FAQ: студия звукозаписи малыми средствами

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.077
6.382
113
65
Chisinau, Moldova
FAQ – студия звукозаписи малыми средствами.

Сразу скажу что лучшее решение при постройке новой студии это обратиться к специалисту, ибо существует немало проблемм которые могут возникнуть в конкретном помещении и которые надо будет решать вооружившись теорией.
Однако существует по крайней мере два случая когда обратиться к специалисту нет возможности – либо нет денег, либо специалиста просто нет в вашем городе...
Не стоит также забывать что «малыми средствами» оценка относительная, ибо очень дешево не будет в любом случае.
Я какраз заканчиваю студию для своих друзей и потому просто расскажу как там все было сделано. По моим подсчетам перестройка помещения обошлась в 4-5 тысячь долларов, без учета зарплаты 2-х рабочих в течение нескольких месяцев.

Итак вначале было бетонное помещение с размерами 9 х 9 м при высоте 3 м на 4-м этаже мебельной фабрики, гулкое и шумное. Естественно задача стояла не только погасить реверберацию, но и насколько возможно подавить проникновение шумов от оборудования фабрики и проходящей рядом дороги. При том что спонсор сразу предупредил что денег мало... Знакомая ситуация?
Начали с того что в окна установили тройные стеклопакеты, а на стены сообщающиеся с промышленными помещениями наклеили минеральную вату.
Было решено делать микрофонную кабину по принципу «комната в комнате», причем с размерами позволяющими репетировать там небольшому ансамблю для которого собственно студия и строится. С другой стороны заказчик не хотел лишаться трех больших окон. Как обычно была необходима комната отдыха, режиссерская, техническое помещение для ремонтных работ и небольшой склад.

Размеры кабины определили четыре листа ДСП уложенных рядом. Получилось 3.5 на 7 м. Первая возникшая проблемма – на что ставить кабину? Я хотел на старые автомобильные покрышки или на специальную вибропоглощающую резину, но резина оказалось очень дорогой, а идея со скатами заказчику не понравилась. Мои отношения с ним тогда еще были на начальном уровне, хотя потом сложились хорошо и я сожалею что не настоял на покрышках. На полу собрали контур из досок, прикрепили к полу и засыпали в него песок. На песок положили листы ДСП, на них шурупами прикрепили рейки 30х30 мм с шагом примерно 100 мм и на них еще 4 листа ДСП (промежутки также засыпали песком). Так получился пол.
Далее были изготовлены секции стен похожие на шкафы без дверей шириной в один лист ДСП (175 см.), глубиной порядка 60 см (треть листа) и высотой 275 см. По высоте шкафы были разделены тремя полками на равные части, а между полками стоя и под углом в примерно 45 градусов по отношению к задней стенке были установлены с помощью реек мембраны из ДСП, не доходящие до задней стенки, по три на каждой полке, итого 9 штук, образуя ловушки-лабиринты. Все стыки были проклеены и промазаны смесью клея ПВА и опилок. Сам «шкаф» изнутри, полки и мембраны были покрыты минеральной ватой URSA толщиной 50 мм (foto 1),. Далее секции были поставлены по периметру пола открытой частью внутрь кабины так чтоб они максимально свисали через край пола, но еще не переворачивались (чтоб не уменьшать площадь кабины) и прикреплены к полу и между собой. По контуру были забиты рейки и на них как бы вместо дверей был навешен еще один слой минеральной ваты (foto2) а сверху из четырех листов ДСП и реек был изготовлен потолок с коробом посередине – для жесткости и для крепления освещения (foto3). Со стороны окон в стене кабины были сделаны две толстые и тяжелые двери, которые предполагается оставлять открытими во время репетиций для доступа дневного света и воздуха и закрывать во время записи (foto 4) Полезная площадь кабины получилась примерно в 18 м.кв.

После завершения кабины, с отступом в 40 см. была построена каменная стена толщиной 20 см. отделившая от исходной комнаты режиссерскую (foto 5), а от нее комнату отдыха. Изнутри режиссерская была покрыта такими же звукопоглощающими «шкафами» как и микрофонная кабина, но только без собственных стен, с использованием для крепления полок, мембран и минеральной ваты стен самой комнаты. На потолке минеральная вата была закреплена на брусках толщиной 50 мм. Далее поверх минеральной ваты на все стены был набит в микрофонной кабине тонкий ковролин а в режиссерской ткань типа джинсовой . На пол уложен толстый ковролин.

В настоящий момент идет декоративная отделка помещений и приобретается оборудование. Когда все будет готово, думаю сделать еще несколько фотографий.

Несколько пока замеченных проблемм. Хотя я и просил, рабочие забыли заменить лампы дневого света. От них образуется явно ощутимое отражение. Прийдется переделывать. Также эхо возникает и от стекла комуникационного окна как в микрофонной так и в режиссерской. Заказчик захотел большое окно и я к сожаленью с этим согласился. Теперь как выход из положения на стекло будет навешена занавеска, убираемая при необходимости. Конечно при заполнении помещения эти проблеммы будут ощущаться меньше. Лучшим решением я считаю были бы два LCD телевизора и две видеокамеры, с полным отсутствием окна.

Выводы. Выполненая работа под силу не очень квалифицированному рабочему, материалы использовались недифицитные, их цена сравнительно невелика. Помещения заглушены сильно, об этом можно судить и по тому что при нахождении в нем начинает казаться громким шум движения крови по сосудам головы... Поглощение равномерное, низкие частоты не гудят, высокие не завалены.
Внешние шумы проникают слабо, даже визг пил мебельной фабрики скорее всего мешать не будет.

Victor Buruiana (sunet)
 

Вложения

  • Foto1.jpg
    Foto1.jpg
    36,3 KB · Просмотры: 741
  • Foto2.jpg
    Foto2.jpg
    31,3 KB · Просмотры: 614
  • Foto3.jpg
    Foto3.jpg
    34,8 KB · Просмотры: 592
  • Foto4.jpg
    Foto4.jpg
    30,2 KB · Просмотры: 559
  • Foto5.jpg
    Foto5.jpg
    41,6 KB · Просмотры: 748
Последнее редактирование:
вопрос
часто слышу про применение мин ваты в подобных целях.
А волокна в воздух попадающие - потом в лёгкие - нет такой проблемы?
Возможно просто сейчас её как-то решили. Понятное дело что это не стекловата, но всёж.
Если вы изучали этот вопрос, дайте информации. Мне в будущем будет полезно знать.
Спасибо.
 
  • Like
Реакции: Umbrella161
Когда еще свою студию "одевал" - боялся, маску одевал, но как оказалось от URSA ничего не летает, не чешется. Кроме того сверху ковролин.
 
<div class='quotetop'>Цитата(sunet @ Mar 26 2007, 11:06 PM) [snapback]426383[/snapback]</div>
Несколько пока замеченных проблемм. Хотя я и просил, рабочие забыли заменить лампы дневого света. От них образуется явно ощутимое отражение. [/b]
К сожалению, это не самое неприятное, что могут "подарить" ЛДС! Самое неприятное – высокий уровень электромагнитных помех. Однозначно – дневной свет из судии – вон!
<div class='quotetop'>Цитата(sunet @ Mar 26 2007, 11:06 PM) [snapback]426383[/snapback]</div>
Также эхо возникает и от стекла комуникационного окна как в микрофонной так и в режиссерской. [/b]
Если есть возможность, нужно стеклопакет установит под углом к стене – это резко снижает отражения, т.к. они меняют своё направление, и отправляются либо в пол, либо в потолок.
 
Под углом и поставили, не помогло... площадь большая, потом бывают неудачные совпадения некоторых углов. В следующей моей студии окна не будет, только видео!
 
пара вопросов:
1. "конструкционный" шум проникает при работе заводских станков?
2. как решали проблему кондиционирования/приточно-вытяжной вентиляции?
3. в режиссерской, наскока я понял, не делали тумбы, значит мониторов inwall не планируеццо?
4. как решены проблемы заземления и электропитания? в сети, наверное, там бог знает что твориццо, будете ставить кондиционеры питания или отдельный ввод? дизель (для бесперебойки) планируете ставить?
 
1. Шума мало, но микрофона там пока не было... а микрофон слышет иначе чем уши. Сколько раз было что исполнитель слышет какой-нибудь шум через вентиляцию а микрофон этого совсем не ловит! Бывает и наоборот.

2. Пока никак. Помещения довольно большие. Если понадобится они будут уже это решать сами наверное. Будет видно по ходу. Кроме того есть окна. Студия не поточная, можно и перерыв сделать.

3. Я в тех местах сделал две большие ловушки. Со временем туда можно мониторы вставить.

4. Сделано заземление по всем правилам и подведена отдельная фаза от освещения. Когда прибудет техника, будет ясно если нужны и другие меры.
 
<div class='quotetop'>Цитата(buncker @ Mar 26 2007, 11:16 PM) [snapback]426385[/snapback]</div>
вопрос
часто слышу про применение мин ваты в подобных целях.
А волокна в воздух попадающие - потом в лёгкие - нет такой проблемы?
Возможно просто сейчас её как-то решили. Понятное дело что это не стекловата, но всёж.
Если вы изучали этот вопрос, дайте информации. Мне в будущем будет полезно знать.
Спасибо.
[/b]

Я не работал с URSA - не знаю как она, но все другие ваты с которыми имел дело "пылили" очень сильно.
По своему опыту скажу, что обычную мин.вату ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно закрывать тканью.
Помимо чисто декоративного эффекта, это нужно делать как раз для сдерживания отслаивающихся волокон. Я выкладывал комнату ватой Rockwool и остатки "добивал" ватой "Комат". Так вот и та и другая достаточно сильно сыпятся. После выкладывания "коматом" вообще дышать тяжело - очень много частиц летает. После закрытия всей поверхности ваты декоративной тканью и смотриться всё намного лучше и дышиться легко и никаких неприятных запахов нет (неприкрытая вата слегка попахивает подвалом).
 
  • Like
Реакции: YarslaVK
просто на сколько я знаю, мелкие обломки волокон оседают в лёгких - и за несколько лет это приводит к довольно жутким вещщам. Т.е ватой не обязательно должно явно пахнуть чтоб лет за 5 набрать себе в лёгких свалку,
Еслиб вспомнить источник информации, я бы его указал.
При этом у меня возникают сомнения на счёт того что ткань - пусть даже самая толстая - сдержит частицы ваты.
Вся подлость в том, что эффект от вдыхания проявится не через месяц и не через два.
Но повторюсь - возможно какие-то виды минваты (тот же роквул) предназначенны для внутренней отделки помещений обитаемых - и там эта проблема решена (например можно запаять пласты в воздухонепроницаемые полиэтиленовые пакеты или что-то подобное)
Возможно кто-то имеет информацию реальную, какие-то документы или документацию - где этот момент обговаривается - было бы очень интересно и полезно узнать.
Повторю - читал неоднократно что именно роквул используют для этих целей, но вопрос здоровья человека штука важная - по этому вам тут мозг и мучаю расспросами.
 
Я однажды пытался закрыть минвату полиэтиленом. Поглощение на средних-высоких резко упало...
 
buncker, учитывая то, что эту практику (роквул, закрытый только слоем декоративной ткани) использует Ньюэлл и его представить в СНГ А.Кравченко - я думаю, что всё нормально. Я читал уже 2 книги Ньюэла, и учитывая то насколько ответственно он относится к проектированию студии (просто поражаюсь иногда, до каких мельчайших мелочей всё продумывает), я ПРОСТО УВЕРЕН, что он бы не пременил подобную технологию, если бы это было вредно для здоровья.
Не знаю, насколько это показательно, но опять же по практике: до закрытия ваты тканью, каждый день на столе накапливался слой пыли (естественно при ежедневной протирке ;) ). После закрытия - ну накапливается конечно, но не быстрее чем в нормальных комнатах.
 
На счёт ковролина для отделки мне кажется не совсем разумно его использовать ведь он не устраняет резонансы а всего лишь глушит комнату.

На счёт поподания ваты в лёгкие мне кажется если бы все частицы летающие в воздухе попадали в лёгкие всем людям на планете надо было бы ходить в больничку минимум раз в месяц чтобы извлечь из лёгких полкило всякого мусора.
 
Для резонансов на всех стенах ловушки глубиной 60 см. Кстати именно без ковролина помещение стало очень глухим - вата из ловушек съели все высокие, но после набивки ковролина частотка выровнялась.
 
  • Like
Реакции: Toki123456
hectorix, это к чему сказано? Никто не предлагал дышать ватой. Открытая вата - это не вариант, но и резонансы это тоже не вариант, если ставится задача качественной работы.

<div class='quotetop'>Цитата(vicnaum @ Apr 1 2007, 05:12 PM) [snapback]428763[/snapback]</div>
Стоп, насчет LCD - а монитор плоский тоже ж отражать будет, как и стекло?...
[/b]
Да, но размер монитора намного меньше.
 
Бетонные стены - это плохо, можно было застроить сибитом шума бы вообще не было ...
, а мебельная фабрика - хорошо! Доски прямо у них наверное брали
Для убийства акустики помещения мин. ваты, и досок конечно мало, тут много материалов нужно,
Пенопласт+ленолеум/рубероид+воздух для НЧ поглощения, Сендвичи (гипсокартон+линолеум/рубероид+гипсокартон) для СНЧ и СЧ поглощения, ну а для поглощения ВЧ все это дело обклеивается мин. ватой с внутренней стороны.
Но заглушенное помещение еще не есть студия звукозаписи, далее следует аккустический дизайн, суть которого корректировка звукопоглощения/звукоотражения и возможности создания требуемой акустической среды. Декоративно-акустическая оболочка: звукоотражающие панели, шторы, мягкая мебель и т. п.
 
[/quote]

А как ровнять частотку, на слух или по приборам?
И насколько безвозвратно могут быть сделаны ошибки при акустической отделке?
 
http://audiostop.ru

Упоминался, судя по поисковику, в 22 топиках, вроде бы полезный ресурс, особенно этот раздел:

http://audiostop.ru/wso/sound3.html

Ну и заодно посмотреть на процесс изготовления студий:

http://audiostop.ru/wso/sound6.html

У меня правда почему-то ничего не грузится, хотя раньше всё было ок :unsure:


Было бы интересно почитать, как сделать общую комнату (аппаратную и вокальную) в жилой комнате в квартире, то есть с условием, что в этой комнате живут люди и дышать минеральной ватой не хотят <_<
 
Да аудиостоп, а также акустикс, уже все там перечитал, особенно форумы.
Но не будем забывать, что эти компании занимаются проектировкой и строением студий, за это всё они получают деньги.
Это их ХЛЕБ! И понятно, что все тонкости они рассказывать не будут по понятным причинам.
Из-за этого хотелось бы более толкового объяснения (люблю, как Sunet пишет. Все лаконично и абсолютно понятно!), и может быть какие практические советы и траблы на которые можно напороться.
Когда делаешь для себя, то это, как правило, делается один раз.
Сомневаюсь, что кто-то вложит немалые деньги для того, чтобы потом все переделывать заново.
Т.к. первый блин всегда комом.

П.с. Так давайте попробуем избежать главных проблем прислушиваясь к другим и учиться на чужих ошибках.
 
Ну а всё же - что можно сказать об акустической отделке жилой комнаты? :unsure:
 
надо дырявым латексом обтянуть комнатку! :lol:

Как мне кажется, даже если соблюдать технологию иготовления зукоизоляции, то одинаковой акустики не получиться, одно дело глушнуть.

Кстати видел на одной студии стены, материал был похож на стрейч, а под ним пространство... :blink:
 
а как сейчас выглядит студия?

Dmytro_ua, сегодня был в акусти.ру, рассказал всё по материалам. как что класть, какими слоями и тд. о каких тонкостях он умолчал?
 
Есть вопросы - спрашивайте. Смогу - отвечу. Продолжения начатого материала к сожаленью не будет. Спонсор вдруг решил что на аппаратуру денег ему пока жалко и студию заморозил на год-два а может и насовсем...
 
Охренеть! Сколько работы и денег вложить, чтобы заморозить??
 
по поводу URSA - достаточно побывать на месте производства - и будет сразу понятно, можно ли работать в помещении с этой ватой без вреда здоровью или нет. Завод находится, если не ошибаюсь, где-то в подмосковье или Тверской области - у людей, которые живут в нескольких километрах от завода ночью выпадают "стекляные осадки" - по асфальту ходишь, как по битому стеклу. Опасность стекловаты заключается в том, что ни одна поверхность не закрыта - т.е. все стороны параллелепипеда способны сыпаться. Происходит это во время воздействия звуковых волн (как известно, стекловата поглащает верхний и средний диапазон частот). Единственное, что более не менее подходит для заглушки в качестве стекловаты - это листы Шуманет - лицевая сторона у них прокрашена чем-то - похожа на базальт. Остальные стороны открыты. Т.е. хотя бы с одной стороны есть защита. А вообще, стекловата очень вредна для лёгких - мельчайшие частитцы, которые оседают в лёгких, не выводятся из организма - со временем могут возникнуть астматические явления или даже онкология.
Кстати, насчёт вентиляции - если почитать литературу буржуев, этот аспект один из важнейших при проектировании. Сам ломаю голову, каким образом мне граммотно провести вентиляцию.
 
sunet, а как вы мерили "ровность" поглощения частот ?
 

Сейчас просматривают