Термин "пониженная ступень" в музыке относится к аккордам или нотам, которые находятся на ступени, пониженной на полутон относительно натуральной или основной ступени в данной тональности.
Пониженная ступень: Определение и Контекст
- Пониженная ступень (bVII и bVI)
- bVII: Это аккорд, который основывается на ступени, пониженной на полутон от натуральной седьмой ступени в мажорной тональности. В тональности A минор (Am) натуральная седьмая ступень — это G# (в натуральной мажорной тональности это будет G). Пониженная седьмая ступень (bVII) будет G (по сравнению с G#).
- bVI: Это аккорд, который основывается на ступени, пониженной на полутон от натуральной шестой ступени в мажорной тональности. В тональности A минор (Am) натуральная шестая ступень — это F# (в натуральной мажорной тональности это будет F). Пониженная шестая ступень (bVI) будет F (по сравнению с F#).
- Пример в контексте A минор:
- В тональности A минор (Am) натуральная тональность имеет следующие ступени:
- i (Am) — основная минорная тоника
- ii° (Bdim) — уменьшенный аккорд
- III (C) — мажорный аккорд
- iv (Dm) — минорный аккорд
- v (Em) — минорный аккорд
- VI (F) — мажорный аккорд
- VII (G) — мажорный аккорд
- Пониженная седьмая ступень (bVII) будет G вместо G#, поскольку G# является седьмой ступенью в мажорной тональности, а G является пониженной седьмой в миноре.
- Пониженная шестая ступень (bVI) будет F вместо F#, поскольку F# является шестой ступенью в мажорной тональности, а F является пониженной шестой в миноре.
Как это работает:
- В мажорной тональности: Пониженная ступень – это нота, которая на полутон ниже того, что она была бы в мажорной гамме. Например, в тональности C мажор седьмая ступень – это B. Пониженная седьмая ступень – это B♭.
- В минорной тональности: Пониженная ступень – это нота, которая на полутон ниже той, что она была бы в натуральном миноре. Например, в A минор натуральная седьмая ступень – это G#. Пониженная седьмая ступень – это G.
В тональности ля минор (Am), аккорды можно обозначать по-разному в зависимости от выбранного подхода к гармонии. Давайте разберем оба варианта аккордовых прогрессий и их названия.
1. Прогрессия: i - bVII - bVI - bVII
В этой прогрессии используются пониженные аккорды, что придает ей специфический звук.
- i: Основной минорный аккорд. В тональности Am это Am (A минор).
- bVII: Аккорд пониженной седьмой ступени. В Am это G (G мажор или G7).
- bVI: Аккорд пониженной шестой ступени. В Am это F (F мажор).
- bVII (повторяется): Аккорд пониженной седьмой ступени. В Am это G (G мажор или G7).
Итак, прогрессия будет: Am - G - F - G.
2. Прогрессия: i - VII - VI - VII
В этой прогрессии используются аккорды, основанные на натуральных ступенях минорной тональности.
- i: Основной минорный аккорд. В тональности Am это Am (A минор).
- VII: Аккорд седьмой ступени. В Am это G (G мажор или G7).
- VI: Аккорд шестой ступени. В Am это F (F мажор).
- VII (повторяется): Аккорд седьмой ступени. В Am это G (G мажор или G7).
Итак, прогрессия будет: Am - G - F - G.
Заключение
В обоих случаях аккорды
Am,
G, и
F остаются теми же. Разница между этими двумя прогрессиями заключается в теоретическом подходе к их обозначению и пониманию. В первом случае мы используем пониженные ступени (bVII и bVI), чтобы подчеркнуть гармонические особенности, тогда как во втором случае аккорды обозначаются по их натуральным ступеням в тональности. На практике, в обеих прогрессиях аккорды звучат одинаково:
Am - G - F - G.