В продолжение темы о "12-битном мастеринге", давайте поговорим о частотном диапазоне винила. Поскольку тестовыми пластинками со скользящим тоном мы не располагаем, будем черпать информацию с других пластинок
Прежде чем перейти к графикам и спектрограммам, предлагаю почитать статью о частотном диапазоне винила в... Википедии! На мой взгляд, она написана достаточно нейтрально и объективно.
Vinyl record (frequency response and noise, а также последующие разделы)
Вот некоторые положения оттуда:
Теперь посмотрим на спектрограммы. Начнем со звука колокольчиков, выложенного в теме про 12-битный мастеринг.
(справа указана шкала амплитуд)
Некоторые отголоски гармоник колокольчика видны вплоть до 90 кГц. Однако, поскольку у нас есть подозрения в нечестности данной записи, возьмём другие. Неплохой форум, где пользователи хвастают рипами ("needle-drops") с винила, - SteveHoffman.tv. Многие ссылки там уже умерли за давностью лет, но несколько последних рипов вполне скачиваются. Возьмем вот этот. Он сделан на частоте дискретизации 192 кГц, и автор полностью описывает свой комплект аппаратуры (тут даже не столь важно её абсолютное качество, как внимание к документации этого момента).
Фрагмент представляет собой попурри из нескольких записей с разных пластинок. Из анализа спектрограмм видно, что частотный диапазон практически всех записей простирается выше 20 кГц. Однако в деталях много различий. Некоторые записи имеют достаточно резкий срез частот на 20 кГц, а выше этой частоты простираются лишь отдельные кратковременные всплески. Другие записи имеют более равномерный спектр вплоть до самых высоких частот. Приведу пару спектрограмм для фрагментов, которые имеют наиболее естественное продолжение спектра выше 20 кГц:
(это на частоте 192 кГц)
Далее будем смотреть эту же запись на частоте дискретизации 96 кГц, чтобы было видно больше деталей и экономилось место на экране. Вот другой ее фрагмент:
Видно, что выше 20 кГц проникают лишь кратковременные всплески сигнала: хай-хэт, вокальные сибилянты, щелчки винила. В связи в этим встает вопрос:
присутствовали ли эти частоты в записываемом сигнале? Или они появились уже в процессе записи мастер-диска либо воспроизведения? Являются ли они просто нелинейными искажениями от сигнала, лежащего ниже 20 кГц? Я постараюсь завтра отчасти ответить на этот вопрос.
Прежде чем перейти к графикам и спектрограммам, предлагаю почитать статью о частотном диапазоне винила в... Википедии! На мой взгляд, она написана достаточно нейтрально и объективно.
Vinyl record (frequency response and noise, а также последующие разделы)
Вот некоторые положения оттуда:
- Стандарт RIAA для допустимого ухудшения качества виниловой пластинки таков: сужение диапазона до 20 кГц после одного проигрывания, до 18 кГц после трёх проигрываний, до 16 кГц после восьми, до 14 кГц после пятнадцати и т.д. - это уже свидетельствует о том, что при первых проигрываниях на правильной аппаратуре предполагается частотный диапазон как минимум в 20 кГц.
- Квадрофонические пластинки содержат сигнал до 45 кГц, т.к. кодируют дополнительные каналы методом модуляции в более высокий частотный диапазон.
- Частотный диапазон RIAA-предэквализации в резцах мастер-дисков составляет 50 кГц и начинает спадать после 50 кГц - это из другого раздела, про предэквализацию.
Теперь посмотрим на спектрограммы. Начнем со звука колокольчиков, выложенного в теме про 12-битный мастеринг.
(справа указана шкала амплитуд)
Некоторые отголоски гармоник колокольчика видны вплоть до 90 кГц. Однако, поскольку у нас есть подозрения в нечестности данной записи, возьмём другие. Неплохой форум, где пользователи хвастают рипами ("needle-drops") с винила, - SteveHoffman.tv. Многие ссылки там уже умерли за давностью лет, но несколько последних рипов вполне скачиваются. Возьмем вот этот. Он сделан на частоте дискретизации 192 кГц, и автор полностью описывает свой комплект аппаратуры (тут даже не столь важно её абсолютное качество, как внимание к документации этого момента).
Фрагмент представляет собой попурри из нескольких записей с разных пластинок. Из анализа спектрограмм видно, что частотный диапазон практически всех записей простирается выше 20 кГц. Однако в деталях много различий. Некоторые записи имеют достаточно резкий срез частот на 20 кГц, а выше этой частоты простираются лишь отдельные кратковременные всплески. Другие записи имеют более равномерный спектр вплоть до самых высоких частот. Приведу пару спектрограмм для фрагментов, которые имеют наиболее естественное продолжение спектра выше 20 кГц:
(это на частоте 192 кГц)
Далее будем смотреть эту же запись на частоте дискретизации 96 кГц, чтобы было видно больше деталей и экономилось место на экране. Вот другой ее фрагмент:
Видно, что выше 20 кГц проникают лишь кратковременные всплески сигнала: хай-хэт, вокальные сибилянты, щелчки винила. В связи в этим встает вопрос:
присутствовали ли эти частоты в записываемом сигнале? Или они появились уже в процессе записи мастер-диска либо воспроизведения? Являются ли они просто нелинейными искажениями от сигнала, лежащего ниже 20 кГц? Я постараюсь завтра отчасти ответить на этот вопрос.