FAQ – студия звукозаписи малыми средствами.
Сразу скажу что лучшее решение при постройке новой студии это обратиться к специалисту, ибо существует немало проблемм которые могут возникнуть в конкретном помещении и которые надо будет решать вооружившись теорией.
Однако существует по крайней мере два случая когда обратиться к специалисту нет возможности – либо нет денег, либо специалиста просто нет в вашем городе...
Не стоит также забывать что «малыми средствами» оценка относительная, ибо очень дешево не будет в любом случае.
Я какраз заканчиваю студию для своих друзей и потому просто расскажу как там все было сделано. По моим подсчетам перестройка помещения обошлась в 4-5 тысячь долларов, без учета зарплаты 2-х рабочих в течение нескольких месяцев.
Итак вначале было бетонное помещение с размерами 9 х 9 м при высоте 3 м на 4-м этаже мебельной фабрики, гулкое и шумное. Естественно задача стояла не только погасить реверберацию, но и насколько возможно подавить проникновение шумов от оборудования фабрики и проходящей рядом дороги. При том что спонсор сразу предупредил что денег мало... Знакомая ситуация?
Начали с того что в окна установили тройные стеклопакеты, а на стены сообщающиеся с промышленными помещениями наклеили минеральную вату.
Было решено делать микрофонную кабину по принципу «комната в комнате», причем с размерами позволяющими репетировать там небольшому ансамблю для которого собственно студия и строится. С другой стороны заказчик не хотел лишаться трех больших окон. Как обычно была необходима комната отдыха, режиссерская, техническое помещение для ремонтных работ и небольшой склад.
Размеры кабины определили четыре листа ДСП уложенных рядом. Получилось 3.5 на 7 м. Первая возникшая проблемма – на что ставить кабину? Я хотел на старые автомобильные покрышки или на специальную вибропоглощающую резину, но резина оказалось очень дорогой, а идея со скатами заказчику не понравилась. Мои отношения с ним тогда еще были на начальном уровне, хотя потом сложились хорошо и я сожалею что не настоял на покрышках. На полу собрали контур из досок, прикрепили к полу и засыпали в него песок. На песок положили листы ДСП, на них шурупами прикрепили рейки 30х30 мм с шагом примерно 100 мм и на них еще 4 листа ДСП (промежутки также засыпали песком). Так получился пол.
Далее были изготовлены секции стен похожие на шкафы без дверей шириной в один лист ДСП (175 см.), глубиной порядка 60 см (треть листа) и высотой 275 см. По высоте шкафы были разделены тремя полками на равные части, а между полками стоя и под углом в примерно 45 градусов по отношению к задней стенке были установлены с помощью реек мембраны из ДСП, не доходящие до задней стенки, по три на каждой полке, итого 9 штук, образуя ловушки-лабиринты. Все стыки были проклеены и промазаны смесью клея ПВА и опилок. Сам «шкаф» изнутри, полки и мембраны были покрыты минеральной ватой URSA толщиной 50 мм (foto 1),. Далее секции были поставлены по периметру пола открытой частью внутрь кабины так чтоб они максимально свисали через край пола, но еще не переворачивались (чтоб не уменьшать площадь кабины) и прикреплены к полу и между собой. По контуру были забиты рейки и на них как бы вместо дверей был навешен еще один слой минеральной ваты (foto2) а сверху из четырех листов ДСП и реек был изготовлен потолок с коробом посередине – для жесткости и для крепления освещения (foto3). Со стороны окон в стене кабины были сделаны две толстые и тяжелые двери, которые предполагается оставлять открытими во время репетиций для доступа дневного света и воздуха и закрывать во время записи (foto 4) Полезная площадь кабины получилась примерно в 18 м.кв.
После завершения кабины, с отступом в 40 см. была построена каменная стена толщиной 20 см. отделившая от исходной комнаты режиссерскую (foto 5), а от нее комнату отдыха. Изнутри режиссерская была покрыта такими же звукопоглощающими «шкафами» как и микрофонная кабина, но только без собственных стен, с использованием для крепления полок, мембран и минеральной ваты стен самой комнаты. На потолке минеральная вата была закреплена на брусках толщиной 50 мм. Далее поверх минеральной ваты на все стены был набит в микрофонной кабине тонкий ковролин а в режиссерской ткань типа джинсовой . На пол уложен толстый ковролин.
В настоящий момент идет декоративная отделка помещений и приобретается оборудование. Когда все будет готово, думаю сделать еще несколько фотографий.
Несколько пока замеченных проблемм. Хотя я и просил, рабочие забыли заменить лампы дневого света. От них образуется явно ощутимое отражение. Прийдется переделывать. Также эхо возникает и от стекла комуникационного окна как в микрофонной так и в режиссерской. Заказчик захотел большое окно и я к сожаленью с этим согласился. Теперь как выход из положения на стекло будет навешена занавеска, убираемая при необходимости. Конечно при заполнении помещения эти проблеммы будут ощущаться меньше. Лучшим решением я считаю были бы два LCD телевизора и две видеокамеры, с полным отсутствием окна.
Выводы. Выполненая работа под силу не очень квалифицированному рабочему, материалы использовались недифицитные, их цена сравнительно невелика. Помещения заглушены сильно, об этом можно судить и по тому что при нахождении в нем начинает казаться громким шум движения крови по сосудам головы... Поглощение равномерное, низкие частоты не гудят, высокие не завалены.
Внешние шумы проникают слабо, даже визг пил мебельной фабрики скорее всего мешать не будет.
Victor Buruiana (sunet)
Сразу скажу что лучшее решение при постройке новой студии это обратиться к специалисту, ибо существует немало проблемм которые могут возникнуть в конкретном помещении и которые надо будет решать вооружившись теорией.
Однако существует по крайней мере два случая когда обратиться к специалисту нет возможности – либо нет денег, либо специалиста просто нет в вашем городе...
Не стоит также забывать что «малыми средствами» оценка относительная, ибо очень дешево не будет в любом случае.
Я какраз заканчиваю студию для своих друзей и потому просто расскажу как там все было сделано. По моим подсчетам перестройка помещения обошлась в 4-5 тысячь долларов, без учета зарплаты 2-х рабочих в течение нескольких месяцев.
Итак вначале было бетонное помещение с размерами 9 х 9 м при высоте 3 м на 4-м этаже мебельной фабрики, гулкое и шумное. Естественно задача стояла не только погасить реверберацию, но и насколько возможно подавить проникновение шумов от оборудования фабрики и проходящей рядом дороги. При том что спонсор сразу предупредил что денег мало... Знакомая ситуация?
Начали с того что в окна установили тройные стеклопакеты, а на стены сообщающиеся с промышленными помещениями наклеили минеральную вату.
Было решено делать микрофонную кабину по принципу «комната в комнате», причем с размерами позволяющими репетировать там небольшому ансамблю для которого собственно студия и строится. С другой стороны заказчик не хотел лишаться трех больших окон. Как обычно была необходима комната отдыха, режиссерская, техническое помещение для ремонтных работ и небольшой склад.
Размеры кабины определили четыре листа ДСП уложенных рядом. Получилось 3.5 на 7 м. Первая возникшая проблемма – на что ставить кабину? Я хотел на старые автомобильные покрышки или на специальную вибропоглощающую резину, но резина оказалось очень дорогой, а идея со скатами заказчику не понравилась. Мои отношения с ним тогда еще были на начальном уровне, хотя потом сложились хорошо и я сожалею что не настоял на покрышках. На полу собрали контур из досок, прикрепили к полу и засыпали в него песок. На песок положили листы ДСП, на них шурупами прикрепили рейки 30х30 мм с шагом примерно 100 мм и на них еще 4 листа ДСП (промежутки также засыпали песком). Так получился пол.
Далее были изготовлены секции стен похожие на шкафы без дверей шириной в один лист ДСП (175 см.), глубиной порядка 60 см (треть листа) и высотой 275 см. По высоте шкафы были разделены тремя полками на равные части, а между полками стоя и под углом в примерно 45 градусов по отношению к задней стенке были установлены с помощью реек мембраны из ДСП, не доходящие до задней стенки, по три на каждой полке, итого 9 штук, образуя ловушки-лабиринты. Все стыки были проклеены и промазаны смесью клея ПВА и опилок. Сам «шкаф» изнутри, полки и мембраны были покрыты минеральной ватой URSA толщиной 50 мм (foto 1),. Далее секции были поставлены по периметру пола открытой частью внутрь кабины так чтоб они максимально свисали через край пола, но еще не переворачивались (чтоб не уменьшать площадь кабины) и прикреплены к полу и между собой. По контуру были забиты рейки и на них как бы вместо дверей был навешен еще один слой минеральной ваты (foto2) а сверху из четырех листов ДСП и реек был изготовлен потолок с коробом посередине – для жесткости и для крепления освещения (foto3). Со стороны окон в стене кабины были сделаны две толстые и тяжелые двери, которые предполагается оставлять открытими во время репетиций для доступа дневного света и воздуха и закрывать во время записи (foto 4) Полезная площадь кабины получилась примерно в 18 м.кв.
После завершения кабины, с отступом в 40 см. была построена каменная стена толщиной 20 см. отделившая от исходной комнаты режиссерскую (foto 5), а от нее комнату отдыха. Изнутри режиссерская была покрыта такими же звукопоглощающими «шкафами» как и микрофонная кабина, но только без собственных стен, с использованием для крепления полок, мембран и минеральной ваты стен самой комнаты. На потолке минеральная вата была закреплена на брусках толщиной 50 мм. Далее поверх минеральной ваты на все стены был набит в микрофонной кабине тонкий ковролин а в режиссерской ткань типа джинсовой . На пол уложен толстый ковролин.
В настоящий момент идет декоративная отделка помещений и приобретается оборудование. Когда все будет готово, думаю сделать еще несколько фотографий.
Несколько пока замеченных проблемм. Хотя я и просил, рабочие забыли заменить лампы дневого света. От них образуется явно ощутимое отражение. Прийдется переделывать. Также эхо возникает и от стекла комуникационного окна как в микрофонной так и в режиссерской. Заказчик захотел большое окно и я к сожаленью с этим согласился. Теперь как выход из положения на стекло будет навешена занавеска, убираемая при необходимости. Конечно при заполнении помещения эти проблеммы будут ощущаться меньше. Лучшим решением я считаю были бы два LCD телевизора и две видеокамеры, с полным отсутствием окна.
Выводы. Выполненая работа под силу не очень квалифицированному рабочему, материалы использовались недифицитные, их цена сравнительно невелика. Помещения заглушены сильно, об этом можно судить и по тому что при нахождении в нем начинает казаться громким шум движения крови по сосудам головы... Поглощение равномерное, низкие частоты не гудят, высокие не завалены.
Внешние шумы проникают слабо, даже визг пил мебельной фабрики скорее всего мешать не будет.
Victor Buruiana (sunet)
Вложения
Последнее редактирование: