я сейчас слушал лекции по лингвистике, и взаимосвязи мышления и языка. Мне вот одна мысль в голову пришла
Каждый новый виток развития приходит не с усложнением текуей системы, а с полным изменением категорийного аппарата. Сначала мыслили звуками, потом ритмом, потом интонацией, потом мелодией, потом ладами, потом полифонией, потом гармонией, потом форму возвели в абсолют. Все, дальше ничего толком не было. Даже Стравинский и губайдулина в целом категории особо не сдвинули. Додекафония, будем честными, хороша как математическая модель, но связать ее со всем предыдущим музыкальным опытом без упрощения и, по сути, отхода от основного ее принципа - абстрактности и первоначальной спонтанности не получилось. То-есть новый виток возможен при подгребании под себя всего лучшего, чего добилась музыка совершенно новой категорией сознания. А вот чем является эта категория - вопрос.
В защиту против совсем уж очевидных аргументов против моей точки зрения могу сказать, что, не смотря на то, что мы точно можем сказать в какое десятилетие и в какой стране было написано произведение - не отменяет того факта, что это чисто визуальное и личтностно-композиторское преломление сформировавшихся законов. Не умаляя гениальности многих композиторов XX века, все-таки явления идентификации нового порядка в организации музыкальной мысли я не нахожу.
Ярким примером можно взять алеаторику: после прихода к гамофонно-гармонической организации фактуры резко усложнились крупные формы. Сонатная, классическое рондо, вариации, всяческие их миксы, лейтмотивная организация, разнообразные концепции многосоставных циклов. Алеаторика же, по существу, отбрасывает целый пласт развития, разрушая и деорганизуя форму. Форма, которая организовывала мелодии, гармонии, фактуру и пр. в гораздо более сложную систему с большим количеством возможностей для формулирования идей отбрасывается, по сути, упрощая возможные идеи.
Или, к примеру, другие представители авангарда, сконцентрировавшие свои поиске в звуке, синтезе и пр. Но так это уже проходили, и оочень давно. Звук звуком, но он организуется в куда более сложные системы. Отлично, когда появляются совершенно новые инструменты в арсенале, но это только набор инструментов, а не самоцель музыки.
И естественно, дальнейший виток я жду уже не в поиске новой крупной формы, а в появлении некой категории, которая сможет организовать несколько форм в целостную систему, как бы абсурдно это не звучало. В конце концов в изобразительном искусстве различные формы организовались композицией. У нас, к счастью или к сожалению, композиция и есть форма.
Вот такой у меня послеполуночный бред. Интересно ваше мнение по этому поводу, и опровержения\подтверждения моим мыслям