Ламповый выходной каскад - обсуждение

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала
второе, обратил внимание что во всех статьях и примерах с КП анодное напряжение больше 230в, и ведь не случайно....
Тут упёрлись в отсутствии готового выходного трансформатора для лампового выходного каскада на пермалое, поэтому и идёт такая катавасия с низким напряжением. Готовые пока доступные 1:1.
 
Последнее редактирование:
sunet, очень мало для КП 120в анода, получается что напряжение катода около половины анодного а значит лампа работает в нелюбимом тобой и всеми низковольтном режиме (примерно 60-70в)
 
если мы строим несимметричную схему получаем неравные энергии под полуволнами
У меня стоял такой преамп сумматор не с симметричной схемой, поэтому пока пришлось убрать его, при мастеринге сжимается одна полуволна, при этом вторая практический не обрабатывается.

А при такой схеме полуволны одинаковые.
 
sunet, очень мало для КП 120в анода, получается что напряжение катода около половины анодного а значит лампа работает в нелюбимом тобой и всеми низковольтном режиме (примерно 60-70в)
Прекрасно справляются лампы 6С3П, даже не плохо и 6Н3П.
 
усиление будет избыточным

Разве? Ведь усиливать по напряжению будет только один триод... А потом усиление можно и снизить если убрать конденсатор С2, либо поставить там потенциометр и регуляторовать глубину обратной связи.

регулятор после транса не самый лучший вариант

Задача ведь ставилась делать не преамп, а выходной каскад-сатуратор, которой в дальнейшем перерастет в более комплексный прибор, может мастеринговый, может гитарный, может микрфонный, пока не решили... так что потенциометр Р1 для регулировки насыщения лампы, а Р2 - для "возврата" до уровня оцифровки.

тупичок в следующем: если мы строим несимметричную схему получаем неравные энергии под полуволнами

Так ведь какраз цель в добавлении четных гармоник, или нет? Если так, то все верно, идем дальше

А дальше два момента - расчет номиналов резисторов и цепи защиты АЦП и источника сигнала от выбросов большого напряжения при переходных процессах (например включении-выключении). Знаю что многие попалили себе приборы в студяих в которых есть и ламповое и транзисторное оборудование. От этого надо себя обезопасить...

во всех статьях и примерах с КП анодное напряжение больше 230в, и ведь не случайно....

Потом напряжение можно и поднять, хотя очень не хочется - и опаснее и конденсаторы дифицитнее и габаритнее и трансформатор сложнее... а пока - 120В, ибо у меня пока для опытов намотан именно такой...
Здесь хорошо бы кто подсказал из опытных людей - как все-таки лучше подать смещение на сетку в КП - с делителя в катоде (как на схеме fig.7), а тогда вроде получается очень высокое (может быть излишнее) входное сопротивление, или как-то иначе - с делителя или может просто резистором на землю.

Еще хочу обратить ваше внимание на конденсаторы С1, С4 и тот что идет с анода первого триода (я его забыл обозначить). Если правильно выбрать их номиналы, то будет фильтр среза сверхниза 3-го порядка. Можно настроить его на 20 или 30 Гц и сразу очищать сигнал от мусора.

Еще можно так сделать - отработать несимметричную схему, испытать, сделать выводы, откорректировать, потом собрать вторую такую же и смешивать два сигнала на выходе, дополнив все регулятором симметри-несимметрии. Нужно просто немного насытить четными гармониками - используем несимметрию, нужно чтоб полуволны ограничивались одинаково - плавно добавляем второе плечо и тем самым контролируем соотношение гармоник простым потенциометром...
 
Ну вот, здесь два каскада усиления по напряжению, а у нас только один.

У нас обратная связь шунтируется электролитом в катоде, если его убрать, то она появится за счет катодного резистора. Если вместо катодного резистора поставить потенциометр, а электролит подключить к подвижному контакту, то усиление будет плавно регулироваться.
 
цель в добавлении четных гармоник,
да то оно да, но в приведенных схемаз получается насыщение всеми гармониками вопрос в какой степени и к какой форме волны стремится синус, при чистых четных он идет к пиле, при чистых нечетных к квадрату а при том что есть к отсеченному с ОДНОЙ стороны синусу...
 
Если убрать конденсатор из катода, то и 2-й гармоники тоже не будет. А звучание приборов с ООС лично мне нравится меньше, чем без оной.

Так вроде так и получится - убираем усиление (увеличиваем обратную связь конденстором), искажений (ограничений) нет, значит неважно каких там гармоник нет :), убираем обратную связь (вводим конденсатор), увеличивается усиление и добавляются гармоники. Автоматом все разом управляется :)
 
Если вместо катодного резистора поставить потенциометр, а электролит подключить к подвижному контакту, то усиление будет плавно регулироваться.
Это будет примерно в пределах 6 дб.

Если убрать конденсатор из катода
Без конденсатора звук, как бы динамичнее на слух.
 
Так вроде так и получится - убираем усиление (увеличиваем обратную связь конденстором), искажений (ограничений) нет, значит неважно каких там гармоник нет :), убираем обратную связь (вводим конденсатор), увеличивается усиление и добавляются гармоники. Автоматом все разом управляется :)
Можно, но лучше катод посадить на постоянный резистор, а конденсатор прицепить через потенциометр 5-10к (я так делал даже в одном преде). На АЦП в любом случае есть входной регулятор уровня, но вопрос даже не в гейне, а в разном характере звучания с конденсатором и без.
 
но вопрос даже не в гейне, а в разном характере звучания с конденсатором и без

1. А это плохо что характер разный? А может даже хорошо?
2. Тогда возможно правильно нарисовано - потенциометр на входе и неизменный коэффициент усиления. В сущности, как мне кажется, нужный диапазон регулирования насыщения - 12-20 дБ максимум.

Это будет примерно в пределах 6 дб.

Это зависит от соотношения резисторов.
 
схему, как в fig7 имеет смысл попробовать.

постоянный коэффициент усиления, без крутилок в катоде (тут не гитарный усил, где нужно усиление, зависящее от частоты)
Можно с и без кондёра (разный характер)

По лампам ... мне нравится ECC88 (Е88СС) ... ???это типа русская 6Н23П???
Очень линейная, не боится низкие нагрузки
вот ей бы вольт 150... но и 120 будет нармуль.

С этой лампой сопротивление в аноде можно будет делать около 10к (R3/R7) - шуметь будет сравнительно мало.

Входной потик - я бы поставил тоже около 10к, не больше. Во первых шум, во вторых завал на высоких из за входной ёмкости лампы... может при большом номинале потика залезть слишком низко. (частота завала минимальна, когда потик выкручен на половину). Хотя тут считать надо
Ну и раз транс 1:1, то и вход. сопротивление будет 10к. - по моему достаточно.

Второй потик Р2 - около 100к, думаю больше не надо. И не слишком много, и нагрузка не высокая.

Связки С1/R1 С4/R5 - по вкусу, кто где низ режет.
только нельзя забывать, что все суб-низа трансы и так подрежут.

R1,R5 - стандартный мегаом

Если потик далеко от сетки - лучше прям перед первой сеткой поставитъ 1к, будет давить радионаводки.

R2,R6 - вот тут определяется характер перегруза - тут можно поиграть.

Вот такие будут мои предложения
 
  • Like
Реакции: sunet
Без конденсатора звук, как бы динамичнее на слух.

На мой слух просто беднее гармониками и драйвом и менее интересно (хотя иногда в тему и лучше любых ОУ-усилителей), а вот фиксированное смещение должно все преимущества совмещать (пока не довелось проверить на практике самому - более опытные товарищи советуют, да и U47 тому доказательством). В студии, куда прибор ушел, конденсатор в катоде всегда введен на полную, знакомый называет это термином "прожаренный звук".
 
  • Like
Реакции: sunet
лучше прям перед первой сеткой поставитъ 1к, будет давить радионаводки.

Думаю этот фильтр будет полезен в любом случае.


только нельзя забывать, что все суб-низа трансы и так подрежут

Об этом не подумал, действительно... хотя те трансы которые я на днях прогонял по частотке спокойно брали от 20 Гц (ниже не пробовал) практически линейно до 20 кГц, правда без нагрузки.

Лампу для начала попробую 6H3. Но до этого надо еще уточнить то-другое...

постоянный коэффициент усиления, без крутилок в катоде

Значит поставлю пока тумблер - с конденсатором и без, послушаем.

Просьба подумать еще о файлах для тестов. У меня сейчас студия упакована, ничего под рукой нет - нужны голоса разные, гитара, может духовые, записи хорошего качества без обработки.
 
Будете пробовать 6Н3П, учтите, что 6Н3П-Е отличается весьма сильно по усилению, я к сожалению забыл записать, кто и как, хотя перебрал их с десяток. У меня есть один пред гибридный с 6Н3П, вот там и выяснилось это (разбирать неохота). В целом отличались они усилением в разы.
 
По лампам ... мне нравится ECC88 (Е88СС) ... ???это типа русская 6Н23П???
Очень линейная, не боится низкие нагрузки
вот ей бы вольт 150... но и 120 будет нармуль.
Я пробовал с лампой 6Н23П, и при низком напряжении хорошо работает, ток анода большой, малошумящая, но пришлось от неё отказаться, напряжение смещении сетки большое, но главная проблема, неустойчиво работает со звуком, почти на ультразвуке начинает заводится, свистит, правда не знаю, как ведут себя ECC88 (Е88СС), может стоит попробовать.
По схеме, если с трансом Т1, то Р1 R1 C1 не нужны, кондёр С2 пока убрать, R2 поставить 51 ом и последовательно от него к катоду поставить подстроечник на 1.5 к.

Будете пробовать 6Н3П, учтите, что 6Н3П-Е отличается весьма сильно по усилению,
Да, у них крутизна выше, надо учитывать.
 
С входным трансформатором по входу защита не нужна, большой всплеск сам транс не пропустит, от R4 последовательно от него к катоду поставьте подстроечник на 1.5 к. R8 попробуйте от 47к-22к-10к.
Накал лампы питайте через L7806.

От точки C1 R3 на сетку первой лампы, попробуйте последовательно поставить резистор 10 к.
 
Последнее редактирование:
нашел у себя два транса, ланпы и 6н1п и 6н3п и 6н23п, ура, нашел где выдрать 220х200V тоже ура, нашел тан и диоды, кстатикстатикстатикстатикстатикстати из тан что на 127 вывод имеет можно выход сделать для тестов прямо с первого триода, обратно ура! шассе нужно пилить тестовое, хорошие из железки от оптического привода получаются, в ближайший выходной видимо...
 
С входным трансформатором по входу защита не нужна, большой всплеск сам транс не пропустит

А в чем разница с выходным трансформатором? У меня запоминающий осциллограф, в конечном итоге я при макетировании проверю нужна ли защита вообще в данной схеме, но пока хотелось бы обсудить принципиально (допустим трансформатора нет) такую схему защиты.

от R4 последовательно от него к катоду поставьте подстроечник на 1.5 к.

Это для настройки рабочей точки?

Накал лампы питайте через L7806.

С накалом понятно, я это пока не рисую...


От точки C1 R3 на сетку первой лампы, попробуйте последовательно поставить резистор 10 к.

А вот это я просто забыл нарисовать... только думаю 10к много, скорее 1к.

шассе нужно пилить тестовое

Да, шасси прийдется делать, иначе наводки не дадут сделать измерения... :(
 
но пока хотелось бы обсудить принципиально (допустим трансформатора нет) такую схему защиты.
Я с трансом не пользовался никакой защитой, а вот без транса выход шунтировал параллельно по два последовательно и на встречу друг другу диоды д223.
 
параллельно по два последовательно и на встречу друг другу диоды д223.

Ну, это очень низкое напряжение... диод может начать приоткрываться и давать искажения... запас у нас до 15 В - выше которых могут вылететь микросхемы, потому, с запасом, я и выбрал стабилитроны на 12В.
 
по моему со второй лампой так не будет нормально работать.

сетка висит на земле, катод сильно выше не сдвинется - на катодном сопр будет слишком низкое напряжение - низкий ток через лампу.
Будет клипить почти сразу.

Так можно соединять, если С3,С5 нет, тоесть сетка 2.ой лампы поднята до уровня анода первой.


Посмотрите фиг.7 - там всё правильно.

R7 - поднимает сетку, R6 даёт смещение.
 
Не нужно там ничего вешать. Не для пионеров же делаете, а студийный прибор.

Заню несколько случаев когда в студии вылетало дорогое оборудование при включении от импульса со стороны лампового прибора...
 
Заню несколько случаев когда в студии вылетало дорогое оборудование при включении от импульса со стороны лампового прибора...
Очень странный случай, учитывая, что ламповые приборы стартуют плавно с прогревом накала.
 

Сейчас просматривают