Микронюансы грува я начал анализировать, когда серьезно подсел на этническую музыку - уж почти лет 40 назад... Общаясь с носителями культур, я все пытался понять - что же делать с субдолями? ))) На пальцах это было не очень легко, )) но появление секвенсеров, а потом и цифрового аудио сильно облегчило процесс анализа
И нужно еще учитывать, что в музыке звучат не только straight ноты - живая, дышащая музыка независимо от жанра несет в себе свинг - т.е. временнУю компрессию и разрежение.
И свинг - это не только простейший затриоленный шаффл, все гораздо сложнее. Могут триолиться отдельные subdivision - например, вторая шестнадцатая. А это уже не простая математика, а высшая - для людей, воспитанных на классической западной музыкальной традиции ))
Правда, представители этносов, исполняющие сложнейшую в ритмическом плане музыку (сюда добавьте еще и "хитрые" размеры))), об этой сложности даже не догадываются - как сороконожка не задумывается, какой ногой сейчас шагнуть. )))
А наш народ как раз и страдает синдромом сороконожки, когда пытается вникнуть в чуждую ему музыку... Правда, с оговоркой: если долго мучиться, что-нибудь получится )))
Аналогия: в ДМШ детки считают "раз-и, два-и, три-и, четыре-и" - а потом из них вырастают Ростроповичи, Рихтеры или Метени да Камилло, которые уже не считают - ни вслух, ни даже про себя ))))
Кстати, по поводу сложных (odd) размеров - их тоже можно "разъять" для облегчения постижения.
Например, любой размер 5/4 cостоит из 3/4+2/4 либо 2/4+3/4, 7/4 = 3/4+4/4 или 4/4+3/4 и т.д. А у Пэта Метени есть пьеска и вовсе на 45/8.
Чуть не забыл сказать о сбивках: и даже они поддаются анализу )) Разве что добавляются вводные в виде квинтолей/септолей там, где в базовых паттернах звучат заурядные группы из четырех нот )))))
Что еще архиважно: не столько попадание в пресловутую сетку (поскольку атаки зависят от динамики и степень приближения к "прутьям решетки" будет визуально разной - при ощущении на слух абсолютной ровности
- сколько временнОе соотношение между "стежками" звуковой ткани - нотами и паузами.
Если оно соблюдается - появляется тот самый загадочный грув, он же драйв, о котором столько говорят
Еще одно условие создания грува - способность мыслить/ощущать на уровне мельчайших subdivisions. Мысля четвертушками, вы никогда не сыграете правильно шестнадцатую синкопу. А с паузами, которые - тоже музыка, и являются не менее важным ее элементом, еще сложнее
Кстати, мышление микровеличинами позволяет добиться редкой в наших краях плотности звучания - когда в ансамбле совпадают не только атаки, но и длины хвостов...
Я мог бы рассказывать о сабже часами - но перефразирую матроса Железняка: караул, устал )))
И в завершение: простите великодушно, но эксперименты, иллюстрирущие мои слова, проводить не буду - для меня это давно пройденный этап, к которому возвращаться просто неохота. ))
А вам остается либо поверить мне на слово (и при желании поэкспериментировать самому) - либо же посчитать, что я позорно слился. ))) Воля ваша