Можете рассказать подробнее, что именно выходило и в чем по Вашему причина , что ничего хорошего?
Вслушиваясь в клик, музыканты напрочь потеряли "чувство локтя". Командная игра, присущая живцу, когда есть микродевиации темпа, но - ВМЕСТЕ - пропала. Нюансы внутри секций пропали, они перестали представлять собой единый инструмент.
Ошибка была ИМХО еще и в том, что в уши музыкантам давали еще и унифицированный баланс ("как на диске" - :sarcastic
Те, кто работал в живых коллективах, особенно больших - оркестрах, например - знает, что в реальности каждый исполнитель слышит свой баланс в зависимости от локации.
Муздиректор коллектива и я - посторонний советчик - были против этой схемы, как и все музыканты, но хозяин коллектива поддерживал эту ложную, как выяснилось, концепцию. Через какое-то время от нее все же отказались.
Я привел это пример, потому что (повторюсь) музыканты были очень крепкие, а вместе получался какой-то неуклюжий Франкеншейн.
Сталкивался и с другими примерами, когда музыканты-середняки, добившиеся ритмической слитности (хотя плавали дико, но - вместе) начинали работать с кликом или драм-машинкой и просто разваливались по времени, т.к. шифт у каждого был свой.
Доходило до смешного - жаловались, что машинка то ускоряет, то замедляет - "наверно, с блоком питания проблемы" :sarcastic:
Вообще-то когда музыкант профессиональный (следовательно - ритмичный), клик при записи ему не нужен, если он играет под сформированную полноценную болванку - своеобразный грув-клик, ИМХО - лучший (при вступлении с первой доли, конечно же, нужен отсчет). Барабанщиков я предпочитаю писать в конце, и могу смело заявить - такие записи звучат музыкальнее и органичнее тех, что были сделаны под голый клик.
Кроме того, при возможности пишу исполнителей по группам, а не по одному - и "живее" по груву, и саунд иной. Естественно, это усложняет редакцию, но игра стоит свеч. Если исполнители подготовлены, геморроя нет, а результат намного убедительнее.
Никакими "elastic audio" и т. п. не пользуюсь - со времен ленты привык к тому, что музыкант должен играть, а не надеяться на костыли в виде нелинейного монтажа, тюнинга и т.п.
П.С. Рассуждения Ваши ИМХО, в ту степь.
П.П.С. О необходимости и не нужности метронома - ИМХО абсолютно правильный вывод:
1. Метроном нужен, когда он нужен
2. Метроном не нужен, когда он не нужен
Добавлю только, что без единоначалия результата трудно добиться, и необходим человек, который определяет необходимость в метрономе (и другие аспекты творческие и технорлогические) - продюсер коллектива, проекта, музыкальный директор коллектива или его неформальный лидер.
Естественно, у этого человека должен быть заслуженный авторитет и знание предмета, чтоб не порождать ненужные дискуссии, отнимающие время.
В противном случае будут ситуации типа "Лебедь, Рак и Щука" или
"У семи гувернанток дитя - адмирал Нельсон".
ПППС: все сказанное относится к сложившимся музыкантам. В процессе обучения и становления без упорных занятий под метроном не обойтись, отрицание его - от лукавого. Даже ИМХО не буду писать.