Chapson.st, здравия желаю. К сожалению, так четко и гладко все точки над "и" при помощи муз-теории расставить не получается. Совершенно верная мысль по поводу арифметических соотношений частот, а не их абсолютных значений, как раз и подводит. Ведь обычная концертная темперация-настройка на которую Вы ориентируетесь в своих мыслях о фальши/не-фальши на самом деле не содержит НИ ОДНОГО по настоящему "математически правильного" соотношения. Вместо этого, хроматические 12 делений октавы расположились на совершенно "левом" расстоянии/соотношении 1.059463... (корень числа 2, двенадцатой степени). Поэтому никак нельзя сказать, что фальши/не-фальши которые образованные музыканты без труда определяют на слух, прям вот так связанны с физическим абсолютом и незыблемы в своей вечной неизменности. А как раз наоборот: 12-equal-temperament это наше все, и в тоже время, это, от начала до конца, самые настоящие фальши! Разница между математическим эталоном и 12-еqual достигает для некоторых интервалов 32c! Согласитесь, это очень солидное число, разница которую сразу же услышит не то что образованный музыкант, а вообще любой Вася с улицы, и она конечно значительно более серьезна чем абсолютно незаметная для уха разница в несколько герц, как в Вашем примере. Но вот какое дело, если настроить инструмент "по уму", в правильной арифметической прогресии или как это выполнялось в школе Пифагора, то для хорошо образованных музыкантов это все звучит как странность и фальш. Вот так. Похоже, что мы просто как собачки Павлова, так сказать наработали себе условный рефлекс и теперь немного мучаемся.
Это если слово "тональность" берется в смысле музыкальной настройки звука, хроматический лад. Если же мы хотим под этим словом понимать тональность в смысле "тонального центра", то вообще тьма кромешная! Никакого отношения к абсолютным частотам нет, и к арифметическим соотношениям, тоже выходит - нет. Есть версия, что это все связанно с вестибулярным аппаратом человека (тональные тяготения как проявления работы этого архи-сложного механизма во внутреннем ухе). Как на самом деле? Я не знаю. Знаю только, что например у частоты 440hz (синус без каких либо гармоник) никаких тяготений нет, а если чуть погодя рядом с ней нарисовать еще одну частоту, с муз-интервалом вверх или вниз, то тяготение уже есть. И оно есть как в "фальшивых" так и в эталонных настройках этих интервалов. Что же это?
Поэтому резюме у меня такое: у каждого звука конечно есть частота колебания но это не имеет отношение к музыкальной тональности. У большинства звуков есть гармоники, т.е. призвуки в арифметических и др. рацио, но и они не имеют отношения к тональности. Потому что это- сугубо человечоское что-то, это особое ощущение тяготения образующееся в музыкальном ладу, как бы не имеет никаких физических себе обоснований. Заметим, что раз это человеческое что-то, а не чистая физика, то пропадает смысл чего-либо настраивать в шумовых звуках - ведь все равно же, если я НЕ СЛЫШУ звук барабана как тон, то просто по определению никаких тональных тяготений я тоже не услышу, т.е. их просто не будет, потому что никогда и небыло. А мы их только слышим, иногда и почему-то. В специфически благоприятных условиях.
Вместе с тем, я согласен что настраивать бочки или другие шумы частотно/гармонически- это зачастую увлекательно! Еще можно точно так же "гармонически" настраивать темп композиции, и даже цвет обложки диска - я нисколько не шучу (я такие настройки выполнял). Но ясен пень, что в обязательном порядке это делать никакой необходимости нет.
Все вышеперечисленное - лишь собственные мысли и рабочие находки, на абсолюты не претендую, но вот решил поделиться , чем знал как.
aratrooper: