Хотел пройти мимо этой темы, ибо мне до компетентности в вопросе как до Китая в кандалах. Но раз уж дискуссия свободная, вставлю свои пять копеек:
Я абсолютно убежден, что для нормального процесса формирования пианиста НЕОБХОДИМО заниматься исключительно на Steiway D. Даже не потому что это лучший рояль, а потому что это стандарт академической фортепианной музыки, и в любом более-менее приличном зале, в числе прочих непременно стоит именно он. Кроме того, поскольку это - стандарт, его способности к формированию звука оптимальны для самого широкого спектра музыки.
Только вот не уверен, что даже у всех звезд мирового масштаба была возможность обучаться на этих инструментах. У меня и подавно, 35% времени проведенного мной за инструментами приходятся на пианино "беларусь", 25% на два казенных общажных пианино "Енисей", 20% на казенный общажный "беби-гренд" чайка, 17% на консерваторские инструменты блютнер-естония разной степени убитости, и только 2-3% - на рояли экстра-класса, включая полностью отрегулированные стенвеи.
И вроде бы не мешает выдавать конкурсный результат на этих самых стенвеях, ибо воспитываются у нас, в первую очередь, уши. Которые должны точно знать, что они хотят услышать. И за неимением того самого качества многое приходится отдавать на волювоображения и некоторых костылей.
Правда есть еще момент. Сейчас я стал большим домоседом, и редко выбираюсь полноценно позаниматься на других роялях. После своей чайки, которая "туговата на ухо", скажем так, на адекватных инструментах поначалу проявляется жесткость. Но +- полчаса попривыкать, и все встает в норму.
А задумался я над этим вопросом, потому что ученик спросил вчера, что делать. у него дома так прекрасно все звучит, а приходит в зал - руки болят и половину нот не слышно?"
Родилась такая формулировка. У нас нет возможности заниматься на стенвее, по этому надо воспитывать свои уши там, где комфортнее всего - на своем пианино. Чтобы уши точно знали, что они должны услышать. И воспитывать руки на всех инструментах, которые попадутся, чтобы на них звучало так же, как и дома. А когда поймешь, что дома не звучит совсем так - пора записывать зал и заниматься там на стенвее.
Может правда, альтернативой вбухиванию миллионов на качественный домашний\рабочий мониторинг, имеет смысл предслышать конечный результат, максимально приблизиться к нему на знакомой как свои пять пальцев аппаратуре, и, при неудовлетворенности результатом на разном контроле - снимать студию на час на финальные штрихи?
У меня, блин, даже ушей нормальных нет, ибо для них надо еще интерфейс с усилителем покупать. А тратить 150$ на интерфейс с двумя предами, при трех микрофонах в наличии, когда можно взять роланд с 8-ю за 400$ тоже стремно. Так вот и выходит, что даже бюджетный ушной контроль вылетает в 900-1000 баксов.... А ближняя зона, скажем, на Н-ках, обойдется уже в 1,5К. Хотел зимой обзавестись ушами, да вот комп сгорел, пришлось отложить вопрос на неопределенный срок. Крутимся по бумбоксам-порталам, когда время и бюджет заказа позволяет....