Базовые законы гармонии (классической)

  • Автор темы Автор темы Remy
  • Дата начала Дата начала
Alex Vortexя лишь стою за то что давайте изучайте и следуйте правилам и против того что не начав соблюдать начинайте нарушать. и всего то

Ну вот и сошлись во мнении, а чего спорили-то? Я так и не понял. Скока букаф израсходовали...
 
А мне нравится. Очень красиво.

Ой, я не подумал, что смайлик нужно поставить....

Вот с такими примерами я и приставал к преподавателю по гармонии "Почему так нельзя, если это красиво?"

Собственно тогда и разобрались....
 
Ну кто вас знает... Тут после всего, что было сказано про мудрость веков и параллельные квинты, поневоле перестанешь шутки понимать.

Ну и, коль пошла такая пьянка, ещё один пример. Бог с ним, с Дебюсси, кусок из которого я выкладывал выше, - он всё-таки уже из XX века, но вот ещё один пример вопиющего нарушения всех правил голосоведения. Такому горе-автору pROFI посоветовал бы всё переиграть с соблюдением правил, но боюсь, с советом он опоздал.
 

Вложения

  • example.JPG
    example.JPG
    53,3 KB · Просмотры: 36
Vovchik, Ваше упорство не достойно уважения. Правила строгого хорала вполне разумно применять для строгого хорала - пьесы для вокального ансамбля из 4х голосов, или квартета из струнных или деревянных духовых. А Вы показываете нечто явно романтического склада - фортепианной либо оркестровой фактуры. Печально. Это уже не смешно даже.
 
Я вот почему про пионерство написал - когда я это ещё в училище проходил - тогда среди нас точно также ходили такие настроения - "дану нафик, это вообще к настоящей музыке не имеет отношения, да все эти правила если нарушать - всё будет звучать просто замечательно, да кому это всё нужно"... и т.д. Потом, уже в консе, изучая основы полифонии и глубже ту же гармонию - мы стали смотреть на вещи более спокойно. И то, что в стиле этого хорала написано менее 10% от всей музыки (а сейчас в связи с постоянно появляющимся "контентом" эта цифра всё более и более уменьшается), и то, что нам позволяли больше вольностей - всё это умерило наш пыл. Но я прекрасно помню, что он был. А потом прекратился.

Жаль, что я это уже не как музыкант, а скорее как психоаналитик говорю...
 
Vovchik, оставьте его в покое - он совсем не намерен слушать собеседников. Он надел себе терновый венец страдальца за правила, ему просто необходимы ветряные мельницы, с которыми он будет "рубится". И по этому случаю, думаю, как раз ему необходим психоаналитик, чтобы разобраться где и отчего его так не по-детски торкнуло с этими правилами. RomanD, без обид? :)

Кстати, был один малоизвестный немецкий композитор, который правил ошибки голосоведения Баху...

UPDATE-поправка: по поводу последнего предложения - память подвела меня :0. Заглянув в книжку обнаружил, что он (композитор) их не исправлял, а как раз наоборот - допускал :) см. мой пост #89 (стр. 9)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: James Kru
Bernard, ну зачем же так)) с учётом того, что я занимаюсь совершенно другой музыкой. ну короче ладно - обращаясь ко всем прочим, кто будет читать эту ветку - сначала освойте стиль без нарушений (любой), а затем будете понимать изнутри, что и как нарушать. и тогда "ошибки" Баха и Моцарта будете понимать - во всей их красоте и логике. чего всем и желаю))
 
................сначала освойте стиль без нарушений (любой), а затем будете понимать изнутри, что и как нарушать. и тогда "ошибки" Баха и Моцарта будете понимать - во всей их красоте и логике. чего всем и желаю))


Святые для музыканта любого жанра и стиля слова.
С них любой музыкант стартует в большой труд "МУЗЫКУ"....
Кто учился-тот слышал их от своих учителей.
Молодец,Роман.
 
Vovchik, оставьте его в покое - он совсем не намерен слушать собеседников. Он надел себе терновый венец страдальца за правила, ему просто необходимы ветряные мельницы, с которыми он будет "рубится". И по этому случаю, думаю, как раз ему необходим психоаналитик, чтобы разобраться где и отчего его так не по-детски торкнуло с этими правилами. RomanD, без обид? :)

Кстати, был один малоизвестный немецкий композитор, который правил ошибки голосоведения Баху...
+1. Спасибо, Bernard. А то я все не знал, что же адекватное можно написать человеку, панибратски похлопывающего по плечу Прокофьева и Шостаковича, Леденева и Бориса Чайковского, Щедрина и Пендерецкого, а также создавшего удивительный термин "хорал строгого письма". Теперь ничего не буду писать, успокоился :-). Спасибо.
 
Bernard и James Kru, спасибо за поддержку, хотя я и не хотел бы, чтобы дискуссия принимала такой, немного издевательский, оттенок. Ну что вы накинулись на Романа, каждый имеет право на собственное мнение. Другое дело, что в споре хорошо бы подкреплять свое мнение какими-то фактами, аргументированными доводами; наконец, простым знанием музыкальной литературы (очень неожиданной была фраза "нечто явно романтического склада").

RomanD, читая Вас, трудно отделаться от впечатления, что первые и последние посты писали два разных человека. И самое удивительное, что всё это время мы умудрялись спорить ни о чём -- с Вашим последним утверждением я полностью согласен. Так что предлагаю мир, а так же перейти опять на ты, а то что-то мы тут совсем во взрослых заигрались :laugh1:

Хуже всех автору темы, Remy -- он так и не дождался от нас простых правил...
 
  • Like
Реакции: Bernard
хотя я и не хотел бы, чтобы дискуссия принимала такой, немного издевательский, оттенок.

Я - тоже, и сожалею о том, что поддался искушению съязвить. А RomanD, надо отдать должное, удержался от ответного выпада.

А для Remy, вроде, были ответы в ряде постов, например, в первом посте pROFI, также Muset привел список литературы...
 
Господа, вы уж определитесь между собой, против кого вы дружите, что вы в конце концов отстаиваете, что защищаете и в чём друг друга поддерживаете. А то получается, что армяне лучше чем грузины. И термин строгий стиль оказывается я сам придумал, и примерами ничего не подкрепляю. На что примеры то нужны - на музыку, которая написана в правилах хорала строгого стиля? Возьмите "Страсти по Матфею" великого И.С. Баха - там все хоралы связующие в этих правилах, возьмите Реквием В. Моцарта - там тоже всё это есть, особенно Оферториум - части приписываемые не Моцарту. Ну и так далее.

А то прям как-то грустно всё получается...
 
Господа, вы уж определитесь между собой, против кого вы дружите, что вы в конце концов отстаиваете, что защищаете и в чём друг друга поддерживаете. А то получается, что армяне лучше чем грузины. И термин строгий стиль оказывается я сам придумал, и примерами ничего не подкрепляю. На что примеры то нужны - на музыку, которая написана в правилах хорала строгого стиля? Возьмите "Страсти по Матфею" великого И.С. Баха - там все хоралы связующие в этих правилах, возьмите Реквием В. Моцарта - там тоже всё это есть, особенно Оферториум - части приписываемые не Моцарту. Ну и так далее.

А то прям как-то грустно всё получается...
RomanD, ну как же Вы так невнимательно. Сами даете ссылку на статью энциклопедического типа и не замечаете, что речь все время без исключения идет о полифонии и контрапункте. Строгий стиль, Строгое письмо это ВСЕГДА письмо ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ, всегда линеарно-контрапунктическое. Фраза "хорал строгого письма" - это нонсенс! Это все равно что сказать "одноголосие многоголосной музыки" или, например, "аккорд, состоящий из одного звука", "развитая мелодическая линия ноты"фа" малой октавы" :-).
Хоральное же изложение в многоголосной музыке - это всегда гомофонно-гармоническое изложение.
Может быть (и была, собственно, основой строгостильного письма) полифоническая обработка хорала (из того самого сборника Папы Григория :-) Вы наверняка знаете про Кантус Фирмус - одноголосный хорал в этом случае он и есть; может быть хоральное гомофонно-гармоническое изложение чего угодно, не только хорала (а под "хоралом" изначально подразумевались песнопения из того же сборника того же Папы :-). Но словосочетание "хорал строгого письма" - самопротиворечиво.
Поймите, либо "хорал" либо "строгого письма".
 
Последнее редактирование:
Remy, Да там просто всё. Запрещаются параллельное движение совершенными консонансами (примы квинты октавы), движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз); обращение с септимой: брошенная (неразрешённая) септима, взятая скачом (неприготовленная), септима идущая вверх; перекрещивания голосов, расстояние больше октавы между парой соседних верхних 3х голосов, расстояние больше полторы октавы между басом и тенором, перекрещивание голосов; потом не помню как это называется, - скачок сопрано, бас идёт в ту же сторону и в конце они образовывают октаву - грубо говоря си-соль -> до-до. Пока что вооот.
 
  • Like
Реакции: Andy Kill
James Kru, Вы уже просто к словам цепляетесь. Правила строгие, нарушать нельзя, склад - гомофонно-гармонический, как это ещё назвать?

И отвечать я буду по существу чтоб бесполезные посты не плодить. ага, "когда я был маленький - сцена Большого Театра была боооольше"...
 
James Kru, Вы уже просто к словам цепляетесь. Правила строгие, нарушать нельзя, склад - гомофонно-гармонический, как это ещё назвать?
Я цепляюсь только в том случае, если слова очевидно ошибочны, но преподносятся как аксиома в дискуссии.
Не возьмись Вы давать ссылки на энциклопедические статьи про Строгий стиль, не возьмись Вы опять рассказывать про "правила хорала строгого стиля" (вместо того, чтоб просто спросить, почему этот термин такой смешной), я бы и не писал ничего.
Эхх, молодость, молодость... Где мои семнадцать лет? :-)

PS: "И отвечать я буду по существу чтоб бесполезные посты не плодить."
Да, собственно, я ни о чем и не спрашивал.
 
Последнее редактирование:
Роман, никто против никого не дружит, мы все вместе дружим за музыку во всех ее проявлениях.

Меня тоже смутил термин "хорал строгого стиля" (я не иронизирую). Помню, в консе мы изучали "контрапункт строгого письма", так официально называлась эта наука. Никакого строгого хорала я не помню. Было это 30 лет назад, может, я просто забыл или с тех пор в музыковедении что-то изменилось?
 
. Учась в консе и поя в камерном хоре Б. Тевлина я перепел кучу таких вот опусов Р. Леденёва, А.Чайковского, Б.Чайковского, некоторые и дальше премьеры никуда не шли.

Это все, конечно, замечательно, но у выдающегося композитора Бориса Александровича Чайковского, к сожалению, вообще нет хоровых сочинений - ни для камерного хора, ни для какого-либо другого...

Так что есть серьезные сомнения в отношении того, что пишет на форуме этот человек.
Или, может быть, имеется в виду Петр Ильич?!

www.boris-tchaikovsky.com
 
  • Like
Реакции: James Kru
Модераторов на вас не хватает, нафлудили на 9 страниц!!! Вы бы лучше столько правил написали!!! Если хотите спорить спорьте в личке!!! Каму охота будет ваши споры читать... Только людей в заблуждение вводите!!! Пишите по делу(ближе к теме) :ireful1::dash1:
 
Последнее редактирование:
Да, весь раздел сводится в срачь: нужно ли музыкальное образование и следует ли соблюдать правила.


Кстати, вопрос тут... движение парралельными квинтами, октавами и в общем-то большинством другимх интервалов понятно, а как будет выглядеть примами?
 
Да так же, до-ре-ми, просто штили и вверх и вниз (сопрано и альт). или до-ре-ми на скрипичном стане (у альта) и на басовом (у тенора). просто унисон в общем.
 
  • Like
Реакции: arkaine
Чую я, такое напишу...

RomanD
, выходит, что движение парралельными примами - это типа удвоения одного из голосов, с последующим движением этого удвоенного голоса?
 
в срачь: нужно ли музыкальное образование и следует ли соблюдать правила.

Давно пора споры на эту тему внести в список флеймоопасных. Кому не хочется изучать правила, тот может просто не писать сюда, нахрена ему в раздел по музтеории вообще заходить? Предупредить, а затем наказывать.
 
Кстати, был один малоизвестный немецкий композитор, который правил ошибки голосоведения Баху...

Нашел таки статью, в которой я прочитал об этом случае и обнаружил, что я был несколько неточен ;), а в приложении к контексту полемики в топике эта неточность очень существенна и ее исправление сделает приведенный мною факт аргументом в пользу RomanD.

Этот композитор - А. Фоглер - действительно, исправлял гармонизацию хорала, сделанную Бахом. Но не ошибки, которых там не было. Фоглер посчитал баховскую гармонизацию "бедной и однообразной" и решил ее "улучшить". Далее в статье идет разбор-сравнение двух вариантов, где я в силу отсутствия соответствующего образования ничего не могу понять :). Но в результате, как пишет автор статьи, как раз именно Фоглер в попытках сделать более "цветистой" гармонизацию был вынужден наделать кучу ошибок.

(источник - Т. Чередниченко, К проблеме художественной ценности в музыке (в сборнике Проблемы музыкальной науки вып. 5, 1983)

Итак, мой аргумент-подколка на поверку оказывается аргументом в пользу RomanD :)
 
  • Like
Реакции: RomanD
Кстати вот ещё правило, которое никто не вспомнил. Это переченья. Объясню попроще, сложнее читайте в поиске. паре голосов запрещено делать так: соль-(через октаву)-сибемоль - сибекар-соль. Или с проходящими: один голос - сибемоль-ля-соль, а второй - соль-ля-си. Рисовать лень, если кто не поймёт нарисую. Допускается только переход в уменьшённую септиму - сибемоль-сибемоль - сибекар-лябемоль.
 

Сейчас просматривают