Первая часть обзора PiTone Sigma + Filigrane FA 400 MkII. Первые впечатления.
Первая часть обзора PiTone Sigma + Filigrane FA 400 MkII. Первые впечатления.
Прошло три месяца с тех пор, когда я задумал произвести апгрейд своей акустики. Итак, что у меня было: Бытовые полочники Tannoy Revolution R1 (аналог по динамикам пассивным мониторам Tannoy Reveal Passive), Усилитель Behringer A500, бытовой сабвуфер Mission m3as.
Меня абсолютно все устраивало до тех, пока занимался потихоньку музыкой для себя, никого не беспокоя, лишь выкладывая результаты своего творчества в интернет. Когда же ко мне стали обращаться с просьбой лицензировать мою музыку и настойчиво предлагать деньги за это, пришлось серьезно задуматься о качестве. Я знал, что мои поделки не выдерживают никакого сравнения по качеству с аналогами. Во-первых, сам это слышал в клубах, во-вторых, слышал это и у себя. Но, к сожалению, ничего не мог поделать. Сотни статей и видео в интернете так и не приблизили меня к тому, что же мне следует крутить и как, чтобы достичь хоть как-то приближающегося результата к эталонам. Я посчитал, что мне не хватает усердия, трудолюбия и внимания к деталям. Я старался. Очень старался. Но ничего не получалось. В конце концов, смирился. Каждый раз, когда получал деньги за свои работы, испытывал стыд. За то, что не могу заказчикам отдать качественный материал, а улучшить не получается. То ли из-за отсутствия таланта, то ли из-за того, что не мог ничего слышать на старой акустике.
Спустя некоторое время я взялся за проект качественной озвучки видео-тренингов. И тут же столкнулся с ограничениями своей акустики, которые очень сильно затормозили мою работу. Я обнаружил, что моя акустика сильно искажает голос, что очень мешало выставить результирующий баланс частот. Голоса звучали или гундосо, или неестественно. Это окончательно подтолкнуло меня к замене акустики.
Пару недель я провел в интернете, изучая обзоры, статьи, очень много статей. И понял, что одним из самых важных ограничений является акустика комнаты. Поскольку в это время я доделал ремонт в квартире, решил поэкспериментировать, пока комната была свободна от мебели. И первое, что я сделал, - это поставил акустику именно так, как рекомендовалось во многих статьях. А именно сесть в центре комнаты, отдалив динамики от стен. Единственная причина, почему я этого не делал ранее - мне это казалось очень неудобным - занимать очень ценное место в небольшой комнате.
Первое, что я испытал - был шок от звука. Я впервые в жизни услышал, как ровно звучат низкие частоты, и как сильно это влияет на общее восприятие музыки. Я четко и ясно услышал ошибки своих старых работ. Как по панораме, так и частотно. Удивительно - всего лишь пересел в другое месте.
Сразу же возникла идея произвести акустическую обработку, пока все еще выбирал, какие мониторы купить. Сказано-сделано. Через две недели у меня появились самодельные басовые ловушки и поглотители. Результат оказался отменным. Теперь я определил, почему у меня не получалось ничего сделать со звуком раньше - мне мешала акустика комнаты. Качество результирующего звучания уже меня очень устраивало, но я решил не останавливаться на достигнутом, и все же приобрести мониторы.
Не считаю себя богатым человеком, но и не стремлюсь взять что-то средненькое подешевле, а потом постоянно корить себя за то, что зря потратил деньги. Поэтому я решил, что брать буду что-нибудь действительно стоящее, как дорого бы мне это не обошлось. Из изученных мною материалов выбор пал на всего-лишь несколько моделей мониторов, среди которых были и мониторы PiTone Systems.
Не считаю свою имеющуюся акустику дешевкой. Когда я в начале 2000х покупал свои Таннои, они обошлись мне всего в 250 долларов. Но это было лучшее, что я мог купить тогда в салоне HiFi и HiEnd, не переплачивая. Эти малютки перебивали по звуку своих собратьев с более чем втрое превышающей ценой. Много позже я слышал разную акустику в разных местах - у друзей-аудиофилов, в магазинах, у знакомых музыкантов. К сожалению, лучше по звуку по приемлемой цене так и не мог найти. И сейчас, сравнивая их с Питонами, могу отметить, что был во многом прав, правда не совсем, но об этом позже.
Итак, мне не хотелось шила на мыла, поэтому я очень хорошо изучил звук своих колоночек, даже проделал акустические измерения. Это позволило мне определиться с тем, что же мне необходимо приобрести. Конечно, все было бы проще, если я бы мог легко сходить в мазазин и послушать мониторы перед покупкой. Но у нас в городе это невозможно, а ехать в Москву не хотелось. Поэтому пришлось покопаться в цифрах, чтобы сообразить, что брать и почему.
Итак, основные требования, которые я получил по результатам своих исследований:
- Крайне желателен шелковый высокочастотник.
- Крайне желательно пассивное оформление, плюс референсный усилитель.
- Низкое значение искажений.
- Отличная звуковая панорама.
- Ровное, неокрашенное звучание.
- Не принципиально воспроизведение глубоких низов (сабвуфер после измерений и прослушивания в новых условиях меня устроил на все сто.)
- Цена не более 120 тыс руб за комплект.
Сначала я собирался взять PMC TB2S+ и усилитель Филигрань. Но помучившись с интернет-магазинами, пришлось отказаться от этого, да и я не смог купить эти мониторы в Англии. Оплаченные деньги пришлось вернуть назад. После чего я решил обратиться к Володину. К тому времени, как я окончательно решился купить «Питоны», появилась в продаже новая модель Sigma. Другой возможный кандидат, который меня заинтересовал - Maxi. Я долго колебался в выборе, и решился на Sigma. Подкупили лучшие параметры динамика и заманчивое описание «time align». Поскольку у меня не было желания ехать в Москву и слушать, доверился Вадиму и своей интуиции.
Не знаю, что сработало, многочисленные отзывы довольных покупателей, собственные технические изыскания, или наши телефонные разговоры с Вадимом. Единственное, что я точно понял, что Вадим - мастер своего дела. Неожиданным для меня было то, что мне ничего не предлагали, ничего не требовали, ничего не обещали. По опыту общения с продавцами я ожидал, что будут что-то пиарить, что-то втюхивать. Но этого не случилось. От Вадима я получил исчерпывающие ответы на все мои вопросы по выбору. Он даже выслал мне результаты измерений на свои мониторы. В конце концов я дал свое согласие на заказ, сходил в банк и оплатил покупку.
Мониторы и усилитель пришли лишь спустя почти три недели после заказа. Первой проблемой было то, что никак не выходило быстро сделать ящик для пересылки, второй проблемой была нерасторопность грузовой компании, которой отправили заказ. В прошлый понедельник, рано утром, две вместительной упаковки уже лежали у меня в коридоре, оттаивая от инея 20 градусного мороза.
В обед, когда покупка уже отогрелась от студы, я подключил мониторы к моему старому усилителю. Первое, что я услышал - звук бы другой. Он совсем не походил на звук моих Танноев. И потребовалось время, чтобы я сообразил, в чем разница. Звук отличался и пространственно и тоново. Он оказался уже и звонче. Сильно отличался характер пространственного распределения звука. В-целом, на беглый взгляд, качество звука было выше, но не намного.
После я подсоединил Филигрань и настроил желаемый максимальный уровень мощности, который бы не поверг в шок моих соседей. Все-же мощности комплекта явно очень много для обычной квартиры. Я обычно прослушиваю музыку не громче двух ватт, а Филигрань может выдать запросто целых 110! Без регулятора громкости случайная подача со звуковухи всей амплитуды в усилитель стала бы плачевной для моих ушей. Иногда это случалось раньше, когда какая-то случайная программа ночью в абсолютной тишине пугала меня своим звуком, когда я забывал отключить звук. Подача же 110 ватт наверное сделала бы меня глухим заикой. Поэтому я ограничил усиление Филиграни. Эта возможность там есть - просто нужна маленькая отверточка. Итак, я выставил усиление усилителя и по вольтметру выставил баланс каналов, а потом микрофоном по АЧХ совместил звучание с сабвуфером. И был готов выслушать покупку уже более внимательно и придирчиво.
Мониторы Sigma представляют собой увесистую деревянную коробочку, напоминающую танк, из двух частей, жестко закрепленных друг с другом. Качество отделки корпуса изумительное. Нельзя сказать, что это «самоделки». Я не заметил ни единого изьяна, ни единой неточности или царапинки, говоривших бы о том, что колоночки сделаны вручную. То же самое можно сказать и про усилитель. Полное ощущение покупки брендового товара. В комплекте оказались и небольшие брошюрки со всем необходимым, чтобы самостоятельно разобраться в подключении и эксплуатации.
Отдельно скажу об упаковке. Усилитель находился в пленке, в картонной упаковке, какая обычно бывает у магазинных аналогах. Внутри пенопласт. Вся коробка целиком была плотно и герметично обернута пленкой. Колонки Вадим выслал мне в добротно-приготовленном фанерном ящичке. Обе колоночки обмотаны в пленку, твиттеры защищены от деформации картонной накладкой. В ящике со всех сторон их окружали куски поролона. В-общем, упаковка сделана добротно и надежно. Даже в очень небрежной перевозке и складировании сложно что-то повредить или испортить.
Теперь перейду, собственно, к описанию звука, ради чего все это и нужно. После того, как я переподключил мониторы со своего старого усилителя на Филигрань, не могу сказать, что я заметил что-то сильно отличающееся в звуке. Разница обнаружилась потом, но об этом дальше. Чего я только не слушал в тот день. И джаз и классику, и электронику разных стилей и направлений. Послушал и свои треки.
Разница в звуке по сравнению с моей старой акустикой, конечно была слышна. Но я не был способен адекватно оценить, в чем же она конкретно заключалась. Многолетняя привычка к Танноям не давала мне возможности сразу разобраться в этом. Лишь к вечеру, после десятков треков самых разных стилей и направлений, стало понятным более-менеее, что это за зверь такой, под названием Филигрань с Сигмой.
Итак, первое что я услышал - это тоновый баланс. У меня на Танноях были чуть припущены верха. Я знал об этой особенности и она мне не мешала. Но эта разница мешала мне понять звук Сигмы, т.к. поначалу Питоны мне показались «цыкающими», с заваленной серединой. После привыкания к звуку это ощущение ушло. Позже, когда я для сравнения подключил назад Таннои, у меня появилось обратное ощущение - чего-то мутного с выпирающей серединой. Другая заметная разница - это присутствие низа. Да, 7 дюймов Сигмы вряд ли будут тягаться с 10 дюймами моего саба. Но могу сказать, что разница не настолько велика. Правильно настроенный саб по спектроанализатору почти не слышно - лишь очень глубокие звуки дают о себе знать. Но все же 7 дюймов - это 7 дюймов - чуда тут нет. Чтобы уверенно контролировать 30-50 герц, саб необходим, иначе эти звуки утонут в остальном частотном диапазоне. У меня саб уже есть и очень приличный по звуку. Поэтому, для меня не столь было существенно, что брать, Сигму или Макси. В любом случае, я буду использовать его. Благо, по измерениям, он уверенно держит 28 гц, а после затыкания тряпкой отверстия фазоинвертора еще и стал очень четко передавать басы, без бубнежа и искажений.
Второе, что я услышал - это панорама. Она стала другой. На Tannoy она очень глубокая и широкая. По сути звук находился за динамиками, как бы выдавленным за пределы комнаты, простирающимся на 180 градусов. На Сигме же он ограничен пределами угла расстановки динамиков и сосредоточен внутри комнаты, перед динамиками. Поначалу это мне казалось существенным недостатком, но потом я привык к звуку и понял, что существенной потери нет - звук такой же глубокий, просто не такой широкий. Восприятию это не мешает. Но об этом напишу подробней в следующей части.
Пространственное разрешение звука оказалось не хуже Танноевской. Могу сказать, что Таннои не просто стоят своих денег, но многократно превосходят свою цену. Поэтому я не мог выделить без быстрого переключения туда-обратно, насколько Сигма хуже или лучше по разрешению. Скорей у них обоих разрешение одинаковое. Позже я убедился, что все же Сигма лучше, но об этом напишу позже.
Прослушивание показало, что динамику Сигма передает много лучше Танноев. Особенно сильно это было заметно на высоко-компрессированной «танцевалке». На Сигме пампинг четко различим, Таннои же просто все компрессируют, - слышно, что звук качается, но и только. Теперь же я могу спокойно различать разницу, наверное в долях децибелл, в применении компрессоров. Кажется чудом, что такое возможно, когда слышишь об этом на звукорежиссерских форумах, но я убедился что это возможно. Что обидней всего, о передаче динамики не пишут ни в одной технической характеристике на акустику, а это оказалось очень заметным.
Дальше, что я заметил - это меньшее количество искажений. Того, что меня доставало все эти годы на Танное - завышенное число третьих гармоник на СЧ, нет на Сигме. Что сказалось на качестве звучания естественных звуков. Джаз и живая запись звучат великолепно. Я не могу сказать, что есть полная иллюзия, что находишься в концертном зале, ведь стерео не позволяет этого, но это еще один шаг вперед к верности звучания, какой я получил.
Следующее открытие - я стал различать нюансы тембра верхов. Ранее шуршащие звуки для меня казались чем-то монолитным и вполне понятным. С Сигмой же оказалось, что любой шумо-подобный звук не просто имеет свой тембр, но и свою фактуру. А очень близкое звучание Сигмы пространственно еще и красиво кладет эти звуки прямо перед динамиками. Я влюбился в слушание оттенков шумовых звуков. Каждый трек, который я слушал, давал огромное море нюансов проработки перкуссий и эффектов. Ранее я был лишен возможности слышать это.
И последнее, что я заметил - это хвост ревера. Ранее он просто либо был, либо не был. Мне приходилось одевать наушники, чтобы хоть как-то выставить его. Теперь же на Сигме я имею возможность точно контролировать любые нюансы звучания ревера - его длительность, уровень, пространственность и даже микронюансы изменения его тембра и фактуры.
К вчеру я прервал свое тестирование на ночь. В следующей части опишу, что же я услышал позже, когда подключил одновременно и старую и новую акустику, когда стал попеременно переключать выход то на Сигму, то на Таннои. Тут меня ждали новые открытия. Но об этом напишу в другой раз.