Запись на ленту

Попробую написать немного своих мыслей (опять таки из собственного опыта), если позволите подкинуть несколько дров в топку старого паровоза.
Большинство людей, собирающихся сегодня купить студийный магнитофон для студийной работы, не представляет, что за гемор их ждёт. Сразу скажу, я пишу это не с целью отговорить или как-то хейтить саму запись на ленту - в творчестве вправе применяться что угодно, лишь бы было свободное время на всю эту возню, и был достигнут нужный результат
(у самого в хоз-ве три аппарата, не часто, но периодически используются). Обычно занятие творчеством предрасполагает наличием времени, когда никто не подгоняет; в профессиональной же потоковой работе времени на возню с аналогом сегодня практически нет.

Почти все магнитофоны, которым лет 25 и больше, нуждаются в комплекте ЗИПа - это в первую очередь механические и электромеханические компоненты. Это детали, которые работают и изнашиваются вне зависимости, дешёвый это аппарат или оч.дорогой. В высококлассных машинах большинство деталей как правило с более высоким ресурсом, но изнашивается всё, особенно в студиях с высокой загрузкой. Узнать же наверняка, в каком состоянии находится машина, не имея опыта, и тем более на расстоянии, весьма затруднительно. Запчасти - это всегда головняк, когда машина встала, и работа на ней невозможна, сталкивался сам. Я относительно молод, но застал то время, когда магнитофоны где-то ещё использовались, хотя повсеместно уже работали в цифре. Тогда можно было заказать любую деталь для STM, Studer, Otari, и хотя сделать это было не так просто, но детали были в доступности, и их присылали. На сегодняшний день конечно существуют какие-то источники оригинальных частей, но их запасы становятся всё меньше. Подавляющее большинство продаваемых деталей на том же Ebay - от разобранных аппаратов также с неизвестной степенью износа. К счастью, небольшие компании пока делают новые ролики, ремни и головки практически для любых машин, но сколько эти производители продержатся на плаву, не знает никто. Иными словами, покупая студийный маг, нужно параллельно подыскивать запчасти, особенно самые "расходные" - головы, ролики, пассики, стойки, тормоза, подшипники, возможно даже двигатели, коаксиальные панельные потенциометры (в небольших 2-4 дорож.аппаратах)... и для этого придётся заложить отдельный бюджет (к примеру, один прижимной ролик может обойтись от $50 на аппарат 1/4 дюйма, до $300-400 на широкую машину). Оставшийся производитель магнитофонов Otari свернул выпуск своей последней 2-дорожечной модели несколько лет назад, но по некоторой информации, какие-то детали для их магнитофонов всё ещё возможно заказать у них напрямую.

Помимо деталей, также понадобятся вещи для обслуживания, настройки и измерений: размагничиватель, калибровочная лента (подобранная для нужной скорости, эквализации и уровня), звуковой генератор, милливольтметр (измеряющий RMS-значения), желателен также осциллограф, возможно также понадобятся тентелометр, динамометр, экстендер-карта...
Как доп. помощник по измерению АЧХ и КНИ - подойдёт любая прога-анализатор (Спектраплюс, Спектралаб и пр).

Нужно иметь технический мануал аппарата, в котором обычно описан регламент по настройке и обслуживанию + имеются электрические принципиальные схемы, соответственно, желательно самому быть технически подкованным в вопросе, нужно понимать мануал, и в идеале бы уметь читать схемы, а если этих навыков нет, то нужно иметь соответствующего спеца под боком.
Но найти специалиста по настройке студийных машин сегодня оч сложно, поэтому помимо финансов, необходимы немалые знания и понимание в предмете, поскольку все вопросы по настройке, обслуживанию и пусть даже несложному ремонту, как правило ложатся на плечи/руки пользователя. Студийный магнитофон требует тщательной настройки механики и электроники, а также калибровки тракта УВ, УЗ под конкретную марку ленты, и в дальнейшем нужно будет использовать только эту марку (некоторые машины могут хранить в памяти настройки, сделанные для нескольких марок лент, это поздние Штудера, емнип, 820/827 и Отари mtr-15, mtr-100).

Проблем с новой лентой на сегодняшний день нет,
существует по крайней мере два известных производителя ленты для проф.применения.

Игра во "взрослый звук" потребует не только наличия средств, но и соблюдения всех этих перечисленных вкратце основных вещей. Без должной настройки и обслуги, в лучшем случае будет лоу-фай, и скорее всего напрасно выброшенные деньги.
Выбор магнитофона также немаловажен.
Это оч. вкратце.
 
Последнее редактирование:
Тут еще один момент...
А сколько живых инженеров осталось, которые хотя бы что-то по этим "студерам" помнят? Ну, то-есть, не только REC нажать...
 
  • Like
Реакции: АлександрSova
Последнее редактирование:
А сколько живых инженеров осталось, которые хотя бы что-то по этим "студерам" помнят? Ну, то-есть, не только REC нажать...
Вопрос очень риторический, в том-то и дело, что их исчезающе мало.
Лично правда знаю только двух, кто ещё занимается (Мск), один из них оч хороший спец как раз по штудерам, работал в ТТЦ в то время, когда техника ещё была востребована... а после пожара в Останкино всё это было распилено-вывезено-выброшено, потом стало неактуально (и на других студиях также), и он поначалу остался не у дел, но не забросил, сейчас он периодически занимается околомагнитофонной и метрологической темой, насколько знаю с момента нашего последнего общения. Ещё ребята в Марьиной роще сейчас трудятся над каким-то "новым" магнитофоном, то бишь собственной разработки.
Наш Михаил Long кстати тоже занимается починкой-настройкой (тут ему как раз недавно свалился на голову сюрприз в виде полумёртвого STM 700),
сам тоже занимаюсь (по юности вообще отжёг - собрал себе 8-канальный маг на VHS кассете на основе протяги от видака).

Людям без опыта и технических познаний, конечно, непросто будет въехать в тему,
и скорее всего, у некоторых желающих к тому моменту, когда аппарат будет ими обслужен и настроен, перегорит нахрен всё творчество, и ничего уже не захочется )))
 
Последнее редактирование:
@Anthony Scott, золотые слова! Тем, кто хочет себе аналог - распечатать и повесить над кроватью. Магнитофоны - это здорово, когда есть обслуживающая база (инженеры, детали, новые ленты и т.д.). У нас есть и широкий и узкие, но если бы у меня была своя личная студия, я бы себе магнитофон не купил. Вот такой ответ.
 
  • Like
Реакции: itzh и Anthony Scott
Потому что я музыкант, а не инженер по сути своей. И как бы я не любил железки, всегда нужен человек, который за ними следит. Причем, не на расстоянии, а прямо в студии. Человек, который быстро определит неисправность и, по возможности, устранит ее. Я могу провода спаять (честно, не очень красиво), могу даже в простой схеме разобраться, но не более...
Поэтому, работая на Мелодии я знаю, что у меня за спиной есть отличные ребята, которые сразу придут на помощь. В своей же гипотетической частной студии, такого, скорее всего, не будет и брать б/у широкий магнитофон - это достаточно безрассудное решение в подобной ситуации.
 
  • Like
Реакции: lacof, smack и itzh
А зачем покупать. Многие владельцы охотно дают в аренду или даже просто так, если вы дружите.

Для меня лента оч приятно звучит. Даже простые кассеты прикольные по звуку. Я периодически беру у друзей всякое интересное оборудование, и один трек в стиле 80х прогнали по трекам через нагру и через кассету на 4-канальной портастудии Таскам. Я и клиент настолько кайфонули именно от кассеты, что её звук и оставили, причём единогласно. И это кайфово, когда без всяких предрассудков и предубеждений свободно используешь любые приборы, даже самые безрассудные.

Мне хочется где-то заиспользовать фонограф и восковый цилиндр Эдисона, но пока подходящего трека не было. Я чисто ради прикола списывался на авито с продавцами фонографов, многие очень лояльны к идее дать в аренду поиграться. Жду подходящий трек или заказчика, например смелого репера, который осмелится зачитать в фонограф на восковый валик) должно быть очень прикольно))
 
-- Вовик, ну если с такой точки зрения - пожалуй, Вы правы.
Просто изначально как-то подумалось, что это из-за звука Вы так...
 
подумалось, что это из-за звука Вы так...
Нет, звук-то как раз я люблю это. И регулярно использую наш широкий 820-ый)))

Многие владельцы охотно дают в аренду или даже просто так, если вы дружите.
Бытовую и полупроф технику - да, вполне возможно. Но 812-ый Штудер или даже STM в аренду никто не даст. И часто таскать их куда-либо противопоказано.
 
  • Like
Реакции: itzh
Бытовую и полупроф технику - да, вполне возможно. Но 812-ый Штудер или даже STM в аренду никто не даст. И часто таскать их куда-либо противопоказано.

Пытался понять, не знаю, получилось ли... Итак. Что я понял из этого сообщения...

1. Я арендую только бытовую и полупроф технику, ибо только её арендовать «вполне возможно».
2. По-видимому, большие габариты оборудования означают, что вот оно-то профессиональное, а небольшое оборудование, которое легко перевозится = бытовое и полупроф.
3. Если к Вам на студию прийти и заплатить, то воспользоваться можно только бытовым и полупроф оборудованием, ибо профессиональное «никто не даст».

Это те выводы, которые можно вынести конкретно из того сообщения. Возможно я его неправильно понял. Но, если вдруг я понял правильно, то я лично убеждён, что беру в аренду либо профессиональное, либо уникальное оборудование, а тратить деньги на бытовое или полупроф - смысла нет от слова совсем. При этом, опыт показывает, что габариты оборудования не влияют на его профессиональность. В то же время, любое оборудование (кроме супер-редких типа синхклавиров) доступно за весьма скромные деньги независимо от габаритов, а покупать большое железо самому и заниматься обслуживанием нет никакой необходимости.

Не имей 100 аппаратов, а имей 100 друзей, у которых всё это есть. И усё - условно взял тортик и поехал лялякать с друзьями и прогонять дорожки через Studer. Знаешь как звукорежиссёры кайфуют от живого общения с себе подобными?) догадываешься, почему этот форум существует?) ты тут брось клич и тебе через любой аппарат материал прогонят, возможно даже просто так, чисто ради прикола, или из интереса, или из-за желания помочь, или из-за всего сразу. Просто об этом обычно никто не думает. А мне уже люди с этого форума давали оборудование, причём некоторое было очень редким, и некоторые люди принципиально не брали с меня денег. И я даю людям оборудование, в том числе и с этого форума, и кубики dmax давал на пару недель, когда сам не сводил, и сумматоры давал, и компрессоры, и эквалайзеры, и всё это разным людям, и я ни разу не взял за это деньги. Хошь верь, хошь не верь. Доступ к любому оборудованию - это вопрос дружбы, взаимопонимания, доверия. И только в самых крайних случаях это вопрос аренды студии, где ещё ни с кем не подружился. А как подружился, там и отношения другие.
 
И усё - условно взял тортик и поехал лялякать с друзьями и прогонять дорожки через Studer.
Во, так понятнее))) Тогда конечно)) "Взять в аренду" 820-ый Штудер для меня фраза несколько странная)


Знаешь как звукорежиссёры кайфуют от живого общения с себе подобными?) догадываешься, почему этот форум существует?)
Ну да, поэтому я тут с 2007 года, а читал еще раньше.))))

Ты прав, все верно, я и сам беру и даю приятелям оборудование, но не злоупотребляю этим))))
 
@Вадим Морозов-Калужский, обращаюсь к вам как к ТС: ну отредактируйте, наконец, название этой темы. Запись на ПЛЁНКУ - моветон. Если речь о магнитной записи, а не об использовании в качестве аудионосителя рентгеновских снимков, то - на ЛЕНТУ (tape). А на плёнку (film) можно снимать, или же что-то в неё заворачивать. ))) Не сочтите за буквоедство, ибо верная терминология - часть профессионализма. ;)
И.М.Х.О.
 
Последнее редактирование:
А зачем покупать. Многие владельцы охотно дают в аренду или даже просто так, если вы дружите.
Есть замечательная фраза (ЕМНИП, Рокфеллера): бесплатных завтраков не бывает - за них все равно кто-то заплатил ))
Это я иносказательно о том, что аналоговый рекордер, где бы он ни находился и чьей бы собственностью не являлся, нуждается в профессиональном обслуживании. У меня в этом отношении голова никогда не болела, поскольку в штате структур, где я работал, была должность инженера по обслуживанию (maintenance engineer).
Вряд ли аналоговая (винтажная по сути) техника, находящаяся сегодня в частных студиях аналоговиков-энтузиастов, может похвастаться образцовым состоянием и тщательным профессиональным уходом на постоянной основе...
 
@Вадим Морозов-Калужский, обращаюсь к вам как к ТС: ну отредактируйте, наконец, название этой темы. Запись на ПЛЁНКУ - моветон. Если речь о магнитной записи, а не об использовании в качестве аудионосителя рентгеновских снимков, то - на ЛЕНТУ (tape). А на плёнку (film) можно снимать, или же что-то в неё заворачивать. ))) Не сочтите за буквоедство, ибо верная терминология - часть профессионализма. ;)
И.М.Х.О.
Замечание принимается! Особенно приятно слышать это от Вас! Видите, как уже многое прояснилось, пока существует эта ветка. Сколько полезного! Представляю, если это перерастёт в большую тему.
 
Сколько полезного! Представляю, если это перерастёт в большую тему.
Я бы на вашем месте особо не обольщался )) Нострадамирую, что максимум будут ностальгические посты от тех, кто пробовал, :) (здесь еще есть такие динозавры)) в сочетании с мечтами тех, кому хотелось бы )))

Реальную пользу от данной темы (в случае её развития) вижу в развенчании диких и дурацких мифов о Волшебной Ленте и Чудесном Аналоге - с возданием им должного, с описанием по возможности их действительным способностей и достоинств. )))

Самый распространенный грех у адептов Жывотворящего Аналога (как правило, на практике никогда с ним не имевших дело) - вера в его чудесную способность любое дерьмо превратить в конфетку, а также формирование представлений об аналоговой звукозаписи на основании воспоминаний о папином отечественном бытовом говнитофоне. )))

P.S. Лично я за последние 15 лет работал с лентой и прочими архаичными технологиями типа настоящих плейтов считанные разы - и только благодаря фанатам винтажа, способным достойно оплатить своё удовольствие - как от результата, таr и самого процесса. )) Овёс нынче дорог )))
 
Последнее редактирование:
архаичными технологиями типа настоящих плейтов считанные разы

Использую AKG BX 15 20 спринги, ленточные дилеи RE-150, SE-500, SSTE и плейт реплику 140 постоянно.. Ничего особо архаичного в звуке нет) Все звучит достоверно, объемно и современно. Шумят мало. Результат клиентам нравится. А так-то да.. Новое почти не выпускают. Спрингов со звучанием AKG BX сейчас нет. Чавкающие ведра для комбиков только в серии..

re-15-se-500.jpg
 
  • Like
  • Love
Реакции: Solidstate, Long и Spartak
Ничего особо архаичного в звуке нет
А я писал не о звуке, а о технологиях. Сколько времени занимает смена ленты в RE-201 или 501? А выставление параметров EMT-140? (не реплики)? А юстировка головок и ЛПМ мультитрекера? Это всё - время, которое деньги, не говоря уже о том, сколько стоит замена деталей и узлов, и сколько стоят расходные материалы - которые не в каждом яблочном бутике продаются... ))
 
Сколько времени занимает смена ленты
Ну, времени не много, на самом деле. Там удобные картриджи - 5 мин замена. У этих машин ресурс достаточно хороший. Раз в полгода обслуживание, смена лент по вкусу и дальше работают. Правда, мы делаем принт, так что по сути они может пару часов/сутки включены.. Т.е. неитенсивная эксплуатация.

140 вообще не обслуживаемый. Один раз поставили, настроили и все. Там хитрая система натяжение поддерживает, ничего делать не надо.

Спринги тоже. По мануалу юстировали и все.

Мультидорожечника у нас нет) Пишем в цифру, сумма внешняя. Сознательно от него отказались, так как это действительно проблема.
 
@smack ;) безо всяких ну) Я-ж написал - реплика. Типа бехроклона. Болячки оригинала пофиксены. Если ВДРУГ будем перевозить и открывать для настройки - я сфоткаю механизм натяжения. Сделано не так, как в оригинале. Настраивать каждые полгода действительно не требуется.

Кстати. А вот новые вариму компрессоры (manley tubetech etc) куча народу использует. А их ведь тоже каждые полгода надо юстировать. Это ничего?) А преампы ламповые, милленнии всякие и прочие. Не винтаж. После смены ламп ручечки крутить внутри с вольтметром.. Кошмар?))

НМВ Техник если в студии есть (даже приходящий) - это не проблема. Пока один прибор стоит (если вдруг что) - всегда есть другой. Цифроприборы и компьютеры тоже мрут.... И починить их бывает сложнее, чем аналоговые. Это так, к слову)
 
  • Like
Реакции: Les-nik и Long
выставление параметров EMT-140?
У плейта есть только одна ручка «время реверберации», которая подводит глушилку к пластине. Это всё от слова совсем. И «настройка параметров» у плейта под каждый конкретный трек занимает максимум секунду. Сравните это с тем, сколько времени занимает скроллинг ваших плагин, перебор пресетов и настройка реверберации, чтобы хоть что-то маломальски приличное зазвучало на выходе.
 
  • Like
Реакции: project71 и Long
Имелась в виду наверное настройка усилительной электроники в EMT и калибровка самого индикатора (емнип, там пара потенциометров для этого). Понятно, что эти процедуры далеко не ежедневные ) им отведён сервисный период, ну и они обычно делаются после каких-либо транспортировок.
 
  • Like
Реакции: project71 и smack

Сейчас просматривают