Друзья, прочитал часть обсуждения и понял, как у нас всё запущено с оценкой этой личности....)
По крайней мере 2-3 поколения на фруме общаются. Я отношу себя как минимум ко второму,
успевшему зацепить 80ые, обратиться к 70ым и сформировать свои музыкальные предпочтения на этой основе уже разных времён.
Если сравнить Джими с последователями, а тем более с современными гитаристами, то это
примерно, как сравнить Беринджер и фонограф Эдиссона.
Кто-то скажет, да что там за качество...
одни средние, моно, шум.... а дяди поумнее скажут, что естественнее звука нету среди
записей....
Со своей стороны могу сказать, что индустрия началась с фонографа, она, рано или
поздно к нему прийдёт....имхо.
Так вот, феномен Хендрикса примерно такой-же... Эпоха гитарного рока началась с него, она
же к нему переодически и будет обращаться.
Когда я познакомился с творчеством Хендрикса, мне было лет 13-14. К этому времени я уже
переслушал раз по миллион Битлз и знал все вещи пактически наизусть(хотя репертуар на папином
бабиннике был не полон)), уже открыл для себя диппёрпл, рейнбоу и остановился на Лед
Зеппелин, которые просто снесли мне балду, и я слушал их не переставая, переодически пытаясь
воспроизвести партии Джонса и Пейджа на теннистной ракетке(гитарой ещё не пахло), а Бонема
только большими карандашами))).
Впервые услышал "Band of Gypsis". мало того, что концертник,
к тому же далеко не самый характерный для его творчества.
Понял не сразу и если бы не проникся, не понял бы, потому что умом это было бы невозможно
понять.
А, вот, проникнуться и зарядится этой трансцендентальной энергией можно, только
тогда, можно его более или менее понять.
Хендрикс абсолютно трансцендентален, потрясающе музыкален и поэтому непостижим, особенно
современныим прагматичным и технократическим умом. Не смотря на то, что я был страстным
любителем Пейджа и его хромающей, неповторимой техники, Бека, с его эстецким блюзроковым,
отточенным минимализмом, Клептона с его вкуснейшим мелодизмом и всей компании новаторов и
имстинных гитархероу, должен признать:
Джими стоит особняком даже от всех звёзд гитарного
олимпа. Своеобразный Гагарин роковой эры, только повторить его полёта до сих пор не смог
никто. А почему не могут? потому что это не возможно.
Можно его снимать, что сложнее всего, намного сложнее, чем снимать самые быстрые пассажи, Маккалпина, Вея, Сатриани или любого
другого, но это мало, что даст. Точно снять нельзя, не зря говорят, что его техника было
очень гразной, много призвуков, чмоканий, шорохов, задеваний. Но это повторялось именно там
где нужно было, у него также есть очень чистые соло, где этоу нужно... только наивный,
начинающий гиатарист сделает вывод, что эта гряз - результат неотточенной техники.
Техника у Хендрикса была насколько потрясающая, настолько и уникальна. Кто не верит, попробуйте снять
разные его соло, а главное, импровизации..
Вот, где техника проявляется. Играть заученные
вещи можно научить кого угодно, в этом нет особой заслуги, кроме попочасов. А, вот,
импровизировать, то-есть, играть и озвучивать рождённые в голове или серде(как кому удобнее))
фразы, вот где нужна техника. Все мы можем придумать невообразимую фразу в воображении, но
попробуйте её моментально перенести на инструмент. Только в такой практике и рождается
настоящая индивидуальная техника с неповторимиым почерком, когда рука слудует за
воображением.(пошляков призываю сдержаться))
Но, это далеко не всё.... Смейтесь или нет, но поделюсь...
Вспоминаю момент, в те-же 13 лет, когда я под Band of Gypsis заснул... Многие наслышены о
техниках трансцендентальной медитации или других эзотерических практик, есть такое состояние
чистого сознания между сном и бодрствованием, когда ты еще не проснулся, но уже не спишь,
состояние без мыслей, чистое и глубокое.
Может это было оно, может нет, но я проснулся от
осознания того, что что слушаю его очередное соло и понимаю, что он говорит, но не обычно. И тут меня
осенило, он же РАЗГОВАРИВАЕТ гитарой, не просто играет или мелодирует, а разговаривает. И вся
эта "грязь техники" не что иное, как уникальные аттрибуты речевого процесса. Сами послушайте
концертник. Это действительно выход за любые рамки представления о игры на инструменте.
Говоря проще, музыкантов я условно поделил бы на бойцов левого и правого полушария или
рационалистов и мистиков.
Так вот Хендрикс - король правого полушария и отец мистицизма в
роке. Его творения многослойны. Рационалисту его трудно понять, потому что тот слой
информации, который может считать наше рацио слишком поверхностный. Но, те образы, которые он
создал, очень чётко считываются, если задействовать интуицию ,эмоции, сердечную мышцу))
И только тогда становится понятно, насколько это грандиозо!
Что касается его последователя и горячё мною любимого SRV. Несомненно, это великий гитарист,
внёсший своё видение в культуру ритмэндблюза, остающийся неподражаемым до сих пор. Скорее
всего Стиви самый страстный исполнитель на гитаре, которого я слышал.. Могу вам сказать, что
лет 17 назад я создал трио, мы разучили его программу и играли. Поэтому мне хорошо знакомо,
что такое снимать такого гиганта. Эта не просто проблема, но не реальная задача. Если не одно
но.... снимать нужно не просто технику и ноты, то-есть первый поверхностный слой, а мышление
и дух игры. Тогда это достижимо, даже становиться не таким важным точность исполнения. СРВ
шный жёсткий шафл и его экспрессия исполнения тоже, не видел, чтобы кто-либо повторил...
Конечно, СРВ тоже многослоен. Но его образы намного проще Хендриковских. Всё-таки Стиви
развил и модифицировал одну из ярких граней Джими, так-сказать, трансформировал мягкую и
стихийнонеобузданную энергию Хендрикса в жёсткую, более материальную и конкретную энергию
сталилитейного цеха))
Мы понимаем, мощь танка, он конкретен, опасен и безаппеляционен, но что
он есть в сравнении с ветром, разным и мягким, ласкающим и разьяренным, сметающим на своём
пути целые армии, если понадобиться......
Джими, несомненно, ветер, многогранный и многообразный.
Их просто нельзя сравнивать. НМВ
Кстати, мне лет 10 назад fender SRV сам приплыл руки, хотя и мысли не было его брать. Весч!
В заключении, я рекомендовал бы развивать интуицию молодому поколению. Не вестись на поверхностное восприятие музыки и исполнения. Техника важна, но она должна давлеть, но помогать. Спорт к музыкальности не имеет никакого отношения. А музыкальность - главный критерий музыки. НМВ Также видно, сколько сейчас авторитетных гитаристов - спортсменов. Но, по мне, так они скушны, ибо только работают на поверхностном, техническом уровне, не создавая никаких музыкальных образов, плодя "музыкальные пустышки".
Если хотите индивидуалную технику и почерк - играйте свои мысли и подчините руки сердцу. Оформляя ВАШУ мысль, рукам придётся изобретать и схватывать на лету!
Как-то так... прошу прощение за затянутость, но тема очень обширна)))