Запись на ленту

Зачем? Это неинтересно. А вот ваши работы - да, сперва поискал... и чёт там в отзывах восторгов не особо как-то... почему-то...
Вот например всё моё цифрогомно в подписи. А вот аналогошыдевры фсе засекрчены неимовершейшим образом... почему-то... опять же...
 
Зачем? Это неинтересно. А вот ваши работы - да, сперва поискал... и чёт там в отзывах восторгов не особо как-то... почему-то...
Вот например всё моё цифрогомно в подписи. А вот аналогошыдевры фсе засекрчены неимовершейшим образом... почему-то... опять же...
Угум. Сходите в ветку синтезаторов аналоговых и поубеждайте людей, что это цифра рулит) Расскажите про пилы там, меандры. Сами знаете)). И что можно в цифре не хуже делать. А может и лучше даже! А потом к пианистам поприставайте, с рассказами о чудо-семплерах и почему их любимые рояли надо выкинуть.. Ага..
 
А мне не надо никуда ходить. Я тут подожду пока...
Ничего особо архаичного в звуке нет) Все звучит достоверно, объемно и современно. Шумят мало. Результат клиентам нравится.
Тем более что фотки как всё звучит и всем нравится у вас уже есть... :)
 
Скорее опечален тем, что очередная попытка услышать шыдывральные шыдевры с треском провалилась, и команда КВН "Валшебный Аналох" снова побеждает в этом бесконечном турнире... Ну и в полку танцев об архитектуре похож прибыло...
 
Скорее опечален тем, что очередная попытка услышать шыдывральные шыдевры с треском провалилась
Сочувствую)) Но у вас-же осталось ваше "цифрогомно"(с)? Радуйтесь ему!

зы. А вообще включайте ждуна и закладывайте ветку нейтрона- будет демка вам на утешение) Почти допилил)
 
Реальную пользу от данной темы (в случае её развития) вижу в развенчании диких и дурацких мифов о Волшебной Ленте и Чудесном Аналоге - с возданием им должного, с описанием по возможности их действительным способностей и достоинств. )))
+100500
Лично в моей памяти мифов, несуразностей и фактов набралось десятка полтора или больше,
и если позволите, начну с пары мифов. Постараюсь быть объективным и лаконичным
(возможно, кто-то поправит или чем-то дополнит).

Миф 1. Баянище конечно )) "Записи известных мировых рок- поп- легенд, сделанные в 80-х годах, звучат ясно, насыщенно и реалистично, потому что они записаны на ленту".
Это в общем миф, потому как во-первых, львиная доля таких записей была сделаны в цифре (формат DASH емнип, появился в нач. 80-х), и во-вторых, тот звук был исключительно в головах и ушах продюсеров и звукорежиссёров, делавших эти записи, и не являлся заслугой "волшебной аналоговой ленты". Кстати, в то время технологии бежали вперёд, и были очень продвинутыми для своего времени. Записываться в цифре могли позволить себе лишь артисты мировой известности ))
"Тот звук" - это в первую очередь источники той эпохи (инструменты, синтезаторы, голоса) и сложившиеся тренды звучания, а не домен. Какие-то особенности и дополнительные оттенки в "тот звук" несомненно, привнесли и цифровые процессоры, на сегодняшний день ставшие классикой.
Немало записей до сих пор считаются эталонами вне зависимости от домена; есть и неудачные работы - и в цифре, и в аналоге.


Миф 2. "Исправный и один раз хорошо настроенный магнитофон не будет ломаться и нуждаться в настройке при бережном использовании".
Это заблуждение (в профессиональном ракурсе, разумеется). Да, если аппарат должным образом обслужен и настроен, внутренние механические детали исправны и будут иметь достаточный ресурс, то механика может проработать довольно долго.
Но есть такие тонкие и не очевидные вещи для некоторых пользователей, как:
-проверка и настройка азимута голов, поскольку со временем азимут может уплыть, особенно если аппарат периодически перемещается или перевозится к знакомым "прогнать пару треков" - после чего оч. желательно прогнать тест-ленту и если необходимо, подстроить азимут;
-настройка подмагничивания, даже если вы работаете с одной маркой ленты, то в идеале его нужно настраивать под новую партию ленты;
-поскольку головки постепенно изнашиваются, происходит завал ВЧ, и чтобы компенсировать износ, нужно проверять это и делать необходимые выравнивающие регулировки в усилителях воспроизведения и записи;
-настройка усилителя записи в идеале должна выполняться после настройки подмагничивания - под новую партию ленты;
-периодическое размагничивание (особенно перед прогоном тест-ленты), чистка и смазка.
 
Последнее редактирование:
Парочка мифов о ленточной компрессии.

Миф 3. "Компрессия ленты приятна на слух и звучит лучше, чем железные компрессоры и софтовые эмуляции".
Отчасти так, но всё не так просто.
На заре развития мультитрековой записи появилась практика намеренно завышать уровни при записи на рекордер:
кто-то таким образом боролся с шумом тогдашних лент, а кто-то просто экспериментировал. В результате таких экспериментов в общем-то и было замечено явление компрессии и постепенно принято на вооружение, причём при записи рок- и поп-музыки она зачастую применялась на этапе трекинга уже как художественный приём.
Не секрет, сегодня некоторые люди пользуются аналоговыми рекордерами именно для ленточной компрессии и для получения специфических искажений - сатурации (и даже перегруза).
Некоторые новички аналоговой записи заблуждаются, думая, что лента всегда немного компрессирует, при любом уровне. Это не так. Если коротко говорить о природе этого явления, то у любой марки ленты есть свой уровень сатурации и уровень предельного намагничивания. Вблизи первого значения она начинает входить в насыщение, вначале мягко ограничивая пики сигнала, а при дальнейшем втапливании ограничивает ещё больше, вплоть до появления специфических (и опять же мягких на ухо) искажений. Этот процесс не контролируемый в плане привычных нам параметров компрессии. Если его гипотетически представить в виде какого-то прибора, то на его панели была бы одна-единственная ручка уровня и волюмметр (всё примерно как в LA-2A), вдобавок, можно было бы выбирать марку ленты, поскольку характер окраса различных марок лент на их насыщении отличается.
Чем она приятна на слух. Компрессия ленты по характеру напоминает мягкое лимитирование, но без резких переходных процессов, при этом с совершенно мгновенной атакой и отпусканием, поэтому звучит на слух без накачки и мягко, т.к. не вызывает резких изломов сигнала и характерных искажений, которые присущи большинству железных компрессоров и их эмуляций при установке наименьших величин атаки и релиза.
Но нужно иметь в виду - такая компрессия не всегда подходит тем или иным инструментам; в некоторых случаях она может размазать атаки инструментов и добавить грязи в микс. Это в первую очередь происходит по причине того, что насыщение на ВЧ у ленты наступает раньше, чем на остальных частотах (и кстати, снижение скорости ещё больше на это влияет).
Масса современных звуков и семплов имеет интенсивную ВЧ-составляющую, в особенности на пиках атак. Следовательно, при компрессии таких пиков, эта составляющая будет значительно понижена по уровню относительно самого пика (представим себе динамический лоу-пасс) и искажена, в итоге атаки станут размазанными и мутными. Для кого-то такой результат может быть неоднозначным, вплоть до полного разочарования. Чтобы применять ленточную компрессию "во благо" и "в жилу", нужно понимать механизм её работы, и желателен какой-то опыт...


Миф 4. "Хорошую компрессию и насыщение ленты можно получить, купив даже недорогой полупрофессиональный рекордер".
В основном, это заблуждение, поскольку обычно звуковая электроника в тракте записи большинства таких аппаратов начинает искажать раньше, чем начнёт сжимать профессиональная лента. Компрессия и сатурация конечно могут происходить, но попутно сопровождаясь сёром усилительной части аппарата. По причине особенностей схемотехники и низкого питания каскадов полупроф. рекордеров, динамический диапазон всей усилительной электроники сильно страдает. По уму, для расширения ДД такой аппарат нужно будет модифицировать (менять какие-то ОУ, возможно перекраивать схему, поднимать питание).
У хороших студийных рекордеров ДД усилительного тракта обычно с запасом превышает максимальный уровень известных лент "с высоким выходом", чтобы без искажений переварить пики музыкального сигнала.
 
Последнее редактирование:
@Anthony Scott, хорошие посты. :-) Особенно о мифах №3 и №4 талдычу уже давно, с Лонгом наперебой )) - но народ разоблачения наши пропускает мимо ушей.
Кстати, по поводу тонкостей работы с лентой и необходимого опыта - фиг кто из стремящихся заполучить ТУ САМУЮ технику знает, что по мере износа головок контент с ВЧ опытные дядьки )) избегали писать на крайние дорожки - 1 и 24, затем 1-2 и 23-24 - пока в сносном состоянии не оставались только сидящие в середине головки каналы...

Да, еще: далеко не все стили писали с "горячими уровнями". В поп-музыке пресловутую ленточную сатурацию практически не использовали, это была прерогатива рокеров )) Хотя наши спецы, нахватавшись инфы по верхушкам, употребляли эту сатурацию гдне ни попадя. )))
 
@Anthony Scott, хорошие посты. :) Особенно о мифах №3 и №4 талдычу уже давно
Спасибо :) Если есть интерес и польза, то ещё несколько мифов в таком ракурсе попробую оформить на днях, как появятся свободные минуты.
Да, про хитрости с 1-24, 2-23 и тд, и юзание вплоть до открытия зазора - тоже были мысли написать )) один раз приходилось держать в руках и такие головы, правда их уже только выбросить... Про неоднозначность кросстока и его боязнь - тоже фишка (иногда перестраховщики любили записывать стереопары например, клавишных, не на соседние дороги, а разнося подальше друг от друга :) ).
 
@Anthony Scott С мультитреком ленточным сущий гемор)) Эт верно.

А вот по поводу эффектов - я, например, с удовольствием использую. Требований к прецизионной настройке у эф-икс машин нет. Аппараты все lo-fi, но звучат приятно, там, где это надо ессесно. А еще это все перегружается вкусно..
 
  • Like
Реакции: Anthony Scott
@Anthony Scott С мультитреком ленточным сущий гемор)) Эт верно.
Гемор с любым, всё описанное справедливо и для 2-дорожечников - настройка, калибровка - процедуры практически те же.
Просто с 24-канальником, к примеру, гемора больше (больше настроек, дороже расходники и измериловка), тяжёлый в транспортировке (вес 150-250кг), ему нужно стационарное ровное место, питание (потреб. мощность от 500 до 1200Вт)
и кондиционирование для отвода тепла.
 
Последнее редактирование:
Появились свободные минуты на писанину, кладу в копилку ещё пару-тройку мифов.

Миф 5. "Двухдорожечный рекордер удобно будет использовать для поочерёдного перегона треков из DAW и обратно" :)
Это заблуждение. Магнитофон и DAW - изначально несинхронизированные устройства.
Понятно, что переписанный трек с магнитофона обратно в DAW придётся синхронизировать руками (выставив его по началу трека-оригинала). Но это не беда. Беда в том, что скорость движения ленты даже в хороших магнитофонах всегда чуть-чуть плавает, и происходит это в силу как механических причин, так и электронных. В итоге, возвращенный с рекордера в DAW трек, даже предельно точно синхронизированный по началу, уже через минуту может ощутимо уплыть, и к концу 3х-4х-минутного трека может запросто уехать к примеру, на секунду. Что делать? Если это к примеру, вокал, то возвращённый в DAW трек придётся резать на несколько участков помельче и подгонять каждый отдельно. А если это арп, пэд или ударные? Нарезка арпеджио или пэда, непрерывно волочащегося в течение всей песни, в здравом уме никому в голову не придёт. С перегоном живых ударных ещё сложней - при поочерёдном прогоне дорожек живой кухни через двухканальник, вся установка будет расклеена по таймингу.

Синхронизация аналоговой техники, разумеется, существует. Профессиональные (и некоторые полупроф.) аналоговые рекордеры в своём большинстве имеют возможность синхронизации с другим оборудованием; сегодня некоторые энтузиасты извращаются - заставляют бегать вместе Протулз и Фостекс ))
Как полумера совместной работы с DAW - это небольшой 8- или 16-канальный рекордер+поиск подходящего синхронизатора, кабелей, овладевание соответствующими знаниями и пляска с бубном.
Но чем нежелателен недорогой полупроф. рекордер >>> см. миф №4.

Миф 6. "Лента добавляет рандомизацию в звучание циклично повторяющихся семплов драм-машин".
В общем, это миф. Хорошая, качественная, новая лента добавит рандомизации разве что на уровне неравномерности укладки довольно малого кол-ва магнитных частиц )) Возможно, "подклад" в виде естественного шума ленты будет вызывать какое-то плацебо, но не более. Поскольку лента, прежде всего, призвана иметь высокую стабильность параметров, и на производстве соблюдаются все меры по получению консистентной смеси магнитного состава, равномерному поливу и последующему многоступенчатому каландрированию.
Убитая в хлам лента даст хорошую рандомизацию, для растаманских опусов наверняка подойдёт :)

Миф 7. "Шум и детонация магнитофона делают звучание более живым" )))
Полная ерунда. С шумом боролись практически с самого развития аналоговой записи на ленту. Эта проблема встала более остро с появлением многоканальных рекордеров, поскольку при сведении большого числа дорожек, шум в миксе был просто неприемлемым. Применяли разные хитрости (если это было уместно), такие как : завышение уровней при записи (иногда до слышимых искажений), запись с компрессорами, лимитерами (чтобы в первую очередь поднять по уровню тихие звуки), а также предварительно поднимали ВЧ эквалайзерами консоли при записи. При сведении жонглировали мьютированием неиспользуемых каналов - открывали их в нужный момент, затем снова закрывали. Ещё одна хитрость - нестандартная калибровка рекордера, её суть в ослаблении ВЧ на несколько дБ в усилителях воспроизведения при прогоне тест-ленты (на столько же дБ уменьшался шум), и последующем подъёме ВЧ в тракте записи, чтобы скомпенсировать завал и получить ровную АЧХ. У такого метода было два недостатка. Первый - постоянная работа вблизи насыщения ленты требовала опыта, чуткого слуха и хорошего мониторинга, второй - невозможность обмена записями с другими студиями (в которых магнитофоны были откалиброваны стандартно).
Значительным сдвигом в борьбе с шумом стало появление систем шумопонижения Dolby и dbx (постоянно конкурирующих между собой), а под занавес эры аналоговой записи - Dolby SR, позволяя достичь ДД магнитной записи более 90 дБ.
Прогресс носителей тоже не стоял на месте, и уже (емнип) в 80-е годы появились ленты с "высоким выходом", имеющие рабочий уровень +9 относительно уровня старых референсных лент (принятых за "0") и ещё больший запас по перегрузке.

Величина детонации зависела в основном, от точности механической обработки тонвала и от стабильности частоты его вращения.
С детонацией также боролись - в профессиональных машинах 60-х годов качество изготовления механических частей было на довольно высоком уровне; конечно, не было электронной стабилизации частоты вращения, в основном двигатели работали от сети переменного тока, но тонвал имел тяжеленный маховик, позволяющий сглаживать возможные пульсации в скорости вращения. С появлением электронных систем стабилизации, двигатели стали меньших габаритов, совершеннее в исполнении и точней в плане контроля за скоростью вращения. Исправная механика профессионального магнитофона обычно близко не имеет той детонации, которую предлагают нам различные магнитофонные плагины))

Миф 8. "Студийный магнитофон легко можно починить с помощью человека, опытного в электронике, если сломается что-то в звуковом тракте или в управлении транспортом".
Здесь однозначно не ответить.

Звуковой тракт, например, большинства мультитрековых машин, состоит из определённого количества совершенно одинаковых блоков или карт воспроизведения и записи. Могут быть построены полностью на рассыпухе либо на базе ОУ, либо симбиоз того и другого. Большинство пассивных компонентов - общедоступные. Какие-то транзисторы или ОУ могут быть сняты с производства, но могут быть заменены на современные аналоги. К труднодоступным относятся специализированные микросхемы и гибридные сборки, как правило не имеющие аналогов, но сегодня энтузиасты выпускают например, линейные драйвера для полноценной замены вышедших из строя оригинальных сборок некоторых магнитофонов, да и вообще, полезно иметь пару запасных карт в качестве источника запасных деталей. Зато для желающих здесь открыт простор для всевозможных модификаций усилительной электроники.

К сожалению, ремонт системы управления может оказаться намного сложней, поскольку в относительно "новых" машинах применена не логика, а сложное микропроцессорное управление. В такой машине может находиться от 3-х и более процессоров, отвечающих за управление транспортом и его сложными динамическими взаимосвязями, за управление звуковыми настройками и за передачу данных между машиной и пультом дистанционного управления. Кроме того, почти все такие магнитофоны имеют ППЗУ с содержанием микропрограмм или машинных кодов, которые не могут храниться довольно продолжительное время. Малейшие внутренние ошибки в такой системе приводят к периодическим сбоям либо к отказам системы в целом, и исправить такие ошибки будет не под силу даже продвинутому электронщику, поскольку какие-то оригинальные микросхемы уже не достать, включая ППЗУ с прошивкой. Некоторые глюки возникают по причине окисленных контактов в разъёмах. Отдельная головная боль - это машины, полностью управляемые с дистанционного пульта. Знаю двух пользователей двухдюймовых Отари, у которых рекордеры превратились в гробы на колёсах по причине отказа пульта (повреждены данные на ППЗУ в самом пульте), причем, у одного из владельцев машина практически новая - с наработкой чуть больше 100 часов...
 
Очень хотелось бы продолжения данной темы) информации по работе с магнитной лентой не так много
 
При сведении жонглировали мьютированием неиспользуемых каналов - открывали их в нужный момент, затем снова закрывали.
Совершенно в тютельку! Причём на некоторых консолях этот процесс был элегантно )) автоматизирован - линейки мютировались/открывались по команде Note off/Note on секвенсора, синхронизированного с мультитеркером по SMPTE, каждый канал/бус имел свой тэг. Программированием мютинга у нас занимался ассистент, нажимая в нужный момент соответствующую клавишу на МИДИ-клаве.
В итоге S/N получалось очень приличным, особенно в сочетании с хорошей лентой и Dolby SR.
Говорю не голословно - в одном из квестов многие коллеги путали домены, в которых были выполнены работы. ;)

Так что шум не является непременным атрибутом аналоговой записи. :D
 
-- Есть и более просто вариант, вообще автоматический (правда, работает только на проф. магнитофонах) :
гейт на выходе УВ, но срабатывает от выхода синхроголовы, и с задержкой.
 
  • Like
Реакции: Anthony Scott
@Long, если задержка - вообще не вариант. А во-вторых, гейтирование ленты и мютирование линейки, устраняющее её собственные шумы - не одно и то же.
Есть и еще варианты, которые я даже не приводил, поскольку они тупиковые - убирать громкость линейки с помощью фейдеров (смерть для фейдеров) и через VCA - может вызвать zipper effect из-за высокой дискретности значений МИДИ (0-127).
 
если задержка - вообще не вариант

-- Значит, меня просто не поняли.
Гейт управление берёт от синхроголовы, а срабатывает - с задержкой, равной времени
пробега ленты от синхроголовы до воспроизводящей.

гейтирование ленты и мютирование линейки, устраняющее её собственные шумы - не одно и то же.

-- Ну, если ячейка пульта шумит больше чем магнитофон - то фтопку такой пульт.
И где я писал, что гейт стоит не в ячейке?... :)

через VCA - может вызвать zipper effect из-за высокой дискретности значений МИДИ (0-127).

-- Ну это менее 1 дБ, и на ЛЮБОМ управляющем напряжении для VCA - ВСЕГДА стоит сглаживающий
RC-фильтр, так что таковые щелчки могут быть только на неисправном пульте...:p
 
Блин, так часто люди в 2020 году ищут святойАналог (в надеждах), с учетом того сколько тут на форуме мэтры понаписали ценного - хочется уже сообщений типа "купил себе такую-то игрушку, дрыкался с ней хх месяцев, признаю - какая-то хрень. прастите...". Но нет - наверно ютуб с блохерами все ж побеждает.
 
  • Haha
Реакции: Arlekin
Совершенно в тютельку! Причём на некоторых консолях этот процесс был элегантно )) автоматизирован - линейки мютировались/открывались по команде Note off/Note on секвенсора, синхронизированного с мультитеркером по SMPTE, каждый канал/бус имел свой тэг. Программированием мютинга у нас занимался ассистент, нажимая в нужный момент соответствующую клавишу на МИДИ-клаве.
В итоге S/N получалось очень приличным, особенно в сочетании с хорошей лентой и Dolby SR.
Говорю не голословно - в одном из квестов многие коллеги путали домены, в которых были выполнены работы. ;)

Так что шум не является непременным атрибутом аналоговой записи. :D
Совершенно в тютельку! Причём на некоторых консолях этот процесс был элегантно )) автоматизирован - линейки мютировались/открывались по команде Note off/Note on секвенсора, синхронизированного с мультитеркером по SMPTE, каждый канал/бус имел свой тэг. Программированием мютинга у нас занимался ассистент, нажимая в нужный момент соответствующую клавишу на МИДИ-клаве.
В итоге S/N получалось очень приличным, особенно в сочетании с хорошей лентой и Dolby SR.
Говорю не голословно - в одном из квестов многие коллеги путали домены, в которых были выполнены работы. ;)

Так что шум не является непременным атрибутом аналоговой записи. :D
Это были консоли с
миди управлением или какое то устройство , имвшее на выходе кучу ключей?
 
@omaxlab, мютирование и смена "сцен" - по МИДИ, фейдеры - моторизованные.
 
Последнее редактирование:
Это были консоли с
миди управлением
скорее, с развитой автоматизацией (причём, как правило в комплекте имелся свой внешний комп с софтом для управления)...


гейт на выходе УВ, но срабатывает от выхода синхроголовы, и с задержкой.
вот же, именно такое решение я как-то сделал себе,
в каждый из 24 каналов мультитрекера вживил гейт в виде небольшой платки (к счастью, удалось разместить на усилительной карте каждого канала - было небольшое свободное место). Причём, его открытие с момента получения сигнала управления происходит плавно (атака, насколько помню, чуть меньше 180 мс, что соответствует задержке на скорости 15 ипс конкретно в моём рекордере). Один раз настроил порог и больше не крутил )) На слух работает бесшовно и без артефактов. Реально оч.удобно.
Gate 2.jpg mx80.jpeg Otari MX80 card gate 2.jpg
 
Удивительно, что такое элегантное, эффективное и достаточно несложное решение не внедрили разработчики по дефолту.
 
скорее, с развитой автоматизацией (причём, как правило в комплекте имелся свой внешний комп с софтом для управления)

-- Не обязательно. Пультов с миди-мьютами существует очень много.
Забил в секвенсор - и готово. Кстати, есть и пульты с миди-управлением VCA-фэйдерами,
например Саундкрафт Spirit-Auto. У него миди и вход, и выход.


его открытие с момента получения сигнала управления происходит плавно

-- Я немного про иное: открытие начинается с задержкой на время пробега, и более быстро.
Но оно в общем дело вкуса...
 
  • Like
Реакции: Anthony Scott
Причём на некоторых консолях этот процесс был элегантно ))
а в случаях, когда элегантно не получалось (на пульте без автоматизации), мы использовали Mackie Ultramix - вставляемая в разрывы автоматика) им и мьютировали)
 
Удивительно, что такое элегантное, эффективное и достаточно несложное решение не внедрили разработчики по дефолту.

Ничего удивительного. Мьютить надо именно консоль, так как если у вас несколько десятков линеек стоят открытые, то шум будет накапливаться все равно. От этого никуда не уйти в аналоговом домене.
 
  • Like
Реакции: Les-nik и smack

Сейчас просматривают