про RMS и LUFS

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала
Не громкость, а средний уровень, т.е. с громкостью она связана, но при том же RMS на слух громкость может быть очень разной
та вообще не очень. Весьма объективный показатель, если не рассматривать случай с какими-то экстремальными АЧХ (ну и в случае с "Болеро" тоже всё сложно и для RMS и для LUFS).

А вот психоакустическая (воспринимаемая) громкость вообще ничем не измеряется нормально. Реально какой-нибудь металл из телевизора, который стоит в соседней комнате будет казаться громче, чем флейта, на которой играют в полуметре от тебя. Хотя любой "децибелометр" конечно покажет что флейта громче. Пример весьма условный.
 
та вообще не очень
Бывает. Я уже писан выше - рок одной группы был на слух раза в 4 тише другого рока, при том же LUFS и уровне -0.5... сколько мучали, измеряли, гадали, так и не поняли почему...пришлось просто выбросить...к соженью не сохранилось, не могу показать...
 
Не громкость, а средний уровень...
(вздыхая) Средний уровень... чего?

...измерители К-Систем (смесь PM и RMS)...
...в конечном итоге придумали LUFS...
Если даже при том же LUFS, который намного ближе к слуховой громкости бывает что на слух есть разница...
Я ещё вчера покопался в этом вопросе, оказывается в алгоритме LUFS один из этапов - это... вычисление среднеквадратичных значений, также, как и в RMS, между определёнными временными блоками, причём какие-то блоки при этом целенаправленно не учитываются. Этап этот происходит сразу же после K-взвешивания сигнала (наложений определённых фильтров). Потом ещё суммируется там, логарифмируется и т. д., но это уже не так важно. Получается, что LUFS-громкость - просто продвинутая RMS-громкость. Инфо из рекомендованных погуглить мне материалов по EBU R128.

интенсивностью можно назвать скорость или время за которое сигнал (волна) достигнет максимального значения амплитуды, вот это и будет определять ее громкость.
Ну, это ведь не противоречит тому, что громкость функционально зависит от интенсивности звука.

П образная волна и S образная волна одинаковой амплитуды будут разной громкости))
Даже и не спорил об этом. Но буду знать, спс.))
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Got Zilla
Получается, что LUFS-громкость - просто продвинутая RMS-громкость.
Пожалуй, справедивее обратно: это RMS - недорафинированная громкость. :D
Громкость - это оценочное суждение, производимое человеческим слухом.
А пресловутое RMS - это среднеквадратичное значение отклонений ЛЮБЫХ continuos явлений - хоть цены на бензин, хоть заболеваемости COVID.
И то, что RMS применяется для некоей приблизительной оценки громкости (без учета психоакустики), вовсе не говорит о том, что RMS и есть сама по себе громкостью.

Без учета особенностей слуха, которые в случае измерение LUFS имитируются фильтрами (опять же - в какой-то степени, не более) RMS не является адекватным отображением громкости.
Уже не раз написали в теме: аудио с разным RMS может иметь равную громкость, и наоборот.

RMS - это просто среднеквадратичное значение амплитуды сигнала - будь то аналогового или оцифрованного, и вовсе не обязательно аудио. Всё!!!
 
Получается, что LUFS-громкость - просто продвинутая RMS-громкость.
Громкость файла, да. Но то, что вы услышите в итоге, конечно зависит ещё от через что этот файл будет вопроизведён, где вы будете находиться по отношению к источнику звука, что это за источник звука и от положения ручки Volume, от вашего состояния и настроения)) А громкость файла, если так можно выразиться, RMS описывает вполне точно. И два одинаковой плотности файла с более-менее равномерной ачх с одинаковым RMS будут фактически одинаковой громкости. На практике этого вполне достаточно. Не без нюансов, но в общем и не ужас-ужас.

Максимальный RMS у Square вейвформы с коэффициентом заполнения D=50% . То есть чотка квадратный импульс (меандр) с максимальной амплитудой под 0 по пикам. Любой другой будет иметь RMS меньше.
 
  • Like
Реакции: FRONT, Long и Driverson
И то, что RMS применяется для некоей приблизительной оценки громкости (без учета психоакустики), вовсе не говорит о том, что RMS и есть сама по себе громкостью.
RMS - это метод (среднеквадратичный), а не громкость. В университете на матане я по этому методу функции строил.
По части звука, "громкость RMS" или "среднеквадратичная громкость" - это просто название полученных этим методом значений громкости. Поэтому когда @sunet говорит "средний уровень", надо понимать, что это средний уровень громкости, который имеет название "среднеквадратичная громкость".
 
Громкость файла, да. Но то, что вы услышите в итоге, конечно зависит ещё от через что этот файл будет вопроизведён, где вы будете находиться по отношению к источнику звука, что это за источник звука и от положения ручки Volume, от вашего состояния и настроения))
Ну, речь всё равно не о восприятии громкости файлов, тут никогда не будет объективного метода оценки просто потому, что каждый человек имеет своё индивидуальное строение слухового аппарата, и помести всех в идельно одинаковые условия, отличия всё равно будут.

А громкость файла, если так можно выразиться, RMS описывает вполне точно.
Согласно материалам R128, LUFS таки точнее. Но признаюсь, всегда пользовался RMS для оценки громкости, например, после применения динамических эффектов, которые не имели автоматической компенсации громкости. Просто потому, что значения RMS всегда были перед глазами (наряду с пиковыми), а для LUFS надо было куда-то лезть, что-то включать.)) Но надо бы всё-таки перейти, хотя бы ради тестовых соображений.
 
  • Like
Реакции: Got Zilla и smack
икогда не будет объективного метода оценки просто потому, что каждый человек имеет своё индивидуальное строение слухового аппарата
А никто не говорит об обсолютной объективности, поскольку её не могут обеспечить даже приборы объективного контроля, по большому счёту. ))
Но никакие индивидуальные особенности слуха все равно не отменяют общности восприятия, о чём нам говорят кривые равной громкости. Разве что люди с крайней степенью нейросенсорной глухоты выбиваются из общей картины )))
Но надо бы всё-таки перейти, хотя бы ради тестовых соображений.
Разумное решение, )) тем более что с каждым днём измерители LUFS все больше интегрируются в рабочие орудия звуковой индустрии.
 
А никто не говорит об обсолютной объективности, поскольку её не могут обеспечить даже приборы объективного контроля, по большому счёту. ))
Пиковая громкость - это самый объективный показатель. Она ведь практически точно описывает волну, как она есть в природе. А вот то, как люди воспринимают ушами эту волну - это уже очень субъективная характеристика громкости. Собственно, вы же сами это и говорили.

RMS и LUFS громкости - это отход от объективизма ради комфортного усреднения множества субъективных восприятий. И пока это лежит в диапазоне человеческой слышимости, это будет работать. А вне - только пиковые характеристики.
 
Последнее редактирование:
  • Haha
Реакции: smack
для LUFS надо было куда-то лезть, что-то включать.))
До сих пор ленюсь это делать)) Электронные часы тоже точнее стрелочных с маятником, но если последние нормально отстроены, то в реальной жизни вполне норм время показывают.


Пиковая громкость - это самый объективный показатель.
Ну.. ээ... плюс расстояние между пиками)) Чем чаще пики - тем громче))
 
  • Like
Реакции: Driverson
Например:
синус с уровнем -12dBFS будет равен -12dBRMS, DR=0, а вот LUFS будет зависеть от частоты синуса))
нет, у синуса с амплитудой -12dBFS, RMS будет около -15dBFS - не надо путать синус и квадратную волну)) 1/sqrt(2) ~= 0.707 ~= -3dB
ну это так, для пуризма
 
Пиковая громкость - это самый объективный показатель.
C точностью до наоборот. Слух оценивает громкость не по единичным пикам, а по усредненной ее величине. Именно для этого были созданы измерители VU. Впрочем, если пиков будет больше, то больше будет и усредненная громкость
 
  • Like
Реакции: CakeWorker
Кто сумлевается - почитайте, как измеряется допустимый уровень шума.
Далеко не лез:

"Для количественной оценки шума используют усредненные параметры, определяемые на основании статистических законов. Для измерения характеристик шума применяются шумомеры..." (с) Вики
"Шумомер — прибор для объективного измерения уровня звука. Не следует путать этот параметр с уровнем громкости. " (с) Вики


Может, я не то ищу?
 
  • Sad
Реакции: itzh
-- Может, ещё на "Мурзилку" начнём ссылаться?
Есть же официальные документы!
Вот, хотя бы:
ГОСТ 23337-78 (СТ СЭВ 2600-80) Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий.
 
-- Может, ещё на "Мурзилку" начнём ссылаться?
Есть же официальные документы!
ГОСТ 23337-78 (СТ СЭВ 2600-80) Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий.
https://files.stroyinf.ru/Data/317/31714.pdf
Спасибо! С "Мурзилки", правда, тоже ссылаются временами на ГОСТы.
---------------------------------------------------------------------------------
Upd.: Этот ГОСТ устарел, взамен ему действует ГОСТ 23337-2014.
 
Последнее редактирование:
С "Мурзилки", правда, тоже ссылаются временами на ГОСТы.

-- Что же помешало и Вам сослаться на ГОСТ ?
В подобных стандартах, кстати, сколько-нибудь существенных изменений обычно не бывает.
Даты выпуска только меняются, да изредка пару цифр нормативных меняют.
В остальном - со времён СССР всё то же самое.
 
-- Что же помешало и Вам сослаться на ГОСТ ?
А что должно заставить, не понял? Что проще было найти, на то и сослался, свобода выбора и всё такое, к тому же не был уверен, что речь шла именно об этом. Википедия же содержит метаданные и ссылки не только ГОСТов, что может являться важной причиной не обходить этот ресурс стороной и почитателям СССРовских стандартов. А может не являться... свобода выбора и всё такое... а, я говорил уже.

В общем, ознакомлюсь с ГОСТами, как минимум вижу пару полезных моментов, надеюсь, там будет написано и про объективную громкость, которая оценивается органическим слухом по усреднённым величинам.
 
Вы 2 страницы подменяете понятия оценочного восприятия, и технического замера. В плане тихнического замера рмс и тру пик, является точными измерителями. Всё что связано люфсами, это всё подгон под кривые человеческие ушки, которым больно вечно.
 
  • Like
Реакции: Driverson
ИМХО: не понимаю важности вопроса.
мне кажется, что уже давно есть требования - "забудь понты и делай так как нужно".
что в этом непонятного я не знаю((
 
  • Like
Реакции: Skipper
Не буду тянуть гуся за гриву, оказалось, нет даже никакого упоминания о громкости в ГОСТе по измерениям шумов. Фигурирует "уровень звука", "уровень звукового давления", "уровень звукового воздействия" и т. д. При этом в шумомерах используется А- или С-взвешивание, а это те же самые кривые Флетчера-Мэнсона, и именно по ним надо корректировать показания. И смысл надо было изучать ГОСТы о шумах, если там так же, как и в обсуждаемой теме, всё упирается в кривые равной громкости, которые являются усреднёнными статистическими данными субъективного восприятия множества разных людей?

Так как слух может оценивать громкость звука, если громкость - это и есть продукт оценочной деятельности слухового восприятия звука? Без оценки ведь нет никакой шкалы громкости. Сначала мы слышим звук, оцениваем его и, исходя из его силы, регистрируем в личной системе "тихо - громко". До оценки даже понятия громкости не существует.
 
Последнее редактирование:
Очевидно же, что у каждого не только свои "понты", а и понимание того, как делать "нужно". Для этого и придуманы стандарты, чтобы всех уравнять.

стандарты для того, чтобы калыханка не звучала громче боевика))
я может сейчас тупану, но КМК один раз откалибровать мониторный контроль проще, всё станет на свои места.
хез, но я как-то давно уже забыл загоняться вопросами громкости. хотя и люблю это дело)))
есть конечно нюансы с требованиями отдельных ресурсов, но это гораздо проще решается, когда ты уже знаешь, чАго твоя АС выдаёт.
 
Не буду тянуть гуся за гриву, оказалось, нет даже никакого упоминания о громкости в ГОСТе по измерениям шумов. Фигурирует "уровень звука", "уровень звукового давления", "уровень звукового воздействия" и т. д. При этом в шумомерах используется А- или С-взвешивание, а это те же самые кривые Флетчера-Мэнсона, и именно по ним надо корректировать показания. И смысл надо было изучать ГОСТы о шумах, если там так же, как и в обсуждаемой теме, всё упирается в кривые равной громкости, которые являются усреднёнными статистическими данными субъективного восприятия множества разных людей?

Так как слух может оценивать громкость звука, если громкость - это и есть продукт оценочной деятельности слухового восприятия звука? Без оценки ведь нет никакой шкалы громкости. Сначала мы слышим звук, оцениваем его и, исходя из его силы, регистрируем в личной системе "тихо - громко". До оценки даже понятия громкости не существует.
это у Вас пройдет. Всё со временем. Без обид.
 
  • Haha
  • Like
Реакции: Elle, Long и itzh
При этом в шумомерах используется А- или С-взвешивание, а это те же самые кривые Флетчера-Мэнсона
Вряд ли именно кривые Флетчера - Мансона, поскольку они относятся к восприятию в наушниках, а шум обычно измеряют в открытом звуковом поле. Такими исследованиями занимались другие люди - Робинсон и Дэдсон, причём гораздо позже. А поскольку и после них специалистами многих стран были проведены дальнейшие исследования по усовершенствованным методикам, то сегодня обычно говорят о кривых равной громкости (Equal loudness contours).

И позанудствую еще: есть два знаменитых человека по фамилии Мэнсон - это артист Мерилин и серийный убийца Чарльз. Ни один из них исследованиями в области звука не занимался. :D
А фамилия инженера Munson произносится как МАнсон, поскольку именно так читается "u" в закрытом слоге (run, sun, fun).
 

Сейчас просматривают