А вот и йа! =)) С переведенной статьей, которую мне mezozoy подбросил)) Как оказалось, статья не очень интересная и морально устаревшая (ИМХО, если чо)). Но все-таки...
ВЫБОР ЗАПИСЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
Часть 5: В завершающей статье, рассматривающей альтернативные системы для записи и сведения Пол Вайт поделится описанием своей собственной системы и причинами ее создания.
Несколько месяцев назад я искал относительные достоинства других путей для записи и сведения музыки, но в этом месяце я создаю статью с более смешным путем, глядя на свою систему, которую я собрал и объясню свой выбор.
Сердце любой серьезной системы - микшер, так что я начну с него. Хотя вполне возможно микширование полностью в компьютере, используя мышь как главное орудие труда; но я решил выбрать железную контрольную панель, и мне требуется надежный и преданный микшер, просто когда я работаю со сторонними музыкантами, им не очень нравится когда я сижу, перезагружаю компьютер или бормочу что-то о конфликтах драйверов. Нынешний ассортимент цифровых микшеров колеблется от компактного Tascam TDM1000 и Yamaha 01V до Mackie d8b digital 8-buss и Tascam's TDM8000 с Yamaha 03D, 02R, Spirit 328 и новенького Ramsa DA7. Мне нравится самому перемещать фейдеры, и я не очень доверяю встроеным секвенсерам, которые хранят и изменяют положения самостоятельно, поэтому мой выбор пал на Yamaha 03D по его доступности в цене (Spirit, Ramsa и Mackie отсутствовали в то время), еще мне приглянулись встроенные эффекты 03D так же как динамика и четырехполосный параметрический эквалайзер на каждом канале.
Почему я взял цифровой микшер, когда вокруг полно хороших аналоговых пультов? Честно говоря, я не очень верю в превосходстве цифровых технологий над аналоговыми, в некторых случаях эквалайзеры оставляют желать лучшего, но что вы получаете - гораздо больший потенциал чем у аналоговых пультов (множество встроенных эффектов), плюс возможность восстановления всех параметров включая даже настройки эффектов, а не как у аналоговых - только кнопки отключения (mute) и фейдеров. Один недостаток таких агрегатов - их труднее понять интуитивно, потому что у них нет "отдельной кнопки для каждой функции" как у аналоговых. Но тем не менее, я подумал - если мир собирается оцифровываться, то и я должен вместе с ним, испытывая приемущества и сложности цифры. Несмотря на это, я принял необычное решение - не странный выбор оборудования, а способ коммутации.
Формат
Установка студии это не только правельный подбор железа, вам так же нужно все правильно и удобно расположить. У меня это микшер, комутация, патчбэй, несколько подвесных устройств с рэковыми стойками под ними. Клавиатура и компьютер так же расположены рядом, чтоб если вы работаете с секвенсером не возникло проблем с мониторами. Я просто разворачиваюсь на 90 градусов и слушаю то, что получилось.
Вся мебель для студии домашнего производства, из сосны или дуба и покрыта воском - здесь нет неряшливой краски или лака, воск дает хороший результат. Вы можете заказать весь материал в вашем местном мебельном магазине, если не хотите сами пилить. Вам просто останется склеить и сколотить. Рэковые стойки у меня это просто доски (20 х 30мм приблизительно\\ толщиной, я думаю - пр. пер.) приделанные внутри каркаса.
Устройства которые держатся на таких деревянных стойках все же лучше чем сверлить дырки под болты. Я использую даже тяжелые усилки и сэмплеры с помощью этого метода без проблем. Преимущетво такх деревянных реков, помимо их маленькой стоимости в том, что они могут стоять вплотную недавая никаких наводок друг другу.
Аналоговая Связь
Хотя у меня есть Power Mac с Logic Audio на нем, который обеспечивает мультитрековую запись на жесткий диск, я все же испульзую два Alesis ADAT в моей студии. Они управляются Alesis BCR (Big Remote Controller), который обеспечивает MIDI Time Code синхронизацию для микшера и секвенсера. Хотя просто запись на жеский диск соблазнительна, лента - достаточно дешевый способ архивации без линего копирования (бэк апа) и достаточно интуитивна в использовании и удобна. Не мало важно, что когда вы придете на следующий день все ваши дорожки будут там где должны, в хорошем качестве с хорошей синхронизацией.
Почему я сделал такой странный выбор? Ну, предпочтительно использовать ADATы подключив их через цифру к микшеру, я же решил использовать только аналоговые выходы, соеденить с патчбай'ем, чтоб я мог иметь целый набор аналоговых входов между ADAT и микшером. Иметь свободные инсерты для меня важно, потому что хоть у вас есть динамические процессоры в каждом канале 03D, будет время когда я захочу использовать какой-нибудь другой аналоговый процессор во время сведения. Что еще, 03D имеет только 8 вх\вых. для ADAT, так что я не смогу подключить - в общей сложности нужно 16 - оба ADAT, даже если бы очень захотел.
Честно говоря, большинство доступных цифровых микшеров не имеют инсертов для кассет (они всегда между микрофонным усилителем и входами преобразователей), так что если вы хотите использовать какие-то свои аналоговые процессоры для DAT, это единственное место куда вы можете включить финальный процессор когда сводите, но я могу использовать цифровое подлючение, когда мне не требуются никакие аналоговые обработки. Вы должны помнить, включая мастеринговые процессоры таким образом вы не услышите эффект вашей обработки.
Еще один нестандартный метод - я решил не записывать через 03D. Это не значит, что вы не можете так делать, но я предпочел идею использования дискретного микрофонного преампа подключая его к ADATным входам, и так как мои имеющиеся ADATы будут заменены на 20-битную версию, я не боялся потери качества на этапе записи из аналога в цифру. Для любого микрофонного сигнала которому нужен субгруппировка, такой как например для записи барабанов, я так же имею маленький микшер Mackie подключенный к patchbay, и, как постоянные читатели знают, маленький хорошо сделаный микшер неизменно означает сигнал чище, чем у большого микшера. Работая таким способом, 03D всегда показывает кассетный выходной сиганал, так что ничего не надо менять, но я так же допускаю, что вам понадобится больше устройств, когда подключите преам к кассете. Конечно, у 03D только 16 аналоговых моно входов и один аналоговый стерео, так что дальше я расскажу как я подключил свои MIDI модули и эффекты.
Выбор Оборудования: Эффекты
Микшер 03D имеет хорошие встроенны эффекты, так что, в теории, вам не нужно покупать другие устройства, но вот для лучшего ревера - Lexicon PCM90 самое оно. Так же как Lexicon MPX1 является очень хорошо звучащим и многоэффектным. Alesis Quadraverb использую только в клавишном миксе, у меня так же есть удобный в использовании процессор Alesis Wedge? который я подключаю к микшеру Mackie для общего реверба.
Выбор Оборудования: Компьютер и Софт
У меня есть много старых Маков дома, но я сомневаю, что даже если все их объеденить то они будут быстрее, чем Apple's G3s, поэтому это следующий пункт моих покупок. Почему я отношусь так фанатично к Мак'ам? Наверно потому что они хорошо сделаны - я всегда их использую, с ними редко когда что-нибудь происходит, а даже если и происходит я без проблем могу это исправить. Так же весь муз. софт чаще выпускается под Мак'и - это несомненно касается Logic Audio. Я нахожу интерфейс Мак'ов более интуитивным; мне почти не нужно обращатся к мануалу, что бы что то сделать. Я люблю Мак'и, но если вам нравится возится и исправлять все косяки, которые вдруг случились с вашим PC - я не буду вас отговаривать отказаться от него.
Мой выбор Logic Audio связан с тем что я раньше использовал C-Lab's Creator. Если вы только начинаете, Cubase VST делает те же операции очень похожим образом. Просто я выбрал Logic - она более продуманна, и теперь я тоже могу использовать в ней VST-плагины. Это отлично.
MIDI Модули
Моё первое решение было использовать клавиатуру Mackie 3204, чтобы оставить аналоговый стерео вход. Но, я использовал 3204 плюс 3204 расширенный, так получилось 32 стерео канала плюс восемь возвратов стерео эффектов. Это более чем достаточно, чтобы подключить все мои модули и так же оставить всегда подключенные к посылам 03D четыре основных процессора эффектов, с выходоми, подключенными непосредственно к четырем возвратам Mackie 3204. Так же хватит выходов, чтобы поключить все в моей Мак системе, для примера - Audiowerk8 card, - Мак обладает AV выходом и интерфейсом Pro Tools 888 I/O.
Требование эффектов для Mackie 3204 довольно незначительна, большенство синт-модулей теперь поставляются со встроенными эффектами, и с Logic Audio я так же могу добавить эффекты из Cubase VST-плагинов. Тем не менее, практично иметь хотя бы один железный ревер, и тут я так же использую свой старый Alesis Quadraverb, не потому что он мягче или безшумнее (это точно нет), но потому что дает такой своеобразный звук, который мне пока еще не удавалось эмулировать.
Одна существенная часть моей системы, которая не была описана (потому что у меня ее пока нет) - это одна из новых Alesis PCI карт, которая давала мне возможность передавать информацию из ADAT'ов непосредственно в Мак для редактирования, через оптический кабель. Для меня это одна из наиболее важных способностей ADAT кассет по сравнению с компьютером - вы получаете все преимущества кассетной записи описаных ранее, но если вам нужна не линейная тяжелая обработка, вы спокойно перегоняете все в компьютер, делаете все что нужно, и перегоняете обратно на кассету. Однажы я взял такую карту с оптическим интерфейсом, мне пондобился патчбэй чтоб соеденить с оптическими разъемами ADAT.
Выбор Оборудования: Синты и Сэмплеры
У таких плохих клавишников, как King Herod должен быть очень любящий менеджер, так что я использую гитару или гитарный синт где могу. Даже так, секвенсор помогает мне обманывать намного эффективнее, так я по окончании записи (не назову это даже "по окончанию игры"!) добовляю много с помощью миди-клавиатуры (простой Yamaha SY35) и у меня есть обширный выбор модулей для аккустического разнообразия. Мой Akai S2000 сделан чудесным бюджетным сэмплером, и теперь я имею быстрый CD-ROM, он загружает с его помощью семплы довольно быстро. Мой любимый девайс для создания звука все же - мой Wavestation SR. Если вы слышали его, вы знаете - он имеет много недостатков и прочего, но его звук просто изумителен!
Мое последнее приобретение это Roland JV2080. У него хороший набор GM, плюс в него можно спокойно загрузить свои собственные звуки. Эти звуки можно комбинировать, чтобы получить новое звучание и большой экран на нем значит, что я могу это беспроблемно делать! Оркестровые звуки наиболее впечатляющие, в них есть даже хорошее пиано, которое звучит лучше чем мой пиано-модуль Yamaha EMT10, который можно убрать и освободить место в рэковой стойке! Тем не менее, мой модуль физического моделирования Yamaha VL70m остается - экспрессию (выражение) которое можно получить используя breath controller абсолютно стоит того! Один антиквариат я все таки оставлю, мой Kawai K1m - он немного неудобный и у него нет фильтров, но из него можно выжать очень красивый текстурный звук! Один недостаток, это то, что потом приходится чистить на два раза от шума, но все-такаки он стоит того!
Как На Этом Работать?
После нескольких комерческих сессий, кажется что все работает довольно не плохо. Короткий путь сигнала несомненно работает - я никогда раньше не работал в такой тишине, чистоте записи через мультитрековый микшер.
Нужно слегка подкорректировать, чтоб писать дубли; вы конечно можете просто сделать на микшере так, чтоб вокал писался на следующий трек кассеты, но тут есть проблема надо будет подписать какой микрофон подключен к какому преампу. Но мне это не нужно, так как я не использую такой способ записи, и хотя звук не много будет отличаться, это звучит чище. Я все еще пользую встроеные эквалайзеры, но так же могу подключить и внешние эквалайзеры, если что-то правда очень критическое. Тут так же будет мало потерь качества, если использовать аналоговые входы.
Первоначально, я боялся, что подключив аналоговый рэковый микшер Mackie к 03D стерео вход я получу значитильную порцию лишнего шума, но это оказалось не так. Неиспользуемые каналы 3204 - mute, и шумы, которые производит сам микшер становятся почти неслышны. Как правило, большинство шумов происходят из синт-модулей, но когда у меня появился выбор, какой из них использовать - это не являлось такой уж большой проблемой, как раньше. Я так же был удивлен, какие чистые (тихие) входы-выходы у Мак'а. Вам нужно сделать уровень как можно выше, это поможет использовать гейт и сделать тишину реально тишиной, но для добавления гитар или каких-нибудь еденичных лупов - это будет нормально. Мак хорошо чистить вх.\вых. сигналы, и это спасет меня от покупки новой звуковой карты, - это то, что нужно учитывать при выборе Мак'а или PC (последний зачастую требует дополнительной траты денег на новую звуковуху)
Для проектов, где ваша система является слишком "цифровой", к выходу из микшера можно подцепить внешний процессор (как мой Ridge Farm Gas Cooker или SPL Vitalizer), чтобы изменить характер звука. Потому что, внешние модули хоть и легко подключить, но вы все же большее время будете работать со встроеными эффектами и динамическими процессорами. Компрессор не добавляет характер, но он обеспечивает прирост громкости. Я жду, когда смогу попробовать новые консоли от Spirit, Mackie, Tascam и Ramsa, я думаю они каждые звучат уникально, возможно даже лучше аналоговых консолей.
Выбор Оборудования: Дополнительно
С таким набором, мне бесспорно нужно несколько простеньких микрофонных ампов, и компрессор Drawmer 1960, просто чтоб можно было бы их объеденить, как я иногда делаю при записи. К тому же я использую Symetrix двойной преамп и Focusrite Platinum, и конечно в мой Mackie 3204 воткнуто больше двух преампов (если есть место). Я так же люблю добавить Joemeek boxes в эту цепочку, т.к. люблю звучание этого компрессора, и SSM chip-based mic amps тоже иногда неплохо подходит. Небольшой Mackie 1202 или 1404 очень хорошо подходит для записи ударных.
Большенство моих аналоговых "примочек" от Drawmer, я так же имею SPL Classic Vitalizer (для моего уха, это лучший классически звучащий Vitalizer в своем роде) и SPL De-
esser. Еще достойное "железо" которое можно упомянуть, это Palmer Junction Box гитарный спикер симулятор\DI, гитарная преамп-педаль Mesa Boogie V2 и Ridge Farm Gas Cooker tube DI box который очень подходит для "теплого" звучания гитары. Я так же люблю подключать Hootersound mic preamp/compressor на вход в Мак. Сделаная Ted Fletcher и Joemeek fame штуковина очень проста и в то же время является очень хорошим преампом и плавным компрессором.
Выбор Оборудования: Мониторинг, Мастеринг & Прочее
На данный момент я использую пару активных Klark Teknik Jade мониторов, которые дают мне прекрасный звук уже долгие годы, они дают мне прекрасный чистый звук, что я не нуждаюсь больше ни в чем. Я так же имею пару пассивных ATC SCM20s в другой комнате, которая хороша для проверки на финальном этапе. Для стерео мастеринга я обычно пользуюсь Tascam DA20, хотя иногда и DA30 MkII. Я нахожу обе эти модели хорошими и надежными. Я так же использую Tascam 32 open-reel stereo machine так как она предназначена для других DAT, иногда клиенты приходят ко мне с open-reel кассетами для мастеринга.
Как и всем читателям SOS мне нравятся микрофоны Neumann U47 или 87, но я правда не могу объяснить их стоимость. Большенство времени я использую Rode NT1 или же Audio Technica 4033, они оба дают превосходный звук для их ценовой категории, и их звук очень отличается, так что лучше иметь оба экземпляра. Еще у меня есть Русская (!) Oktava MK219, она всегда меня удивляет своим большим, чистым звуком, и еще у меня есть Beyer MC740, который, как мне кажется, недооценивают.
Пожалуй мой любимый динамический, это Sennheiser 421, он уже такой старенький, но все еще превосходен, как для вокала, так и для Бочки. Конечно же у меня есть парочка Shure SM58s, и не смотря на свой возраст они все так же выдают классический "теплый" звук. У меня есть и парочка дешевеньких электретных мик-ов Audio Technica, и ATM 89R. Завершает мою коллекцию Soundfield SPS422.
Итог
То что я тут описал, это не полная система маленькой студии (мне б такую "маленькую"... )) - пр. пер.), это просто то что работает у меня, и я знаю что в скором времени я опять все поменяю - это у меня всегда так. Но я думаю, что эти статьи помогут вам подумать о своей студии с другой стороны. Вместо того чтоб ставить траиционную "правильную" записывающую систему, вы можете пойти своим путем и выбрать все что будет нужно вам для работы. С описаным сегодня оборудованием вы можете сделать профессионально звучащую запись за маленькие деньги, и вам больше не нужен будет гараж чтоб держать там все добро.
© 1998 Sound On Sound Limited.
З.Ы. Mezozoy, я тут откопал SOS за 2005 год. Еще не смотрел)) Но если что, прицепляй статьи - буду переводить. (правда теперь чуть медленнее, ибо работа не дремлет
)