Секвентарные Зациклы или нематические размышления о роли и месте компрессора в истории отдельно взятой страны.......
Постоянно натыкаясь в инете на вопросы о принципах работы, устройстве, назначении и необходимости применения компрессоров, я с большим удивление обнаружил, что число таких вопросов растёт в математической прогрессии к числу бесчисленных статей, очерков и обзоров посвящённых этой теме. И вот что интересно - чем больше в информации о компрессорах присутствует знаний и терминов, тем больше непросвещённых людей остаётся после изучения данных материалов. В крайнем случае не непросвещённых, но запутанных и "обестолкованных"....
Ключ к разгадке проблемы: - наш музыкальнотехнический народ, и так не сильно избалованный знаниями, не стремился, не стремится и не будет стремиться эти знания полУчить и углУбить, а занят простой, интересной, захватывающей игрой - поиском пресловутой волшебной кнопки, при нажатии которой происходит акусическо-хитовое чудо. Не буду лишать людей надежды, предложу лишь своё обобщённое и СИЛьНО утрированное представление устройства и предназначения данного класса приборов.
Иногда, при создании микса, человеку необходима третья или четвёртая-пятая рука, для того, чтобы в нужный момент и в нужном месте потянуть за пимпочку или фейдер.
Господь дал всего две руки, но почему-то много инструментов и бек-вокалов. Иногда рук не хватает, а бестолковая жена или подруга, хотя и обладает дополнительной парой рук, тем не менее не в состоянии ими пользоваться вне кухни или постели
Поэтому ушлые то-ли британские, то-ли немецкие, то-ли неважно какие парни, сработали и замудрили такой приборчик как компрессорчиг. Который есть не что иное, как: - " Аппаратная эммуляция автоматических действий виртуальной руки виртуального звукорежа" или говоря по-русски, иммитация третьей руки.
Что у компрессора внутри, нас пока не еб...не интересует, а вот снаружи у него есть несколько кнопок или ручек с красивыми фирменными названиями. Для того чтобы понять, что эти ручки делают и для чего они предназначены, попытаемся проследить действие нашей с вами руки, лежащей на фейдере микшера. В тот момент, когда на вход микшера поступает сигнал, мы делаем его громче, двигая фейдер вверх, или тише - двигая фейдер вниз. Нужное направление движения подсказывает нам наш мозг исходя не только из вкусовых качеств, но и из технической необходимости. Если сигнал будет слишком громок - мы рискуем попасть на деньги, если слишком тих - хрен услышит кто прекрасно сыгранную партию. Поэтому есть некоторые точки громкости, относительно которых наш моск пытается выстроить супермикс. По отношению к компрессору, такая точка относительного замера громкости называется TRESHOLD, что по русски значит просто ПОРОГ. Эта точка порога компрессора просто определяет что будет считаться громким и естественно тихим по отношению к ней, и что и когда будет нами мочится и удавливаться. Представьте себе дверь и дверной порог. Если порог будет вровень с полом, а пол к тому же и паркетный, да мастикой намазаный - всякая шваль может кататься туда сюда через порог вашей двери(при условии что дверь открыта). Но стоит вам поднять порог вашей двери на полметра, наложив например груду кирпичей - и ....для того чтобы пройти к вам, придётся поджать яйца или задирать юбки, а всяким шипиздикам вообще будет трудно пройти. Причём порог можно соорудить не только снизу, но и сверху, и тем самым регулировать величину "дырки проникновения".
Смотрим дальше на нашу "руку". Предположим, что на вход микшера поступает не просто сигнал, а сигнал записи работы метронома: - ...тук-тук, тук-тук, тук-тук.
Всё нормально, всё тикает, всё путём. Но предположим, что нехорошие дяду вложили в ваш метроном взрывное устройство в 100 грамм тринитротолуола которое срабатывает на каждом пятом туке метронома....Если вы заранее знаете об этом и сидите в бронежилете и в бункере, то для защиты ваших динамиков от "выплева" после пятого тука метронома, вы естественно потянете фейдер микшера вниз, к себе, стараясь уменьшить громкость "бу-буха" и скорость с которой вы потянете фейдер на себя называется АТАКА КОМПРЕССОРА.
Если вы будете тянуть так же медленно как осёл тянет свою телегу( медленная атака) - вы рискуете не вовремя убрать громкость сигнала и попасть на новые динамики для мониторов. А убрав слишком быстро - исказить звучание звука( но об этом попозже. Подведём промежуточный итог:
Имеем сигнал и относительну комфортную точку громкости в голове(тук метронома)
Но знаем(treshold-точка порога), что скоро грохнет, поэтому ждём последнего тука метронома для того чтобы убрать громкость сдвинув фейдер на некоторое расстояние вниз. Это расстояние есть RATIO или величина компрессии. Если мы сдвинем фейдер вниз до упора - мы тем самым вообще заглушим бубух, выставив тем самым величину компрессии в бесконечность. Что означает - чтобы в наш микшер потом не дуй, оттуда всё равно получишь ....ничего. Но если мы хотим наш бубух не совсем заглушить а лишь немного убавить в громкости, мы сдвинем фейдер например до половины или четверти расстояния, которое будет соответствовать некоторым величинам компрессии типа два к одному и три к одному. Зная что после нашего бубуха всё стихнет и метроном застучит обратно, мы естественно должны поднять фейдер до первоначального состояния, и то время между концом "опущения фейдера" и "началом его поднятия", т.е то время которое фейдер торчит внизу - называется HOLD. Если мы выставим hold например в один час -это значит что компрессор, опустив фейдер до низкого уровня, будет находиться внизу ровно один час, после чего начнёт подниматься наверх. Так мы не только туки метронома пропустим, но и многое другое, поэтому для того чтобы не пропустить тук, мы должны на holde выставить такое значение, чтобы компрессор успел вернуться в первоначальное состояние до того, как прозвучит следующий за бубухом тук. Причём фейдер может вернуться в первоначальное состояние почти мгновенно, но и также с определённой заданной заранее скоростью. Эта скорость возвращения называется - RELISE.
Предположим ещё, что после бабаха, в нашем метрономе что-то сломалось и не все туки стали одинаково громкими - некоторые стали тише чем надо, и чтобы компенсировать потери в громкости, нам придётся добавить её на некоторых тихих звуках двинув фейдер дальше чем первоначальное состояние. Величина или расстояние, на которое мы увеличим громкость называется GANE.
Разумеется, что в приличном, для настоящих пацанов сделаном компрессоре, все эти величины можно произвольно устанавливать и тем самым настраивать регулировки довольно тонко иммитируя движение руки звукача.