Тема тайминга (или ощущения времени музыкантом, если избегать иноязычной терминологии) - очень важная, а в нашем Отечестве - еще и больная.
Осмелюсь высказаться, потому, как имею длительный опыт работы, в т.ч. с носителями разных культур, по обе стороны баррикад - и как исполнитель, и как работник звукозаписи. Буду говорить о вещах, в которых убежден, и не только на своем опыте, поэтому "ИМХО" упускаю.
Краткое интро:
Во-первых, сразу отметем раздолбайство, когда нежелание заниматься с азов под метроном для выработки ритмичности выдается за "национальные особенности менталитета", "широту славянской души", "борьбу за живость музыки" и т.п. Все это чушь.
Музыка ритмична, независимо от национальности, жанра и времени. Современная - в особенности. Кто не желает этого признать, ничего не добьется.
Во-вторых, единого верного рецепта методики на все случаи жизни нет и быть не может. Разные ситуации - разные решения, был бы результат. Вместе с тем можно сэкономить время и нервные клетки, придерживаясь толковых схем.
Итак, по живым выступлениям: обходиться без клика можно и нужно, когда не используются секвенсерные партии или плэйбэки с компьютера. Чтоб все звучало прилично и партии не терялись, надо иметь на сцене не урезанный сравнению со студийным состав. Примеры – любой тур приличного западного артиста или разовые отечественные сценические события (Носков, Агутин).
Если овердабов в студии не было – квартет и на сцене квартет. Академическим исполнителям в этом смысле легче.
Если используется плейбэк, без клика не обойтись, но не обязательно давать его в уши всем музыкантам. Знаю печальные примеры изобретения таких велосипедных схем у нас – ничего хорошего не вышло, при том, что исполнители были хорошие.
Обычно клик дается в уши барабанщику, хотя есть и другие схемы, более кропотливые в разработке, но и более музыкальные. Со своим коллективом, когда у клавишника не хватало рук, использовали секвенсер для вспомогательных партий и управления обработкой. Схему заимствовал у Path Metheny Group. Поскольку музыка была очень динамичная, клик давался в монитор барабанщику, или другому исполнителю, ответственному за ритм в данной пьесе. Причем клик был запрограммирован соответственно динамике музыки – в тихих фрагментах он становился тише, чтоб не перебивать музыку, в громких – громче для разборчивости.
Номера, в которых не был задействован секвенсор, игрались без клика.
Когда появилась возможность расширить состав, от "костыля" отказались напрочь.
Студия: сыгранный профколлектив можно писать без клика, если это не поп-музыка, требующая основательной post-production. В таких случаях затрудняется редактирование, но для крепких музыкантов редактирование может свестись к простому выбору из нескольких приличных дублей. Во многих жанрах клик – зло, но мастера имеют клик внутри, а легкие девиации темпа незаметны, поскольку происходят "дружно".
Запись в фиксированном темпе дает лучшие результаты, когда у музыканта есть иллюзия одновременного исполнения. На одном из ламерских сайтов рунета прочел рекомендацию – "первым под метроном записывают ударные"… Нет слов, одни выражения.:ireful1: Хуже и мертвее не бывает.
Я когда-то выработал для себя схему, а потом узнал, что она (substitute) давно изобретена, ею пользуется Маркус Миллер – создается пластмассовая болванка, из которой в разном порядке происходит замена на живые инструменты. Преимущества – любой исполнитель слышит всю фактуру и взаимодействует с ней. Первыми желательно прописывать фиксированные партии, импровизации и вариационные – по мере формирования костяка.
Ударные стараюсь записывать в последнюю очередь, чтобы барабанщик следовал динамике (от этого меняется не только громкость, но и тембр) и мог вкусно украшать партию, следуя характеру уже накопленного материала. Так часто делает Dave Weckl и многие другие.
Общие рекомендации – вырабатывать в себе ощущение субдолей (subdivision), мыслить как минимум в дубле. Чтобы четко сыграть шестнадцатую синкопу, мыслить восьмушками, а тем более – четвертями, недостаточно. Учиться ощущать ритм телом. Черные говорят – put da groove into your body.
Когда играю сидя, левая нога имитирует игру хэтом в дубле. Кстати, в западных музилищах обязательно минимальное овладение ударными. Это помогает правильному мышлению, даже импровизировать учат, выстраивая развитие в первую очередь ритмически, тогда и на одной функции можно сыграть вкусное соло. Отечественная же схема иная – на сильную долю берется аккорд, затем следует секвенция разной степени корявости…
Заниматься, естественно под точный клик. Хромые механические метрономы только во вред. Занятия же под клик, а еще лучше – под грув клик - вырабатывают не только чувство ритма, но и чувство темпа. Хороший барабанщик должен запоминать и темпы с точностью до 2-3 BPM. При занятиях не прыгать с одного упражнения на другое, а сидеть на одном паттерне до фиксации позитивных изменений (А они будут).
Играть упражнения на ритмическое расширения (целые – половинки – четверти и т.д, включая триоли и другие группировки). Начинать работу над партиями и групповые упражнения с медленных темпов, чтобы прочувствовать каждую субдолю, избегая "забалтывания" музыкального текста. Иначе получится, как у рихтовщиков на СТО – не переживайте, на скорости не будет видно…
Извините, коллеги, что не ссылался на ваши посты – и так многабукаф. Я надеюсь, каждый найдет что-то, созвучное своим высказываниям.
Скажу только – профессионал может запросто обойтись без клика, но если клик присутствует, он не будет профессионалу помехой. В противном случае человеку один путь – на эстакаду для доработки.