Расскажите, пожалуйста, как происходит запись такой музыки? Записываются под клик метроном или под семплы?
Спасибо за вопрос. Я как раз на вэйвфоруме в субботу про свой метод подготовки к записи решил рассказать, но вот здесь потренируюсь тоже чтобы четче сформулировать.
Сначала всё делаю в демо на сэмплах максимально похоже на финальный микс. Обязательно показываю музыку как можно чаще вместе со звуком из фильма, свожу максимально похоже на то, как будет звучать вместе со всеми шумами, фонами и диалогами.
Когда всё утверждено режиссером и продюсерами, то готовлю сессии к записи - подключаю на слэйвах через VEP темплейты в строе 442, вместо такого же в 440 (ведь в 442 настроен рояль и все ударные на студии и оркестры в этом строе тоже играют привычнее) и выгоняю все инструменты в wav, все микрофонные позиции и т.д. Экспортирую миди и т.д. То есть - максимум информации для записи и сведения, даже если в результате из стемов возьмем только синты.
Поскольку пишем в протулз или в пирамикс, а я в кубейзе, то заранее темплейт для записи строить не имеет смысла, кроме того, всё решится на месте с учетом количества микрофонов на группы, рассадки музыкантов и коммутации пульта. То есть, заранее я выкладываю для звукорежиссера комплект вавок и миди файл для каждого номера, чтобы был ясен темп. Удобно, если вавки разложены по папкам (струнные, духовые, ударные, синты и т.д.).
При создании партитуры очень важно детально отмечать всю динамику если планируется подмешивать сэмплерные инструменты к живым, а если в номере есть изменение темпа, то точно сверять номера тактов в партитуре и миди файле (сколько пустых долей в начале и т.д.).
Каждую студийную смену планирую заранее с точностью до минуты, с учетом последовательности номеров, их сложности и утомляемости музыкантов, смены состава, перерывов, выхода не участвующих в данном номере музыкантов, записи солистов наложением, пока остальной состав отдыхает. Делаю точный план и в начале каждой сессии раздаю всем заинтересованным (дирижеру, звукорежу, инспектору оркестра).
Кроме того, я заранее делаю специальный список "морфологии" тем, чтобы было понятно какие фрагменты и слои можно записать для нескольких сцен сразу, куда нужно вписать фрагменты музыки чтобы не играть одно и то же много раз с незначительными вариантами.
Собственно, отвечу на вопрос - в процессе записи музыканты обязательно слышат клик и опционально - те слои сэмплов, которые нужны для строя и координации (зависит от музыки что давать в наушники), если что-то мешает, то всегда можно выключить, так как все вавки есть по-отдельности.
Если пишем по группам, то сначала тех, кто играет больше всего, чаще - это струнные. Потом, медь и дерево, затем отдельно сольные инструменты, чтобы было удобнее клеить и тюнить при необходимости. Ударные я использую сэмплерные в последнее время, но если писать живых, то очередность будет зависеть от их функции - если это основной грув, то лучше записать в первую очередь, а поверх него остальные, а если это декоративная перкуссия, то можно и потом.
Иногда я сталкивался с ситуацией, когда перед сведением слегка менял сэмплерные партии, чтобы они лучше сочетались с записанным оркестром, в основном это касалось динамики и ритма, иногда - добавлял чуть другие ноты, если в процессе создания партитуры, что-то менялось, а в сэмплах оставалось как раньше. Причем изменения касались, как синтов, так и например сэмплерных струнных, которые иногда тоже подмешивают "для жира")).
Еще перед собственно сведением важно обязательно взять дополнительное студийное время на чистку, склейку и "тюнинг" всех номеров, так как при большом скоплении народа неизбежны проникающие на запись клики из небрежно оставленных наушников, посторонние шумы т.д. Чистят их в спектре при помощи изотопа или реноватора, а при наличии 50-60 микрофонов и соответствующего числа дорог, это долгий и трудоемкий процесс.
Смены сведения я тоже тщательно планирую, чтобы похожие по составу и музыке номера были подряд, тогда изменение настроек пульта будут минимальными и постепенными - экономится время.
В общем, для многих процесс знакомый и я очевидные вещи сказал, но, надеюсь, раскрыл какие-то полезные нюансы.