"Во-вторых, даже если записи сделаны в разных помещениях - на то вам и даются средства электронной реверберации, что благодаря им вы можете их "сблизить". Разрозненное пространство можно объединить, если правильно смоделировать пространство с помощью электронного ревербератора.
Как эффект - действительно, вы можете использовать хоть десять реверов в одном треке. Но как пространство - должен быть объединяющий прибор.
И, как показывает практика, нагромождения в виде "эффектов" с хвостами в результате очень сильно мешает проработке пространственной картины. Именно поэтому все нормальные специалисты рекомендуют, в первую очередь, ориентироваться на общее пространство - оно есть даже в электронной музыке, поверьте. Это и отличает хорошую электронную музыку от всяких местечковых халтурок...
Почему бы вам не построить себе дом с волнообразным полом? Или без потолка, чтобы во всех комнатах были пирамидальные стены? Или чтобы вход был не сбоку в дверь, а сверху, с крыши, в люк?
Нет? Не хочется? А почему же? Иногда ведь бывает прикольно и отойти от классики?
Есть фундаментальные понятия, а есть сиюминутная блажь. Построить дом - это фундаментально. Купить футболку - это сиюминутно. Пространство - это фундаментально, спецэффекты - это сиюминутно.
Наслоение разных пространство в данном случае создаст только лишних проблем."
__________________________
(простите, но я не знаю как ставить цитаты)_____________________
Насколько я понял из этих цитат, автор очень буквально подходит к слову пространство.
Для него трек - это, как кем-то уже говорилось давным-давно "снимок реального события". Все стоят на одной сцене, играют в одно время и т.п. Отсюда и использование одного ревера (или связки реверов) в ауксе. Главное, чтобы пространство было одно для всех элементов микса.
И нет в этом ничего плохого (особенно если вы делаете музыку, актуальную для годов так 50-60х), но к чему такая категоричность?
И почему при всей этой пуристкой категоричности, автор настоятельно рекомендует "один" ревер, вместо ambience-микрофонов? Мы же дом строим, а не футболку покупаем. Но это такое...
Вам же, пытаются донести, что "концепция единого пространства" в современной музыке более применима в "чистых" классических жанрах (академическая музыка и акустический джаз).
В современной же музыке никто не стремиться придать звуку одну, общую для всех акустическую характеристику помещения.
Поэтому ответ на вопрос, так сколько же реверов использовать? - столько, сколько Вам нужно. Мы не дома строим, поэтому не нужно подходить к этому настолько "фундаментально".
Я не знаю, что рекомендуют нормальные специалисты, на которых ссылается Алексей Данилов, но вот вам пару цитат из статьи Майка Сеньора "Use Reverb Like A Pro" (перевод В. Бережной,
www.unisonrecords.org):
Эдди Крамер: Каждый инструмент будет иметь свой собственный эффект. Я буду использовать восемь или десять эффектов. Будет множество слоёв реверберации. Они будут очень тонкими и короткими, некоторые – с очень низким уровнем.
Джон Гэсс: Я почти не пользуюсь большими комнатами и длинной реверберацией. Я использую множество приборов, но обычно для небольших комнат. Иногда готовый микс звучит, как будто там вообще ничего нет, но на самом деле я все пропустил через 20 типов реверов, даже не поставленных на реверберацию, просто для того, чтобы создать побольше пространства. (из книги Б. Овсински "Настольная книга звукорежиссера")
И пару цитат, "за" минимальное количество реверов:
Майк Клинк: Многие люди добавляют в треки массу различной реверберации. Она конкурирует друг с другом, и всё это звучит неестественно. В итоге, вещи не склеиваются вместе. Я думаю, что реверберация должна быть клеем, который должен заставить всё звучать так, как будто это было записано в одном месте. Таким образом, я пошлю инструменты всего лишь на один или два ревербератора.
Джон Фрай: Обычно я настраиваю их (три пластины EMT) так, чтобы получился набор из трёх ревербераций разной продолжительности: короткой, средней и длинной. Мы часто настраиваем наши три эхо-камеры по такому же принципу.
Чак Эйнли: Имеется три или четыре ревербератора, работающих на общий микс. И у меня будут определённые ревербераторы для определённых инструментов: например, Lexicon PCM70 + гейт для перкуссии. Я могу использовать также реверсированную реверберацию или звуки маленькой комнаты.
Так, что как видите, нет какого-то "правила". Да есть разные взгляды, привычки, мнения, но не забывайте, что и они не являются незыблемыми правилами:
Боб Клирмаунтин: Мне нравилось, как был сделан "Avalon", но, слушая его теперь, у меня возникают совсем другие впечатления. Я использовал слишком много реверберации в нём.
Эдди Крамер: Сейчас я использую, возможно, только четверть от того количества реверберации, что применял раньше.