(продолжение)
ИРОНИЯ СУДЬБЫ
Пятнадцать лет назад мало кто мог предположить, что Ultimate Guitar станет материнской компанией Hal Leonard. Евгений Найденов, генеральный директор Muse Group, вспоминая эту историю в интервью на CloudFest 2017 года, сказал, что в первые несколько лет существования Ultimate Guitar росла в геометрической прогрессии, как только были внесены технические усовершенствования, позволяющие пользователям легче автоматически загружать гитарные табы. Трафик также увеличился благодаря обновлению и оптимизации поисковых алгоритмов, что облегчило поиск песен на сайте простым вводом названия песни в поисковую строку Google, вместо того чтобы сначала заходить на сайт Ultimate Guitar и только затем искать песню там.
В результате на Ultimate Guitar начали обращать внимание, и — не в самом хорошем смысле.
«Индустрия музыкальных издательств начала раздражаться из-за популярности таких сервисов, как наш, и рассылала всем письма с требованием прекратить деятельность, — говорит Найденов. — Люди начали закрывать свои сайты, [cхожие c нашим], потому что у них не было возможности лицензировать свою деятельность и платить роялти. Вебмастера таких компаний присылали мне письма типа: «Эй, у меня есть сайт в Швеции, и знаете, я занимаюсь этим уже десять лет, и мне нужно его закрыть. Не могли бы вы разместить все эти табулатуры, которые у меня есть на Ultimate Guitar, чтобы они не были полностью потеряны?»
Действительно, согласно статистике The New York Times, в июле 2006 года сайт Ultimate-Guitar.com посетили 1,4 миллиона человек — вдвое больше, чем годом ранее.
По словам Найденова, он «возвращался откуда-то домой, проверял почту и получал письмо о прекращении сотрудничества с сайтом. На следующее утро я получал письмо о прекращении сотрудничества от издательства. Так что это был безумный, безумный период времени, когда меня ненавидела вся индустрия музыкальных изданий».
В 2016 году Найденов рассказал The Guardian: «Мы получили письмо от Национальной ассоциации музыкальных издателей, в котором говорилось, что мы нарушаем авторские права, и, поскольку наши конкуренты закрылись, чтобы не рисковать, мы обратили ситуацию себе на пользу.»
В то время оставался открытым вопрос о том, являются ли созданные пользователями табулатуры песен, защищенных авторским правом, нарушением, и если да, то как легально лицензировать их в соответствии с законом об авторском праве. «Это была самая большая проблема, которую нужно было решить [в то время]», — рассказывал Найденов на CloudFest. Музыкальные издатели говорили: «Нам не нравится, что вы размещаете все эти табулатуры и раздаете их, по сути, бесплатно всем желающим». А когда мы спрашивали их, есть ли у них какое-нибудь решение, можем ли мы начать платить им, чтобы мы могли сохранить наши сервисы, они отвечали: «Нет. Нет стандартного решения для этой ситуации. Нет такого понятия, как стандартный контракт на лицензирование пользовательских табулатур». Это была несуществующая вещь.»
Подрывая их позицию, Ultimate Guitar сначала утверждала, что «не нарушала никаких законов, потому что ее штаб-квартира находится в России, а практика работы сайта соответствует российским законам». По мнению экспертов-юристов, этот аргумент был в лучшем случае спекулятивным, а с юридической точки зрения — ошибочным. Однако вопрос о том, являются ли гитарные табулатуры сами по себе незаконным нарушением авторских прав, остается открытым; Джонатан Зиттрейн, профессор управления и регулирования Интернета в Оксфордском университете, в статье The New York Times отметил, что неясно, смогут ли издатели добиться успеха в таком иске, поскольку на тот момент не существовало устоявшейся судебной доктрины по гитарным табулатурам.
Чтобы решить эту проблему, Найденов сказал, что Ultimate Guitar должна была переговорить с каждым музыкальным издателем и создать модель выплаты авторских отчислений за пользовательские табулатуры. «В принципе, мы так и поступили, — сказал он. — Мы создали эту модель. В конце концов, мы привлекли к сотрудничеству всех крупных издателей, а затем и более мелкие стали одобрять эту модель, и тогда все стало проще. На получение лицензии ушло семь лет от начала до конца.» В рамках этого процесса, помимо получения лицензий напрямую от крупных музыкальных издательств, включая Hal Leonard, в 2010 году Ultimate Guitar подписала лицензионное соглашение с The Harry Fox Agency, через которое более 40 000 других издательств могут разрешить пользователям Ultimate Guitar использовать и делиться гитарными табулатурами.
Отвечая на вопрос аудитории на CloudFest о возможности пересмотра лицензий, Найденов предвосхитил некоторые из предстоящих событий. «Пересмотреть существующие лицензионные соглашения сложно, — сказал он, — но это не значит, что вы не можете создать новую модель, новый тип сделки. Именно этим мы сейчас и занимаемся с нашим новым продуктом, так что условия будут немного более выгодными для всех нас, но при этом потребуется больше работы. Мы создаем высококачественные табулатуры собственными силами. Для этого у нас есть специальные технологии. И поскольку мы тратим много ресурсов на создание и владение контентом, издатели согласились [на более выгодные условия]. Таким образом, вы не можете пересмотреть то, что уже происходит, но вы можете создать что-то новое.»
В случае с MuseScore.com и музыкой в нотной форме прецедентное право и прецедент были более ясными, чем в случае с гитарными табулатурами. Из-за бесплатности и открытого исходного кода, а также общего впечатления, что приложение для создания партитур MuseScore дает худшие результаты, чем его коммерческие конкуренты Finale и Sibelius, сервис обмена нотами MuseScore до 2018 года практически не привлекал внимания, несмотря на широкое использование приложения и веб-сайта.
Однако когда Ultimate Guitar приобрела MuseScore, издатели осознали, насколько сильно нарушаются их авторские права при размещении их материалов на сайте MuseScore.com, и Ultimate Guitar (материнская компания MuseScore до создания Muse Group) должна была исправить это.
Хотя MuseScore заключала лицензионные сделки с издателями, сочетание огромного количества материала, недостаточного внимания к этому вопросу и общего непонимания пользователями природы авторских прав означало, что на сайте оставалось значительное количество нелицензионного материала. В ответ издатели — да, включая Hal Leonard — разослали уведомления об изъятии авторских прав. Причем пользователи утверждали, что некоторые из этих уведомлений были основаны исключительно на совпадении названий песен, что приводило к еще большей путанице.
В конце концов MuseScore заключила лицензионные соглашения с Hal Leonard. И, как известно, в 2021 году Disney, наряду с другими издателями, разрешила легально размещать больше контента на MuseScore.com, с учетом некоторых ограничений. MuseScore утверждает, что теперь у них есть лицензии на более чем 5 миллионов песен, но, согласно условиям лицензий, «любое использование этих произведений за пределами сайта MuseScore.com или приложения MuseScore не является зоной ответственностьи MuseScore, даже если партитура была создана с помощью программного обеспечения MuseScore».
В сентябре 2021 года на сайте MuseScore.com появились партитуры, официально лицензированные у издателей. Эти партитуры доступны только пользователям PRO+ на условиях лицензии MuseScore, и им не разрешается распечатывать или скачивать эти партитуры.
Эксперт, с которым мы беседовали, сказал, что при подобной сделке обе стороны должны были провести надлежащую проверку, чтобы убедиться в соблюдении любых лицензионных соглашений, но было ясно, что доступ Muse Group к партнерству с Hal Leonard через приобретение — это более простой путь к большому количеству лицензионного контента по сравнению с самостоятельной работой через MuseScore.com.
БИЗНЕС
Присутствие Hal Leonard в нотном бизнесе трудно переоценить.
Флагманский цифровой нотный сайт Hal Leonard, Sheet Music Direct, предлагает более 1,6 миллиона наименований; Sheet Music Plus, который Hal Leonard приобрел в 2017 году, насчитывает более 2 миллионов наименований; Musicroom, основанный в 1995 году, является частью Hal Leonard Europe и поддерживает значительное присутствие в Интернете, хотя его розничные магазины закрылись в этом году, включая флагманский магазин в Лондоне на Денмарк-стрит.
Своим присутствием на образовательном рынке Hal Leonard обязана не только миллионам лицензированных песен, но и методическим пособиям для обучения игре на гитаре, фортепиано и многих других инструментах. В тех областях, где Hal Leonard является автором контента, она владеет интеллектуальной собственностью и является полноправным издателем. Что касается многих других изданий, например, изданий Disney Music Group, Sony/ATV Music Publishing и других, то Hal Leonard представляет права этих издателей на печатные и цифровые носители; в этих случаях издатели часто оставляют за собой другие права.
Менее очевидными, но, возможно, представляющими особый интерес для постоянных читателей Scoring Notes, являются сделки Hal Leonard по распространению с издательствами классической музыки, такими как Boosey & Hawkes, G. Henle Verlag, Peermusic Classical, G. Schirmer, Schott и многими другими. По сути, для этих изданий Hal Leonard берет запасы на реализацию, выплачивает доход издателю-изготовителю и берет комиссионные. Таким образом, издатели могут использовать обширные каналы распространения Hal Leonard, сохраняя при этом свои права на музыку.
Noteflight и ArrangeMe
В 2014 году компания Hal Leonard приобрела компанию Noteflight из Бостона, штат Массачусетс, браузерную платформу для нотации, создания и обмена музыкой, основанную в 2008 году Джо Берковицем. Берковиц, который также был одним из сопредседателей сообщества W3C Music Notation Community Group, был одним из самых первых участников рынка браузерных нотаций и в итоге оказал огромное влияние на эту сферу. История Noteflight уходит корнями в далекое прошлое: первоначальное приложение было написано для повсеместно распространенного Adobe Flash Player, но с некоторых пор более не поддерживаемого в современных веб-приложениях.
Несмотря на окончательное устаревание Flash Player, Noteflight продолжал существовать, будучи переписанным с учетом кросс-платформенности, и партитуры остаются столь же легко доступными онлайн, как и документы других браузерных приложений — по концепции это схоже с Google Docs, который был впервые выпущен в 2006 году. Как и в тех сервисах, базовое предложение Noteflight было бесплатным, что способствовало привлечению пользователей.
В 2014 году компания Hal Leonard оценила потенциал Noteflight и выкупила его, сохранив при этом его независимость. В последующие годы рынок Noteflight Marketplace занял центральное место в стратегии компании, поскольку он позволил пользователям не только продавать аранжировки музыки, защищенной авторским правом — все по лицензии Hal Leonard, — но и получать нотный файл Noteflight и адаптировать его к своим индивидуальным потребностям.
Сегодня Noteflight насчитывает более 8 миллионов пользователей, большинство из которых пользуются ограниченным бесплатным предложением под названием Noteflight Basic. Noteflight Premium добавляет более сложные функции, снимает некоторые ограничения по количеству партитур и даёт доступ к более чем 80 000 цифровых нотных изданий Hal Leonard.
Еще один важный компонент Noteflight — инструмент для обучения и создания музыки под названием Noteflight Learn. Ориентированный на преподавателей музыки и студентов, годовой тариф стоимостью 69 долларов за пользователя позволяет учителям организовывать классы, ансамбли, давать ученикам задания на основе Noteflight. Дополнение стоимостью 8 долларов открывает доступ к технологии оценки преподавателем исполнения в реальном времени SoundCheck, которая также доступна отдельно в рамках подписки Noteflight Premium; еще одно дополнение предоставляет пользователям Noteflight Learn доступ к тем же 80 000 наименований цифровых нот Hal Leonard, которые доступны через Noteflight Premium.
На выставке NAMM 2019 тогдашний управляющий директор Noteflight Джон Млинчак сказал, что «Noteflight был принят хорошо, и на самом деле много раз мы слышали отзывы, в которых люди не верили, что это правда. Они говорили, что это не может быть «законным», но мы гарантируем, что все правообладатели получат компенсацию за каждую продажу, и мы действительно хотим обеспечить гибкость, которую мы создали. Интернет будет продолжать расширять границы цифровой дистрибуции музыки, и мы должны быть лидерами».
С этой целью в 2020 году Hal Leonard запустила ArrangeMe, которая позволяет аранжировщикам продавать свои аранжировки либо в виде PDF-файлов через Sheet Music Plus и Sheet Music Direct, либо как интерактивные названия на Noteflight (но не где-либо еще). Компания Hal Leonard предварительно зарегистрировала на ArrangeMe более 4 миллионов песен и берет на себя обеспечение всех авторских прав и выплату роялти. Аранжировщик получает 10 % от продажной цены; остаток поступает в Hal Leonard, который затем выплачивает процент правообладателю(ям).
(продолжение следует)
ИРОНИЯ СУДЬБЫ
Пятнадцать лет назад мало кто мог предположить, что Ultimate Guitar станет материнской компанией Hal Leonard. Евгений Найденов, генеральный директор Muse Group, вспоминая эту историю в интервью на CloudFest 2017 года, сказал, что в первые несколько лет существования Ultimate Guitar росла в геометрической прогрессии, как только были внесены технические усовершенствования, позволяющие пользователям легче автоматически загружать гитарные табы. Трафик также увеличился благодаря обновлению и оптимизации поисковых алгоритмов, что облегчило поиск песен на сайте простым вводом названия песни в поисковую строку Google, вместо того чтобы сначала заходить на сайт Ultimate Guitar и только затем искать песню там.
В результате на Ultimate Guitar начали обращать внимание, и — не в самом хорошем смысле.
«Индустрия музыкальных издательств начала раздражаться из-за популярности таких сервисов, как наш, и рассылала всем письма с требованием прекратить деятельность, — говорит Найденов. — Люди начали закрывать свои сайты, [cхожие c нашим], потому что у них не было возможности лицензировать свою деятельность и платить роялти. Вебмастера таких компаний присылали мне письма типа: «Эй, у меня есть сайт в Швеции, и знаете, я занимаюсь этим уже десять лет, и мне нужно его закрыть. Не могли бы вы разместить все эти табулатуры, которые у меня есть на Ultimate Guitar, чтобы они не были полностью потеряны?»
Действительно, согласно статистике The New York Times, в июле 2006 года сайт Ultimate-Guitar.com посетили 1,4 миллиона человек — вдвое больше, чем годом ранее.
По словам Найденова, он «возвращался откуда-то домой, проверял почту и получал письмо о прекращении сотрудничества с сайтом. На следующее утро я получал письмо о прекращении сотрудничества от издательства. Так что это был безумный, безумный период времени, когда меня ненавидела вся индустрия музыкальных изданий».
В 2016 году Найденов рассказал The Guardian: «Мы получили письмо от Национальной ассоциации музыкальных издателей, в котором говорилось, что мы нарушаем авторские права, и, поскольку наши конкуренты закрылись, чтобы не рисковать, мы обратили ситуацию себе на пользу.»
В то время оставался открытым вопрос о том, являются ли созданные пользователями табулатуры песен, защищенных авторским правом, нарушением, и если да, то как легально лицензировать их в соответствии с законом об авторском праве. «Это была самая большая проблема, которую нужно было решить [в то время]», — рассказывал Найденов на CloudFest. Музыкальные издатели говорили: «Нам не нравится, что вы размещаете все эти табулатуры и раздаете их, по сути, бесплатно всем желающим». А когда мы спрашивали их, есть ли у них какое-нибудь решение, можем ли мы начать платить им, чтобы мы могли сохранить наши сервисы, они отвечали: «Нет. Нет стандартного решения для этой ситуации. Нет такого понятия, как стандартный контракт на лицензирование пользовательских табулатур». Это была несуществующая вещь.»
Подрывая их позицию, Ultimate Guitar сначала утверждала, что «не нарушала никаких законов, потому что ее штаб-квартира находится в России, а практика работы сайта соответствует российским законам». По мнению экспертов-юристов, этот аргумент был в лучшем случае спекулятивным, а с юридической точки зрения — ошибочным. Однако вопрос о том, являются ли гитарные табулатуры сами по себе незаконным нарушением авторских прав, остается открытым; Джонатан Зиттрейн, профессор управления и регулирования Интернета в Оксфордском университете, в статье The New York Times отметил, что неясно, смогут ли издатели добиться успеха в таком иске, поскольку на тот момент не существовало устоявшейся судебной доктрины по гитарным табулатурам.
Чтобы решить эту проблему, Найденов сказал, что Ultimate Guitar должна была переговорить с каждым музыкальным издателем и создать модель выплаты авторских отчислений за пользовательские табулатуры. «В принципе, мы так и поступили, — сказал он. — Мы создали эту модель. В конце концов, мы привлекли к сотрудничеству всех крупных издателей, а затем и более мелкие стали одобрять эту модель, и тогда все стало проще. На получение лицензии ушло семь лет от начала до конца.» В рамках этого процесса, помимо получения лицензий напрямую от крупных музыкальных издательств, включая Hal Leonard, в 2010 году Ultimate Guitar подписала лицензионное соглашение с The Harry Fox Agency, через которое более 40 000 других издательств могут разрешить пользователям Ultimate Guitar использовать и делиться гитарными табулатурами.
Отвечая на вопрос аудитории на CloudFest о возможности пересмотра лицензий, Найденов предвосхитил некоторые из предстоящих событий. «Пересмотреть существующие лицензионные соглашения сложно, — сказал он, — но это не значит, что вы не можете создать новую модель, новый тип сделки. Именно этим мы сейчас и занимаемся с нашим новым продуктом, так что условия будут немного более выгодными для всех нас, но при этом потребуется больше работы. Мы создаем высококачественные табулатуры собственными силами. Для этого у нас есть специальные технологии. И поскольку мы тратим много ресурсов на создание и владение контентом, издатели согласились [на более выгодные условия]. Таким образом, вы не можете пересмотреть то, что уже происходит, но вы можете создать что-то новое.»
В случае с MuseScore.com и музыкой в нотной форме прецедентное право и прецедент были более ясными, чем в случае с гитарными табулатурами. Из-за бесплатности и открытого исходного кода, а также общего впечатления, что приложение для создания партитур MuseScore дает худшие результаты, чем его коммерческие конкуренты Finale и Sibelius, сервис обмена нотами MuseScore до 2018 года практически не привлекал внимания, несмотря на широкое использование приложения и веб-сайта.
Однако когда Ultimate Guitar приобрела MuseScore, издатели осознали, насколько сильно нарушаются их авторские права при размещении их материалов на сайте MuseScore.com, и Ultimate Guitar (материнская компания MuseScore до создания Muse Group) должна была исправить это.
Хотя MuseScore заключала лицензионные сделки с издателями, сочетание огромного количества материала, недостаточного внимания к этому вопросу и общего непонимания пользователями природы авторских прав означало, что на сайте оставалось значительное количество нелицензионного материала. В ответ издатели — да, включая Hal Leonard — разослали уведомления об изъятии авторских прав. Причем пользователи утверждали, что некоторые из этих уведомлений были основаны исключительно на совпадении названий песен, что приводило к еще большей путанице.
В конце концов MuseScore заключила лицензионные соглашения с Hal Leonard. И, как известно, в 2021 году Disney, наряду с другими издателями, разрешила легально размещать больше контента на MuseScore.com, с учетом некоторых ограничений. MuseScore утверждает, что теперь у них есть лицензии на более чем 5 миллионов песен, но, согласно условиям лицензий, «любое использование этих произведений за пределами сайта MuseScore.com или приложения MuseScore не является зоной ответственностьи MuseScore, даже если партитура была создана с помощью программного обеспечения MuseScore».
В сентябре 2021 года на сайте MuseScore.com появились партитуры, официально лицензированные у издателей. Эти партитуры доступны только пользователям PRO+ на условиях лицензии MuseScore, и им не разрешается распечатывать или скачивать эти партитуры.
Эксперт, с которым мы беседовали, сказал, что при подобной сделке обе стороны должны были провести надлежащую проверку, чтобы убедиться в соблюдении любых лицензионных соглашений, но было ясно, что доступ Muse Group к партнерству с Hal Leonard через приобретение — это более простой путь к большому количеству лицензионного контента по сравнению с самостоятельной работой через MuseScore.com.
БИЗНЕС
Присутствие Hal Leonard в нотном бизнесе трудно переоценить.
Флагманский цифровой нотный сайт Hal Leonard, Sheet Music Direct, предлагает более 1,6 миллиона наименований; Sheet Music Plus, который Hal Leonard приобрел в 2017 году, насчитывает более 2 миллионов наименований; Musicroom, основанный в 1995 году, является частью Hal Leonard Europe и поддерживает значительное присутствие в Интернете, хотя его розничные магазины закрылись в этом году, включая флагманский магазин в Лондоне на Денмарк-стрит.
Своим присутствием на образовательном рынке Hal Leonard обязана не только миллионам лицензированных песен, но и методическим пособиям для обучения игре на гитаре, фортепиано и многих других инструментах. В тех областях, где Hal Leonard является автором контента, она владеет интеллектуальной собственностью и является полноправным издателем. Что касается многих других изданий, например, изданий Disney Music Group, Sony/ATV Music Publishing и других, то Hal Leonard представляет права этих издателей на печатные и цифровые носители; в этих случаях издатели часто оставляют за собой другие права.
Менее очевидными, но, возможно, представляющими особый интерес для постоянных читателей Scoring Notes, являются сделки Hal Leonard по распространению с издательствами классической музыки, такими как Boosey & Hawkes, G. Henle Verlag, Peermusic Classical, G. Schirmer, Schott и многими другими. По сути, для этих изданий Hal Leonard берет запасы на реализацию, выплачивает доход издателю-изготовителю и берет комиссионные. Таким образом, издатели могут использовать обширные каналы распространения Hal Leonard, сохраняя при этом свои права на музыку.
Noteflight и ArrangeMe
В 2014 году компания Hal Leonard приобрела компанию Noteflight из Бостона, штат Массачусетс, браузерную платформу для нотации, создания и обмена музыкой, основанную в 2008 году Джо Берковицем. Берковиц, который также был одним из сопредседателей сообщества W3C Music Notation Community Group, был одним из самых первых участников рынка браузерных нотаций и в итоге оказал огромное влияние на эту сферу. История Noteflight уходит корнями в далекое прошлое: первоначальное приложение было написано для повсеместно распространенного Adobe Flash Player, но с некоторых пор более не поддерживаемого в современных веб-приложениях.
Несмотря на окончательное устаревание Flash Player, Noteflight продолжал существовать, будучи переписанным с учетом кросс-платформенности, и партитуры остаются столь же легко доступными онлайн, как и документы других браузерных приложений — по концепции это схоже с Google Docs, который был впервые выпущен в 2006 году. Как и в тех сервисах, базовое предложение Noteflight было бесплатным, что способствовало привлечению пользователей.
В 2014 году компания Hal Leonard оценила потенциал Noteflight и выкупила его, сохранив при этом его независимость. В последующие годы рынок Noteflight Marketplace занял центральное место в стратегии компании, поскольку он позволил пользователям не только продавать аранжировки музыки, защищенной авторским правом — все по лицензии Hal Leonard, — но и получать нотный файл Noteflight и адаптировать его к своим индивидуальным потребностям.
Сегодня Noteflight насчитывает более 8 миллионов пользователей, большинство из которых пользуются ограниченным бесплатным предложением под названием Noteflight Basic. Noteflight Premium добавляет более сложные функции, снимает некоторые ограничения по количеству партитур и даёт доступ к более чем 80 000 цифровых нотных изданий Hal Leonard.
Еще один важный компонент Noteflight — инструмент для обучения и создания музыки под названием Noteflight Learn. Ориентированный на преподавателей музыки и студентов, годовой тариф стоимостью 69 долларов за пользователя позволяет учителям организовывать классы, ансамбли, давать ученикам задания на основе Noteflight. Дополнение стоимостью 8 долларов открывает доступ к технологии оценки преподавателем исполнения в реальном времени SoundCheck, которая также доступна отдельно в рамках подписки Noteflight Premium; еще одно дополнение предоставляет пользователям Noteflight Learn доступ к тем же 80 000 наименований цифровых нот Hal Leonard, которые доступны через Noteflight Premium.
На выставке NAMM 2019 тогдашний управляющий директор Noteflight Джон Млинчак сказал, что «Noteflight был принят хорошо, и на самом деле много раз мы слышали отзывы, в которых люди не верили, что это правда. Они говорили, что это не может быть «законным», но мы гарантируем, что все правообладатели получат компенсацию за каждую продажу, и мы действительно хотим обеспечить гибкость, которую мы создали. Интернет будет продолжать расширять границы цифровой дистрибуции музыки, и мы должны быть лидерами».
С этой целью в 2020 году Hal Leonard запустила ArrangeMe, которая позволяет аранжировщикам продавать свои аранжировки либо в виде PDF-файлов через Sheet Music Plus и Sheet Music Direct, либо как интерактивные названия на Noteflight (но не где-либо еще). Компания Hal Leonard предварительно зарегистрировала на ArrangeMe более 4 миллионов песен и берет на себя обеспечение всех авторских прав и выплату роялти. Аранжировщик получает 10 % от продажной цены; остаток поступает в Hal Leonard, который затем выплачивает процент правообладателю(ям).
(продолжение следует)