Для тех, кто хотел бы прочесть на русском:
НЙ стиль
Пожалуй, легче всего идентифицируемый из-за компрессии, делающей микс очень «пробивным» и агрессивным (как и жители Нью-Йорка). Во многих случаях компрессированные инструменты (в основном ритм-секция) повторно компрессируется несколько раз в процессе микса. Похоже, что каждый НЙ инженер, у которого я брал интервью (даже не коренные жители), используют один и тот же трюк. Ударные (иногда вместе с басом) посылаются на пару шин через компрессор, сжимаются по вкусу, а затем определенная порция компрессированной ритм-секции через пару фейдеров вновь возвращается в микс. Можно пойти и дальше, задирая высокие и низкие частоты (да посильнее) компрессированного сигнала. (Подробнее об этой фишке НЙ компрессии в главе «Динамика»).
В качестве примера послушайте любой микс Эдда Стейсиума (гордящегося этим методом), хотя бы сольный альбом Мика Джаггера “She’s the Boss”, или что-нибудь из The Smithereens или Living Color.
ЛА стиль
ЛА саунд, пожалуй, более натуральный; в нем применяется компрессия, но в гораздо меньшей степени, чем у НЙ стиля. Здесь также гораздо меньше „слоеных” эффектов по сравнению с лондонским стилем. ЛА стиль всегда пытался „схватить”, задокументировать исполняемую музыку, используя минимум „добавок”, а не создавать заново.
Хорошим примером могут быть любой хит Doobie Brothers или Van Halen образца 70-80х.
Лондонский стиль
Лондонский саунд – «многослойный», заимствовал у Нью-Йорка компрессию, добавив к ней многослойные эффекты. Этот стиль широко использует так наз. Перспективы, помещая каждый инструмент в собственное звуковое пространство, или окружение. Хотя музыкальная аранжировка важна для любого хорошего микса, она является особо отличительной характеристикой лондонских миксов. Она, как правило, многочастная; в некоторых частях используются эффекты, некотроые – для изменений в динамике произведения. Каждая новая часть находится в собственном окружении, создавая в результате различную звуковую перспективу. Ярчайшим примером может служить Owner of a Lonely Heart группы Yes. (Кстати, именно ее я привел в пример - Smack), или практически любая работа Тревора Хорна с Seal или Grace Jones.
На рубеже тысячелетий различия между стилями сгладились по сравнению с 80ми, но все еще существуют. Хоть стилевые различия размыты в большинстве музыкальных стилей, техно и дэнс все еще заметно отличаются, следуя традичионным географическим границам между Лондоном, НЙ и ЛА.
Прочие стили
Развитие глобализации также влияет на региональные стили. Если когда-то Филадельфия, Мемфис, Огайо, Майами и Сан-Франциско представляли субстили «Большой Тройки», сегодня они четко примкнули к одному из ее лагерей.
Сегодняшний Нэшвилл, однако, стоит особняком среди региональных стилей. Можно сказать, что он вырос (а можно сказать – выродился) из ответвления нью-йоркского стиля в 60 – 70е, в результате став ближе к ЛА стилю образца 70х. Как говорит инженер и продюсер Ed Seay, когда я слушал папиных любимцев – исполнителей кантри Рэя Прайса и Джима Ривза, они не очень-то отличались от стиля Поп, каким тот был в начале 60х. Мягкий, доминирующий вокал, «подчиненный» аккомпанемент, немножко барабанов, струнных, духовых, все сочно. Что касается микса, в этом смысле не было особых отличий между записями Энди Вильяма (знаменитая «История любви) – прим. Smack) и старыми записями кантри Джима Ривза.
В итоге музыка кантри приобрела слишком мягкий саунд. Можно нарезать трек и подсластить его духовыми и струнными. Одно время струнные были на каждой записи кантри, сегодня же струнных практически нет, за исключением «больших» баллад. Духовые практически под запретом. В основном все базируется на ритм-секции и недалеко ушло от того, каким был поп-стиль в середине-конце 70х.
Песни Линды Ронстадт “It’s So Easy To Fall In Love” “You’re No Good”, где слышны только гитара, бас, ударные, клавишные, слайд-гитара и бэк-вокал, сегодня фактически стали форматом, хотя порой используется и фиддл (кантри-скрипка).
По иронии судьбы, многие ребята переехали в Нэшвилл, поскольку он является одним из последних бастионов «живой» записи.
«Кругосветный» стиль жизни инженеров 90х привел к однородности, единообразию региональных стилей.
Было время, когда большинство студий имело собственных штатных инженеров; сегодня рынок в основном составляют фриленсеры, гуляющие из студии в студию, из проекта в проект, менющие города (и некоторым образом стили) с легкостью переключения каналов ТВ. Когда-то инженер мог сменить студию, но проводил в определенном регионе всю жизнь; теперь же обычным делом является переезд из одного медиацентра в другой на протяжении всей карьеры.
Все это означает «перекрестное опыление» стилей, которое размывает различия внутри Большой Тройки по мере нашего вхождения в новое тысячелетие.
Вторую статейку не стал переводить - это практически перепев первой (таки да - это Бобби Овсински).