ну вот тебе дали партитуру, ты её быстренько глазами пробежал и опух.. Там сплошные дивизи у струнных (могу кусочек показать если не веришь ))... Какими патчами из какой мик. группы ты будешь писать эту партитуру - изначально и на всём протяжении?никто ведь и не предполагает использовать только divisi
это она в дименшн венские пролазит (как сказал Тимо), а в хс я не слышу чего там пролазит со второй группы.Ведь даже в divisi микрофоны пролазит вся группа
если бы Феникс при создании этой библы ставил перед библой задачу исполнения пр-ний Шнитке, тогда это был бы актуальный вопрос. ) Но я предполагаю библу он делал для современной попсы. А также для использования как замазки в фильмах первого сорта, как основного состава в фильмах второго сорта (не отрицайте что таких полно и прежде всего именно в голливуде)), и для использования в играх и роликах к ним (коими Феникс и Ко и занимается в оставшееся от сэмплирования библ свободное время).но двизи может и группа поделенная на три, четыре и т.д. тогда что?
Чтобы изобразить полноценный аккорд достаточно 3-х нот - до-ми-соль, где до основа - тоника лада, соль - продление жизни тоники в виде доминантного тяготения и самая важная составляющая - терция ми, освечающая за эмоциональную составляющую гармонии этого аккорда - радость или грусть.. Вот Моцарту напр. хватало этих трёх звуков ), Кб в музыке его времени просто тупо дублировали виолончели, ибо никто не знал куда их в этот аккорд пихать. )
Потом выяснилось что ещё со времён Баха народ использует 4-й звук - си -бемоль, который усиливает тяготение в тонику в несколько раз, по сраавнению с просто доминантой, и пришлось вставлять этот си-бемоль в орк. партитуру и отдавать его какой-то из групп. Группа была окончательно поделена на 4 части - скрипки, альты, челлы и кб.
А вот уже после этого народу стало мало только радости или грусти и он подумал, а почему бы не приукрасить гармонию всякими доп-ми вторыми, шестыми, девятыми и пр. ступенями, красиво ведь звучит. ) Ведь нот-то у нас не три, и не 7, а целых 12.. Пиля. Весь вопрос лишь в том как расположить..
Простой эксперимент. Допустим у вас есть рэндообразный набор нот - до, ре, ми, фа-диез, соль там, ля ну и си-бемоль. Просто от фонаря. ) Берём эти ноты и нажимаем одновременно как аккорд в первой октаве все вместе. Красиво звучит? Нет!!! Скажете вы. А вот Шнитке сказал бы - да! это то что мне нужно! А теперь берём и располагаем этот аккорд в широкой раскладке - до и соль в большой октаве, ми и си-бемоль в малой, а ре-фа-диез и ля подряд в первой. Красиво звучит? Даааа!!! Выдохнете вы ). А вот Шнитке сказал бы - попса..
А что у нас получилось в результате широкого расположения этих рэндомных нот на самом деле? У нас получился политональный аккорд. В котором уже хрен кто разберёт где у него главное трезвучие, где второстепенное. ) И таких аккордов может быть 12 в 12-й степени. И при правильном расположении нот это будет звучать красиво.
Таким образом в орк. группах стало конкретно не хватать голосов для исполнения этих политональных аккордов. Нужны были доп-ные инструменты. Виолинули, альтоники, вилоонлечи и субконтробасятники. Их можно было изобрести и сделать, нет проблем, но проблема была в отсутствии свободного места на сцене. ) Поэтому решили просто и гениально - разделить уже существующие струнные группы пополам. Итого получилось не пять, сформировавшихся за 4 столетя, струнных групп, а 10! Итого стало возможным исполнять политональный аккорд аж из 10-ти нот одной большой и основной группой оркестра. (кстати подумайте почему именно 10, а не 11 и не 12, это тоже не случайно)). Правда при этом этот 10-ти нотный аккорд стал звучать в два раза тише, чем предыд. пятинотный, что является одной из основных проблем при написании партитуры для композиторов, имеющих представление о балансе групп, но таки не для тех, кто юзает библы. ) Это не наши проблемы, сказали бы мы им. )
И вот теперь скажи мне, @Alexlub, для чего эти пять струнных групп делить ещё на 3 или 4 части, если они и так в состоянии взять аккорд из фактически полного звукоряда и без проблем? Относительно музыки, которая планировалась Фениксом исполняться этой библой? То есть попсы. ) (в которой вообще в принципе сейчас используемся максимум септаккорд из 4-х звуков, а Кб вообще вычеркнуты из "партитуры" и заменены на бас-гитару).
Я работал с орк. фонограммами партитурного типа - и конкретно с партитурами, 15 лет, за это время вот таких 10-ти нотных аккордов в музыке с оркестром мне встретилось лишь 1 раз - в песне Дж. Майкла Brothers.. Он парень продвинутый, воспитывался на джазе, с развитым политональным слухом ), поэтому ему не в лом петь под оркестр, в котором яблоку некуда упасть в гармонической вертикали. Так вот это знаете какой год? А какой год создания хс знаете? )) Теперь скажите "куда катится этот мир.."
То есть - больше для попсы не нужно. Феникс записал эти его дивизи вообще как бонус ), типа на всякий для квасиков.) Ибо для современной попсы (включая и фильмы и игры) и пяти звуков в аккорде с головой..
Есть и ещё одна проблема, кот. на самом деле нужно рассмотреть отдельно, это разница в партитурном исполнении между живым и сэмплерным оркестрами. В живом, написанная сэмплерными библами партитура, будет звучать "жидко". Будет не хватать колорита и голосоведения. В сэмплерном же, написанная для живого партитура, будет звучать перенасыщенно и кашеобразно. Включая естесна и дивизи. Это проблема существует, но рассмотрение её в зачаточном состоянии..)) И с той и с другой стороны народ что-то подозревает, но что конкретно сформулировать не может. ) По-крайней мере на методическом уровне. Поэтому, писая струнные дивизи на партитурный лад общими (16 виолин и пр.) струнными патчами из библы, вы рискуете нарваться на то что остальным инструментам - деревянным, медным и пр. - в этой "партитуре" места уже попросту не будет. И после передачи этой партитуры в оркестр для исполнения живаго на сцене будет звучать тощий струнный состав. ) Собсна как это и происходит сейчас в "попсовых" пр-ях искусства, тех же лирических балладах, напр.
То же можно сказать и о разделении партий в других орк. группах. Напр. - для исполнения простого трезвучия были созданы флейта, гобой и фагот. Потом придумали и добавили кларнет ) - уже можно было исполнять септаккорд.. Ну и? Что дальше? (пикколо была создана для высветления большой флейты и практически всегда играет с ней в октаву, а англ. рожок используется как харАктерный (как и все контр) и играет там, где не играет основной гобой, так что их не берём) Придумать ещё 4-5 новых инструментов? Для того чтобы и у этой группы как и у струнной была возможность персонально взять аккорд из 10-ти звуков. Зачем.. Просто добавить инструментов. Умножить их кол-во на 2 или даже на 3 и нет проблем. Места на сцене, в отличие от кб им много не надо..
Скока в оркестре валторн? В основном составе 4. Спрашивается - почему именно 4? )
Скока труб? 4. Скока тромбонов? Ну да, три. Но и тесситура у них не особо располагает к игре септаккордов. Но каждая из этих групп может сыграть минимум трезвучие.. А целиком для всех медных теперь не проблема расписать любой политональный аккорд. Как и для деревяшек, помноженных всего-лишь на 2.. Больше просто не влезет на попсовую сцену (типа оркестрика венской филармонии на рождественском концерте ))
Конечно, можно удвоить и утроить. Но до Шнитке нам очень далеко, а Вагнера мы не пишем ), поэтому нас в данном случае может интересовать максимум только разделение струнных пополам, то есть дивизи, и то только в случае озвучивания партитур продвинутых композиторов крайнего столетия. )