Выбор нотного редактора

(продолжение)

ИРОНИЯ СУДЬБЫ

Пятнадцать лет назад мало кто мог предположить, что Ultimate Guitar станет материнской компанией Hal Leonard. Евгений Найденов, генеральный директор Muse Group, вспоминая эту историю в интервью на CloudFest 2017 года, сказал, что в первые несколько лет существования Ultimate Guitar росла в геометрической прогрессии, как только были внесены технические усовершенствования, позволяющие пользователям легче автоматически загружать гитарные табы. Трафик также увеличился благодаря обновлению и оптимизации поисковых алгоритмов, что облегчило поиск песен на сайте простым вводом названия песни в поисковую строку Google, вместо того чтобы сначала заходить на сайт Ultimate Guitar и только затем искать песню там.

В результате на Ultimate Guitar начали обращать внимание, и — не в самом хорошем смысле.

«Индустрия музыкальных издательств начала раздражаться из-за популярности таких сервисов, как наш, и рассылала всем письма с требованием прекратить деятельность, — говорит Найденов. — Люди начали закрывать свои сайты, [cхожие c нашим], потому что у них не было возможности лицензировать свою деятельность и платить роялти. Вебмастера таких компаний присылали мне письма типа: «Эй, у меня есть сайт в Швеции, и знаете, я занимаюсь этим уже десять лет, и мне нужно его закрыть. Не могли бы вы разместить все эти табулатуры, которые у меня есть на Ultimate Guitar, чтобы они не были полностью потеряны?»

Действительно, согласно статистике The New York Times, в июле 2006 года сайт Ultimate-Guitar.com посетили 1,4 миллиона человек — вдвое больше, чем годом ранее.

По словам Найденова, он «возвращался откуда-то домой, проверял почту и получал письмо о прекращении сотрудничества с сайтом. На следующее утро я получал письмо о прекращении сотрудничества от издательства. Так что это был безумный, безумный период времени, когда меня ненавидела вся индустрия музыкальных изданий».

В 2016 году Найденов рассказал The Guardian: «Мы получили письмо от Национальной ассоциации музыкальных издателей, в котором говорилось, что мы нарушаем авторские права, и, поскольку наши конкуренты закрылись, чтобы не рисковать, мы обратили ситуацию себе на пользу.»

В то время оставался открытым вопрос о том, являются ли созданные пользователями табулатуры песен, защищенных авторским правом, нарушением, и если да, то как легально лицензировать их в соответствии с законом об авторском праве. «Это была самая большая проблема, которую нужно было решить [в то время]», — рассказывал Найденов на CloudFest. Музыкальные издатели говорили: «Нам не нравится, что вы размещаете все эти табулатуры и раздаете их, по сути, бесплатно всем желающим». А когда мы спрашивали их, есть ли у них какое-нибудь решение, можем ли мы начать платить им, чтобы мы могли сохранить наши сервисы, они отвечали: «Нет. Нет стандартного решения для этой ситуации. Нет такого понятия, как стандартный контракт на лицензирование пользовательских табулатур». Это была несуществующая вещь.»

Подрывая их позицию, Ultimate Guitar сначала утверждала, что «не нарушала никаких законов, потому что ее штаб-квартира находится в России, а практика работы сайта соответствует российским законам». По мнению экспертов-юристов, этот аргумент был в лучшем случае спекулятивным, а с юридической точки зрения — ошибочным. Однако вопрос о том, являются ли гитарные табулатуры сами по себе незаконным нарушением авторских прав, остается открытым; Джонатан Зиттрейн, профессор управления и регулирования Интернета в Оксфордском университете, в статье The New York Times отметил, что неясно, смогут ли издатели добиться успеха в таком иске, поскольку на тот момент не существовало устоявшейся судебной доктрины по гитарным табулатурам.

Чтобы решить эту проблему, Найденов сказал, что Ultimate Guitar должна была переговорить с каждым музыкальным издателем и создать модель выплаты авторских отчислений за пользовательские табулатуры. «В принципе, мы так и поступили, — сказал он. — Мы создали эту модель. В конце концов, мы привлекли к сотрудничеству всех крупных издателей, а затем и более мелкие стали одобрять эту модель, и тогда все стало проще. На получение лицензии ушло семь лет от начала до конца.» В рамках этого процесса, помимо получения лицензий напрямую от крупных музыкальных издательств, включая Hal Leonard, в 2010 году Ultimate Guitar подписала лицензионное соглашение с The Harry Fox Agency, через которое более 40 000 других издательств могут разрешить пользователям Ultimate Guitar использовать и делиться гитарными табулатурами.

Отвечая на вопрос аудитории на CloudFest о возможности пересмотра лицензий, Найденов предвосхитил некоторые из предстоящих событий. «Пересмотреть существующие лицензионные соглашения сложно, — сказал он, — но это не значит, что вы не можете создать новую модель, новый тип сделки. Именно этим мы сейчас и занимаемся с нашим новым продуктом, так что условия будут немного более выгодными для всех нас, но при этом потребуется больше работы. Мы создаем высококачественные табулатуры собственными силами. Для этого у нас есть специальные технологии. И поскольку мы тратим много ресурсов на создание и владение контентом, издатели согласились [на более выгодные условия]. Таким образом, вы не можете пересмотреть то, что уже происходит, но вы можете создать что-то новое.»

В случае с MuseScore.com и музыкой в нотной форме прецедентное право и прецедент были более ясными, чем в случае с гитарными табулатурами. Из-за бесплатности и открытого исходного кода, а также общего впечатления, что приложение для создания партитур MuseScore дает худшие результаты, чем его коммерческие конкуренты Finale и Sibelius, сервис обмена нотами MuseScore до 2018 года практически не привлекал внимания, несмотря на широкое использование приложения и веб-сайта.

Однако когда Ultimate Guitar приобрела MuseScore, издатели осознали, насколько сильно нарушаются их авторские права при размещении их материалов на сайте MuseScore.com, и Ultimate Guitar (материнская компания MuseScore до создания Muse Group) должна была исправить это.

Хотя MuseScore заключала лицензионные сделки с издателями, сочетание огромного количества материала, недостаточного внимания к этому вопросу и общего непонимания пользователями природы авторских прав означало, что на сайте оставалось значительное количество нелицензионного материала. В ответ издатели — да, включая Hal Leonard — разослали уведомления об изъятии авторских прав. Причем пользователи утверждали, что некоторые из этих уведомлений были основаны исключительно на совпадении названий песен, что приводило к еще большей путанице.

В конце концов MuseScore заключила лицензионные соглашения с Hal Leonard. И, как известно, в 2021 году Disney, наряду с другими издателями, разрешила легально размещать больше контента на MuseScore.com, с учетом некоторых ограничений. MuseScore утверждает, что теперь у них есть лицензии на более чем 5 миллионов песен, но, согласно условиям лицензий, «любое использование этих произведений за пределами сайта MuseScore.com или приложения MuseScore не является зоной ответственностьи MuseScore, даже если партитура была создана с помощью программного обеспечения MuseScore».

В сентябре 2021 года на сайте MuseScore.com появились партитуры, официально лицензированные у издателей. Эти партитуры доступны только пользователям PRO+ на условиях лицензии MuseScore, и им не разрешается распечатывать или скачивать эти партитуры.

Эксперт, с которым мы беседовали, сказал, что при подобной сделке обе стороны должны были провести надлежащую проверку, чтобы убедиться в соблюдении любых лицензионных соглашений, но было ясно, что доступ Muse Group к партнерству с Hal Leonard через приобретение — это более простой путь к большому количеству лицензионного контента по сравнению с самостоятельной работой через MuseScore.com.


БИЗНЕС

Присутствие Hal Leonard в нотном бизнесе трудно переоценить.

Флагманский цифровой нотный сайт Hal Leonard, Sheet Music Direct, предлагает более 1,6 миллиона наименований; Sheet Music Plus, который Hal Leonard приобрел в 2017 году, насчитывает более 2 миллионов наименований; Musicroom, основанный в 1995 году, является частью Hal Leonard Europe и поддерживает значительное присутствие в Интернете, хотя его розничные магазины закрылись в этом году, включая флагманский магазин в Лондоне на Денмарк-стрит.

Своим присутствием на образовательном рынке Hal Leonard обязана не только миллионам лицензированных песен, но и методическим пособиям для обучения игре на гитаре, фортепиано и многих других инструментах. В тех областях, где Hal Leonard является автором контента, она владеет интеллектуальной собственностью и является полноправным издателем. Что касается многих других изданий, например, изданий Disney Music Group, Sony/ATV Music Publishing и других, то Hal Leonard представляет права этих издателей на печатные и цифровые носители; в этих случаях издатели часто оставляют за собой другие права.

Менее очевидными, но, возможно, представляющими особый интерес для постоянных читателей Scoring Notes, являются сделки Hal Leonard по распространению с издательствами классической музыки, такими как Boosey & Hawkes, G. Henle Verlag, Peermusic Classical, G. Schirmer, Schott и многими другими. По сути, для этих изданий Hal Leonard берет запасы на реализацию, выплачивает доход издателю-изготовителю и берет комиссионные. Таким образом, издатели могут использовать обширные каналы распространения Hal Leonard, сохраняя при этом свои права на музыку.


Noteflight и ArrangeMe

В 2014 году компания Hal Leonard приобрела компанию Noteflight из Бостона, штат Массачусетс, браузерную платформу для нотации, создания и обмена музыкой, основанную в 2008 году Джо Берковицем. Берковиц, который также был одним из сопредседателей сообщества W3C Music Notation Community Group, был одним из самых первых участников рынка браузерных нотаций и в итоге оказал огромное влияние на эту сферу. История Noteflight уходит корнями в далекое прошлое: первоначальное приложение было написано для повсеместно распространенного Adobe Flash Player, но с некоторых пор более не поддерживаемого в современных веб-приложениях.

Несмотря на окончательное устаревание Flash Player, Noteflight продолжал существовать, будучи переписанным с учетом кросс-платформенности, и партитуры остаются столь же легко доступными онлайн, как и документы других браузерных приложений — по концепции это схоже с Google Docs, который был впервые выпущен в 2006 году. Как и в тех сервисах, базовое предложение Noteflight было бесплатным, что способствовало привлечению пользователей.

В 2014 году компания Hal Leonard оценила потенциал Noteflight и выкупила его, сохранив при этом его независимость. В последующие годы рынок Noteflight Marketplace занял центральное место в стратегии компании, поскольку он позволил пользователям не только продавать аранжировки музыки, защищенной авторским правом — все по лицензии Hal Leonard, — но и получать нотный файл Noteflight и адаптировать его к своим индивидуальным потребностям.

Сегодня Noteflight насчитывает более 8 миллионов пользователей, большинство из которых пользуются ограниченным бесплатным предложением под названием Noteflight Basic. Noteflight Premium добавляет более сложные функции, снимает некоторые ограничения по количеству партитур и даёт доступ к более чем 80 000 цифровых нотных изданий Hal Leonard.

Еще один важный компонент Noteflight — инструмент для обучения и создания музыки под названием Noteflight Learn. Ориентированный на преподавателей музыки и студентов, годовой тариф стоимостью 69 долларов за пользователя позволяет учителям организовывать классы, ансамбли, давать ученикам задания на основе Noteflight. Дополнение стоимостью 8 долларов открывает доступ к технологии оценки преподавателем исполнения в реальном времени SoundCheck, которая также доступна отдельно в рамках подписки Noteflight Premium; еще одно дополнение предоставляет пользователям Noteflight Learn доступ к тем же 80 000 наименований цифровых нот Hal Leonard, которые доступны через Noteflight Premium.

На выставке NAMM 2019 тогдашний управляющий директор Noteflight Джон Млинчак сказал, что «Noteflight был принят хорошо, и на самом деле много раз мы слышали отзывы, в которых люди не верили, что это правда. Они говорили, что это не может быть «законным», но мы гарантируем, что все правообладатели получат компенсацию за каждую продажу, и мы действительно хотим обеспечить гибкость, которую мы создали. Интернет будет продолжать расширять границы цифровой дистрибуции музыки, и мы должны быть лидерами».

С этой целью в 2020 году Hal Leonard запустила ArrangeMe, которая позволяет аранжировщикам продавать свои аранжировки либо в виде PDF-файлов через Sheet Music Plus и Sheet Music Direct, либо как интерактивные названия на Noteflight (но не где-либо еще). Компания Hal Leonard предварительно зарегистрировала на ArrangeMe более 4 миллионов песен и берет на себя обеспечение всех авторских прав и выплату роялти. Аранжировщик получает 10 % от продажной цены; остаток поступает в Hal Leonard, который затем выплачивает процент правообладателю(ям).

(продолжение следует)
 
  • Like
Реакции: max-owl, Antonio и CAMOBAP
(продолжение)

О КОНКУРЕНЦИИ

Еще до приобретения Muse Group главным конкурентом Hal Leonard была компания Alfred Music, и это по-прежнему так. Если у вас есть ноты, то, скорее всего, они изданы или распространяются компаниями Hal Leonard, Alfred или Warner Bros. Publications, (последнюю Alfred приобрела в 2005 году).

История Alfred во многом повторяет историю Hal Leonard. Основанная в 1922 году в Нью-Йорке Сэмом Манусом как Manus Music и переименованная в Alfred Music в 1930 году после приобретения другого музыкального издательства под названием Alfred & Company, сын Мануса Морти возглавил бизнес. В 1950-х годах Alfred разработала учебную серию для аккордеона, а затем пособия для гитары, фортепиано и флейты.

После переезда офиса в Лос-Анджелес в 1975 году сыновья Морти Мануса — Рон и Стив — вошли в бизнес и расширили его на международном уровне, а в 2005 году Alfred приобрела издательство Warner Bros. Publications, получив права на печать каталога EMI Catalogue Partnership, а начав долгосрочные отношения с Warner/Chappell, получила эксклюзивные права на печать и распространение изданий музыкальных композиций.

Затем, в 2016 году, Alfred была приобретена Peaksware, той же частной холдинговой компанией, контролируемой Энди Стивенсом, которая купила MakeMusic в 2014 году и перенесла ее из Иден Прери, штат Миннесота, в Боулдер, штат Колорадо. В 2015 году MakeMusic, теперь принадлежащая Peaksware, приобрела Weezic, основанного в 2011 году парижского производителя интерактивного веб-инструмента для занятий музыкой. Weezic в конечном итоге заменил SmartMusic, который был обучающим инструментом компании MakeMusic.

SmartMusic представлял собой устанавливаемое настольное приложение на базе Finale и уже устарел, поскольку рынку образования требовалось перейти на веб-платформы, такие как Weezic, которые могли бы работать на планшетах и других устройствах. Соучредитель Weezic, Грегори Делл'Эра (Grégory Dell'Era), присоединился к MakeMusic в качестве директора по технологиям во время приобретения, а с января 2021 года является президентом как MakeMusic, так и Alfred Music.

Хотя многие знают MakeMusic в первую очередь по настольному нотному программному обеспечению Finale, в настоящее время и в будущем компания делает ставку на облачные продукты MakeMusic Cloud, которые, как и пакет Noteflight и Hal Leonard, тесно интегрированы с издательским филиалом Alfred. Музыкальный каталог содержит широкий спектр интерактивных наименований; инструмент Practice позволяет исполнителям играть сольные и ансамблевые партии со встроенным аккомпанементом, тюнером и метрономом; новая студия Sight Reading Studio генерирует музыку «на лету» для оттачивания навыков по заданным параметрам; а Compose, веб-инструмент для нотной записи, является творческой частью студии.

Alfred по-прежнему занимается печатным музыкальным бизнесом, являясь как издателем учебных методических пособий, так и дистрибьютором музыки. Лицензионный контент компании Alfred очень важtн для общей цифровой стратегии MakeMusic, так же как каталог Hal Leonard для стратегии Muse Group. Finale все еще обновляется, но теперь он служит другой цели в компании — в некотором роде схожей с ролью MuseScore в Muse Group, — как полнофункциональная, доступная настольная программа для нотации в рамках набора образовательных веб-продуктов, тесно связанных с контентом. Если раньше эта программа доминировала на рынке благодаря своим возможностям для опытных пользователей и стоила 600 долларов, то недавно во время недавней распродажи новая пользовательская лицензия Finale — хотя и не бесплатная, как MuseScore, — предлагалась всего за 89 долларов, что на 85 % меньше ее цены в 2022 году.

Хотя Muse Group/Hal Leonard и MakeMusic/Alfred являются титанами в этом новом ландшафте, есть и другие заметные игроки на поле, объединяющем образование, контент и интерактивную нотацию.


Soundslice — одна из таких платформ. Основанная и управляемая Адрианом Холоватым, компания Soundslice, которая по размерам не уступает крупным компаниям, берет свое начало в гитарной музыке. За свою историю Soundslice создала регулярно обновляемый веб-редактор нот и табулатур, магазин с предложениями обучающих курсов и завидный опыт сочетания видео- и аудиообучения с интерактивной нотацией.

Если говорить о платформах для совместной работы над нотацией, то среди прочих можно отметить Flat.io, сервисом которого пользуются 5 миллионов пользователей, а также Newzik и nkoda с их приложениями для чтения музыки и контент-партнерствами с крупными издательствами.

Что касается настольных приложений, знакомых большинству читателей Scoring Notes, то с бесплатным MuseScore конкурируют такие платные продукты как Finale от MakeMusic, Sibelius от Avid, Dorico от Steinberg и Notion от PreSonus.

На самом деле, похоже, что компании, создающие программные платформы для нотации музыки, сейчас условно разделены на две категории. В одну категорию входят Muse Group, MakeMusic, Soundslice, Flat, Newzik и nkoda, которые являются исключительно программными компаниями (с сильными веб-приложениями), стремящимися объединить свои нотационные продукты с контролем над контентом, который используется на их платформах, а в некоторых случаях и генерируется ими. В другую категорию входят Avid, Steinberg и PreSonus, чьи продукты для нотации являются частью портфолио, включающего профессиональное программное и аппаратное аудио-обеспечение, и которые не делают значительных ставок на контент.


О БУДУЩЕМ

Из всех продуктов, за которые отвечают Muse Group и Hal Leonard, наиболее очевидное совпадение наблюдается в их цифровых предложениях — особенно в тех, которые предназначены для рынка образования. Действительно, с первого взгляда трудно отличить предложения по обучающим курсам Noteflight от предложений MuseScore.

При кажущемся сходстве их каталогов курсов есть более заметные различия в линейках продуктов. Главное из них, редактор нот; MuseScore (приложение) является бесплатным настольным приложением с открытым исходным кодом, все функции нотации доступны любому пользователю, в то время как Noteflight, являясь лишь веб-платформой, оставляет свои премиальные функции нотации для своих платных клиентов.

Тем не менее, сходств гораздо больше, и хотя продукты не обязательно сольются в одночасье, нетрудно представить, что предложения одного или другого начнут сближаться — особенно это касается таких похожих продуктов, как MuseClass и Noteflight Learn, которые, похоже, напрямую пересекаются друг с другом. Кроме того, у Hal Leonard есть популярная серия Essential Elements, учебная программа для оркестровых и струнных инструментов с интерактивным компонентом, к которой, по словам компании, в течение учебного года обращаются более 500 000 учеников; есть также Essential Elements Music Class, запущенный в 2019 году и ориентированный на рынок начальной школы, с песнями, ресурсами для уроков, планами занятий по укулеле и флейте.

У Hal Leonard также есть Digital Books — облачные издания в запатентованном формате потоковых электронных книг, включая знаменитую серию «The Real Book». (Эта серия, кстати, возникла как транскрипции нот, которые были печально известны как нелицензионные до 2004 года, когда Hal Leonard получила права на большинство песен и опубликовала книги легально — история, очень похожая на опыт Ultimate Guitar с гитарными табулатурами.)

Джек Саттон из Muse Group: «Пока трудно сказать, какие комбинации будут иметь место, мы взяли на себя обязательство провести год открытий с обеих сторон. Цифровые команды, вероятно, будут сотрудничать первыми».

Со своей стороны, Muse Group обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития этих цифровых инструментов. Приобретя в 2021 году компанию StaffPad, Muse получила передовые инструменты для создания музыки на базе планшетов и, что самое главное, талантливого Дэвида Уильяма Хирна и его команду.

Среди инноваций, которые представила компания StaffPad, начав с громкого анонса в 2014 году, когда впервые было представлено приложение для распознавания рукописного текста, — недавний выпуск компонента транскрипции в реальном времени на основе искусственного интеллекта под названием Piano Capture. StaffPad может не только транскрибировать аудио в реальном времени, но и делать это в тандеме с другими недавно добавленными функциями, такими как поддержка видео.

Можно легко представить себе активное перекрестное опыление технологий, образования и контента в будущем, и не нужно строить догадки: в настоящее время Muse Group принимает заявки на вакансию старшего инженера по машинному обучению. Область машинного обучения, которую Muse и StaffPad развивают, могут стать основой для новых инструментов обучения учеников музыке и оценивания педагогом, а каталог музыки, который контролирует Hal Leonard, может стать источником данных для обучения будущих поколений моделей искусственного интеллекта. Вопросы авторского права на такие данные еще не установлены, но совместный опыт Muse Group и Hal Leonard в обеспечении лицензионной чистоты контента должен сослужить им хорошую службу, поскольку в этой области начинает создаваться прецедент.

P.S.
Евгений Найдёнов (слева) даёт интервью, MusicFest, 2017
239341
 
Понимаю, что происходящее на рынке нотных редакторов/обучающих программ/доступных нотных библиотек и то, куда весь этот мир катится бизнес движется, мало кому интересно. А если и интересно, то всё равно не имеет прямого практического применения.
Однако небольшое дополнение к моим предыдущим двум переводным постам.

Многие видели в ютубе уничижительные вирусные ролики Тантакрула (Tantacrul, в миру Martin Keary) «Сибелиус Крэш» и аналогичный про Дорико. Интересно здесь то, что Тантакрул не сам по себе вирусит ради хайпа и донатов, а является агентом в штате MuseScore. А MuseScore — не просто нотный редактор, а часть большой корпорации, о чём собственно и была переведённая мной статья.

Вот что писал об этих видео Дэниел Спрэдбери, главный по коммуникации с пользователями в команде Дорико, ещё во времена Четвёртой версии:

«Я никогда не давал никакого письменного ответа на видео Мартина Кири о Дорико, и, возможно, мне следовало бы и дальше придерживаться этой линии. Вы знаете, что два самых популярных видео Мартина — его «критика» Сибелиуса и Дорико — в значительной степени касаются продуктов, на которые я потратил всю свою карьеру (уж так она у меня сложилась!), поэтому я, конечно, не беспристрастен в своих ответах на них.

Но я думаю, что будет правильным считать, что видео, которое Мартин снял о Дорико, не является какой-либо объективной критикой дизайна программного обеспечения — и, по крайней мере, в какой бы степени это ни было правдой, объективность ставится под сомнение хотя бы тем фактом, что в интересах Мартина сделать это видео как можно более экстремальным, зажигательным и вирусным. Он ведь получает прямую финансовую выгоду (безусловно — в виде доходов от Patreon, и предположительно — в виде монетизации на YouTube). Объективность Мартина также ставится под сомнение, как бы он сам ни протестовал против этого, тем фактом, что на момент создания видео он уже более 6 месяцев находился в непосредственном подчинении Muse Group. (Тот факт, что до работы в Muse Group он также снял видео с осуждением MuseScore, не имеет значения — это один из основных факторов, который привёл к его трудоустройству в эту компанию).

И, стоит сказать, что Мартин не покупал Дорико, а попросил Steinberg предоставить ему лицензию на Дорико бесплатно, что мы и сделали, и о чём, насколько я помню, он даже не упомянул в своём видео.

Критика процесса регистрации в Дорико 3.1 (в том виде, в котором он был на момент публикации видео) была абсолютно справедливой, и как компания мы прекрасно знали и знаем о своих недостатках в этой области. Не стоило тратить 25 минут в видеоролике на YouTube, чтобы сказать, что эта область нуждается в улучшении.

Мы сделали всё возможное, чтобы улучшить ситуацию в этой области, и продолжаем это делать. В частности, отказ от eLicenser в Дорико 4 устранил многие болевые точки, о которых говорилось в видео, и мы также работаем над Steinberg Download Assistant (SDA), чтобы облегчить первоначальную загрузку и установку программного обеспечения. При покупке Дорико вы получаете код доступа к загрузке, который вводится непосредственно в SDA. Там отображается конкретный продукт, который вы приобрели, и для Дорико 4 вы можете просто нажать единственную кнопку «Install All», чтобы загрузить и установить всё необходимое без каких-либо дополнительных действий, кроме, возможно, необходимости один раз ввести пароль от аккаунта Steinberg.

Тем не менее, большая часть критики, касающейся процессов ввода и редактирования нот в Дорико, несправедлива. Мартин говорит, что пользовался программой около восьми месяцев, прежде чем снять видео. Он опытный композитор, музыкант и хорошо ориентируется в мире программного обеспечения, более десяти лет проработав в области поддержки пользователей и программного дизайна. Поэтому не верится, что за эти восемь месяцев он не потрудился узнать, как на самом деле работает программное обеспечение, даже если он сам предпочёл бы, чтобы оно работало по-другому. Количество времени, которое он потратил на критику работы со связанными (слигованными) нотами в Дорико, особенно вопиюще, поскольку для всех этих надуманных проблем в Дорико есть готовые решения, и они были там с самого начала. Это другие решения, не такие как в Сибелиусе (их как раз впоследствии скопировал MuseScore), но это не делает их плохими. Однако Мартин даже не показал их, вместо этого создавая впечатление, что многие операции ввода и редактирования либо невозможны, либо в лучшем случае громоздки и неудобны, в то время как на самом деле они выполняются легко, если вы делаете их так, как задумано.

В Дорико мы пытались разработать новые подходы, основанные на нотации музыки семантическим способом. Мы знаем, что наши подходы поначалу кажутся непривычными, особенно тем, у кого хорошая мышечная память, доставшаяся от опыта работы в нотных редакторах предыдущих поколений. Но мы постарались сделать так, чтобы новые идиомы и взаимодействия, которые мы ввели, работали последовательно, чтобы вы могли применять их во многих ситуациях.

В видео, разумеется, также полностью упущены многие уникальные преимущества Дорико. В нём ничего не говорится о предоставляемой гибкости. Например, о возможности вставлять или удалять нотный фрагмент в любом месте, что не приведёт к искажению нотного текста в других местах. Или об автоматической системе нотации ритмики в соответствии с метром, о встроенной поддержке расширенной тональности, о конденсации дирижёрских партитур, о вёрстке страниц в стиле специальных верстальных программ, о способности работать с многочастными произведениями. Всё это кардинально отличает Дорико от всех других нотных редакторов. В видео даже не упоминается система всплывающих окон (popover), которые — нравятся они вам или нет — являются одной из самых характерных вещей в Дорико.

Хорошо это или плохо, но такие люди, как Мартин Кири, действительно являются «авторитетами». Согласно статистике YouTube, его видео о Дорико посмотрело больше людей, чем, например, скачало пробную версию Дорико. И на это видео слишком часто ссылаются или репостят в социальных сетях, несмотря на то, что оно устарело и (на мой взгляд, во всяком случае) во многом откровенно лживо. Это видео оказывает сильное влияние и на сам способ говорить о нашем нотном редакторе, и активно отговаривает людей от того, чтобы попробовать его самостоятельно. Заставить людей, которые уже используют программное обеспечение определённого типа, попробовать что-то новое и так непросто, а подобные видео слишком легко заставляют их закрывать глаза на то, что новое приложение может позволить им работать более эффективно, более творчески или даже просто быстрее достигать того же результата. Вместо этого они могут сказать: «О, это видео с более чем полумиллионом просмотров должно быть правильным», и больше не думать об этом.

Я не претендую на то, что Дорико идеален — мы каждый день работаем над его постоянным улучшением, — но он точно не заслуживает такой топорной работы, какая представлена в этом видео.

Об этом можно было бы и не упоминать, но меня гораздо больше интересует реальный, живой опыт реальных пользователей Дорико, чем опыт людей, которые явно настроены против приложения из-за своей должности руководителя отдела дизайна конкурента, и которые получают прямую денежную выгоду от такой критики, распространяющейся как можно шире, какими бы сильными ни были их собственные полномочия и опыт в области дизайна и пользовательского опыта.»


=========
Свежая, декабрьская небольшая пакость — это рекламная компания об обновлении MuseScore, начавшаяся точно в тот день, когда вышел значимый апдейт Дорико (версия 5.1). Вообще-то так не делают. В то, что совпадение дат случайно, я не верю, да и никто не верит. Расчёт тут простой: когда пользователи и интересующиеся ломанутся на музыкальные форумы, на Scoring Notes, на другие ресурсы, чтобы прочитать об обновлении Дорико, они с неизбежностью будут натыкаться и на обсуждения новшеств MuseScore.

И тут мне видятся два возможных объяснения. Либо это просто мелкая пакость — кинуть камнем в старшеклассника, зная, что ответ не последует. Либо в этом бизнесе по каким-то причинам наступают времена раннего капитализма, когда конкуренция выгоднее, чем картельный сговор. Как правильно думать, не знаю.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Lachinio, max-owl и Landre
Пусть останется здесь ссылочка.
https://notat.io/ — англоязычный форум, посвящённый нотации. Как правильно, как красиво, какими шрифтами и т.п.. Кое-что интересное для себя нашёл в книжном разделе (важно упоминание книг по какой-то узкой области, а уж найти, где купить или скачать, дело решаемое).
 
Ещё одно видео от упоминавшегося в недавних постах Тантакрула.

Я, конечно, очень предвзятый болельщик Дорико, и не без опасения за свою психическую устойчивость (болельщики — верные кандидаты в пациенты психушки) заметил, что «разгром» Сибелиуса в тантакруловском ролике «Sibelius Crash» я просмотрел не без ехидного злорадства: так им, так им и надо! А аналогичный «разгром» Дорико был мне обиден: ну и гад же этот Тантакрул. Но если шутки в сторону, то надо отдать Тантакрулу должное — он образован, осведомлён, харизматичен и талантлив.
Это крайнее-последнее видео он готовил больше восьми месяцев. В нём показана в научпоп-форме вся история нотации от самых древних времён до наших дней, включая самые странные идеи, которые только приходили в голову человекам. О многом я ранее и вовсе не слышал.

Небезынтересен последний раздел. В нём показывается, в какую сторону планируют развивать нотный редактор MuseScore. Любой нотный текст должен одним нажатием кнопки превращаться из стандартной записи в любую из упрощённых: в виде гитарных табов, в цветную нотацию, в сольфеджированные нотные головки, в фигурные нотные головки, в китайскую систему ДжанПу, в ноты системы Брайля. Для этого формат pdf должен быть заменён на интеллектуальный, семантизированный, полностью цифровой формат. Цель — конечно же, охват максимальной аудитории со всем разнообразием её упрощённых требований.

Уверен, что это направление развития в команде Дорико осознаётся не хуже, чем в команде MuseScore. Разве что сочетать требования профессиональных композиторов и наборщиков с пожеланиями широких трудящихся масс — сложнее. По крайней мере в развитии стандартов MusicXML, MNX, SMuFL представители Дорико активно участвуют, о чём я писал ещё в феврале 2019 г (три поста, начиная с этого).

Кого не смущает довольно беглый английский, you're welcome.

 
На последнем NAMM Сибелиус получил версию для Андроида (телефоны и хромбуки). Ага, значит, для Андроида таки можно писать такие приложения! Это хорошо. Но к ложке мёда полагается ложка дёгтя: силёнок для тестирования у Авида явно не хватило, и потому версия для Андроида предлагается в статусе публичной беты. Сколько она будет пребывать в бете, один Ктулху знает.
[Ещё теперь можно копировать MIDI из Sibelius прямо в ProTools и обратно (и вроде как в любое приложение, поддерживающее буфер в виде MIDI-файла), но об этом пусть подробнее напишут пользователи продуктов Avid.]

Фиксируем кроссплатформенность:

Sibelius — PC + Mac + iOS + Android
MuseScore — PC + Mac + Линукс + *BSD
Dorico — PC + Mac + iOS (к работе над версией для Андроида Штайни и не думают приступать)
(Finale из актуального соревнования выбыл)
 
Последнее редактирование:
Фиксируем кроссплатформенность:

Sibelius — PC + Mac + iOS + Android
MuseScore — PC + Mac + Линукс + *BSD
Dorico — PC + Mac + iOS (к работе над версией для Андроида Штайни и не думают приступать)
(Finale из актуального соревнования выбыл)

Тогда ещё и Presonus Notion — PC + Mac + iOS + Android.
 
Тогда ещё и Presonus Notion
Нет возражений против этого дополнения : )
Разве что Notion не претендует на включение в высшую лигу — ни по охвату пользователей, как MuseScore, ни по возможностям. По слухам, он почти не развивается.
 
Может быть, но версии для мобильных осей они сделали раньше других. Кроме того, Notion- это сейчас Presonus, поэтому они могут себе позволить не торопиться, поскольку программа часть подписочной Studio One, то есть денежки все равно капают. А iOS вполне рабочая для набросков: файл можно сохранить или в .pdf , или в .xml и потом открыть в любой другой программе.
 
  • Like
Реакции: dr-music
какие функции от покойного мне хотелось бы иметь в MuseScore.
«Функции от покойного» — хорошо сказано :)

Вижу, что пока идёт перетягивание рекламно-денежного каната, кто больше бывших «финалистов» себе заберёт, Dorico или MuseScore (Cибелиус тут пассивен, с ним, в основном, остаются те, кто и так в двух редакторах работал). Однако скоро, 9 октября, это перетягивание закончится — как только закончатся штейнберговские скидки. Следующий раз, когда Дорико Про можно будет приобрести за 15 000 рублей, явно наступит не скоро (не мьюз-скоро). После этой даты МузСкор сравнивать можно будет разве что с Dorico Elements за сто баксов.

Однако если бы кто-то более сведущий, чем я, мог бы составить таблицу, на что можно надеяться в будущем от выбранного нотного редактора, а на что нет, это был бы полезный ход. В конце концов, не всё же упирается в деньги.
Вот точно могу сказать, что никогда траектория изучения Дорико не будет столь же проста, как в Музскоре. Даже не смотря на обилие обучающих роликов у Дорико. А после хорошего изучения программы работа в Дорико всегда будет быстрее, чем в Музскоре, что значимо для тех, кому приходится выполнять большие объёмы нотного набора.
Ещё, сходу. Музскор никогда не изменит тактовой структуры нотного документа, тогда как в Дорико структура документа в стиле DAW, а такты — только разметка поверх нотных событий, которую можно менять на ходу. Для меня, для моего композиторского подхода это, пожалуй, самая принципиальная вещь — один раз выйдя за ограничения тактовой структуры, назад уже не захочешь ни за какие коврижки. Скорее всего в Музскоре никогда не будет конденсации партитур и поддержки всяких редких и требующих глубокого профессионализма со стороны пользователя вещей, вроде цифрованного баса, функционального анализа, и т.п..

Не видеоролики Тантакрула или письма счастья, а вот такая предсказательная оценка «потолка развития» того или иного нотного редактора действительно могла бы помочь сделать гражданам правильный выбор и не жалеть о нём через год-три-пять. Вот только кто бы сумел такую оценку дать в удобочитаемом и понятном полупрофессионалам и любителям виде...
 
  • Like
Реакции: vlafed56 и CAMOBAP
Мне кажется, что "финалисты" в большинстве своем уже определились: те кому нужен нотный редактор с наиболее полным функционалом воспользовались скидкой на Dorico, остальные сделали свой выбор согласно имеющимся предпочтениям.
Кстати, насколько я знаю, все покупки у Steinberg сейчас идут не напрямую, а через одно место- назваемое Download ASSistant; таким образом, отдавая $149 на сайте Finale, что я получаю? Вряд ли установочный файл. Скидочный код для сайта Steinberg или что?
 
отдавая $149 на сайте Finale, что я получаю?
платёж действительно проходит через MAKEMUSIC, INC., а не через Stеinberg и их FastSpring. Взамен сразу дают Download Access Code, который можно активировать в Steinberg Download Assistant или на сайте Steinberg в личном кабинете. Т.е. после покупки у MakeMusic дальше процесс точно такой же, как если бы мы у Steinberg покупали.
 
Последнее редактирование:
назваемое Download ASSistant;
Зачем здесь такой юмор, я не понимаю. Что плохого лично Вам Штейнберг сделал?

У Штейнберга вовсе не куча дополнительных ненужных софтин, как некоторые жужжат в интернетах, а только две: Steinberg Activation Manager (SAM) и Steinberg Download Assistant (SDA). Первая — неизбежная плата за анонимный (в целом) интернет и наличие в этом интернете как недобросовестных продавцов, так и недобросовестных покупателей. Она — что-то вроде железной двери с домофоном в подъезде. Общаетесь с этой программой вы только при активации/деактивации своих зарегистрированных лицензий, то есть далеко не каждый день. И хорошо, что проверка лицензий вынесена в отдельную программу, так производитель может обновлять её отдельно. Вообще, управление лицензиями это отдельное и вовсе не простое хозяйство, в котором есть ещё и корпоративные лицензии (для учебных заведений, оркестров, библиотек, издательств).
Вторая программа — удобная утилита для того, чтобы иметь все закачки под рукой, чтобы управлять расположением библиотек на дисках, чтобы видеть все доступные обновления. Здесь же можно ввести и серийный номер и зарегистрировать купленную программу (чтобы не ходить в личный кабинет на сайте). Такие программы есть сейчас почти у каждого крупного производителя.

А сам момент покупки к этим двум программам не имеет отношения. Даже у крупных компаний он организован через посредника, навроде FastSpring. Если Штайни будет содержать ещё и свой собственный штат специалистов по банковским транзакциям, всех этих юристов и айтишников, это будет и дорого, и опасно. Проще отдать на аутсорс. Также можно приобрести софт (серийный номер) у локальных дилеров и на других площадках — bestservice и проч..
======
@CAMOBAP, если Вам точно не нужен скидочный код на сайте MakeMusic, предложите его другим. 150 долларов хоть немного, но выгоднее, чем 174 доллара через ваучер Штейнберга (тут я могу быть неточен, из моей локации не видно, с налогом Штайни мне выставляет ценник или без). Всяко @slasta знает, как провести платёж без налога. Ваучеры Штейнберга общего назначения испарятся 9-го октября, а когда испарится предложение на сайте MakeMusic, я не знаю. Наверно, тогда же.
 
Последнее редактирование:
Со Штейнбергром я знаком давно, одно время даже работал в Кубе. Но вот то, что приходится захламлять компьютер ненужным софтом, типа упомянутого Вами, или, принудительно подписаться, как сейчас с меня потребовали при замене пароля, на рассылку Штейнбергского спама, мне не нравится совсем, поэтому так и обозвал. Извините.
Если кто- то хочет воспользоваться моей регистрацией в Makemusic для апгрейда- напишите в личку, посмотрим как можно это будет сделать.
 
с меня потребовали при замене пароля, на рассылку Штейнбергского спама
Никто не заставлял ставить эту галочку, и отменить рассылку можно в любой момент. Если не находится на сайте, то в конце любого из рекламных писем Штейнберга есть ссылочка «unsubscribe».
Пытаюсь вспомнить, кто из «больших» производителей софта не «захламляет компьютер ненужным софтом»...
 
а только две: Steinberg Activation Manager (SAM) и Steinberg Download Assistant (SDA)
На мой скромный взгляд есть еще одна полнейшая хрень - Steinberg Library Manager)). Нельзя ли было как-то попроще с библиотеками без дополнительного плагина, как в других ДАВ? Ну и под вопросом media bay, который работает периодически через ... опу)
 
еще одна полнейшая хрень - Steinberg Library Manager)).
Ага, виноват, забыл, про эту хрень. Но она есть не просит, места занимает немного, в интернет не лезет, в автозагрузке не висит и может быть удалена. А вообще-то — удобная штука, чтобы просмотреть установленные библы от Штейнберга, найти потерянные и удалить ненужные. Не представляю, чем она может мешать.
под вопросом media bay
Если начать здесь обсуждать Кубейс... :)
 
  • Like
Реакции: Landre

Сейчас просматривают