у меня лишь минеральная вата в стенах (дом - деревянный брус), акустический поролон в зонах ранних отражений и ещё в некоторых других выборочно, а также под заказ сделанный специально книжный шкаф на противоположной стороне за моей спиной. Да, я слушал прежде мониторы отнюдь не шикарного уровня, хотя был во многих студиях на сессиях. Но уж с чем могу, с тем и сравниваю. К другим далековато везти и времени нет. И да, ревербы на N100P радуют читаемостью даже в моей маленькой коморке. Я сам из-за этого переживал, когда ждал приезда усилителя. Оказалось очень даже. И мои ощущения совпали, что интересно с ощущениями других покупателей. Например, вчера увидел отзыв ВКонтакте от студии БлюзМинус об этой же модели. Бочки читаются разные, от мала до велика, они так чистенько аккуратно звучат все. И обычно сама искомая при редактировании частота в мид-басе и низкой середине оказывается/ощущается чуть выше по спектру, чем привыклось раннее. N100P будто подтягивают весь диапазон чуть выше неким частотным шэйпингом. Бочки в области 40-170 гц все как на ладони, хоть и спад начинается с полтинника, но он какой-то вот ровненький что ли - всё там логично, как в симфонии. Например, я делал минус на Нюша_-_Цунами и чётко услышал, что у неё начинается low_cut срез на добрый порядок раньше/выше, чем у меня, в то время как у меня был перебор со всем ниже 40-45 на неэклазированном ещё на тот момент бас-инструменте, и без проблем подогнал и нужную величину спада дб на октаву и саму частоту. Теряться начинает бас ближе к 30 гц на ноте Си, там идёт просто тряска "брррр". НО, если это будет клубная/хип-хоп музыка, то он очень хорошо чувствуется, так как зачастую продолжает "линию" розового шума с повышением в отличии от других более консервативных жанров. Жена много нового услышала в любимых песнях
тоже внесла свой вклад ))
Мониторы стоят на стойках + виброподложка. Треугольник маленький - 130 см. Просто здесь у меня собрался первый маленький свитспот без провалов, второй - на расстоянии примерно 3 метра. Иногда прошу клиента встать туда, чтобы он слышал почти то же, что и я без "плавников". Там также яснее формируется нижняя гармоника баса, и комната моя НЕ ГУДИТ с этими мониторами, т.к. они прилично сухие. Есть заметная аксиальная мода в моей комнате на 115-135 гц, но как я не пытался выявить её влияние на микс, оно оказывалось незначительным. А вот вторая пара 8"х мониторов гудит и проваливается от ноты к ноте. В процессе эксперимента я ставил сольно один монитор N100P в разные точки комнаты. Синусойду свипами не гонял, играл с разных расстояний до монитора на миди-клавиатуре хроматизм чистым синусом с VSTi. И ничего кроме той самой явной аксиальной моды не нашёл. Мониторы выставил довольно удачно. Даже когда колибровал, стал грешить на усилитель, что у того есть разница в уровнях левого-правого каналов, но оказалось, что я упустил разницу в расстоянии до мониторов от точки прослушивания всего на 3-4 см. Всё подправил на эти крохи со строительным уровнем, и ручки усилителя при калибровке в моно фантомного образа выровнялись. Вот такие вот и мониторы точненькие и комната выходит ничего уж так для работы, годная более-менее. Я бывал в больших студиях, где мониторы почему-то вообще теряли некий фокус, и ведь работают там люди, оставались только частоты. У меня как-то уж получше ситуация. Хотя и над комнатой я ещё буду работать. Проверил заодно сейчас наобум первой попавшейся песней (Iowa_-_Мама_(Woodstock mix)): слышу гитара в самом начале, смещённая влево кажется звучит неровно, будто комната сильно кривит стерео, т.к. на разных нотах (высота тона) меняется положение инструмента левее-правее и вглубь-ккраю. Одеваю наушники - действительно в миксе есть эта особенность. И таких примеров масса. Я уже четвертый месяц тестирую их в своей комнатушке на пригодность. Ведь советовать эти мониторы я и другие люди будут в первую очередь обладателям маленьких студий, и производитель в том числе такими их и проектировал, насколько я знаю.
Есть кончено и такая мысль, что на хороших мониторах звук таким и должен быть и нечего мол тут удивлятся ревербам и дисторшну на мастер-треках. Я ведь не слышал Quested'ов, Klein&Hummel'ей в силу средней полосы России (Поволжье) и средних заработков. Однако все референсы, что я имел, и что удалил после покупки N100P, вряд ли делались только на мониторах начального ценового сегмента до 40 тыс.руб. за 1 монитор.
ЕСТЬ ЕЩЁ ОДНА ОСОБЕННОСТЬ при работе с ними. Плюс это или минус, виднее каждому в отдельности. Если звук записан/составлен изначально хорошо, то выставив балансы, убрав конфликты и добавив эффектов посыла-возврата, то больше ничего не хочется делать, если запись звучит и не режет уши, НО поставив аналогичный референс, понимаешь, что крутить ещё нужно достаточно. И вот эта гонка за громкостью на N100P нереально раздражает при работе с живой музыкой. Гораздо лучше будет звучать, когда как у Меладзе, всё так ровно по АЧХ, бархатно, с красивым пространством, и с большим запасом для сжатия радио-процессорами. Хотя и драм-н-бэйс от Nu:Tone до Noisia звучат впечатляюще.
Что-нибудь из работ обязательно покажу, когда дядьки разрешат. Ну не детские, свадебные и корпоративные песни же показывать, и не те работы, которые нужно было спасти хоть как-то после горе-студий, где очень странно звучит запись живых ударных. А из личного я многое собираюсь пересводить в этом году. На данный момент хочу для начала удивить себя самого.
Фото, к сожалению, только вот такое с телефона с какими-то фильтрами итп. Мониторы чуть наклонены ко мне сверху вниз с недавнего времени. Так я выше слышу всю нижнюю часть спектра и панорама приобрела небольшой прогиб радугой. В пользу АЧХ свыкся с таким нюансом пространства в миксах.