композитор ли?..

  • Автор темы Автор темы convex
  • Дата начала Дата начала
Тоже интересует этот вопрос.
В юности был у меня друг, на то время он умел играть на гитаре и знал три аккорда.
Я в свою очередь писал тексты, а он "сажал" их на эти три аккорда и придумывал мелодию.
Прошло много времени, я за это время научился делать самодостаточный музыкальный продукт (игра на инструментах, аранжировка, сведение).
Я взял одну старую песню тех лет, записал инструменты, придумал проигрыши, соло, гармонию, сделал аранжировку и свел.
Теперь вопрос: кто автор музыки - я или он?
 
Я как-то общался с музыкальным лектором по имени Дункан (он несколько раз был в Москве), и вопрос композиторства мы затронули в очень интересном контексте. Когда я назвал себя композитором, он спросил «композитор чего?» и я замешкался, сказал «музыки, разве можно быть другим композитором» тем более что мы на семинаре по музыке. На что он начал рисовать и объяснять, что слово Compose это «Co» с латинского означает «вместе», Pose - означает поза, какое-то конкретное расположение элементов или какая-то конкретная геометрия объектов. После чего, сказал, что у них в Америке композитор - это широкое понятие, тот, кто составляет элементы вместе каким-то образом. Можно составить словарь или собрать статьи по какой-то теме и совершенно официально будешь композитором во многих компаниях. Можно называть себя не дизайнером парка, а композитором парка и это будет означать, что ты отвечаешь за красоту парка и очень далёк от канализации например. Ты можешь быть флористом, но можешь быть композитором букетов, ты можешь быть композитором парфюма. Можно парфюмера назвать композитором и это будет как комплимент, говорящий об утонченных свойствах его ароматов. Можно поставить моделей в позы для фотосессии (постановщик), и если кто-то назовёт тебя композитором - то это будет комплиментом, который будет говорить о том, что ты поставил тёлок рядом и сделал это красиво - создал из них композицию.

При этом, многие профессии составляют что-либо вместе во что-то одно. И, например, чисто технически, в кино было бы очень много композиторов, отвечающих за разные композиции как в кадре, так и в музыке, в декорациях, различных подборках материалов и т.п. поэтому, чтобы не было путаницы, в кино композитор отвечает за музыку. Вне кино композитор гораздо чаще называться продюсером. Но если продюсер готов претендовать на особо красивую музыку или на какую-то культурную ценность, то его могут называть и композитором, или если он сам в своей работе готов претендовать на культурную ценность - то может называть себя композитором.

В общем, если ты создаёшь композиции, то есть ставишь что-то вместе (растения, звуки, ароматы, картинки в фотошопе композишь и т.п.) то уже чисто технически уже являешься композером в английском языке.

Так что если в англоязычной среде тебя спросят «что ты композишь?» или «композитор чего?» этому можно не удивляться т.к. это у них не такое узко-музыкальное понятие, как у нас. Если у тебя будет майка с изображением рояля и нот, то тебя вряд ли попросят уточнить, что именно ты составляешь в одно целое. Но без опознавательных знаков музыканта на тебя могут подумать, что ты VideoFX Composer или книгу составляешь или что-то ещё… зависит уже от «профессиональных наклонностей» человека, с которым беседа будет.

А в современной России, как правило, композиторами себя называют те, кто смог намурлыкать в телефон какую-то мелодию не зная при этом ни одной ноты. И когда аранжировщик или продюсер прокачивают эту мелодию до чего-то внятного, такой «композитор» никогда не допустит в соавторы аранжировщика или продюсера. Так что, в нашей стране, композитор - это, чаще всего, заказчик, независимо от его личного вклада в композицию. Грубо говоря, владелец продукта или заказчик пишет, что он и есть композитор. И это, как говорится, «сплошь и рядом в нашем королевстве». А если совсем просто, то у нас композитор тот, кто себя композитором написал, или тот, кто «оплатил» даже если он музыкально безграмотен))
 
Я взял одну старую песню тех лет, записал инструменты, придумал проигрыши, соло, гармонию, сделал аранжировку и свел.
Теперь вопрос: кто автор музыки - я или он?

Согласно авторскому праву, в песнях не разделяются права на музыку и на текст. По умолчанию (если не составлен отдельный договор, оговаривающий особые условия) автор текста и автор музыки владеют правами на "всю" песню "в целом" без разделения на музыку и текст (несмотря на то, что это обычно указывается). То есть, если где-либо будет использоваться лишь инструментальная версия песни, автор текста также должен получать свою долю авторских, как если бы песня звучала с текстом.

Так как, вы уже являлись автором текста, то с точки зрения авторских прав, переделка музыки упомянутой песни для вас ничего не меняет - вы по-любому остаетесь соавтором песни с 50% прав на песню (если не оговаривалось иное). Но если вас интересует формальность касательно музыки, то переделка музыки не делает вас автором музыки, насколько примитивна она не была бы до вашей переделки и насколько бы высокопрофессионально вы не совершили эту переработку. Так как эта переработка совершалась постфактум, то есть после создания произведения. Другое дело, если бы вы участвовали в создании музыки в то время, когда песня делалась - тогда могли бы претендовать на авторство в музыке. И это не обязательно участие в сочинении мелодии.
 
  • Like
Реакции: imexenergy
На мой взгляд композитор это человек с Образованием по музыковедению и композиции, обладающий соответствующей одаренностью и способный создать произведение крупной формы. Так же композитор обязательно должен уметь самостоятельно расписать партии всех инструментов оркестра ( хотя бы нотами на бумаге ). Автор песен в полной мере композитором не является, так как в песне в полной мере композиторская Техника и приемы развития материала не раскрываются.
 
В России впервые разработан профессиональный стандарт «Композитор», с его утверждением эта профессия получит официальный статус. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Из документа следует, что функциональная карта вида профессиональной деятельности ‎композитора будет содержать одну обобщенную трудовую функцию — «создание музыкальных произведений». Речь идет о создании оригинальных композиций для аудиовизуальных произведений, для зрелищных мероприятий, написании музыки с применением цифровых технологий, аранжировке. Также в эту функцию включено создание оригинальных вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений.

Документ, если его утверждение не застопорится, вступит в силу с 1 марта 2023 года.
 
Люблю Чайковского Петра!
Он был заядлый композитор,
Великий звуков инквизитор,
Певец народного добра.
Он пол-России прошагал,
Был бурлаком и окулистом,
Дружил с Плехановым и Листом,
Ему позировал Шагал.
Он всей душой любил народ,
Презрев чины, ранжиры, ранги,
Он в сакли, чумы и яранги
Входил — простой, как кислород.
Входил, садился за рояль
И, нажимая на педали,
В такие уносился дали,
Какие нам постичь едва ль.
Но, точно зная, что почем,
Он не считал себя поэтом
И потому писал дуплетом
С Модестом, также Ильичом.
Когда ж пришла его пора,
Что в жизни происходит часто,
Осенним вечером ненастным
Недосчитались мы Петра.
Похоронили над Днепром
Его под звуки канонады,
И пионерские отряды
Давали клятву над Петром.
Прощай, Чайковский, наш отец!
Тебя вовек мы не забудем.
Спокойно спи
На радость людям,
Нелегкой музыки творец.
 

Сейчас просматривают