Шенберг и число 13
Арнольд Шенберг, изобретатель двенадцатитоновой системы и главная фигура музыкальной нумерологии, в немузыкальных сферах жизни также был одержим цифрами. Он страшно боялся числа 13 (у психологов это называется «трискаидекафобия»). Например, он назвал свою оперу Moses und Aron, вместо традиционного написания Aaron, чтобы в названии было 12, а не 13 букв. Почему он так боялся, неизвестно, но он родился 13 сентября и считал это число своим проклятием, которое, как грозовая туча, висело над ним всю жизнь. Для него оно символизировало силы смерти и разрушения. Он упорно трудился, чтобы оно не взяло верх, всеми силами стараясь избегать его везде, где можно.
Он был убежден, что, если он по каким-то причинам – из-за творческого кризиса или чего-то еще, – прекращает работать над произведением, то, когда он к нему вернется, скорее всего окажется, что он остановился на такте, номер которого кратен 13. С его точки зрения, это доказывало, что число работает против него. Чтобы не поддаваться, он иногда нумеровал такты «12», «12а», а затем «14». Он пестовал свою одержимость, говоря, что это не суеверие, а вера. Она была центральной в его мировоззрении, и он не видел в этом ничего глупого.
Он подчинил жизнь разнообразным ритуалам и нумерологическим практикам, которые, как он считал, могут принести ему удачу и спасти от злого рока. Давая имена детям от второго брака, он выбрал Рональда и Роланда – анаграммы собственного имени. Но, когда он обнаружил, что в имени «Рональд» содержится определенный несчастливый нумерологический потенциал, то изменил его на Лоренс Адам, чтобы нечаянно не навлечь на ребенка проклятия несчастливым именем. Также, когда это было возможно, он избегал адресов с числом 13 и 13-х этажей.
Он настолько боялся силы числа 13, что был совершенно уверен в том, что умрет тогда, когда его возраст будет кратен 13. Поэтому очень боялся, к примеру, 65-го дня рождения. Он попросил товарища, астролога и композитора Дэйна Радьяра, составить ему гороскоп на этот судьбоносный год. Радьяр сказал, что, хотя данный период действительно опасен, это не означает, что он обязательно должен умереть. Он оказался прав; Шенберг прожил этот год и с огромным облегчением отпраздновал 66-й день рождения. Теперь он мог не беспокоиться до тех пор, пока ему не исполнится 78, если, конечно, он прожил бы так долго.
Но случилось нечто неожиданное. Ему исполнилось 76, и в тот год – 1951-й – астролог по имени Оскар Адлер (который также был музыкантом) написал ему письмо, предупреждая об опасности этого года из-за чисел его возраста: семь плюс шесть равно тринадцати. Шенберг был в ужасе. Видимо, при всей одержимости нумерологией, ему никогда не приходило в голову сложить цифры в возрасте. Он сказал друзьям, что, если переживет этот год, снова будет в безопасности, по крайней мере, на какое-то время.
По (дурному) стечению обстоятельств, в июле того же года случилась пятница, 13 – последнее, с чем Шенбергу хотелось сталкиваться. Он весь день провел в постели, совершенно вне себя от тревоги. Примерно за пятнадцать минут до полуночи его жена попыталась успокоить его, сказав, что день уже практически закончился, он пережил его, и, значит, волноваться не о чем. По всей видимости, он взглянул на нее и тут же умер. Суеверные поклонники композитора любят утверждать, что это произошло за 13 минут до полуночи. Наверное, можно сказать, что он сам себя напугал до смерти.
из Т.Рейнборн, Череп Бетховена.