Перевёл статью Филиппа Ротмана (Philip Rothman)
Muse Group acquires Hal Leonard на портале Scoring Notes. Статья даёт представление о том, куда движется нотно-издательский бизнес, какова роль обучающих музыкальных порталов, нотных редакторов и крупных издателей, каковы надежды на искусственный интеллект в нотном деле. Популярный нотный редактор StaffPad упоминается, и Avid упоминается, и Native Instruments с Изотопом, и даже подешевевший Finale. Ну, и русский след во всём этом в качестве необязательной вишенки на торте...
Текст большой, переводил машинным образом, но все замеченные ошибки перевода исправил и даже чуть-чуть подрихтовал стилистически. Картинки и видосики не вставлял, можно их посмотреть в оригинале статьи по ссылке выше.
===============
Muse Group, компания из Лимассола (Кипр), владеющая порталом MuseScore.com и такими приложениями как MuseScore, StaffPad, Ultimate Guitar и Audacity, приобрела компанию Hal Leonard из Милуоки (Висконсин), крупнейшего издателя нот и учебных книг. Сделку поддержала базирующаяся в Сан-Франциско частная инвестиционная компания Francisco Partners. Сделка будет закрыта 1 декабря 2023 года, о чем было объявлено сегодня. Условия сделки не разглашаются. Muse Group опубликовала серию часто задаваемых вопросов, чтобы ответить на ближайшие вопросы.
УЧАСТНИКИ СДЕЛКИ
Muse Group
Компания Muse Group, образованная в 2021 году, ведет свою историю с 1998 года, когда ее генеральный директор Евгений Найденов основал Ultimate Guitar в Калининграде, Россия, как платформу для гитаристов, чтобы загружать табулатуры и аккорды. Найденов, родившийся в Казахстане, развивал компанию, добавляя видеокурсы, обзоры и интервью. В 2018 году Ultimate Guitar приобрела MuseScore BVBA, компанию, которая производит MuseScore — одноименное бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом, созданное в 2002 году, а также MuseScore.com, коммерческий сервис обмена нотами.
В том же 2021 году Muse Group приобрела бесплатную программу для редактирования аудио Audacity, а вскоре после этого StaffPad, приложение для нотной записи пером и касанием для iPad и устройств Windows Surface. Muse Group открыла штаб-квартиру в Лимассоле, Кипр, и в настоящее время консолидирует там разработку сайтов и приложений MuseScore.com и Ultimate Guitar, сохраняя при этом стратегическое присутствие Ultimate Guitar в США, а также ключевой персонал в Лондоне, Берлине и других местах. В России у компании больше нет сотрудников.
«Наша страсть к улучшению жизни всех музыкантов всегда лежала в основе Muse Group, и мы очень рады сотрудничать с командой Hal Leonard, которая разделяет эту страсть», — сказал Найденов в пресс-релизе, объявляющем о приобретении.
Hal Leonard
Компания Hal Leonard, основанная в 1947 году в Вайноне, штат Миннесота, Гарольдом "Хэлом" Эдстромом, его братом Эвереттом "Леонардом" Эдстромом и их другом Роджером Бусдикером, была выкуплена в 1975 году внутренней командой менеджеров во главе с генеральным директором Китом Мардаком. Мардак, который основал чрезвычайно успешную линию книг и аудиоучебников по музыке, стал генеральным директором и председателем совета директоров и расширил компанию, в какой-то момент владея более чем 85 % акций.
Создав программу опционов на акции и сократив свою долю в компании, Мардак в 2016 году продал контрольный пакет акций Hal Leonard частной инвестиционной компании Seidler Equity Partners, базирующейся в Марина-дель-Рей, Калифорния, а президент компании Ларри Мортон и другие топ-менеджеры подписали долгосрочные контракты, чтобы остаться на своих должностях. Ларри Мортон стал генеральным директором Hal Leonard в 2019 году; на тот момент годовой объем продаж компании составлял 250 миллионов долларов. Мортон оставался генеральным директором — всего лишь третьим генеральным директором в истории компании — до мая этого года, когда он перешел на новую должность члена исполнительного совета.
Нынешние владельцы Hal Leonard, включая Зайдлера, продают свою долю в компании в рамках сделки Muse Group. Однако Мортон и несколько топ-менеджеров Hal Leonard реинвестируют средства в объединенный бизнес.
Francisco Partners
Francisco Partners — частная инвестиционная компания, поддерживающая сделку, имеет портфель в 45 миллиардов долларов в технологическом секторе в области облачных вычислений, маркетинга, продажи билетов на мероприятия, медицинских услуг, образования, игровой индустрии, обработки платежей и многих других отраслях.
В качестве условия приобретения Francisco Partners подключила Майкла Ричардса к Muse Group в качестве нового операционного директора. Ричардс приступил к работе в этой должности в августе. До перехода в Muse он в течение трех лет был операционным партнером в STG. До этого он был партнером по консультированию в сфере прямых инвестиций в KPMG и Deloitte.
В начале этого года Francisco Partners была одной из двух инвестиционных компаний, претендовавших на приобретение Avid (согласно отчету, опубликованному Reuters). В итоге Avid была приобретена компанией Symphony Technology Group (STG) за 1,4 миллиарда долларов в ходе сделки, объявленной 9 августа 2023 года и официально завершенной 7 ноября.
Интерес Francisco Partners к Avid и сделка с Muse Group — не первые их шаги в области музыки. Только в прошлом году, в сентябре 2022 года, Francisco Partners приобрела контрольный пакет акций Kobalt Music, независимой компании по управлению правами и изданию музыки, которая собирает и распределяет роялти для артистов, авторов песен и издателей.
В 2021 году Francisco Partners приобрела контрольный пакет акций компании Native Instruments, занимающейся цифровой музыкой, и вскоре объединилась с популярным производителем аудиоплагинов iZotope. В 2022 году эта компания была временно переименована в Soundwide, однако позже вернулась к старым известным брендам.
«Это партнерство позволит создать больше музыкальных творцов по всему миру и приведет к еще большему прогрессу в области технологий музыкального образования, а также расширит возможности авторов и правообладателей сделать свои музыкальные произведения более доступными», — говорит Мортон в пресс-релизе. — «Hal Leonard и Muse тесно сотрудничают уже более пятнадцати лет и за это время успели завоевать доверие и взаимное уважение. Объединение сильных сторон обеих компаний — это действительно захватывающая перспектива, полная потенциальных возможностей для развития музыкальной индустрии в новом направлении.»
СДЕЛКА
Помня о важности узнаваемости бренда, Muse Group заявила: «Имя и наследие Hal Leonard как краеугольного камня музыкального образования для миллионов людей будут с гордостью сохранены, а все сотрудники Hal Leonard продолжат работу в своих нынешних должностях». Scoring Notes стало известно, что это обязательство будет продлено как минимум на год после приобретения. «Вновь расширенная Muse Group сохраняет приверженность продолжению ценных партнерских отношений Hal Leonard с преподавателями, розничными торговцами, дистрибьюторами, поставщиками, создателями контента и владельцами лицензий, которые служат мировому музыкальному сообществу», — говорится в пресс-релизе.
Джек Саттон, руководитель отдела коммуникаций Muse Group, сказал: «Мы не намерены менять или вмешиваться в историю и впечатляющий послужной список Hal Leonard как лидера в области печати, издания и лицензирования нот. Они обладают невероятным музыкальным опытом, особенно в сфере образования, и невероятным каталогом образовательных ресурсов. Практическая сторона деятельности Hal Leonard, вероятно, будет оставаться автономной в течение некоторого времени; у нас [Muse Group] нет собственного опыта печати нот или управления музыкальными магазинами. Будут существовать две отдельные штаб-квартиры, и вся команда руководителей Hal Leonard останется на своих местах.»
Хотя штат Hal Leonard примерно в три раза больше, чем штат Muse Group — более 600 сотрудников в Hal Leonard по сравнению с более чем 200 в Muse Group, — Джек отметил, что доходы обеих компаний не отличаются, добавив: «Хотя официально это приобретение, мы рассматриваем его как слияние равных. Ларри [Мортон] увидел возможность донести каталог Hal Leonard до массовой аудитории Muse Group, объединить наши интеллектуальные усилия и обеспечить будущее для нового поколения музыкантов. Мы уже работали с Hal Leonard, так что это было естественным развитием существующего партнерства.»
ПОТЕНЦИАЛ СЛИЯНИЯ
Долгосрочная игра на образовательном рынке занимает центральное место в стратегии Muse Group. На выставке NAMM 2020 глава отдела стратегии Muse Group Дэниел Рэй задал риторический вопрос о видении MuseScore под зонтиком Ultimate Guitar. «Какова цель компании? — размышлял он. — Речь идет о музыкальной грамотности. Мы хотим, чтобы один миллиард людей на планете был музыкально грамотным. Определение этой музыкальной грамотности может быть неоднозначным, но такова наша цель. Один миллиард человек на планете.
В зависимости от того, как считать, Muse Group уже на пути к миллиарду человек. В настоящее время Ultimate Guitar насчитывает 200 миллионов посетителей в год, 53 миллиона загрузок приложений и 30 миллионов зарегистрированных аккаунтов, на сайте доступно 1,8 миллиона табулатур. MuseScore.com сообщает о 100 миллионах ежегодных посетителей, 12 миллионах загрузок настольного приложения MuseScore, 13 миллионах зарегистрированных аккаунтов и 1,3 миллионах партитур.
Конечно, только часть этих пользователей являются платными клиентами; в интервью на CloudFest в 2017 году Евгений Найденов сказал, что на тот момент на платный уровень подписывалось около 10 % пользователей. Однако наличие большого процента бесплатных пользователей является частью бизнес-модели Muse Group. Дэниел Рэй сказал: «Мы придерживаемся философии, согласно которой инструменты должны быть бесплатными. Лучшие из возможных инструментов должны быть бесплатными для создателей контента, у которых должна быть возможность учиться и развивать свои навыки.»
Дэвид Уильям Хирн, соучредитель StaffPad, недавно повторил это мнение в подкасте Scoring Notes, рассказывая о звуковых библиотеках, которые он разработал для StaffPad и которые теперь доступны бесплатно в MuseScore через Muse Hub. «Генеральный директор Muse Group очень любит давать людям инструменты и смотреть, что они могут с ними сделать, - сказал Дэвид. — Так, Muse Orchestra — изначально это был платный продукт, а теперь он стал бесплатным. Технология воспроизведения [паритур] — опять же, её можно легко довести до ума, но она бесплатна. Сэмплер просто существует в фоновом режиме. Он как бы невидим внутри MuseScore. Если вы приобретёте одну из библиотек Muse, она просто станет частью нотного редлактора, так что здесь есть очень интересные технологические возможности. Вы можете писать свои ноты так, как вы их пишете; возьмите партитуру, нажмите «play», и вы услышите то, что, надеюсь, вдохновит вас. По своей сути это весело. Мы считаем, что большинство людей должны хотя бы попробовать это, если у них есть такая возможность.»
Кроме того, только очень небольшой процент из 1,8 миллиона гитарных табов на Ultimate Guitar и 1,3 миллиона партитур на MuseScore.com доступны на платном уровне: всего 28 000 табов на Ultimate Guitar и 44 000 партитур на MuseScore.com; менее 2% и 4%, соответственно. Джек Саттон из Muse Group сказал: «В образовательном пространстве открываются невероятные возможности. У Muse Group нет такого большого опыта в этой области. У Hal Leonard невероятный каталог образовательных инструментов. Muse Group привносит технологическую составляющую и поможет нам двигаться быстрее.»
Хотя Ultimate Guitar и MuseScore добились определенного успеха в обучении, Джек говорит, что их посетители и пользователи «в основном музыканты, которые уже умеют играть.»
Таким образом, ключевым моментом является привлечение более качественного лицензионного контента в набор приложений и сервисов, которые Muse Group быстро развивает, и увеличение доли как платных пользователей, так и лицензионного контента на платформах.
Один из ветеранов индустрии, с которым беседовал Scoring Notes, сказал: «Это потенциально очень хорошо для обеих компаний. Hal Leonard могла бы сделать больше для расширения цифровой части своего бизнеса, и они явно почувствовали, что лучший способ сделать это — партнерство с Muse Group, которая доказала, что обладает техническими навыками для достижения этой цели. Со стороны Muse Group доступ к обширному каталогу Hal Leonard, их издательские соглашения и важные связи в сфере образования чрезвычайно ценны для их технологических продуктов, так что они могут сделать лицензионный контент доступным на этих платформах и увеличить свою базу платных пользователей.»
(Продолжение следует)